УИД 19RS0002-01-2022-000011-66 Дело № 2-384/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 февраля 2022 года г. Черногорск
Черногорский городской суд Республики Хакасия
в составе председательствующего Дмитриенко Д.М.,
при секретаре Бойко А.В.,
с участием прокурора Рамишвили Е.В.,
представителя ГБУ РХ «Социальная гостиница» ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Черногорска в интересах неопределенного круга лиц к Министерству труда и социальной защиты Республики Хакасия, Государственному бюджетному учреждению Республики Хакасия «Социальная гостиница» о возложении обязанностей в части обеспечения антитеррористической защищенности объектов,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Черногорска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Министерству труда и социальной защиты Республики Хакасия (далее также «Министерство»), Государственному бюджетному учреждению Республики Хакасия «Социальная гостиница» (далее – ГБУ РХ «Социальная гостиница», Учреждение), просил обязать:
1) Министерство труда и социальной защиты Республики Хакасия в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу осуществить финансирование затрат Учреждения на следующие мероприятия:
- затраты на подготовку и переподготовку должностных лиц по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), и служебной информацией ограниченного распространения об антитеррористической защищенности объекта (территории);
- затраты на установку ограждения объекта (территории);
2) ГБУ РХ «Социальная гостиница» в течение трех месяцев с момента выделения Министерством денежных средств на финансирование соответствующих затрат обеспечить:
- подготовку и переподготовку должностных лиц (работников) по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения;
- организовать и осуществить мероприятия по установлению ограждения объекта (территории).
Исковые требования мотивированы тем, что в результате проведенной прокуратурой г. Черногорска проверки соблюдения законодательства об обеспечении антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Республики Хакасия установлено, что на поднадзорной территории расположено ГБУ РХ «Социальная гостиница». Обследование и категорирование Учреждения проведено в период с 14.02.2020 по 19.02.2020, соответствующий акт составлен 28.02.2020, паспорт утвержден и согласован с УФСБ России по Республике Хакасия и ОВО по г. Черногорску – филиалом ФГКУ «ОВО ВНГ России по Республике Хакасия», объекту присвоена 1 категория. Актом обследования и паспортом безопасности объекта определен перечень мероприятий, в числе которых в целях исключения бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории), а также для воспрепятствования неправомерному проникновению на объект (территорию) предусмотрена необходимость установки ограждения по периметру объекта. Мероприятие по установлению ограждения объекта в течение 12 месяцев, определенных п. 14 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2016 № 410), не выполнено. При этом вышеуказанное мероприятие было отражено в предыдущем паспорте безопасности объекта (2017 год). В связи с его невыполнением 24.12.2019 руководителю Учреждения прокурором города внесено представление, по результатам рассмотрения которого сообщалось о направлении в Министерство соответствующих заявок. Помимо изложенного, в результате проверки установлено, что подготовка и переподготовка должностных лиц по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), и служебной информацией ограниченного распространения об антитеррористической защищенности объекта (территории) не проведена. Непринятие надлежащих мер по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, находящегося в ведении Учреждения, нарушает права проживающих граждан, работников учреждения и иных граждан на охрану жизни и здоровья, а также на защиту от террористических посягательств.
В судебном заседании помощник прокурора г Черногорска Рамишвили Е.В. требования поддержал по вышеизложенным основаниям.
Представитель ГБУ РХ «Социальная гостиница» ФИО1, действующая на основании доверенности, против удовлетворения иска возражала, поскольку Учреждением, финансируемым из республиканского бюджета, неоднократно направлялись заявки в адрес учредителя на строительство ограждения, однако денежные средства до настоящего времени выделены не были. Также полагала невозможным исполнение решения в заявленный прокурором срок (3 месяца), поскольку для выполнения работ необходимо сформировать техническое задание, разместить его, то есть объявить торги, провести их, затем определить победителя и заключить с ним договор, на что уйдет около двух месяцев, после этого начинается выполнение работ, для чего остается всего один месяц, в связи с чем просила в случае удовлетворения иска установить для Учреждения срок исполнения решения суда 5-6 месяцев.
Представитель Министерства труда и социальной защиты Республики Хакасия, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав доводы прокурора, объяснения представителя ГБУ РХ «Социальная гостиница», исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных и оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму в Российской Федерации основывается в том числе на следующих основных принципах:
- обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
- системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;
- приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно п. 4 ст. 5 вышеуказанного Федерального закона Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса);.
Во исполнение приведенных положений постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2016 № 410 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" (далее – Требования № 410), устанавливающие комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - объекты (территории), включая вопросы инженерно-технической укрепленности этих объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий) (пункт 1).
В соответствии с подп. «г» п. 15 Требований № 410 антитеррористическая защищенность объекта (территории) независимо от его категории обеспечивается путем осуществления комплекса мер, в том числе направленных на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объекта (территории), посредством подготовки и переподготовки должностных лиц (работников) по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения.
На объектах (территориях) первой категории дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 15 настоящих требований, осуществляются оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны и (или) обеспечение охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций (подп. «а» п. 17 Требований № 410).
Как следует из материалов дела, ГБУ РХ «Социальная гостиница» на праве постоянного (бессрочного) пользования владеет земельным участком площадью 6 443,9 кв.м., расположенным по адресу: ***, на котором находится принадлежащее на праве собственности Республике Хакасия здание социальной гостиницы площадью 1 660,2 кв.м., переданное в оперативное управление Учреждению (копии свидетельств о государственной регистрации права *** от ***, *** от ***, *** от ***).
*** директором Учреждения утвержден согласованный с УФСБ России по Республике Хакасия и ОВО по г. Черногорску – филиалом ФГКУ «ОВО ВНГ России по Республике Хакасия» Паспорт безопасности ГБУ РХ «Социальная гостиница».
*** директором ГБУ РХ «Социальная гостиница» издан приказ № 05-ОД «Об организации работы по антитеррористической защищенности объекта и защиты служебной информации ограниченного расптространения».
Из объяснений директора Учреждения от 08.11.2021 следует, что в соответствии с паспортом безопасности объекта одним из мероприятий является установление ограждения по периметру объекта, однако в установленный Требованиями № 410 срок (12 месяцев) данное мероприятие не выполнено в с связи с отсутствием финансирования, заявки на которое направлялись на постоянной основе. Подготовка и переподготовка сотрудников Учреждения по работе с документами ограниченного распространения не проводилась.
Указанные объяснения подтверждаются представленными ответчиком в материалы дела заявками Учреждения от 23.05.2019, 22.05.2020, 08.06.2021, 20.01.2022 в адрес Министерства труда и социальной защиты Республики Хакасия о выделении финансирования на установку ограждения по периметру объекта.
Таким образом, до настоящего времени указанные выше требования законодательства Российской Федерации в части обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) Учреждением не исполнены.
Соблюдение требований законодательства обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) необходимо для защиты жизни, здоровья, имущества граждан, проживающих в Учреждении, работников Учреждения и иных лиц на защиту от террористических посягательств, соответственно, неисполнение данных требований влечет нарушение прав неопределенного круга лиц.
В силу положений ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Согласно ч. 1 ст. 3 указанного выше Федерального закона некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Статьей 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено. По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения (ч. 5).
Из Устава ГБУ РХ «Социальная гостиница», утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 29.12.2006 № 382, следует, что Учреждение является некоммерческой организацией, учредителем которой является Правительство Республики Хакасия, отдельные функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство труда и социальной защиты Республики Хакасия (пункты 1.2, 1.5). Собственником имущества Учреждения является Республика Хакасия (пункт 1.6). Источниками формирования имущества Учреждения являются: имущество, закрепленное за Учреждением на праве оперативного управления; субсидии из республиканского бюджета Республики Хакасия; средства от приносящей доход деятельности; добровольные имущественные взносы и пожертвования; другие не запрещенные законом поступления.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
При изложенных выше обстоятельствах доводы прокурора г. Черногорска нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, в силу чего требования прокурора о возложении на Министерство обязанности в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить финансирование затрат Учреждения на установление ограждения объекта (территории) и на подготовку и переподготовку должностных лиц по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), и служебной информацией ограниченного распространения об антитеррористической защищенности объекта (территории), подлежат удовлетворению.
Возражений против иска, в том числе в части срока исполнения решения суда, от Министерства не поступило.
Доводы представителя ГБУ РХ «Социальная гостиница» о необходимости отказа в иске к Учреждению в связи с отсутствием надлежащего финансирования со стороны учредителя подлежат отклонению, поскольку данное обстоятельство не может являться основанием для освобождения юридического лица от выполнения мероприятий в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий).
Более того, предъявленные прокурором г. Черногорска исковые требования предусматривают обязанность Учреждения по выполнению соответствующих мероприятий лишь после выделения Министерством финансирования на их реализацию.
Определяя срок исполнения решения суда Учреждением, суд принимает во внимание доводы представителя ГБУ РХ «Социальная гостиница» о необходимости учета времени для формирования технического задания, проведения торгов, заключения контракта и непосредственного выполнения работ, с учетом чего полагает необходимым установить данный срок длительностью 4 месяца со дня выделения Министерством денежных средств на соответствующие цели.
Руководствуясь ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Иск удовлетворить.
Возложить на Министерство труда и социальной защиты Республики Хакасия обязанность в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить финансирование Государственного бюджетного учреждения Республики Хакасия «Социальная гостиница» на следующие мероприятия:
- затраты на подготовку и переподготовку должностных лиц по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), и служебной информацией ограниченного распространения об антитеррористической защищенности объекта (территории);
- затраты на мероприятия по установлению ограждения объекта (территории).
Возложить на Государственное бюджетное учреждение Республики Хакасия «Социальная гостиница» обязанность в течение 4 (четырех) месяцев со дня выделения Министерством труда и социальной защиты Республики Хакасия денежных средств на финансирование соответствующих затрат обеспечить:
- подготовку и переподготовку должностных лиц (работников) по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения;
- организацию и выполнение мероприятий по установлению ограждения объекта (территории).
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Верховный Суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Д.М. Дмитриенко
Мотивированное решение составлено 22.02.2022.