ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-384/2024 от 30.01.2024 Серпуховского городского суда (Московская область)

Дело № 2-384/2024

УИД 50RS0044-01-2023-006740-77

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 января 2024 года Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Козловой Е.В.

При секретаре судебного заседания Емелине А.Д.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-384/2024 по иску Министерства имущественных отношений Московской области к Хорикову Антону Анатольевичу о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка,

Установил:

Истец Министерства имущественных отношений Московской области обратился в суд с требованиями к ответчику Хорикову А.А. и просит взыскать с ответчика в пользу истца плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка площадью 847 кв.м. с кадастровым <номер> в размере 214 257,97 руб., земельного участка площадью 972 кв.м. с кадастровым номером <номер> в размере 245 746,87 руб.

Свои требования истец мотивирует тем, что в соответствии с уведомлением Управления Росреестра по Московской области от 11.05.2021 № 15вх-19358 об изменении на основании утвержденных правил землепользования и застройки вида разрешенного использования земельного участка изменен вид разрешенного использования земельных участков площадью 847 кв.м. с кадастровым <номер> и площадью 972 кв.м. с кадастровым <номер>, расположенных по адресу: Московская область, г.о. Домодедово, д. Кучино, с вида разрешенного использования «для создания крестьянского хозяйства «Колосок» на вид разрешенного использования «для ведения личного подобного хозяйства» (приусадебный земельный участок), находящихся в собственности Хорикова А.А. Министерство имущественных отношений Московской области на основании Постановления Правительства Московской области № 1190/57 от 31.12.2013 осуществило расчет платы за изменение вида разрешенного использования и направило собственнику земельных участков Хорикову А.А. уведомления от 11.05.2021 № 15вх-19358 на сумму 214 257,97 руб. и 245 746,87 руб. соответственно. Уведомления ответчиком получены в соответствии с отчетом об отслеживании отправления с официального сайта Почты России. Собственник земельных участков считается уведомленным о размере платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка со дня получения уведомления о размере платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка или со дня возврата уполномоченному органу заказного письма (ч. 15 ст. 5.1 Закона № 23/96-03). В связи с тем, что ответчик не произвел оплату за изменение вида разрешенного использования земельных участков, Министерство имущественных отношений Московской области направило в адрес ответчика претензии от 22.06.2023 №15СДИ-1011 на сумму 214257,97 руб,, и от 20.06.2023 № 15СДИ-947 на сумму 245746,87 руб. До настоящего времени плата за изменение вида разрешенного использования земельных участков в бюджет Московской области не поступила. В соответствии с ч. 19 ст. 5.1 Закона № 23/96-03 плата взимается в бюджет Московской области по нормативу 100% при изменении вида разрешенного использования земельных участков под различные виды жилой застройки (индивидуальную жилую, блокированную, малоэтажную, многоквартирную, среднеэтажную, многоэтажную (высотную)), ведение личного подсобного хозяйства, ведение дачного хозяйства (до 01.01.2019 г.), ведение садоводства. В соответствии с ч. 10 ст. 5.1 Закона № 23/96-03 в случае невнесения собственником земельного участка платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки в срок уполномоченный орган обеспечивает взыскание платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в судебном порядке. Пунктами 13.36.1 и 13.36.2 Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, утв. постановлением Правительства Московской области от 29.10.2007 г. № 842/27, установлено, что органом, уполномоченным на осуществление расчета размера платы за изменение вида разрешенного использования земельных участков и уведомление собственников о размере указанной платы, является Министерство имущественных отношений Московской области. Изменение вида разрешенного использования земельных участков на основании правил землепользования и застройки (ч.ч. 9, 12 ст. 5.1 Закона № 23/96-03) законодательство не предусматривает возможность возврата к исходному.

Представитель истца Министерства имущественных отношений Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в котором на исковых требованиях настаивал в полном объеме.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося представителя истца в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Ответчик Хориков А.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что на момент написания заявления в Росреестр для изменения вида разрешенного использования земельных участков, оба участка находились в территориальной зоне сельскохозяйственного производства, что соответствовало правилам землепользования и застройки, а так же генеральному плану г.о. Домодедово. Установление правилами землепользования и застройки вид разрешенного использования земельного участка «для ведения личного подсобного хозяйства» указанные земельные участки истца имели код 1.16 «для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках», предусматривающий процент застройки в зоне СХ-3, равный нулю, который не предусматривает право застройки, в связи с чем Мособлимущество не имело права производить расчет налога на изменение кадастровой стоимости земельных участков, т.к. указанное противоречит п.3 ст.5.1 Закона Московской области № 23/96 «О регулировании земельных отношений в Московской области», согласно которому налог взимается только в случае, когда вид разрешенного использования предусматривает строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства. Кроме того, просил принять во внимание, что при взыскании в судебном порядке с собственника смежного с истцом земельного участка платы за изменение вида разрешенного использования, истцу судом было отказано.

Письменные возражения ответчика приобщены к материалам дела (лд. 124-125).

Выслушав ответчика, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Установлено, что собственником земельного участка площадью 847 кв.м. с кадастровым <номер> и земельного участка площадью 972 кв.м. с кадастровым <номер> является Хориков А.А., согласно сведений ЕГРН ( л.д. 16-17, 37-41, 78-79, 97-101).

По состоянию на 24.11.2023 года вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми <номер> определен – «для ведения личного подсобного хозяйства» (лд. 37-41, 97-101).

Согласно сообщению Управления Росреестра по Московской области от 29.04.2021 №13а-00094/21 в адрес Министерства имущественных отношений Московской области направлен перечень земельных участков, в отношении которых было осуществлено изменение их вида разрешенного использования за период с 10.06.2019 по 10.06.2020 (л.д. 20, 80). В указанном перечне содержится информация об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми <номер>, находящихся в собственности Хорикова А.А. с «Для создания крестьянского хозяйства «Колосок» на «для ведения личного подсобного хозяйства» (л.д. 21, 81).

07.07.2021 за исх.№ 15исх-21372 и 15исх-21373 года Министерством имущественных отношений Московской области в адрес Хорикова А.А. направлены уведомления о размере платы за изменение вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми <номер> и необходимости уплаты в тридцатидневный срок 214 257,97 руб. и 245 746,87 руб. соответственно ( л.д. 22-25, 82-85).

22.06.2023 и 20.06.2023 Министерством имущественных отношений Московской области в адрес Хорикова А.А. направлены досудебные претензии с просьбой внесения оплаты за изменение вида разрешенного использования ( л.д. 26-29, 86-89).

В материалы дела стороной истца представлен расчет платы за изменение вида разрешенного использования с «Для создания крестьянского хозяйства «Колосок» на вид разрешенного использования «для ведения личного подобного хозяйства». За земельный участок с кадастровым <номер> плата составляет 214 257,97 руб., с кадастровым <номер> - 245 746,87 руб. ( л.д. 13, 74).

Ответчиком в материалы дела представлена информация Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, согласно которой в Правилах землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Домодедово Московской области, утвержденных постановлением администрации г.о. Домодедово Московской области от 21.06.2021 № 1240, земельные участки с кадастровыми <номер>, и территория кадастрового квартала <номер> были расположены в территориальной зоне сельскохозяйственного производства (СХ-3). (л.д. 126-131).

Согласно положениям ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах Московской области и находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается на основании заявления этого лица при условии внесения им платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, определяемой в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, нормативным правовым актом Московской области, с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на дату подачи указанного заявления видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования.

Порядок внесения платы за изменение вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на территории Московской области, установлен статьей 5.1 Закона Московской области № 23/96-03 "О регулировании земельных отношений в Московской области", а также принятым на основании указанной статьи постановлением Правительства Московской области от 31.12.2013 № 1190/57 "Об утверждении порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития Московской области, и перечня муниципальных образований Московской области, в границах которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается".

В соответствии с законодательством Московской области плата взимается в бюджет Московской области по нормативу 100% при изменении вида разрешенного использования земельных участков под различные виды жилой застройки (индивидуальную жилую, блокированную, малоэтажную многоквартирную, среднеэтажную, многоэтажную (высотную)).

Плата взимается при изменении вида разрешенного использования на основании:

- Решения Правительства Московской области о включении земельного участка в границы населенного пункта и об одновременном изменении его вида разрешенного использования (ч. 1 ст. 5.1 Закона N 23/96-03);

-Решения органа местного самоуправления муниципального образования Московской области об изменении вида разрешенного использования земельного участка (ч. 3 ст. 5.1 Закона N 23/69-03);

- Разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка, предоставленного уполномоченным органом - Главархитектурой Московской области (ч. 5 ст. 5.1 Закона N 23/96-03);

- Правил землепользования и застройки (ч. 9, 12 ст. 5.1 Закона N 23/96-03).

В соответствии с пунктами 13.36.1, 13.36.2 Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 29.10.2007 N 842/27, органом, уполномоченным на осуществление расчета размера платы за изменение вида разрешенного использования земельных участков и уведомление собственников о размере указанной платы, является Министерство имущественных отношений Московской области (Минмособлимущество).

На основании ч. 4 ст. 5.1 Закона № 23/96-03 решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования отменяется органом местного самоуправления муниципального образования Московской области в случае невнесения собственником земельного участка в полном объеме платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в срок. При этом вид разрешенного использования земельного участка подлежит возврату к виду разрешенного использования земельного участка, установленному на день подачи заявления.

Судом установлено, что в соответствии с уведомлением Управления Росреестра по Московской области от 11.05.2021 № 15вх-19358, по заявлению ответчика изменен вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми <номер>, находящихся в собственности Хорикова А.А., с ВРИ «Для создания крестьянского хозяйства «Колосок» на ВРИ «для ведения личного подсобного хозяйства».

При таких обстоятельствах, Министерство имущественных отношений Московской области осуществило расчет платы за изменение вида разрешенного использования земельных участков и направило Хорикову А.А. уведомления от 07.07.2021 с просьбой в срок не позднее 30 дней после его получения внести в бюджет плату за изменение вида разрешенного использования земельных участков, которое было оставлено без исполнения.

В соответствии с ч. 15 ст. 5.1 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-03 собственник земельного участка считается уведомленным о размере платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка со дня получения уведомления либо со дня возврата уполномоченному органу (Министерству имущественных отношений Московской области) заказного письма.

Согласно ч. 16 ст. 5.1 указанного Закона собственник земельного участка обязан внести плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка в 30-дневный срок со дня получения уведомления.

Поскольку плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не поступила в бюджет Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области направило в адрес Хорикова А.А. претензию от 20 и 22.06.2023, до настоящего времени плата за изменение вида разрешенного использования земельных участков в бюджет Московской области не поступила.

Доводы стороны ответчика о том, что вид разрешенного использования земельного участка был им изменен в связи с утверждением Правил землепользования и застройки гг.о. Домодедово Московской области, однако несмотря на такое изменение строительство либо реконструкция объектов капитального строительства, исходя из месторасположения земельных участков не предусматривается, поскольку земельный участок находится в зоне сельскохозяйственного производства и процент застройки равен нулю, не освобождают его от внесения платы за изменение ВРИ.

В соответствии с постановлением Правительства МО от 31.12.2013 № 1190/57 "Об утверждении Порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, Перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития Московской области, и Перечня муниципальных образований Московской области, в границах которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается" размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка определяется Министерством имущественных отношений Московской области с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на день подачи заявления собственника земельного участка видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования.

Кроме того, положения ст. 5.2 Закона N 23/96-03 устанавливают случаи, когда плата за изменение ВРИ не взимается:

вид разрешенного использования земельного участка изменяется на вид разрешенного использования, указанный в градостроительном плане земельного участка, утвержденном до 19 апреля 2013 года;

вид разрешенного использования земельного участка изменяется на вид разрешенного использования земельного участка, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию на земельном участке объекта капитального строительства, относящегося к видам объектов капитального строительства, имеющим важное социально-экономическое значение для развития Московской области и включенным в перечень, утвержденный Правительством Московской области;

земельный участок, вид разрешенного использования которого изменен, расположен в границах муниципального образования, включенного в перечень, утвержденный Правительством Московской области с учетом социально-экономического развития муниципального образования.

Статья 5.2 Закона N 23/96-03 предусматривает исчерпывающий перечень оснований для освобождения собственника земельного участка от внесения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка.

Спорный объект недвижимости не попадает под вышеуказанные случаи, в связи с чем, оснований для освобождения от платы за изменение ВРИ не имеется.

В данном случае закон прямо предусматривает платность процедуры изменения ВРИ, вне зависимости от установленного ранее ВРИ, до утверждения Правил землепользования и застройки г. Домодедово, и фактически было изменено на основной ВРИ в соответствии с Правилами землепользования и застройки.

Ссылка ответчика на решение Видновского городского суда от 14.12.2023, не вступившего в законную силу, вынесенного в отношении Хохлова И.Н., которым в удовлетворении аналогичных требований Министерства имущественных отношений Московской области было отказано, не может являться основанием для отказа в удовлетворении настоящих требований, предъявленных к истцу.

При таких обстоятельствах, проверив расчет платы за изменение вида разрешенного использования земельных участков, представленный истцом, суд принимает его в качестве допустимого доказательства, и полагает необходимым взыскать с Хорикова А.А. в пользу истца плату за изменение вида разрешенного использования земельных участков с кадастровым <номер> в размере 214 257,97 руб., с кадастровым <номер> в размере 245 746,87 руб., а также в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию в соответствующий бюджет государственная пошлина в сумме 7 800,00 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Хорикова Антона Анатольевича, <дата> рождения, уроженца г. Серпухова Московской области, в пользу Министерства имущественных отношений Московской области плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка площадью 847 кв.м. с кадастровым <номер> в размере 214 257,97 руб., земельного участка площадью 972 кв.м. с кадастровым <номер> в размере 245 746,87 руб., а всего в сумме 460 004,84 руб. (четыреста шестьдесят тысяч четыре руб. 84 коп.).

Взыскать с Хорикова Антона Анатольевича, <дата> рождения, уроженца г. Серпухова Московской области, государственную пошлину в бюджет муниципального образования городской округ Серпухов Московской области в размере 7 800,00 руб.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в месячный срок со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Е.В. Козлова

Решение суда в окончательной форме составлено 01 марта 2024 года