ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3852/20 от 26.03.2021 Ленинскогого районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

Дело № 2-408/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 марта 2021 года

Ленинский районный суд г. Смоленска

в составе:

председательствующего (судьи) Макаровой К.М.,

при секретаре Болоткиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Смоленска к Администрации г. Смоленска о возложении обязанности по разработке паспортов благоустройства дворовых территорий,

установил:

прокурор Ленинского района г. Смоленска с учетом уточненных требований обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации г. Смоленска о возложении обязанности по разработке паспортов благоустройства дворовых территорий по следующим адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>. В обоснование иска указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения органом местного самоуправления законодательства при реализации национального проекта «Жилье и городская среда», приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», в ходе которой установлено, что ответчиком в нарушение требований действующего законодательства в ходе подготовки к реализации муниципальной программы «Формирование современной городской среды в городе Смоленске» паспорта благоустройства дворовых территорий не разработаны.

Представитель прокуратуры Ленинского района г. Смоленска ФИО1 в судебном заседании уточненные требования поддержала в полном объеме.

Представитель Администрации г. Смоленска ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований.

Правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации и координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования урегулированы Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

В соответствии с п. 5 ч. 5 ст. 11 вышеуказанного закона к документам стратегического планирования, разрабатываемым на уровне муниципального образования, относятся муниципальные программы.

В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 07 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Правительством Российской Федерации утверждена национальный проект «Жилье и городская среда».

Протоколом от 18 апреля 2017 года № 5 президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам утвержден паспорт приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды».

Протоколом от 24 декабря 2018 года № 16 президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам утвержден паспорт национального проекта «Жилье и городская среда», в который включен федеральный (приоритетный) проект «Формирование комфортной городской среды».

По делу установлено, что в соответствии с распоряжением Администрации г. Смоленска от 07 июля 2017 года № 151-р/адм утвержден Перечень муниципальных программ, реализуемых на территории города Смоленска.

Положениями п. 5 указанного Распоряжения в данный Перечень включена муниципальная программа «Формирование современной городской среды в городе Смоленске».

Постановлением Администрации города Смоленска от 18 октября 2017 года № 2860-адм утверждена муниципальная программа «Формирование современной городской среды в городе Смоленске».

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды утверждены Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 2017 г. № 169.

Согласно пп. «а» п. 14 Правил от 10 февраля 2017 года № 169, пп. «е» п. 11.2 Методических рекомендаций по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», утвержденных Приказом Минстроя России от 18 марта 2019 года № 162/пр физическое состояние дворовой территории и необходимость ее благоустройства определяются по результатам инвентаризации дворовой территории, проведенной в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Порядок проведения инвентаризации дворовых и общественных территорий, объектов недвижимого имущества и земельных участков, уровня благоустройства многоквартирных жилых домов и земельных участков, предоставленных для их размещения утвержден Приказом Департамента Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 09 июня 2017 года № 75-ОД.

В силу п. 1 указанного Порядка порядок проведения инвентаризации дворовых территорий определяет процедуру создания, корректировки (актуализации), согласования и утверждения паспорта благоустройства дворовой территории.

В соответствии с п. 2.3, п. 3.1 Порядка от 09 июня 2017 № 75-ОД паспортом благоустройства дворовой территории является электронный документ (электронный паспорт) установленной формы, содержащий инвентаризационные данные о территории и расположенных на ней элементах, проектные решения, выполняемые в рамках содержания территории и в случаях, установленных законодательством, облагораживания территории, а также перечень выполняемых работ. Паспорт разрабатывается на все дворовые территории, расположенные в муниципальном образовании, по форме согласно приложению к настоящему порядку.

Согласно п. 3.2 Порядка от 09 июня 2017 № 75-ОД границы территорий, на которые разрабатываются Паспорта, устанавливаются исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления Смоленской области.

В силу п. 3.8.1 Порядка от 09 июня 2017 № 75-ОД новый паспорт разрабатывается в случае образования новой дворовой территории, разделения существующей дворовой территории на несколько дворовых территорий, объединения нескольких дворовых территорий, а также в случае отсутствия утвержденного Паспорта на дворовую территорию. Во всех остальных случаях проводится актуализация существующего паспорта.

Кроме того, в силу пп. «в» п. 5.2 Методических рекомендаций от 18 марта 2019 № 162/п при формировании региональных программ рекомендуется осуществить следующие мероприятия на уровне муниципальных образований (в том числе в порядке подготовки к формированию муниципальных программ): постановку муниципальным образованиям задачи по анализу к определенному сроку текущего состояния территории муниципальных образований-проведение инвентаризации и составление документов (в том числе в электронном виде), описывающих все объекты благоустройства, расположенные на территории муниципального образования, их техническое состояние, типологизацию указанных объектов, а также структуру собственности земельных ресурсов и объектов благоустройства (по видам собственности), нанесение описываемых объектов благоустройства на карты.

Таким образом, обязанность по разработке паспортов благоустройства дворовых территорий, расположенных на территории Ленинского района г. Смоленска, по результатам инвентаризации дворовых территорий, возложена на орган местного самоуправления – Администрацию города Смоленска.

В ДД.ММ.ГГГГ года Администрацией города Смоленска в рамках подготовки к реализации муниципальной программы «Формирование современной городской среды в городе Смоленске», утвержденной Постановлением Администрации города Смоленска от 18 октября 2017 года № 2860-адм, проведена инвентаризация 659 дворовых территорий.

Вместе с тем, проведенной прокуратурой Ленинского района г. Смоленска проверкой соблюдения требований законодательства при реализации национального проекта «Жилье и городская среда», установлено, что Администрацией г. Смоленска в нарушение требований пп. «а» п. 14 Правил от 10 февраля 2017 № 169, п. 3.1 Порядка от 09 июня 2017 № 75-ОД в ходе подготовки к реализации муниципальной программы «Формирование современной городской среды в городе Смоленске» паспорта благоустройства дворовых территорий не разработаны.

По фактам выявленных нарушений прокуратурой района в адрес Главы города Смоленска ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства, связанного с реализацией мероприятий приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», которое рассмотрено и удовлетворено.

До настоящего времени выявленные прокуратурой нарушения не устранены, паспорта благоустройства дворовых территорий, расположенных на территории Ленинского района города Смоленска, до настоящего времени не разработаны, договоры, контракты, соглашения с организациями на осуществление работ по разработке паспортов благоустройства дворовых территорий не заключались.

По смыслу п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа предполагает полную ответственность органа местного самоуправления за решение названных вопросов, затрагивающих повседневные проблемы населения данного муниципального образования.

Необходимость разработки паспортов благоустройства дворовых территорий обусловлена социальной значимостью выполнения мероприятий муниципальной программы «Формирование современной городской среды в городе Смоленске», реализуемой в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» и приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды». Неисполнение Администрацией города Смоленска обязанности по составлению паспортов благоустройства дворовых территорий влечет причинение существенного вреда охраняемым интересам общества и государства.

При таком положении, суд возлагает на Администрацию г. Смоленска обязанность по разработке паспортов благоустройства дворовых территорий по следующим адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

обязать Администрацию г. Смоленска осуществить разработку паспортов благоустройства дворовых территорий по следующим адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано либо опротестовано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца.

Председательствующий К.М. Макарова

Мотивированный текст решения изготовлен 02 апреля 2021 года.

«КОПИЯ ВЕРНА»подпись судьи К.М. Макаровасекретарь судебного заседания Ленинского районного суда г. Смоленсканаименование должности уполномоченного работника аппарата федерального суда общей юрисдикции Е.А. Болоткина (Инициалы, фамилия)02 апреля 2021 г.

Ленинский районный суд г. Смоленска

УИД: 67RS0002-01-2020-004621-39

Подлинный документ подшит в материалы дела № 2-408/2021