Дело № 2 – 3853/08 – 2017 г.
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
12 октября 2017года г. Курск
Ленинский районный суд г. Курска в составе
председательствующего судьи Масловой Л.А.,
при секретаре Семыкиной В.В.,
с участием представителя истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2;
прокурора – ст.помощника прокурора Центрального административного округа г. Курска Назарова Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда г. Курска гражданское дело по иску ФИО3 к Курской таможне о восстановлении на работе, о признании контракта о службе в таможенных органах действующим, исключении записи в трудовой книжке, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, судебных расходов,
установил:
ФИО3 обратилась в суд с иском к Курской таможне о восстановлении на работе, о признании контракта о службе в таможенных органах № от ДД.ММ.ГГГГ действующим, исключении записи в трудовой книжке об увольнении, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда в размере 20000 рублей, судебных расходов по оплате услуг адвоката.
Свои требования истец мотивировала тем, что она проходила службу в таможенных органах РФ с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ занимала должность начальника отдела применения инспекционно-досмотровых комплексов (далее - ИДК) Курской таможни. В ДД.ММ.ГГГГ с ней был заключен контракт о службе в таможенных органах Российской Федерации со ДД.ММ.ГГГГ сроком на 3 года на должность начальника отдела применения ИДК Службы организации таможенного контроля (приказ Курской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№-км «О заключении контракта с ФИО3»). В 2016 году по результатам проводимых в таможне организационно-штатных мероприятий, связанных с реорганизацией и упразднением Службы организации таможенного контроля таможни с истицей под давлением был заключен контракт о службе в таможенных органах в должности начальника отдела применения ИДК № (приказ Курской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№-к «О назначении ФИО3»), со ДД.ММ.ГГГГ, но уже сроком на 1 год, при этом существенных изменений условий контракта не произошло, а кроме того она была введена в заблуждение заместителем начальника таможни ФИО11, исполняющим со ДД.ММ.ГГГГ обязанности начальника таможни, который устно пообещал истице, что следующий контракт в 2017 году, будет заключен с нею сроком на 3 года. ДД.ММ.ГГГГ истец на имя исполняющего обязанности начальника таможни ФИО5 обратилась с заявлением о заключении с нею контракта на новый срок, однако ей в этом было отказано. Заявление о заключении с истцом контракта на новый срок было направлено по почте заказным письмом с уведомлением. Заместителем начальника таможни ФИО11 истице было сообщено, о том, что исполняющий обязанности начальника таможни ФИО5 не смотря на длительную службу истца в таможенных органах и положительные характеристики по месту работы, принял решение о не заключении с ФИО3 контракта на новый срок. ДД.ММ.ГГГГ исполняющим обязанности начальника таможни ФИО5 был подписан приказ №-к «Об увольнении ФИО3» в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (по окончанию срока службы, предусмотренного контрактом). Истек считает, что увольнение по основаниям, изложенным в подпункте 2 пункта 4 статьи 48 ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", не относится к увольнению, осуществляемому по инициативе начальника соответствующего таможенного органа. Освобождение от должности истицы в нарушение п.33. п. V Приказа ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Типового положения о подразделении применения ИДК» начальник подразделения назначается на должность и освобождается от занимаемой должности приказом таможни по согласованию со Службой организации таможенного оформления и таможенного контроля регионального таможенного управления. Такой порядок в Курской таможне закреплен пп. 33 п. V Положения об отделе применения ИДК Курской таможни, согласованного ДД.ММ.ГГГГ с начальником Службы организации таможенного контроля Центрального таможенного управления ФИО6 и утвержденного ДД.ММ.ГГГГ исполняющим обязанности начальника таможни ФИО7, а также пп. 5. п. I должностной инструкции начальника отдела применения ИДК Курской таможни, подписанной первым заместителем начальника таможни ФИО8, согласованной начальником правового отдела ФИО9 и начальником Службы организации таможенного контроля Центрального таможенного управления ФИО6 и утвержденной исполняющим обязанности начальника Курской таможни ФИО5ДД.ММ.ГГГГ Полагает, что при принятии решения об освобождении истца от должности ответчиком была нарушена процедура увольнения, так как согласование на освобождение от занимаемой должности со Службой организации таможенного контроля Центрального таможенного управления Курской таможней не проводилось. При этом, заключение контракта в 2016 году обосновывалось необходимостью отчитаться перед ЦТУ о проведенных организационноштатных мероприятиях. Пунктом 20 Положения об организационно-штатной работе в таможенных органах РФ и в учреждениях, находящихся в ведении ФТС России» утвержденного Приказом ФТС № от 18.10.2005г. установлено, что начальник таможенного органа не имеет права самостоятельно изменять установленную численность таможенного органа и утвержденный фонд оплаты труда должностных лиц и работников. Согласно приказа ЦТУ № от 10.03.2016г. об организационноштатных мероприятиях необходимо было перераспределить штатную численность, согласно приложения к приказу, из которого следует, что в Курской таможне подлежала исключению одна штатная единица - сотрудник, начальник службы. Вместе с тем, согласно Приказа Курской таможни № от ДД.ММ.ГГГГ (изданного во исполнение Приказа ЦТУ №) подлежала ликвидации служба организации таможенного контроля таможни, а отделы, в том числе отдел применения ИДК, были переподчинены первому заместителю начальника таможни. Ни ликвидации, ни реорганизации, ни сокращению отдел применения ИДК не подлежал. Изменения, которые затронули непосредственно истца, заключались исключительно в изменении наименования должности, вместо - начальника отдела применения ИДК службы организации таможенного контроля таможни, стало - начальник отдела применения ИДК. При этом, функции и должностные обязанности у истицы остались прежними. Необходимости и оснований для заключения с истцом иного контракта не было. В соответствии с п. 2 и п. 4 Приказа Федеральной таможенной службы от 24 апреля 2014 г. №77 «Об утверждении Инструкции о порядке зачисления сотрудника в распоряжение таможенного органа и нахождения сотрудника в распоряжении таможенного органа при проведении организационно-штатных мероприятий» сотрудник таможенного органа, должность которого подлежит сокращению, зачисляется с его согласия в распоряжение на срок до трех месяцев при проведении одного из следующих видов организационно-штатных мероприятий: при ликвидации таможенного органа либо сокращении численности или штата его сотрудников. При сокращении численности либо штата таможенного органа сотрудники, занимающие сокращаемые должности, зачисляются в распоряжение этого таможенного органа, а при сокращении отдельных структурных подразделений таможенного органа либо отдельных должностей и введении новых должностей в этом же таможенном органе без изменения общей штатной численности сотрудников, занимающих сокращаемые должности, зачисляют в распоряжение в соответствии с порядком. Пунктом 5 установлено, что при изменении наименования таможенного органа, структурного подразделения либо штатной должности зачисление сотрудника в распоряжение не производится. В соответствии с п. 17 Приказа Федеральной таможенной службы от 1 декабря 2008 г. N 1504 «Об утверждении Положения о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации и типовой формы контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации», контракт может быть расторгнут досрочно по основаниям, установленным Федеральным законом, однако, с истицей контракт, заключенный в 2015 году не расторгнут до настоящего времени. Просила восстановить на службе с заключением контракта на новый срок не менее срока, указанного в заключенном в 2015 году контракте о службе в таможенных органах РФ №
В судебном заседании представитель истца ФИО1 уточнила исковые требования. Просила восстановить истицу на работе, признать контракт о службе в таможенных органах № от ДД.ММ.ГГГГ действующим, исключить запись в трудовой книжке об увольнении, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда в размере 20000 рублей, судебных расходов по оплате услуг адвоката по изложенным основаниям.
Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании уточненные требования истца не признал, пояснил, что действительно ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ проходила службу в таможенных органах. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ замещала должность начальника отдела применения инспекционно-досмотровых комплексов Курской таможни. ДД.ММ.ГГГГ с истицей был заключен контракт № о службе в таможенных органах РФ на срок 3 года в должности начальника применения инспекционно-досмотровых комплексов службы организации таможенного контроля Курской таможни. Во исполнение приказа ЦТУ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об организационно-штатных мероприятиях таможенных органов, расположенных в ЦФО» подлежала ликвидации служба организации таможенного контроля Курской таможни, в состав которой входил отдел применения инспекционно-досмотровых комплексов и ОПИДК был переподчинен первому заместителю начальника Курской таможни. О предстаящем увольнении ФИО3 была уведомлена письменно ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ с ФИО3 в добровольном порядке был заключен контракт №к\16 о службе в таможенных органах на определенный срок – 1 год. О нарушении прав ФИО3 в июне 2016 года в течении трех месяцев ею не заявлялось. По окончании срока контракта за 7 дней до его истечения ФИО3 была уведомлена заказным письмом с уведомлением и ФИО3 была уволена по истечению срока контракта. На основании изложенного, полагал в удовлетворении требований ФИО3 отказать.
Прокурор в своем заключении по делу, считая увольнение истца законным и обоснованным, высказал мнение о необходимости отказа истцу в удовлетворении его уточненных исковых требований.
Выслушав стороны, заключение прокурора, показания свидетеля ФИО11, пояснившего, что является заместителем начальника Курской таможни и никаких мер воздействия на истицу при заключении контракта от ДД.ММ.ГГГГ он не оказывал, доверием ее не злоупотреблял, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Как следует из ст. 11 Трудового Кодекса РФ, на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
Согласно ст. 2 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ от 27.07.2004 года (далее – Закон), предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации.
Статья 48 ФЗ «О службе в таможенных органах РФ» устанавливает, что сотрудник таможенного органа может быть уволен со службы в таможенных органах по основанию окончания срока службы, предусмотренного контрактом.
В соответствии с п. 3 ст. 18 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» сотрудники таможенных органов назначаются на должность и освобождаются от должности приказом начальника соответсвующего таможенного органа.
Согласно п. 8 Общего положения о Таможне, утвержденного приказом ФТС России от 04.09.2014 № 1700 начальники структурных подразделений таможни назначаются на должность (по согласованию с соответствующими функциональными подразделениями вышестоящего таможенного органа) и освобождаются от должности приказами таможни.
В соответствии с подп. 14 п. 10 Общего положения о таможне, утвержденного приказом ФТС России от 04.09.2014 № 1700 начальник таможни назначает на должность и освобождает от должности должностных лиц, работников таможни и таможенных постов, за исключением лиц, назначаемых на должности и освобождаемых от должности руководителем ФТС России.
В целях упорядочения процедуры согласования назначения на должность, освобождения от должности и увольнения должностных лиц Центрального таможенного управления и подчиненных таможенных органов номенклатуры назначения и согласования ФТС России, Центрального таможенного управления, таможни, Центральным таможенным управлением был издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Приложением № 2 к указанному выше приказу утверждена Схема согласования кандидатур на должности сотрудников, государственных гражданских служащих таможенных органов, рассматриваемых к приему, назначению, заключению контракта о службе в таможенных органах РФ (служебного контракта), освобождению и увольнению номенклатуры назначения, согласования ФТС России, Центрального таможенного управления, таможни, в соответствии с которой освобождение сотрудника таможенного органа (в данном случае Курской таможни) от должности начальника отдела применения инспекционно-досмотровых комплексов согласование со структурными подразделениями Центрального таможенного управления не предусмотрено.
В судебном заседании установлено, что ФИО3 была принята на работу в Курскую таможню ДД.ММ.ГГГГ на должность инспектора отдела таможенных платежей.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ замещала должность начальника отдела применения инспекционно-досмотровых комплексов Курской таможни.
ДД.ММ.ГГГГ с ФИО3 был заключен контракт № о службе в таможенных органах РФ на срок 3 года с ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника отдела применения инспекционнодосмотровых комплексов службы организации таможенного контроля Курской таможни (приказ Курской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№-км).
Во исполнение приказа Центрального таможенного управления от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об организационно-штатных мероприятиях таможенных органов, расположенных в Центральном федеральном округе», руководствуясь положениями приказа ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения об организационно-штатной работе в таможенных органах Российской Федерации и в учреждениях, находящихся в ведении ФТС России», ДД.ММ.ГГГГ Курской таможней издан приказ № «Об организационно-штатных мероприятиях», согласно которого со ДД.ММ.ГГГГ подлежала ликвидации служба организации таможенного контроля Курской таможни, в состав которой входил отдел применения инспекционно-досмотровых комплексов и ОПИДК был переподчинен первому заместителю начальника Курской таможни.
О предстоящем увольнении ДД.ММ.ГГГГ со службы в таможенных органах в связи с проведением организационно-штатных мероприятий в соответствии с подп. 5 п. 2 ст. 48 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» ФИО3 была уведомлена письменно ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается ее собственноручной подписью и стороной истца в судебном заседании не оспаривается.
ДД.ММ.ГГГГ с ФИО3 был заключен контракт № о службе в таможенных органах РФ на срок 1 год со ДД.ММ.ГГГГ в иной должности начальника отдела применения инспекционно-досмотровых комплексов (приказ Курской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№-к).
Как следует из положений ст.ст. 6 и 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» поступление граждан на службу в таможенные органы является добровольным и осуществляется на условиях контракта о службе в таможенных органах.
Контракт заключается в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом в лице его начальника, сроком на один год, три года, пять или десять лет, а также до достижения гражданином предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что ФИО3 добровольно был заключен ДД.ММ.ГГГГ контракт №к/16 о службе в таможенных органах на определенный срок - на 1 год, чем свидетельствует ее подпись в контракте, которую она не оспаривает.
При этом суд учитывает показания допрошенного свидетеля ФИО11 о том, что давления и обмана с его стороны на истицу при подписании контракта не производилось.
Иных доказательств оказания давления и заключения контракта под влиянием обмана стороной истца в судебном заседании не представлено.
Довод ФИО3 о неправомерности заключения с ней ДД.ММ.ГГГГ контракта № о службе в таможенных органах РФ на срок 1 год и соответственно восстановлении ее на службе с заключением контракта на новый срок не менее срока, указанного в заключенном в 2015 году контракте о службе в таможенных органах РФ №, является неправомерным.
Так, в соответствии с положениями ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение тре месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Обстоятельства заключения ДД.ММ.ГГГГ с истцом контракта № о службе в таможенных органах РФ на срок 1 год истцом в предусмотренный законом срок не оспаривался, о чем заявлено стороной ответчика в судебном заседании, в связи с чем подлежит применению положения ст. 392 ТК РФ о пропуске такого срока.
Особенности прохождения службы граждан на должностях категории сотрудников таможенных органов закреплены в действующем законодательстве РФ и урегулированы нормами Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» и приказа ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Q6 утверждении Положения о порядке закгйочения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации и типовой формы контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ№, далее - Положение).
В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» служба в таможенных органах осуществляется на условиях контракта о службе в таможенных органах.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» контракт заключается в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом в лице его начальника на срок один год, три года, пять или десять лет, а также до достижения гражданином предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах с соблюдением требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 10 Положения контракт носит срочный характер. Срок действия контракта определяется Сторонами и закрепляется в контракте. Началом действия контракта является дата, указанная в тексте контракта.
Согласно п. 21 Положения решение о заключении (незаключении) контракта с сотрудником на новый срок принимается начальником соответствующего таможенного органа, имеющим право назначения на соответствующую должность, с учетом представления не позднее чем за месяц до истечения срока контракта.
При решении вопроса о незаключении с сотрудником контракта на новый срок он должен быть предупрежден об увольнении со службы в таможенных органах в письменной форме не позднее чем за семь дней до дня истечения срока действия контракта, что при увольнении истицы работодателем было соблюдено.
ДД.ММ.ГГГГ исполняющим обязанности начальника Курской таможни принято решение о незаключении с ФИО3 контракта на новый срок. Заказным письмом с уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ№ в адрес ФИО3 была направлена данная информация.
Согласно положений подп. 4 п. 2 ст. 48 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» сотрудник таможенного органа может быть уволен со службы в таможенных органах по окончании срока службы, предусмотренного контрактом.
Приказом Курской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№-к ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ была уволена со службы в таможенных органах РФ, в соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 48 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации».
При этом нарушение норм трудового законодательства Курской таможней в судебном заседании не установлено.
В соответствии с положениям пп. 1 и 5 ст. 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» истечение срока действия контракта является основанием для прекращения служебных отношений, заключение контракта о службе в таможенных органах с сотрудником на новый срок является правом руководителя таможенного органа.
Так, в п. 5 ст. 10 названного Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» установлено, что контракт может быть заключен на новый срок по соглашению сторон до истечения срока его действия.
Согласно пп. 4 п. 2 ст. 48 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» сотрудник таможенного органа может быть уволен со службы в таможенных органах по основанию окончания срока службы, предусмотренного контрактом. Иных исключительных обстоятельств, устанавливающих невозможность прекращения служебных отношений, относительно к правоотношениям существовавшим между истцом и ответчиком законом не предусмотрено.
В целях упорядочения процедуры согласования назначения на должность, освобождения от должности и увольнения должностных лиц Центрального таможенного управления и подчиненных таможенных органов номенклатуры назначения и согласования ФТС России, Центрального таможенного управления, таможни, Центральным таможенным управлением был издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Приложением № к приказу от ДД.ММ.ГГГГ№ об упорядочении процедуры согласования назначения на должность, освобождения от должности и увольнения должностных лиц Центрального таможенного управления и подчиненных таможенных органов номенклатуры назначения и согласования ФТС России, Центрального таможенного управления, таможни, Центральным таможенным управлением и утвержденной Схемы согласования кандидатур на должности сотрудников, государственных гражданских служащих таможенных органов, рассматриваемых к приему, назначению, заключению контракта о службе в таможенных органах РФ (служебного контракта), освобождению и увольнению номенклатуры назначения, согласования ФТС России, Центрального таможенного управления, таможни, в соответствии с которой освобождение сотрудника таможенного органа (в данном случае Курской таможни) от должности начальника отдела применения инспекционно-досмотровых комплексов - согласование со структурными подразделениями Центрального таможенного управления не предусмотрено, в связи с чем доводы стороны истца о существенном нарушении процедуры при ее увольнении, судом не установлено.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения исковых требований истца ФИО3 судом не установлено, и в удовлетворении требований к Курской таможне о восстановлении на работе, о признании контракта о службе в таможенных органах действующим, исключении записи в трудовой книжке, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, судебных расходов, следует отказать.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО3 к Курской таможне о восстановлении на работе, о признании контракта о службе в таможенных органах действующим, исключении записи в трудовой книжке, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, судебных расходов, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Ленинский районный суд г. Курска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено и может быть получено сторонами в первый рабочий день с 17 октября 2017 года.
Судья: \подпись\ Л.А. Маслова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>