ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3853/2016 от 25.10.2016 Видновского городского суда (Московская область)

Дело № 2-3853 /2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 октября 2016 г. г. Видное Московской области

Видновский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Волковой Ю.С.,

при секретаре: Наливкине В.С.,

с участием: помощника прокурора ФИО3, представителя ответчика ФИО7., представителей третьего лица ФИО4, ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Южные горки» о признании деятельности не законной и приостановлении деятельности юридического лица по строительству жилой застройки,

УСТАНОВИЛ:

Московский прокурор по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте, действуя в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчику ООО Южные Горки с требованиями о признании незаконной деятельность Общества с ограниченной ответственностью «Южные горки» по строительству жилой застройки, расположенной в приаэродромной территории аэропорта Домодедово по адресу: <адрес>». Также просит приостановить деятельность Общества с ограниченной ответственностью «Южные горки» по строительству жилой застройки по адресу: <адрес>, до устранения выявленных нарушений и получения согласования с межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта.

В обоснование иска указав, что Прокуратурой проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства при осуществлении строительства объектов недвижимого имущества в приаэродромной территории аэропорта Домодедово, в ходе которой, в деятельности ответчика выявлены нарушения.

Проверкой установлено, что ООО Южные горки является застройщиком жилой застройки по адресу: <адрес>. При этом, установлено, что ответчик не обращался в МТУ ВТ ЦР ФАВТ с заявлением для получения согласования строительства указанных объектов недвижимого имущества.

Территория застройки ООО Южные горки относится к зонам с особыми условиями.

На момент проведения проверки, установлено, что ООО Южные горки согласно разрешениям на строительство №№ RU 50503102 – 985 /С и № RU 50503102 – 1018 /С, выданным Администрацией муниципального образования Городское поселение Горки Ленинские Ленинского муниципального района <адрес>, осуществляется строительство жилых домов по адресу: <адрес>.

Поскольку с момента проведения строительных работ до настоящего времени согласование с собственником аэродрома ответчиком не получено, юридическим лицом допущено нарушение закона, а именно ст. 46 ВК РФ – отсутствует согласование проектирования, строительства и развития городских поселений в пределах приаэродромной территории с собственником аэродрома.

Помощник Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Шац Д.В. в судебном заседании против удовлетворения иска возражал, указывая, что согласно постановлений по делам об административных правонарушениях, должностное лицо – генеральный директор ООО Южные горки и ООО Южные Горки привлечены к административной ответственности за организацию строительства жилых домов на приаэродромной территории аэродрома Домодедово, без получения согласования строительства с собственником аэропорта. Таким образом, дважды за одно и тоже правонарушение ответственность накладываться не может. Заявка в МТУ ВТЦР ФАВТ на согласование строительства ответчиком подана, ответ до настоящего времени не получен.

Представители третьего лица ООО Международный аэропорт Домодедово ФИО4 и ФИО5 в судебном заседании исковые требования прокурора поддержали, представили письменные пояснения.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему:

Согласно свидетельств о государственной регистрации права, земельные участки по адресу: <адрес> сельское поселение Горки Ленинские, <адрес>, с кадастровыми номерами , принадлежать ООО Южные горки на праве собственности.

Администрацией городского поселения Горки Ленинские, ООО Южные горки выданы разрешения на строительство – дошкольного учреждения, и 30 четырех этажных многоквартирных домов.

Распоряжением от 25.02. 2013 г. Администрации городского поселения Горки Ленинские утвержден проект планировки территории жилого микрорайона Южные Горки.

Прокуратурой проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства при осуществлении строительства объектов недвижимого имущества в приаэродромной территории аэропорта Домодедово, в ходе которой, в деятельности ответчика выявлены нарушения.

Проверкой установлено, что ООО Южные горки является застройщиком жилой застройки по адресу: <адрес>, мкр. Южные горки, в приаэродромной территории аэропорта Домодедово. При этом, установлено, что ответчик не обращался в МТУ ВТ ЦР ФАВТ с заявлением для получения согласования строительства указанных объектов недвижимого имущества.

Согласно Постановлений ии0023/1 000/0851 от 18.10. 2016 г., генеральный директор ООО Южные горки и ООО Южные горки привлечены к административной ответственности за организацию строительства жилых домов на приаэродромной территории аэродрома Домодедово, без получения согласования строительства с собственником аэропорта.

Удовлетворяя требования прокурора, суд исходит из следующего:

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - Воздушный кодекс), устанавливающего правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации, федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила - нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации и принимаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 14 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее ВК РФ) организация использования воздушного пространства предусматривает обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства.

Статьей 15 ВК РФ установлено, что структура воздушного пространства включает в себя зоны, районы и маршруты обслуживания воздушного движения (воздушные трассы, местные воздушные линии и тому подобное), районы аэродромов и аэроузлов, специальные зоны и маршруты полетов воздушных судов, запретные зоны, опасные зоны (районы полигонов, взрывных работ и тому подобное), зоны ограничений полетов воздушных судов и другие установленные для осуществления деятельности в воздушном пространстве элементы структуры воздушного пространства. Структура воздушного пространства утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Исходя из положений ст. 46 ВК РФ проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.

Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1084, а в настоящее время - Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 138 (далее - Правила N 1084 и Правила N 138), предусмотрено где, какие и с кем необходимо согласовывать объекты в целях безопасности воздушного движения, а также определены основания отказа в размещении объектов.

Согласно пунктам 2, 5 Положения о подготовке федеральных правил использования воздушного пространства и федеральных авиационных правил, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 360, подготовка федеральных правил использования воздушного пространства и федеральных авиационных правил в области регулирования деятельности гражданской авиации осуществляется при участии Министерства транспорта Российской Федерации, федеральные правила использования воздушного пространства утверждаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, Правила утверждены Правительством Российской Федерации в рамках предоставленной компетенции, устанавливают порядок использования воздушного пространства Российской Федерации в интересах экономики и обороны страны, в целях удовлетворения потребностей пользователей воздушного пространства, обеспечения безопасности использования воздушного пространства.

В соответствии с пунктом 2 Правил приаэродромная территория - прилегающий к аэродрому участок земной или водной поверхности, в пределах которого (в целях обеспечения безопасности полетов и исключения вредного воздействия на здоровье людей и деятельность организаций) устанавливается зона с особыми условиями использования территории.

Согласно содержанию пункта 58 Федеральных авиационных правил использования воздушного пространства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 138 (далее - ФАП-138) для каждого аэродрома устанавливается приаэродромная территория, которая является зоной с особыми условиями использования территории и отображается в схеме территориального планирования соответствующего субъекта Российской Федерации. При этом ее границы определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов - окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома.

Исходя из системного толкования положений ВК РФ, а также учитывая их направленность и преследуемые законодателем цели регулирования использования воздушного пространства, ограничения на строительство, реконструкцию и изменение статуса объектов капитального строительства в районе аэродромов носят специальный характер.

Следовательно, в силу прямого указания закона какая-либо хозяйственная деятельность в пределах приаэродромной территории без согласования с собственником аэродрома, то есть лицом, за которым зарегистрировано право собственности на аэродром, запрещена.

Соответствующие требования установлены для сохранения разумного баланса между гражданско-правовыми интересами и публично-правовыми целями обеспечения безопасности воздушного движения и сохранения жизни и здоровья граждан, находящихся в зоне, связанной с осуществлением полетов.

Более того, Решением Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N АКПИ13-1080 признан недействующим со дня вступления в законную силу настоящего решения абзац третий пункта 58 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 138, в части, предусматривающей необходимость согласования проектирования, строительства и развития городских и сельских поселений, а также строительства и реконструкции промышленных, сельскохозяйственных объектов, объектов капитального и индивидуального жилищного строительства и иных объектов со старшим авиационным начальником аэродрома.

На основании пунктов 1, 5.2 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 396, Росавиация является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации и авиационно-космического поиска и спасания, в том числе в отношении имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Росавиации.

В соответствии с частью 3 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) реализация схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и реализуемыми за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, или нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, или в установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядке решениями главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации, или инвестиционными программами субъектов естественных монополий.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 818/46 одобрено Градостроительное обоснование и схема генерального плана развития аэропорта "Домодедово" на период до 2025 года и на перспективу и рекомендовано ЗАО "Международный аэропорт "Домодедово" продолжить работу по разработке документации по планировке территории развития аэропорта Домодедово.

Согласно таблице N 2 данного постановления <адрес> зона акустического дискомфорта аэропорта Домодедово с превышением допустимого уровня шума по максимальному уровню звука в ночное время распространяется на территорию четырех муниципальных образований: городского округа Домодедово, Раменского, Ленинского и Подольского муниципальных районов.

Согласно пункту 4 указанного постановления <адрес> зона акустического дискомфорта аэропорта Домодедово с превышением допустимого уровня шума будет установлена в соответствии с действующим законодательством как санитарно-защитная зона и санитарные разрывы.

В санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования, объекты по производству лекарственных веществ, лекарственных средств и (или) лекарственных форм, склады сырья и полупродуктов для фармацевтических предприятий; объекты пищевых отраслей промышленности, оптовые склады продовольственного сырья и пищевых продуктов, комплексы водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, которые могут повлиять на качество продукции.

В санитарно-защитной зоне допускается размещать нежилые помещения для дежурного аварийного персонала, помещения для пребывания работающих по вахтовому методу (не более двух недель), здания управления, конструкторские бюро, здания административного назначения, научно-исследовательские лаборатории, поликлиники, спортивно-оздоровительные сооружения закрытого типа, бани, прачечные, объекты торговли и общественного питания, мотели, гостиницы, гаражи, площадки и сооружения для хранения общественного и индивидуального транспорта, пожарные депо, местные и транзитные коммуникации, ЛЭП, электроподстанции, нефте- и газопроводы, артезианские скважины для технического водоснабжения, водоохлаждающие сооружения для подготовки технической воды, канализационные насосные станции, сооружения оборотного водоснабжения, автозаправочные станции, станции технического обслуживания автомобилей.

В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Разрешая настоящий спор, судом установлено, что земельный участок, на котором ответчика осуществляет строительство входит в границы приаэродромной территории аэропорта Домодедово, который согласно постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за N 818 46 "О мерах по развитию международного аэропорта Домодедово" является зоной с особыми условиями использования территорий.

Ответчиком не получено согласие собственника аэродрома на осуществление строительства на земельном участке входящего в приаэродромную территорию.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что действия ответчика по ведению строительства жилой застройки, расположенной в приаэродромной территории аэропорта Домодедово по адресу: <адрес>, городское поселение Горки Ленинские, <адрес>, мкр. «Южные горки» является не законной и подлежит приостановлению до получения соответствующего разрешения.

Отвергая доводы ответчика о двойной ответственности, суд исходит из того, что двойной ответственности в данном случае не имеется, поскольку, решение вопроса о признании деятельности не законной и приостановлении строительства рассматривается в порядке гражданского судопроизводства. Привлечение к административной ответственности не освобождает юридическое лицо от несения ответственности гражданско- правового характера.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Южные горки» о признании деятельности не законной и приостановлении деятельности юридического лица по строительству жилой застройки, - удовлетворить.

Признать незаконной деятельность Общества с ограниченной ответственностью «Южные горки» по строительству жилой застройки, расположенной в приаэродромной территории аэропорта Домодедово по адресу: <адрес>».

Приостановить деятельность Общества с ограниченной ответственностью «Южные горки» по строительству жилой застройки по адресу: <адрес>», до устранения выявленных нарушений и получения согласования с межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Видновский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 26.10. 2016 г.

Федеральный судья Ю.С. Волкова