Дело № 2-3853 /2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 октября 2016 г. г. Видное Московской области
Видновский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Волковой Ю.С.,
при секретаре: Наливкине В.С.,
с участием: помощника прокурора ФИО3, представителя ответчика ФИО7., представителей третьего лица ФИО4, ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Южные горки» о признании деятельности не законной и приостановлении деятельности юридического лица по строительству жилой застройки,
УСТАНОВИЛ:
Московский прокурор по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте, действуя в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчику ООО Южные Горки с требованиями о признании незаконной деятельность Общества с ограниченной ответственностью «Южные горки» по строительству жилой застройки, расположенной в приаэродромной территории аэропорта Домодедово по адресу: <адрес>». Также просит приостановить деятельность Общества с ограниченной ответственностью «Южные горки» по строительству жилой застройки по адресу: <адрес>, до устранения выявленных нарушений и получения согласования с межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта.
В обоснование иска указав, что Прокуратурой проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства при осуществлении строительства объектов недвижимого имущества в приаэродромной территории аэропорта Домодедово, в ходе которой, в деятельности ответчика выявлены нарушения.
Проверкой установлено, что ООО Южные горки является застройщиком жилой застройки по адресу: <адрес>. При этом, установлено, что ответчик не обращался в МТУ ВТ ЦР ФАВТ с заявлением для получения согласования строительства указанных объектов недвижимого имущества.
Территория застройки ООО Южные горки относится к зонам с особыми условиями.
На момент проведения проверки, установлено, что ООО Южные горки согласно разрешениям на строительство №№ RU 50503102 – 985 /С и № RU 50503102 – 1018 /С, выданным Администрацией муниципального образования Городское поселение Горки Ленинские Ленинского муниципального района <адрес>, осуществляется строительство жилых домов по адресу: <адрес>.
Поскольку с момента проведения строительных работ до настоящего времени согласование с собственником аэродрома ответчиком не получено, юридическим лицом допущено нарушение закона, а именно ст. 46 ВК РФ – отсутствует согласование проектирования, строительства и развития городских поселений в пределах приаэродромной территории с собственником аэродрома.
Помощник Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Шац Д.В. в судебном заседании против удовлетворения иска возражал, указывая, что согласно постановлений по делам об административных правонарушениях, должностное лицо – генеральный директор ООО Южные горки и ООО Южные Горки привлечены к административной ответственности за организацию строительства жилых домов на приаэродромной территории аэродрома Домодедово, без получения согласования строительства с собственником аэропорта. Таким образом, дважды за одно и тоже правонарушение ответственность накладываться не может. Заявка в МТУ ВТЦР ФАВТ на согласование строительства ответчиком подана, ответ до настоящего времени не получен.
Представители третьего лица ООО Международный аэропорт Домодедово ФИО4 и ФИО5 в судебном заседании исковые требования прокурора поддержали, представили письменные пояснения.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
Согласно свидетельств о государственной регистрации права, земельные участки по адресу: <адрес> сельское поселение Горки Ленинские, <адрес>, с кадастровыми номерами №, принадлежать ООО Южные горки на праве собственности.
Администрацией городского поселения Горки Ленинские, ООО Южные горки выданы разрешения на строительство – дошкольного учреждения, и 30 четырех этажных многоквартирных домов.
Распоряжением от 25.02. 2013 г. № Администрации городского поселения Горки Ленинские утвержден проект планировки территории жилого микрорайона Южные Горки.
Прокуратурой проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства при осуществлении строительства объектов недвижимого имущества в приаэродромной территории аэропорта Домодедово, в ходе которой, в деятельности ответчика выявлены нарушения.
Проверкой установлено, что ООО Южные горки является застройщиком жилой застройки по адресу: <адрес>, мкр. Южные горки, в приаэродромной территории аэропорта Домодедово. При этом, установлено, что ответчик не обращался в МТУ ВТ ЦР ФАВТ с заявлением для получения согласования строительства указанных объектов недвижимого имущества.
Согласно Постановлений № ии0023/1 000/0851 от 18.10. 2016 г., генеральный директор ООО Южные горки и ООО Южные горки привлечены к административной ответственности за организацию строительства жилых домов на приаэродромной территории аэродрома Домодедово, без получения согласования строительства с собственником аэропорта.
Удовлетворяя требования прокурора, суд исходит из следующего:
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - Воздушный кодекс), устанавливающего правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации, федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила - нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации и принимаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 14 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее ВК РФ) организация использования воздушного пространства предусматривает обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства.
Статьей 15 ВК РФ установлено, что структура воздушного пространства включает в себя зоны, районы и маршруты обслуживания воздушного движения (воздушные трассы, местные воздушные линии и тому подобное), районы аэродромов и аэроузлов, специальные зоны и маршруты полетов воздушных судов, запретные зоны, опасные зоны (районы полигонов, взрывных работ и тому подобное), зоны ограничений полетов воздушных судов и другие установленные для осуществления деятельности в воздушном пространстве элементы структуры воздушного пространства. Структура воздушного пространства утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исходя из положений ст. 46 ВК РФ проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.
Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1084, а в настоящее время - Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 138 (далее - Правила N 1084 и Правила N 138), предусмотрено где, какие и с кем необходимо согласовывать объекты в целях безопасности воздушного движения, а также определены основания отказа в размещении объектов.
Согласно пунктам 2, 5 Положения о подготовке федеральных правил использования воздушного пространства и федеральных авиационных правил, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 360, подготовка федеральных правил использования воздушного пространства и федеральных авиационных правил в области регулирования деятельности гражданской авиации осуществляется при участии Министерства транспорта Российской Федерации, федеральные правила использования воздушного пространства утверждаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, Правила утверждены Правительством Российской Федерации в рамках предоставленной компетенции, устанавливают порядок использования воздушного пространства Российской Федерации в интересах экономики и обороны страны, в целях удовлетворения потребностей пользователей воздушного пространства, обеспечения безопасности использования воздушного пространства.
В соответствии с пунктом 2 Правил приаэродромная территория - прилегающий к аэродрому участок земной или водной поверхности, в пределах которого (в целях обеспечения безопасности полетов и исключения вредного воздействия на здоровье людей и деятельность организаций) устанавливается зона с особыми условиями использования территории.
Согласно содержанию пункта 58 Федеральных авиационных правил использования воздушного пространства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 138 (далее - ФАП-138) для каждого аэродрома устанавливается приаэродромная территория, которая является зоной с особыми условиями использования территории и отображается в схеме территориального планирования соответствующего субъекта Российской Федерации. При этом ее границы определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов - окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома.
Исходя из системного толкования положений ВК РФ, а также учитывая их направленность и преследуемые законодателем цели регулирования использования воздушного пространства, ограничения на строительство, реконструкцию и изменение статуса объектов капитального строительства в районе аэродромов носят специальный характер.
Следовательно, в силу прямого указания закона какая-либо хозяйственная деятельность в пределах приаэродромной территории без согласования с собственником аэродрома, то есть лицом, за которым зарегистрировано право собственности на аэродром, запрещена.
Соответствующие требования установлены для сохранения разумного баланса между гражданско-правовыми интересами и публично-правовыми целями обеспечения безопасности воздушного движения и сохранения жизни и здоровья граждан, находящихся в зоне, связанной с осуществлением полетов.
Более того, Решением Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N АКПИ13-1080 признан недействующим со дня вступления в законную силу настоящего решения абзац третий пункта 58 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 138, в части, предусматривающей необходимость согласования проектирования, строительства и развития городских и сельских поселений, а также строительства и реконструкции промышленных, сельскохозяйственных объектов, объектов капитального и индивидуального жилищного строительства и иных объектов со старшим авиационным начальником аэродрома.
На основании пунктов 1, 5.2 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 396, Росавиация является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации и авиационно-космического поиска и спасания, в том числе в отношении имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Росавиации.
В соответствии с частью 3 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) реализация схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и реализуемыми за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, или нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, или в установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядке решениями главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации, или инвестиционными программами субъектов естественных монополий.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 818/46 одобрено Градостроительное обоснование и схема генерального плана развития аэропорта "Домодедово" на период до 2025 года и на перспективу и рекомендовано ЗАО "Международный аэропорт "Домодедово" продолжить работу по разработке документации по планировке территории развития аэропорта Домодедово.
Согласно таблице N 2 данного постановления <адрес> зона акустического дискомфорта аэропорта Домодедово с превышением допустимого уровня шума по максимальному уровню звука в ночное время распространяется на территорию четырех муниципальных образований: городского округа Домодедово, Раменского, Ленинского и Подольского муниципальных районов.
Согласно пункту 4 указанного постановления <адрес> зона акустического дискомфорта аэропорта Домодедово с превышением допустимого уровня шума будет установлена в соответствии с действующим законодательством как санитарно-защитная зона и санитарные разрывы.
В санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования, объекты по производству лекарственных веществ, лекарственных средств и (или) лекарственных форм, склады сырья и полупродуктов для фармацевтических предприятий; объекты пищевых отраслей промышленности, оптовые склады продовольственного сырья и пищевых продуктов, комплексы водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, которые могут повлиять на качество продукции.
В санитарно-защитной зоне допускается размещать нежилые помещения для дежурного аварийного персонала, помещения для пребывания работающих по вахтовому методу (не более двух недель), здания управления, конструкторские бюро, здания административного назначения, научно-исследовательские лаборатории, поликлиники, спортивно-оздоровительные сооружения закрытого типа, бани, прачечные, объекты торговли и общественного питания, мотели, гостиницы, гаражи, площадки и сооружения для хранения общественного и индивидуального транспорта, пожарные депо, местные и транзитные коммуникации, ЛЭП, электроподстанции, нефте- и газопроводы, артезианские скважины для технического водоснабжения, водоохлаждающие сооружения для подготовки технической воды, канализационные насосные станции, сооружения оборотного водоснабжения, автозаправочные станции, станции технического обслуживания автомобилей.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Разрешая настоящий спор, судом установлено, что земельный участок, на котором ответчика осуществляет строительство входит в границы приаэродромной территории аэропорта Домодедово, который согласно постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за N 818 46 "О мерах по развитию международного аэропорта Домодедово" является зоной с особыми условиями использования территорий.
Ответчиком не получено согласие собственника аэродрома на осуществление строительства на земельном участке входящего в приаэродромную территорию.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что действия ответчика по ведению строительства жилой застройки, расположенной в приаэродромной территории аэропорта Домодедово по адресу: <адрес>, городское поселение Горки Ленинские, <адрес>, мкр. «Южные горки» является не законной и подлежит приостановлению до получения соответствующего разрешения.
Отвергая доводы ответчика о двойной ответственности, суд исходит из того, что двойной ответственности в данном случае не имеется, поскольку, решение вопроса о признании деятельности не законной и приостановлении строительства рассматривается в порядке гражданского судопроизводства. Привлечение к административной ответственности не освобождает юридическое лицо от несения ответственности гражданско- правового характера.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Южные горки» о признании деятельности не законной и приостановлении деятельности юридического лица по строительству жилой застройки, - удовлетворить.
Признать незаконной деятельность Общества с ограниченной ответственностью «Южные горки» по строительству жилой застройки, расположенной в приаэродромной территории аэропорта Домодедово по адресу: <адрес>».
Приостановить деятельность Общества с ограниченной ответственностью «Южные горки» по строительству жилой застройки по адресу: <адрес>», до устранения выявленных нарушений и получения согласования с межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Видновский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 26.10. 2016 г.
Федеральный судья Ю.С. Волкова