ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3855/18 от 18.09.2018 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2-3855/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 сентября 2018 года г. Калининград

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Чесноковой Е.В.

при секретаре Лютой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кожевниковой Т.Н. к ПАО «Аэрофлот-Российские авиалинии» о возмещении убытков, компенсации морального вреда, процентов за пользование чужими денежными средствами,

УСТАНОВИЛ:

Кожевникова Т.Н. обратилась в суд с иском к ответчику ПАО «Аэрофлот-Российские авиалинии» с требованиями о взыскании денежных средств за оплаченные авиабилеты в сумме 43451 рублей, компенсации морального вреда в размере 20000 рублей, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 15642,36 рублей, штрафа за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке.

В обоснование требований указала, что 15 мая 2018 года на сайте Citi.Travel она приобрела авиабилеты компании «Аэрофлот» по маршруту <данные изъяты> на 25 мая 2018 года для ее детей - ФИО1, <данные изъяты>, ФИО2, <данные изъяты>, и ее родственницы ФИО3, которые она оплатила с банковской карты.

25 мая 2018 года при прохождении регистрации на рейс в аэропорту «Храброво» г.Калининграда пассажиров не допустили на рейс в связи с допущенными ошибками в билетах в написании фамилии ее дочерей, в написании номера паспорта у ФИО3.

По рекомендации сотрудника аэропорта она сняла всех пассажиров с регистрации и приобрела билеты на другой день.

Ссылаясь на то, что при наличии трех ошибок в авиабилетах, пассажиры должны были быть допущены на рейс, кроме того, возможно было внести изменения в авиабилеты, что не было сделано сотрудником авиакомпании.

В возврате денежных средств за неиспользованные авиабилеты ей отказано.

Указывает также на то, что в результате сложившейся ситуации ей причинен моральный вред, из-за сильных переживаний она не смогла спать, что привело к повышению артериального давления, вынуждена принимать успокоительные средства.

В судебном заседании истец Кожевникова Т.Н. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила иск удовлетворить, настаивая на том, что при наличии допущенных ею описок в электронных билетах авиакомпания имела возможность допустить ее на рейс либо переоформить билеты на другую дату. Из-за неправомерных действий сотрудников авиакомпании она понесла убытки.

Представитель ответчика ПАО «Аэрофлот-Российские авиалинии» по доверенности Пивнев С.А. иск не признал, дал пояснения как они изложены в письменных возражениях на иск (л.д. 26-28). Просил в иске отказать.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела и дав им оценку, суд полагает в иске Кожевниковой Т.Н. отказать по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса РФ).

В силу приведенных положений для возникновения обязанности по возмещению убытков необходимо установить наличие и размер убытков, противоправность поведения лица, причинившего убытки, а также причинно-следственную связь между действиями этого лица и наступившими последствиями.

В соответствии со ст. 784 ГК РФ, перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В соответствии со ст. 786 ГК РФ, по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

В соответствии со ст. 102 Воздушного кодекса РФ, перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.

Согласно пункту 44 Федеральных Авиационных Правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Минтранса России от дата N 82, договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза удостоверяется соответственно билетом, багажной квитанцией, грузовой накладной.

Из пункта 69 указанных Правил следует, что если будет установлено, что договор воздушной перевозки пассажира не был заключен, то билет признается недействительным и пассажир к перевозке не допускается. Билет, признанный недействительным, аннулируется перевозчиком с составлением акта, в котором указываются причины признания билета недействительным.

Если будет установлено, что договор воздушной перевозки пассажира действительно был заключен, то перевозчик принимает пассажира к перевозке в соответствии с условиями заключенного договора воздушной перевозки пассажира с соответствующим оформлением билета.

В соответствии с п. 4 Правил, перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок.

Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (п. 2 ст. 784).

Согласно п. 2 ст. 102 Воздушного кодекса РФ перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей.

В соответствии с условиями договора перевозки, текст которого размещен на официальном сайте ПАО «Аэрофлот» (www.aeroflot.ru), перевозка и другие предоставляемые каждым перевозчиком услуги подчиняются: условиям, изложенным в билете; применяемым тарифам; условиям перевозки перевозчика и относящимся к ней правилам, являющимся частью настоящего договора.

В соответствии с п. 4.4.1 Правил перевозки пассажиров и багажа на рейсах ПАО «Аэрофлот» билет не подлежит передаче для использования его другим лицом.

К полету допускается пассажир, чьи фамилия и данные документа, удостоверяющего личность, совпадают с данными, указанными в бронировании

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что авиабилеты на пассажиров <данные изъяты> на рейсы <данные изъяты> 25.05.2018 <данные изъяты> были оформлены 15.05.2018 агентом PUL EXPRESS GMBH (г. Берлин), аккредитованным при ИАТА, осуществляющим продажу авиаперевозок ПАО «Аэрофлот» через систему BSP на территории Германии. Полная стоимость авиабилетов № составляла 209,22 евро за каждый, полная стоимость авиабилета с детской скидкой – 162,26 евро и оплачена истицей с банковской карты в валюте счета в сумме 43453 рублей.

Указанные авиабилеты оформлены по специальному невозвратному тарифу экономического класса «NVO» группы «Бюджет (SAVER).

При регистрации на рейс указанных пассажиров были выявлены несоответствия в написании имени, отчестве фамилии, содержащихся в бронировании авиабилета с именами, отечествами, фамилиями, содержащихся в паспортах пассажиров, а также срок окончания действия паспортов не совпадал с датами, указанным в бронировании.

В билете у пассажира ФИО3 указано <данные изъяты>, в паспорте - <данные изъяты>, допущена ошибка в написании имени пассажира.

У пассажира ФИО2 в билете указано - <данные изъяты>, в паспорте <данные изъяты>, допущена ошибка в написании фамилии и имени.

У пассажира ФИО1 в билете указано <данные изъяты>, что не соответствует данным паспорта - <данные изъяты>, допущены ошибки в написании имени и фамилии пассажира.

Срок окончания действия паспортов пассажиров в электронных билетах указан 15 мая 2023 года, что не совпадает со сроками окончания действия паспортов указанных пассажиров.

Таким образом, количество ошибок в написании персональных данных пассажиров составило 8 ошибок.

В судебном заседании истец Кожевникова не оспаривала, что она самостоятельно оформляла билеты через сайт агента и допустила указанные ошибки.

В связи с вышеуказанными обстоятельствами, пассажиры не были приняты к перевозке по указанным билетам рейсами <данные изъяты> 25.05.2018 <данные изъяты>, пассажирам было предложено пройти в офис ПАО «Аэрофлот» и для исправления ошибок в бронировании авиабилетов.

В 18:28 бронирование на рейсы <данные изъяты> 25.05.2018 <данные изъяты> было аннулировано с внесением ремарки «IAVKA V OFIS V 18.00 KGD», при том, что время отправления воздушного суда по расписанию 18 часов 30 минут.

В 18 часов 41 минут бронирование на указанный рейс было аннулировано без поясняющих ремарок.

Таким образом, доводы перевозчика о том, что оставшегося до отправки воздушного суда времени было недостаточно для внесения изменений в договор перевозки в связи с допущенными ошибками, нашли свое подтверждение и свидетельствуют об отсутствии вины перевозчика при оказании услуг перевозки, отказ пассажиров от перевозки обусловлен действиями истицы, а не перевозчика.

При таком положении, принимая во внимание, что авиабилеты приобретены истицей по специальному тарифу, который не предусматривает возврата провозной платы, правовых оснований для удовлетворения требований истицы о возврате стоимости авиабилетов, и производных от основного требования требований о взыскании неустойки за нарушение срока возврата денежных средств, процентов за пользование чужими денежными средствами, у суда не имеется.

В соответствии с нормами ст. 15 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Согласно п. 45 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Поскольку факт нарушения ответчиков прав истца как потребителя не нашел своего подтверждения, требования истицы о компенсации морального вреда также не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске Кожевниковой Т.Н. к ПАО «Аэрофлот-Российские авиалинии» о возмещении убытков, компенсации морального вреда, процентов за пользование чужими денежными средствами, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 24 сентября 2018 года.

Судья: Е.В. Чеснокова