ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3856/2016 от 23.06.2016 Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июня 2016 года г. Улан-Удэ

Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия в составе судьи Болдохоновой С.С., при секретаре Дашиевой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Войсковой части 01229, ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа", Министерству обороны Российской Федерации о понуждении проведения специальной оценки условий труда рабочих мест гражданского персонала войсковой части,

установил:

Обращаясь в суд с иском, Военный прокурор Улан-Удэнского гарнизона просит обязать командира войсковой части 01229 и ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», с учетом требований ст.16 Федерального закона «О специальной оценке условий труда», провести специальную оценку условий труда следующих рабочих мест гражданского персонала войсковой части 01229: начальник мастерской – 1 рабочее место, инженер – 3 рабочих места, механик гаража – 1 рабочее место, техник – 2 рабочих места, обязать Министерство обороны Российской Федерации выделить ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» лимиты бюджетных обязательств для проведения специальной оценки условий труда в отношении следующих рабочих мест войсковой части 01229: начальник мастерской – 1 рабочее место, инженер – 3 рабочих места, механик гаража – 1 рабочее место, техник – 2 рабочих места.

Исковые требования мотивированы тем, что Военной прокуратурой Улан-Удэнского гарнизона с привлечением специалистов Государственной инспекции труда в Республике Бурятия проведена проверка исполнения должностными лицами войсковой части 01229 законодательства об охране труда, в ходе которой выявлено, что в настоящее время специальной оценке условий труда в в/ч 01229 подлежат следующие рабочие места: начальник мастерской – 1 рабочее место, инженер – 3 рабочих места, механик гаража – 1 рабочее место, техник – 2 рабочих места. Аттестация указанных рабочих мест ранее в в/ч 01229 не проводилась, потому проведение специальной оценки условий труда указанных рабочих мест является обязательным. До настоящего времени специальная оценка условий труда указанных рабочих мест командованием не проведена и каких-либо мер к этому не принимается. Обязанность по организации проведения специальной оценки условий труда возложена на уполномоченных должностных лиц ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» путем заключения государственных контрактов в интересах подчиненных соединений и воинских частей после поступления лимитов бюджетных обязательств на эти цели. Поскольку в отношении ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» Минобороны России выполняет функцию главного распорядителя бюджетных средств, денежные средства для организации ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» работ по оценке условий труда в войсковой части 01229 должны быть выделены Министерством обороны Российской Федерации, которому такие средства предоставлены из федерального бюджета. Отсутствие проведенной специальной оценки условий труда в в/ч 01229 создают угрозу производственного травматизма, влияют на размер заработной платы, в части установления выплаты гражданскому персоналу войсковой части 01229, занятому на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по исковым требованиям Военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона, предъявленным к Войсковой части 01229 о понуждении провести специальную оценку условий труда следующих рабочих мест гражданского персонала войсковой части 01229: начальник мастерской – 1 рабочее место, инженер – 3 рабочих места, механик гаража – 1 рабочее место, техник – 2 рабочих места, прекращено в связи с отказом от указанной части исковых требований.

В судебном заседании помощник Военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона Ягунов А.Н., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования в остальной части поддержал, дал суду пояснения, аналогичные изложенным в иске.

В судебное заседание представители ответчиков войсковой части 01229, Министерства обороны РФ, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» не явились, были извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, представили письменные возражения на исковое заявление, просили в иске Военного прокурора Улан-Удэнского прокурора отказать в полном объеме.

С письменного согласия представителя истца определено рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие ответчиков в порядке заочного производства на основании ст. 233 ГПК РФ.

Выслушав представителя истца, изучив материалы гражданского дела и представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности.

Согласно статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Порядок проведения специальной оценки условий труда регламентирован главой 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", согласно которой обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (статья 8 указанного Федерального закона).

В силу части 2 статьи 4 указанного Закона работодатель обязан обеспечить проведение внеплановой специальной оценки условий труда, в случае получения им предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона.

В силу ч. 1 ст. 8 Закона, обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

Согласно ч. 4 ст. 8 Закона, специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

В соответствии с ч. 4 ст. 27 Закона, в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» при выявлении аналогичных рабочих мест специальная оценка условий труда проводится в отношении 20 процентов рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

Судом установлено и следует из материалов дела, что в штатном расписании войсковой части 01229, утвержденном начальником Генерального штаба Вооруженных сил РФ от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено: 1 рабочее место - начальник мастерской, 3 рабочих места - инженер, 1 рабочее место - механик гаража, 2 рабочих места - техник.

Военной прокуратурой Улан-Удэнского гарнизона с привлечением специалистов Государственной инспекции труда в Республике Бурятия проведена проверка исполнения должностными лицами войсковой части 01229 законодательства об охране труда гражданского персонала войсковой части. Проведенной проверкой установлено, что командованием войсковой части 01229, в нарушении статьи 37 Конституции РФ, Федерального закона "О специальной оценке условий труда", статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, мероприятия, направленные на проведение специальной оценки труда 1 рабочего места - начальник мастерской, 3 рабочих мест - инженер, 1 рабочего места - механик гаража, 2 рабочих мест – техник, по условиям труда не выполнены.

При этом из материалов дела следует, что командованием войсковой части 01229 в адрес ФКУ "УФО МО РФ по Забайкальскому краю", направлялись запросы о выделении лимитов бюджетных средств на проведение специальной оценки условий труда рабочих мест, и предоставлялся перечень рабочих мест, подлежащих проведению специальной оценки условий труда в ДД.ММ.ГГГГ г., однако денежные средства Министерством Обороны РФ на выполнение указанных мероприятий не поступали в войсковую часть 01229. Данные обстоятельства не оспаривались в суде и не опровергнуты ответчиками.

Суд приходит к выводу, что обязанность по организации проведения специальной оценки условий труда возложена на уполномоченных должностных лиц ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» путем заключения государственных контрактов в интересах подчиненных соединений и воинских частей после поступления лимитов бюджетных обязательств на эти цели, в связи со следующими обстоятельствами.

Согласно возражениям представителя ответчика Министерства обороны Российской Федерации судом установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ году и в ДД.ММ.ГГГГ года лимиты бюджетных обязательств на проведение мероприятий по специальной оценке условий труда в воинских частях и организациях Восточного военного округа главным распорядителем средств федерального бюджета Министерством обороны РФ не доводились. Управлением финансового обеспечения МО РФ по Хабаровскому краю бюджетная заявка на истребование в ДД.ММ.ГГГГ году бюджетных ассигнований по статье 000823.12 бюджетной сметы Министерства обороны РФ для проведения указанных мероприятий в воинских частях и учреждениях округа, в том числе, дислоцированных на территории Забайкальского края и Республики Бурятия, в установленном порядке направлена в Департамент финансового планирования Министерства обороны РФ (исх. от ДД.ММ.ГГГГ). По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ бюджетные ассигнования на проведение мероприятий по специальной оценке условий труда в воинских частях и учреждениях округа на лицевые счета ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» и ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Хабаровскому краю» не поступали.

Из возражений, представленных представителем ответчика ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа", суд установил, что ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» осуществляет свою деятельность на основании Общего положения о Федеральном казенном учреждении «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», утвержденного Министром обороны Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому оно создано в целях обеспечения поддержания постоянной боевой и мобилизационной готовности формирований военного округа и подразделений, не входящих в его состав, но состоящих при нем на обеспечении, и осуществления управленческих, обеспечивающих и иных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации. ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" была изыскана возможность к проведению специальной оценки условий труда. ФКУ «Управлением финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» были переведены на счет ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" денежные лимиты бюджетных обязательств, имеющихся по статье 0823 «Общехозяйственные расходы» бюджетной сметы Минобороны России (код бюджетной классификации ) в сумме 3,1 млн. рублей, для проведения указанных мероприятий в воинских частях и учреждениях округа, в том числе, дислоцированных на территории Забайкальского края и Республики Бурятия. В соответствии с требованиями ст.ст. 71, 72 Бюджетного кодекса РФ в настоящее время ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" заключаются 4 государственных контракта на проведение специальной оценки условий труда, которые находятся на этапе подписания.

В соответствии с п. 1 ст. 226 ТК РФ, финансирование мероприятий по охране труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Наряду с этим, согласно Постановлению Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил России.

Согласно п.п. 31 п. 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» министр является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации. Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации является работодателем в отношении работников воинских частей.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 3910 "О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" установлено, что представителями Министерства обороны Российской Федерации в отношении работников воинских частей в соответствии со статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации являются, в том числе, командиры воинских частей в отношении работников подчиненных воинских частей.

Вместе с тем, Министерство обороны Российской Федерации для исполнения некоторых своих функций, в частности для реализации обеспечения поддержания постоянной боевой и мобилизационной готовности формирований военного округа и подразделяй, не входящих в его состав, но состоящих при нем на обеспечении, и осуществления управленческих, обеспечивающих и иных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, создало ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" и делегировало созданному учреждению часть своих полномочий.

В соответствии с Общим Положением о ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа", исходя из целей, задач и видов деятельности, в полномочия ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" входят заключение в соответствии с законодательством Российской Федерации от своего имени договоров (контрактов) с юридическими и физическим лицами в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, утвержденных бюджетной сметой с учетом их целевого назначения, размещение заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг в соответствии с законодательством Российской Федерациями и в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации.

Таким образом, обязанность по размещению заказа на выделение денежных средств на проведение специальной оценки условий труда в войсковой части 01229 путем заключения государственного контракта и оплата указанных услуг лежит на ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа", как на юридическом лице, на которого такая обязанность прямо возложена Министром обороны Российской Федерации в соответствии с Общим Положением о ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа".

Поскольку в отношении ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» Минобороны России выполняет функцию главного распорядителя бюджетных средств, суд приходит к выводу, что денежные средства для организации ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» работ по оценке условий труда в войсковой части 01229 должны быть выделены Министерством обороны Российской Федерации, которому такие средства предоставлены из федерального бюджета.

С учетом изложенного, оценивая сложившиеся между сторонами правоотношения, а также исходя из взаимосвязанных положений трудового законодательства и норм специального действия, регламентирующих порядок производства специальной оценки условий труда, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона к ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа", и Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности организовать и провести специальную оценку условий труда 1 рабочего места - начальник мастерской, 3 рабочих мест - инженер, 1 рабочего места - механик гаража, 2 рабочих мест – техник в войсковой части 01229.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Войсковой части 01229, ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа", Министерству обороны Российской Федерации о понуждении проведения специальной оценки условий труда рабочих мест гражданского персонала войсковой части удовлетворить.

Обязать ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» провести специальную оценку условий труда следующих рабочих мест гражданского персонала войсковой части 01229: начальник мастерской – 1 рабочее место, инженер – 3 рабочих места, механик гаража – 1 рабочее место, техник – 2 рабочих места.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации выделить ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» лимиты бюджетных обязательств для проведения специальной оценки условий труда в отношении следующих рабочих мест войсковой части 01229: начальник мастерской – 1 рабочее место, инженер – 3 рабочих места, механик гаража – 1 рабочее место, техник – 2 рабочих места.

Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение 7 дней со дня вручения ему копии заочного решения.

Заочное решение также может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Бурятия в установленном законом порядке, т.е. путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Улан-Удэ в течение месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене заочного решения.

Судья Болдохонова С.С.