ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3857/18 от 12.12.2018 Октябрьского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 декабря 2018 года г. Иркутск

Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе: председательствующего судьи Матвиенко О.А., при секретаре Шмыревой Н.А., с участием представителя истца помощника Иркутского транспортного прокурора Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры Сергеева Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3857/2018 по иску Осетровского транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации – Иркутской области к обществу с ограниченной ответственностью «Байкал Логистика» о признании незаконным бездействия, обязании обратиться в Службу по тарифам Иркутской области для установления тарифа на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование исковых требований указано, что при проведении проверки законности в сфере ценообразования на транспортные услуги, оказываемые на железнодорожных путях необщего пользования ООО «Байкал Логистика» установлено следующее.

ООО «Байкал Логистика» эксплуатирует железнодорожные пути необщего пользования в г. Усть-Куте Адрес. На данных железнодорожных путях производятся погрузо-разгрузочные работы для сторонних организаций.

ООО «Байкал Логистика» заключен договор с ООО «УТТиСТ – Бурсервис» № от Дата, с ООО «НГДУ Восточная Сибирь» № от Дата, с ООО «Сервисный Центр СБМ» № от Дата. Погрузочно-разгрузочные операции производятся ООО «Байкал Логистика» самостоятельно, с применением таких мощностей как козловые краны. В службу по тарифам Иркутской области ООО «Байкал Логистика» не обращалось, формирование тарифов определяется затратным методом, учитывая прямые и косвенные расходы. Соответственно тарифы на предоставляемые ООО «Байкал Логистика» транспортные услуги ООО «УТТиСТ – Бурсервис», ООО «НГДУ Восточная Сибирь», ООО «Сервисный Центр СБМ» в виде погрузочных работ в установленном законом порядке не установлены.

Несоблюдение ООО «Байкал Логистика» законодательства о тарифном регулировании и бездействие по установлению тарифов на транспортные услуги, является уклонением от государственного регулирования и затрагивает тем самым интересы государства, в частности субъекта РФ – Иркутской области, поскольку государственное регулирование, осуществляемое уполномоченным органом указанного публично-правового образования - Службой по тарифам Иркутской области, не достигает своих целей и задач в данной сфере правоотношений.

Согласно информации Службы по тарифам Иркутской области от Дата ООО «Байкал Логистика» для установления тарифов на погрузочно-разгрузочные работы, в нарушение гл. 3 Положения «О государственном регулировании тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационного правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта», утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от Дата-пп, не обращалось и, соответственно, тарифы на предоставляемые ООО «Байкал Логистика» транспортные услуги ООО «УТТиСТ – Бурсервис», ООО «НГДУ Восточная Сибирь», ООО «Сервисный Центр СБМ» в виде погрузочных работ, в установленном законом порядке не установлены.

Просит признать незаконным бездействие ООО «Байкал Логистика», выразившееся в не обращении в Службу по тарифам Иркутской области для установления тарифов на транспортные услуги (погрузочные работы), оказываемые на подъездных железнодорожных путях; обязать ООО «Байкал Логистика» обратиться в Службу по тарифам Иркутской области для установления тарифа на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях в соответствии с п. 23 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от Дата.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Иркутского транспортного прокурора Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры Сергеев Г.А. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ООО «Байкал Логистика» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки не известны.

Представитель третьего лица Службы по тарифам Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил пояснения на исковое заявление, согласно которых до настоящего времени от ООО «Байкал Логистика» заявление, подписанное руководителем или уполномоченным им лицом, для установления тарифа на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях, а также обосновывающие документы, указанные в п. 25 Положения №320-пп, в Службу не поступали.

Суд, с согласия представителя истца, рассматривает дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства (ст.ст. 233-237 ГПК РФ), в отсутствие третьего лица в соответствии со ст. 167 ГПК РФ. При рассмотрении дела в порядке заочного производства суд исследует доказательстве представленные истцом (ст.ст. 56, 60, 234 ГПК РФ).

Выслушав доводы представителя истца, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте, не регулируемые в соответствии с пунктом 1 данной статьи, устанавливаются на договорной основе и контролируются государством в соответствии с законодательством о конкуренции и об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.

Пунктом 1 статьи 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 года N 239) утвержден Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.

В пункте 8 вышеуказанного Перечня поименованы транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.

На основании подпункта 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации относится установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок расчета и установления (пересмотра) подлежащих государственному регулированию тарифов на транспортные услуги в Иркутской области определен Положением о государственном регулировании тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 6 декабря 2010 г. N 320-пп "О государственном регулировании тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях" (далее - Положение N 320-пп).

Согласно п.п «а» п. 2 Положения N 320-пп транспортные услуги - деятельность, связанная с предоставлением транспортных услуг, оказываемых на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта. При этом регулированию в рамках настоящего Положения подлежат следующие виды услуг: маневровая работа, не связанная с подачей и (или) уборкой вагонов, выполняемая по отдельному требованию грузовладельцев; подача и (или) уборка вагонов (перевозка грузов); погрузочно-разгрузочные работы; подача и (или) уборка порожних вагонов.

Согласно п.п «е» п. 2 Положения N 320-пп регулирующий орган - исполнительный орган государственной власти области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на территории области, в том числе в сфере государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию.

Таким органом определена Служба по тарифам Иркутской области.

Как следует из материалов дела, Осетровской транспортной прокуратурой проведена проверка законности в сфере ценообразования на транспортные услуги, оказываемые на железнодорожных путях необщего пользования ООО «Байкал Логистика».

ООО «Байкал Логистика» принадлежит на праве собственности подъездной железнодорожный путь, кадастровый номер , протяженностью 1 455 м., расположенный по адресу: Иркутская область, Адрес, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от Дата.

Так, из акта проверки исполнения требований законодательства в сфере ценообразования ООО «Байкал Логистика» от Дата усматривается, что ООО «Байкал Логистика» эксплуатирует железнодорожные пути необщего пользования в Адрес. На данных железнодорожных путях производятся погрузо-разгрузочные работы для сторонних организаций. В службу по тарифам Иркутской области ООО «Байкал Логистика» не обращалось, формирование тарифов определяется затратным методом, учитывая прямые и косвенные расходы. ООО «Байкал Логистика» заключен договор с ООО «УТТиСТ – Бурсервис» от Дата, с ООО «НГДУ Восточная Сибирь» от Дата, с ООО «Сервисный Центр СБМ» от Дата.

Из письма ООО «Байкал Логистика» от Дата, адресованного и.о. Осетровского транспортного прокурора, усматривается, что погрузочно-разгрузочные операции производятся ООО «Байкал Логистика» самостоятельно, с применением таких мощностей как козловые краны. Маневровые работы, не связанные с подачей и (или) уборкой вагонов, выполняемые по отдельному требованию грузовладельцев не выполняются по причине отсутствия специального транспорта. Подача и уборка вагонов на железнодорожные пути осуществляется ОАО «РЖД» на основании п. 8 договора № от Дата о порядке обслуживания пути необщего пользования локомотивом перевозчика. Цены по перечисленным выше работам согласовывались на основании Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство № 3), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии РФ от Дата в процессе подписания договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО «Байкал Логистика», примыкающего к железнодорожной станции Лена-Восточная ВСЖД – филиала ОАО «РЖД» № от Дата. В частности, п. 13 договора предусмотрено, что контрагент уплачивает перевозчику на лицевой счет ОАО «РЖД» при обслуживании локомотивом перевозчика – сбор за подачу и уборку вагонов, начисляемый по ставкам Тарифного руководства № 3.

Таким образом, ООО «Байкал Логистика» приняты обязательства по оказанию ООО «УТТиСТ – Бурсервис» (договор на оказание услуг от Дата), ООО «НГДУ Восточная Сибирь» (договор на оказание услуг от Дата), ООО «Сервисный Центр СБМ» (договор на оказание услуг от Дата) транспортных услуг на подъездных железнодорожных путях необщего пользования в отсутствие утвержденных уполномоченным государственным органом в установленном порядке соответствующих тарифов. Несоблюдение ООО «Байкал Логистика» законодательства о тарифном регулировании и бездействие по установлению тарифов на транспортные услуги, является уклонением от государственного регулирования и затрагивает тем самым интересы государства, в частности субъекта РФ – Иркутской области, поскольку государственное регулирование, осуществляемое уполномоченным органом указанного публично-правового образования - Службой по тарифам Иркутской области, не достигает своих целей и задач в данной сфере правоотношений.

Анализируя установленные по делу обстоятельства и представленные доказательства, учитывая, что ответчик не обращался в Службу по тарифам Иркутской области для установления тарифа на транспортные услуги (погрузочные работы), оказываемые на подъездных железнодорожных путях, в связи с чем, им допущены нарушения требований в сфере ценообразования на транспортные услуги, оказываемые на железнодорожных путях необщего пользования.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования о признании незаконным бездействие ООО «Байкал Логистика», выразившегося в не обращении в Службу по тарифам Иркутской области для установления тарифа на транспортные услуги (погрузочные работы), оказываемые на подъездных железнодорожных путях, обязании ООО «Байкал Логистика» обратиться в Службу по тарифам Иркутской области для установления тарифа на транспортные услуги (погрузочные работы), оказываемые на подъездных железнодорожных путях в соответствии с п. 23 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от Дата-пп подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ, разъяснениями, содержащимися в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 21.01.2016 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», с ответчика подлежит взысканию в бюджет муниципального образования «город Иркутск» государственная пошлина в размере ........

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Осетровского транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации – Иркутской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие общества с ограниченной ответственностью «Байкал Логистика», выразившееся в не обращении в Службу по тарифам Иркутской области для установления тарифа на транспортные услуги (погрузочные работы), оказываемые на подъездных железнодорожных путях.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Байкал Логистика» обратиться в Службу по тарифам Иркутской области для установления тарифа на транспортные услуги (погрузочные работы), оказываемые на подъездных железнодорожных путях в соответствии с п. 23 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от Дата.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Байкал Логистика» в бюджет муниципального образования «город Иркутск» государственную пошлину в размере ........

Заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме 17.12.2018.

Ответчик вправе в течение 7 дней подать в Октябрьский районный суд г. Иркутска заявление об отмене заочного решения, представив суду доказательства, подтверждающие, что неявка его представителя в судебное заседание имела место по уважительным причинам, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, при этом ответчик ссылается на обстоятельства и представляет доказательства, которые могут повлиять на содержание принятого решения.

Судья О.А. Матвиенко