дело № 2-3859/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 мая 2019 года г. Казань
Советский районный суд г. Казани в составе
председательствующего судьи А.Ф. Гильмутдиновой
при секретаре судебного заседания А.Р. Миннемуллиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации в лице уполномоченных органов Федерального агентства лесного хозяйства, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области к исполнительному комитету муниципального образования г. Казани о прекращении права собственности и снятии земельного участка с кадастрового учета,
установил:
Казанская межрайонная природоохранная прокуратура в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации в лице уполномоченных органов Федерального агентства лесного хозяйства, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области обратилась в суд с заявлением к исполнительному комитету муниципального образования г. Казани о прекращении права собственности и снятии земельного участка с кадастрового учета.
В обоснование заявленных требований указано, что Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка законности формирования земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>, расположенного по <адрес изъят>
Из сведений Единого государственного реестра недвижимости установлено, что земельный участок с кадастровым номером <номер изъят>, площадью 85 694 кв.м, расположенный по <адрес изъят>, относится к категории земли населенных пунктов, вид разрешённого использования особо охраняемая природная территория местного значения - городской лесопарк «Лебяжье».
Постановлением исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 31 июля 2009 года № 6384 (с учетом изменений, внесённых в него постановлениями от 27 марта 2009 года № 1653 и от 22 сентября 2014 года № 5521) утверждены границы «ООПТ местного значения - городской лес «Лебяжье».
Управлением архитектуры и градостроительства г. Казани утверждена схема расположения участка площадью 85 694 кв.м на кадастровом плане территории от 25 октября 2013 года № 18/с. Данный участок поставлен на кадастровый учет за номером <номер изъят>.
Постановлением исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 16 февраля 2015 года № 741 земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> предоставлен в постоянное пользование МКУ «Комитет внешнего благоустройства г. Казани».
В соответствии с актом обследования ГКУ «Пригородное лесничество» указанный земельный участок расположен на землях лесного фонда.
Наложение указанного земельного участка на земли лесного фонд подтверждаются решением Верховного Суда Республики Татарстан от 25 января 2017 года по исковому заявлению (дело- №3а-147/2017) Федерального агентства лесного хозяйства к Казанской городской Думе Республики Татарстан о признании недействующим Генерального плана муниципального образования города Казани, утвержденного решением Казанской городской Думы от 28 декабря 2007 года №23-26, в части включения в границы муниципального образования города Казани участков, расположенных на землях лесного фонда, в том числе и участка с кадастровым номером <номер изъят>.
Таким образом, органы местного самоуправления не наделены полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности.
В связи с изложенным, формирование земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>, а также действия кадастрового инженера по проведению кадастровых работ в отношении земельного участка, являются незаконными.
Прокуратурой 17 января 2019 года в исполнительный комитет муниципального образования города Казани внесено представление об устранении нарушений закона.
Постановлением исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 20 февраля 2019 года № 604 земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> исключен из границ особо охраняемой природной территории местного значения - городского леса Лебяжье, прекращено право постоянного (бессрочного) пользования Муниципального казенного учреждения «Комитет внешнего благоустройства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» указанным земельным участком.
Вместе с тем, зарегистрированное право собственности муниципального образования на указанный земельный участок не прекращено.
Обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты конституционного права каждого на благоприятную среду, защиты основного принципа правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также защиты правовых основ государственной политики, исходя из которой ценность сохранения природы и окружающей среды должны определяться таким образом, чтобы при решении социально-экономических задач обеспечивался баланс интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, и интересов человека и общества в целом и гарантировались соблюдение и защита экологических прав граждан.
Лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим. Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство. Данная позиция закреплена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2010 года № 238-О-О.
Кроме того, в рассматриваемом случае незаконное использование земель нарушает интересы Российской Федерации, поскольку согласно статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», истец просит истребовать в собственность Российской Федерации из чужого незаконного владения Исполнительного комитета муниципального образования города Казани земельный участок с кадастровым номером <номер изъят>, расположенный по <адрес изъят>.
Снять земельный участок с кадастровым номером <номер изъят>, расположенный по <адрес изъят> с государственного кадастрового учета и исключить запись о праве собственности на него из Единого государственного реестра недвижимости.
Признать незаконным результат межевания земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>, расположенного по <адрес изъят>.
Указать в решении суда, что данное решение будет являться для Управления Росреестра по Республике Татарстан основанием для аннулирования сведений в Едином государственном реестре недвижимости о земельном участке с кадастровым номером <номер изъят> из категории земли населенных пунктов, расположенном по <адрес изъят>.
Представитель истца Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО1 в судебное заседание явилась, заявление поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика исполнительного комитета муниципального образования г. Казани ФИО2 в судебное заседание явилась, с заявлением не согласилась по доводам, изложенным в отзыве на заявление, просила в удовлетворении заявления отказать.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан ФИО3 в судебное заседание явилась, решение вопроса по существу оставила на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан ФИО4 в судебное заседание явилась, указала, что заявление подлежит удовлетворению.
Представитель третьего лица Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещен, представил отзыв на заявление, в котором указал, что согласно сведениям ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> площадью 85 694кв.м, зарегистрировано право собственности за Комитетом земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани, запись регистрации № <номер изъят> от 3 марта 2014 года. Земельный участок расположен по адресу: <адрес изъят>, относится к категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - особо охраняемая природная территория местного значения- городской лесопарк «Лебяжье».
Согласно акту обследования ГКУ «Пригородное лесничество» указанный земельный участок накладывается на 11 квартал Столбищенского участкового лесничества, площадь пересечения составляет 78 111кв.м.
Наложение указанного земельного участка на земли лесного фонда, также подтверждается решением Верховного суда Республики Татарстан от 25 января 2017 года о признании недействующим со дня принятия Генерального плана муниципального образования города Казани в части включения в границы муниципального образования города Казани участков, расположенных на землях лесного фонда, в том числе и участка с кадастровым номером <номер изъят>.
Согласно действующему законодательству, а также поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 15 марта 2018 года № ЕГ-16/7736, надлежащим лицом, уполномоченным выступать в защиту имущественных интересов Российской Федерации по спорам в области лесных отношений, в том числе о правах на земельные участки лесного фонда, является Федеральное агентство лесного хозяйства и его территориальные органы.
Таким образом, представителем собственника в отношении спорного земельного участка, относящегося к категории земель лесного фонда, является Федеральное агентство лесного хозяйства, органы местного самоуправления не уполномочены на распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности.
Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу является территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства, осуществляет от имени Российской Федерации защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений в соответствии с п.п. 2.1 п. 7 Положения о департаменте лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, утвержденного приказом Рослесхоза от 19 июня 2015 года № 203.
На основании вышеизложенного, руководствуясь нормами действующего законодательства Российской Федерации, Территориальное управление оставляет рассмотрение данного дела на усмотрение суда и просит суд рассмотреть дело в отсутствие представителя Территориального управления.
В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о заседании надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в суд не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав лиц участвующих в деле, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
Из положений статьи 60 Земельного кодекса Российской нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях:
1) признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок;
2) самовольного занятия земельного участка;
3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
2. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем:
1) признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 данного Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;
2) приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;
3) приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
4) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Пунктом 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
Абзацем первым пункта 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что, по смыслу пункта 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли.
Таким образом, одним из юридически значимых обстоятельств, подлежащих доказыванию при обращении в суд с иском об истребовании имущества из чужого незаконного владения, является установление факта выбытия имущества из владения собственника или из владения лица, которому оно было передано собственником во владение, по воле или помимо их воли.
В силу статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного Кодекса. Границы земель лесного фонда, их целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в соответствии с частями 1 и 3 ст. 6, статьями 7, 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации в лесоустроительной проектной документации.
В части 1 статьи 4.2 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральным законом.
Таким образом, право Российской Федерации на лесные участки признается в силу закона вне зависимости от проведения лесоустроительных работ. Отсутствие определенных площади и границ у таких участков не может служить препятствием к постановке на государственный кадастровый учет образуемых из них участков с надлежащим описанием границ путем раздела исходного земельного участка и сохранением его в измененных границах.
Из материалов дела следует, что Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка законности формирования земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>, расположенного по <адрес изъят>
Из сведений Единого государственного реестра недвижимости установлено, что земельный участок с кадастровым номером <номер изъят>, площадью 85 694 кв.м, расположенный по <адрес изъят>, относится к категории земли населенных пунктов, вид разрешённого использования особо охраняемая природная территория местного значения - городской лесопарк «Лебяжье».
Согласно сведениям ЕГРН, который ведется с 1 января 2000 года, по состоянию на 9 апреля 2019 года, 3 марта 2014 года за номером <номер изъят> проведена государственная регистрация права собственности на земельный участок, кадастровый номер <номер изъят>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: природный ландшафт, общей площадью 85 694 кв.м, расположенный по адресу: <адрес изъят>, правообладатель: Муниципальное образование «город Казань Республики Татарстан».
Постановлением исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 31 июля 2009 года № 6384 (с учетом изменений, внесённых в него постановлениями от 27 марта 2009 года № 1653 и от 22 сентября 2014 года № 5521) утверждены границы «ООПТ местного значения - городской лес «Лебяжье».
Управлением архитектуры и градостроительства г.Казани утверждена схема расположения участка площадью 85 694 кв.м на кадастровом плане территории от 25 октября 2013 года № 18/с. Данный участок поставлен на кадастровый учет за номером <номер изъят>.
В ответ на запрос суда Управление Архитектуры и градостроительства г. Казани сообщило, что согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной постановлением исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 31 июля 2009 года № 6384 «Об утверждении границ особо охраняемой территории местного значения – городского леса «Лебяжье», земельный участок с кадастровым номером <номер изъят>, площадью 85 694 кв.м, расположен в границах особо охраняемой природной территории местного значения – городского леса «Лебяжье».
Постановлением исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 16 февраля 2015 года № 741 земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> предоставлен в постоянное пользование МКУ «Комитет внешнего благоустройства г. Казани».
В соответствии с актом обследования ГКУ «Пригородное лесничество» спорный земельный участок расположен на землях лесного фонда.
Так, в лесоустроительных материалах (копии выкопировок из планшетов лесоустройства 2011 года Столбищенского участкового лесничества ГКУ «Пригородное лесничество») данный земельный участок накладывается на 11 квартал Столбищенского участкового лесничества ГКУ «Пригородное лесничество».
Из заключения Казанского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» следует, что в результате сопоставления рабочих планово-картографических материалов лесоустройства, определяющих границы земель лесного фонда, со сведениями Единого государственного реестра недвижимости установлено, что на квартал 11 Столбищенского участкового лесничества Пригородного лесничества накладывается земельный участок с категорией «земли населенных пунктов» <номер изъят>, площадь пересечения 78 111 кв.м.
При этом на квартал 11 Столбищенского участкового лесничества ГКУ «Пригородное лесничество» имеется свидетельство о государственной регистрации права от 21 декабря 2009 года серия <данные изъяты>.
Наложение указанного земельного участка на земли лесного фонда, подтверждаются вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Татарстан от 25 января 2017 года по исковому заявлению (дело- №3а-147/2017) Федерального агентства лесного хозяйства к Казанской городской Думе Республики Татарстан о признании недействующим Генерального плана муниципального образования города Казани, утвержденного решением Казанской городской Думы от 28 декабря 2007 года №23-26, в части включения в границы муниципального образования города Казани участков, расположенных на землях лесного фонда, в том числе и участка с кадастровым номером <номер изъят>.
Вышеизложенные доказательства, подтверждают доводы истца о том, что земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> является лесным. В этой связи, с учетом изложенных выше норм права и правовых позиций, исковые требования об его истребовании в собственность Российской Федерации подлежат удовлетворению.
Из положений статей 77, 101 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельный участок, относящийся к одной категории, не может одновременно являться земельным участком другой категории.
В этой связи запись в едином государственном реестре недвижимости о правообладателе земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>, расположенном по адресу: <адрес изъят> и категории земельного участка – «земли наследных пунктов», подлежит аннулированию.
При этом сам по себе факт того, что ответчиком осуществляются мероприятия по устранению представления прокурора, не могут служить основанием для отказа в иске.
Так, прокуратурой 17 января 2019 года исполнительному комитету муниципального образования города Казани внесено представление об устранении нарушений закона.
Постановлением исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 20 февраля 2019 года № 604 земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> исключен из границ особо охраняемой природной территории местного значения - городского леса Лебяжье, прекращено право постоянного (бессрочного) пользования Муниципального казенного учреждения «Комитет внешнего благоустройства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» указанным земельным участком.
Вместе с тем, зарегистрированное право собственности муниципального образования на указанный земельный участок не прекращено. В судебном же заседании представитель ответчика пояснила, что добровольно передать спорный земельный участок в собственность Российской Федерации отказываются.
По смыслу части 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» во взаимосвязи с положениями статей 5, 8, 13, 22 данного закона, нормами Земельного кодекса Российской Федерации (статьи 6, 11.2, 15, 25, 26) и Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 8.1, 130, 131) государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре недвижимости земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценку в качестве объекта права. Объектом земельных отношений является земельный участок, представляющий собой часть поверхности земли, территориальные границы которой определены в установленном порядке федеральными законами. Земельный участок в соответствующих границах начинает свое существование в качестве объекта государственного кадастрового учета в установленных межеванием границах с даты внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр недвижимости.
Суд правовых оснований для удовлетворения иска в части снятия земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> с государственного кадастрового учета суд оснований не находит в виду избрания истцом в данной части ненадлежащего способа зашиты нарушенного права.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 70 Закона о государственной регистрации орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.
Приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 года N 943 утвержден порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости. Согласно данному порядку, может быть снят с государственного кадастрового учета ранее учтенный земельный участок, сведения о правах на который отсутствуют и отсутствовали, который никому предоставлен не был. Поскольку земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> находящиеся в собственности ответчика является учтенным, правовых оснований для снятия его с ГРН не имеется.
Закон о государственной регистрации устанавливает исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельных участков с кадастрового учета. Снятие земельных участков предусмотрено только случаях, указанных в пунктах 3, 15 статьи 41, пункта 11 статьи 59, пункта 3 статьи 70, пункта 7 статьи 72 Закона о государственной регистрации (в случае ели земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными в законе особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости). Поскольку земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> не является преобразуемым земельным участком, правовых оснований для снятия его с кадастрового учета не имеется.
Требования о признании незаконными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>, расположенного по <адрес изъят>, также не подлежат удовлетворению, поскольку удовлетворение данного требования не приведет к восстановлению прав Российской Федерации на спорный объект недвижимости, защите же подлежит нарушенное либо оспариваемое право.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации в лице уполномоченных органов Федерального агентства лесного хозяйства, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области к исполнительному комитету муниципального образования г. Казани о прекращении права собственности и снятии земельного участка с кадастрового учета, удовлетворить частично.
Истребовать в собственность Российской Федерации из чужого незаконного владения исполнительного комитета муниципального образования города Казани земельный участок с кадастровым номером <номер изъят>, расположенный по адресу: <адрес изъят>
Решение является основанием для прекращения записи в едином государственном реестре недвижимости о правообладателе земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>, расположенном по адресу: <адрес изъят> и категории земельного участка – «земли наследных пунктов».
В остальной части в удовлетворения заявления Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации в лице уполномоченных органов Федерального агентства лесного хозяйства, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его составления в окончательной форме в Верховный Суд Республики Татарстан через Советский районный суд г. Казани.
Судья Советского
районного суда города Казани /подпись/ А.Ф. Гильмутдинова
Копия верна.
Судья А.Ф. Гильмутдинова
Мотивированное решение изготовлено 13 мая 2019 года.
Судья А.Ф. Гильмутдинова