ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3859/2022 от 13.05.2022 Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2-3859/2022

УИД 65RS0001-01-2022-003379-20

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе: председательствующего судьи Ли Э.В.,

при секретаре судебного заседания Панковой М.А.,

с участием помощника прокурора г. Южно-Сахалинска ФИО, представителя ответчика по доверенности ФИО,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Прокурора г. Южно-Сахалинска в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилищно-эксплуатационное управление № 7» о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению,

у с та н о в и л:

Прокурор города Южно-Сахалинска обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилищно-эксплуатационное управление № 7» (далее – ООО УК «ЖЭУ-7»), указав, что прокуратурой проведен анализ состояния законности в сфере соблюдения прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры. В ходе проведения осмотра места нахождения ООО УК «ЖЭУ-7» установлено, что обществом не обеспечен беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению, а именно отсутствует: информационное табло (тактильная табличка) с применением рельефно-точечного шрифта Брайля с наименованием учреждения, местом его нахождения и графиком работы; информационная тактильная мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании; направляющие тактильно-контрастные указатели на основных путях движения, тактильно-контрастные указатели, предупреждающие о возможных опасностях. Учитывая требования ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» прокурор просит суд обязать ответчика в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению путем установления информационного табло (тактильной таблички) с применением рельефно-точечного шрифта Брайля с наименованием учреждения, местом его нахождения и графиком работы; установить информационную тактильную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании; установить тактильно-контрастные указатели, предупреждающие о возможных опасностях по адресу: <адрес>

В судебном заседании помощник прокурора города Южно-Сахалинска ФИО исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила суд удовлетворить требования.

Представитель ответчика ФИО, действующая на основании доверенности, с иском не согласилась по изложенным в отзыве основаниям. Пояснила, что ООО УК «ЖЭУ-7» не относится к объектам социальной инфраструктуры, при этом Правительством Сахалинской области денежные средства на реализацию утвержденной им программы «Доступная среда в Сахалинской области» не выделялись, в связи с чем, у общества отсутствует обязанность по исполнению указанных прокурором требований.

Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральный закон от 24.11.1955г. № 181-ФЗ), настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Согласно ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе: условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; движение пешеходов через транспортные коммуникации); возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

Положениями частей 5 и 6 статьи 15 вышеприведенного Федерального закона предусмотрено, что планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом потребностей инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Вытекающая из вышеприведенных норм публичная обязанность по созданию условий для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры возлагается на уполномоченные субъекты, указанные в части 1 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Данные положения также закреплены в Законе Сахалинской области от 15.05.2015 года № 32-ЗО «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к информации, объектам социальной инфраструктуры и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры».

Кроме того, Федеральным законом от 03.05.2012г. № 46-ФЗ ратифицирована Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года (далее – Конвенция), подписанная от имени Российской Федерации в городе Нью-Йорке 24 сентября 2008 года.

В силу ст. 9 Конвенции о правах инвалидов меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

На основании пункта «с» статьи 19 Конвенции государства - участники настоящей Конвенции признают равное право всех инвалидов жить в обычных местах проживания, при равных с другими людьми вариантах выбора, и принимают эффективные и надлежащие меры для того, чтобы содействовать полной реализации инвалидами этого права и их полному включению и вовлечению в местное сообщество, в том числе обеспечивая, чтобы: услуги и объекты коллективного пользования, предназначенные для населения в целом, были в равной степени доступны для инвалидов и отвечали их нуждам.

Частью 7 статьи 30 Федерального закона № 384-ФЗ от 30.12.2009 года «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.

ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения (часть 2 статьи 3 Федерального закона от30.12.2009г. № 384-ФЗ).

Требования по обеспечению входа и передвижения инвалида в помещении содержатся в Своде правил «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для 30 декабря 2020 года № 904/пр (далее – Свод правил).

Область применения вышеуказанного Свода правил предназначается для разработки проектных решений, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения – маломобильных групп населения (МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна). Свод правил распространяется на проектирование общественных зданий открытого доступа населения, в том числе инвалидов и МГН. Требования свода правил не распространяются на проектирование жилых одноквартирных домов, находящихся в частной собственности. (п. 1.1., 1.2, 1.3 Свода правил).

Согласно п. 6.5.2 Свода правил технические средства информации и сигнализации, размещаемые в помещениях, предназначенных для пребывания МГН различных групп мобильности, и на путях их движения, должны обеспечивать визуальную, звуковую и тактильную информацию.

Технические средства информации и сигнализации в местах массового посещения должны обеспечивать посетителям объекта возможности однозначной идентификации объектов и мест посещения, получения информации о размещении и назначении функциональных элементов, об ассортименте и характере предоставляемых услуг, надежной ориентации в пространстве, своевременного предупреждения об опасности в экстремальных ситуациях, расположении путей эвакуации и т. п. (п. 6.5.3 Свода Правил).

В силу п. 6.5.9 Свода правил информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефноточечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема: перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения; перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных (6.3.6); рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах.

Из материалов дела следует, что 21 февраля 2022 года прокуратурой г. Южно-Сахалинска проведена проверка объектов ООО УК «ЖЭУ-7» на предмет соблюдения законодательств о социальной защите инвалидов в части обеспечения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры по адресу: <адрес>

Согласно акту проверки от 21 февраля 2022 года ООО УК «ЖЭУ-7» не обеспечен беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению, поскольку отсутствует: информационное табло (тактильная табличка) с применением рельефно-точечного шрифта Брайля с наименованием учреждения, местом его нахождения и графиком работы; информационная тактильная мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании; направляющие тактильно-контрастные указатели на основных путях движения, тактильно-контрастные указатели, предупреждающие о возможных опасностях.

Судом установлено, что основным видом деятельности ООО УК «ЖЭУ-7» является управление эксплуатацией жилого дома за вознаграждение или на договорной основе.

В силу специфики оказываемых ответчиком услуг, ООО УК «ЖЭУ-7» оказывает услуги в рамках своей деятельности, в том числе ведет прием граждан и осуществляет прием коммунальных платежей.

Из вышеприведенных положений Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» следует, что к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, в том числе учреждения, оказывающие услуги населению, к которым относится и ООО УК «ЖЭУ-7», предоставляющие услуги по управлению и содержанию жилищным фондом неопределенному кругу лиц, в число которых могут входить и инвалиды, которым все хозяйствующие субъекты с учетом требований действующего законодательства обязаны обеспечить беспрепятственный доступ.

Довод ответчика о том, что ООО УК «ЖЭУК-7» не входит в реестр объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения на территории Сахалинской области по состоянию на 01 января 2021 года, утвержденный Министерством социальной защиты Сахалинской области, вследствие чего на обществе не лежит обязанность в отсутствие регионального финансирования обеспечивать беспрепятственный доступ инвалидов, судом отклоняется, поскольку основан на ошибочном толковании норм действующего законодательства.

Действительно, Постановлением Правительства Сахалинской области от 31.05.2013 года № 280 утверждена государственная программа Сахалинской области «Доступная среда в Сахалинской области», в рамках которого органом исполнительной власти составлен Реестр объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

Вместе с тем, данный реестр составлен по итогам работы по обследованию и паспортизации объектов социальной инфраструктуры с целью оценки состояния их доступности для инвалидов и маломобильных групп населения и размещения сведений об их доступности на информационном портале государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» «Учимся жить вместе», то есть не является закрытым, а пополняется по мере обследования хозяйствующих субъектов.

Более того, согласно вышеуказанному Постановлению Правительства Сахалинской области под приоритетными объектами и услугами в соответствующей сфере понимаются наиболее значимые для инвалидов объекты и услуги, отобранные с участием представителей общественных организаций инвалидов. Под приоритетными сферами жизнедеятельности инвалидов понимаются здравоохранение, социальная защита, образование, физическая культура и спорт, культура, транспорт, информация и связь, жилищный фонд, потребительский рынок, сфера услуг.

Таким образом, реестр объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения сформирован Правительством Сахалинской области в рамках реализации социальной программы, включение либо отсутствие в который ответчика не может расцениваться судом как наличие или отсутствие обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов.

Ссылка ответчика на занятие нежилых помещений, в которых прокурор требует обеспечить беспрепятственный доступ, на праве аренды правового значения не имеет в силу следующего.

Судом установлено, что ООО УК «ЖЭУ-7» располагается в нежилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> Данный адрес является адресом юридического лица, указанным в выписке из ЕГРЮЛ.

Факт занятия данного помещения на праве аренды не освобождает ответчика от обязанности обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры.

Поскольку именно арендатор определяет цель деятельности, для достижения которой арендует помещение, используя его как объект социальной инфраструктуры, соответственно, он обязан нести расходы по приспособлению помещения для осуществления цели деятельности.

Правоотношения, сложившиеся между арендатором и арендодателем, не должны ущемлять права инвалидов и других граждан, а при возникновении разногласий между сторонами по договору аренды они могут быть разрешены в ином порядке.

Кроме того, судом учитывается, что исполнение требований прокурора не затрагивают конструктивные и иные технические особенности строения здания и помещений, где располагается ответчик, поскольку информационные табло, информационная схема и тактильные указатели свободно устанавливаются и демонтируются, в связи с чем, при смене места нахождения юридического лица, последний не лишен возможности перенести данные средства беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в избранный им адрес пребывания.

Таким образом, ООО УК «ЖЭУ-7», будучи объектом социальной инфраструктуры, не оборудовано специальными средствами обеспечения беспрепятственного доступа для инвалидов и других маломобильных групп населения, что фактически не оспаривалось ответчиком, доказательств отсутствия технической возможности осуществить действия, о которых просит прокурор в иске, ответчиком также не представлено.

Суд полагает, что несоблюдение требований действующего законодательства, содержащегося в них, является нарушением прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации, поскольку обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения является одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное развитие.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора города Южно-Сахалинска к ООО УК «ЖЭУ-7» о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению путем установления информационного табло (тактильной таблички) с применением рельефно-точечного шрифта Брайля с наименованием учреждения, местом его нахождения и графиком работы; установить информационную тактильную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании; установить тактильно-контрастные указатели, предупреждающие о возможных опасностях в образовательном учреждении.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При определении срока, в течение которого решение должно быть исполнено, суд учитывает, что ответчиком предприняты меры для устранения допущенного нарушения законодательства и заключен соответствующий договор на изготовление табличек, в связи с чем суд полагает возможным предоставить ответчику срок для исполнения решения суда в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Южно-Сахалинска в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить.

Возложить на Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилищно-эксплуатационное управление № 7» в течение 3-х месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению, а именно: установить информационное табло (тактильную табличку) с применением рельефно точечного шрифта Брайля с наименованием учреждения, местом его нахождения и графиком работы, установить информационную тактильную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании, установить направляющие тактильно – контрастные указатели на основных путях движения, установить тактильно – контрастные указатели, предупреждающие о возможным опасностях по адресу: <адрес>

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилищно-эксплуатационное управление № 7» государственную пошлину в доход МО «Город Южно-Сахалинск» в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение вынесено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья Э.В. Ли