ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-385/17 от 26.04.2017 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

Дело № 2-385/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 апреля 2017 года город Кызыл

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Ооржак А.М., при секретаре Монгуш Б.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Кызыла к Акционерному обществу «Тываэнерго» о возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства путем проведения категорирования с обязательным присвоением категории опасности и паспортизации объектов топливно-энергетического комплекса,

<данные изъяты>

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора г. Кызыла обратился в суд с иском к Акционерному обществу «Тываэнерго» (далее АО Тываэнерго) о возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства путем проведения категорирования с обязательным присвоением категории опасности и паспортизации объектов топливно-энергетического комплекса (с учетом уточнения требований), указав, что прокуратурой г. Кызыла проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму в части обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, их категорирования и паспортизации. АО «Тываэнерго» эксплуатирует объекты топливно-энергетического комплекса <данные изъяты>» (далее Объекты). Распоряжением Главы Республики Тыва от <данные изъяты> «Об утверждении перечня объектов топливно-энергетического комплекса Республики Тыва, подлежащих категорированию» данные Объекты АО «Тываэнерго» включены в перечень объектов топливно-энергетического комплекса Республики Тыва, подлежащих категорированию. ДД.ММ.ГГГГ в АО «Тываэнерго» поступило предписание ОВО МВД по РТ об устранении нарушений, связанных с проведением категорирования 3-х объектов и отсутствием паспортов безопасности со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, которое обжаловано АО «Тываэнерго» в Арбитражный суд РТ, в удовлетворении заявления о признании незаконным предписания было отказано. В 2015 году прокуратурой города директору АО «Тываэнерго» внесено представление об устранении нарушений закона. В связи с ненадлежащим исполнением должностными лицами Минтопэнерго РТ законодательства о противодействии терроризму в части обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, их категорирования и паспортизации, Федерального закона № 256-ФЗ, а также задач, возложенных на органы государственной власти Концепцией противодействия терроризму в РФ, утвержденной Президентом РФ от 15.10.2009, прокуратурой республики ДД.ММ.ГГГГ Главе РТ внесено представление об устранении нарушений закона. ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание комиссии по категорированию объектов АО «Тываэнерго», голосования по факту определения категорий объектам АО «Тываэнерго». Решением большинства голосов членов комиссии постановлено в связи с отсутствием оснований для присвоения какой-либо категории по степени опасности категория опасности объектам не присваивается. АО «Тываэнерго» считает, что на трех Объектах в результате акта незаконного вмешательства может возникнуть чрезвычайная ситуация локального характера (не выходящая за пределы объекта, количество пострадавших не более 10 человек, размер ущерба окружающей среде и материальных потерь составляет не более 100 тыс.рублей), что в свою очередь не соответствует ни одному из показателей п. 4 Постановления Правительства РФ от 05.05.2012 ода № 459, в связи с чем категория опасности объектам не присваивается, тем самым руководство объекта не согласны с включением подстанций ОАО «Тываэнерго» в перечень объектов, подлежащих категорированию, и против присвоения их объектам каких-либо категорий. Однако полномочия по составлению и утверждению перечня объектов, подлежащих категорированию не отнесены к компетенции АО «Тываэнерго», а возложены на членов Антитеррористической комиссии в Республике Тыва и Главу Республики Тыва. Кроме того, Обществом при определении размера материального ущерба на объектах ТЭК не учтена разница между балансовой стоимостью и износом трансформаторов, установленных на подстанциях. При определении экономического ущерба не учтена стоимость приобретения новых трансформаторов которая в настоящее время приблизительно составляет <данные изъяты> Таким образом, согласно сведениям ОВО МВД по РТ с учетом максимального ущерба от вероятного террористического акта (полного уничтожения всего имущества, находящего на территориях подстанций), исходя из приведенных расчетов социально-экономического (материального) ущерба, можно прийти к выводу о возможном присвоении каждой из подстанций- средней категории опасности.

Просит обязать ответчика устранить нарушения Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» путем проведения категорирования с обязательным присвоением категории опасности и паспортизации объектов <данные изъяты> согласно распоряжению Главы РТ от <данные изъяты>-РГ «Об утверждении перечня объектов топливно-энергетического комплекса Республики Тыва, подлежащих категорированию» в срок до <данные изъяты> г.

Определением суда в качестве третьего лица привлечено Министерство топлива и энергетики Республики Тыва.

В судебном заседании представитель истца Ооржак А.М. поддержала исковые требования по указанным в иске основаниям.

Представитель ответчика по доверенности <данные изъяты>. не согласился с иском, просил отказать, так как акт о не присвоении категории опасности имеется, данное решение принимается решением комиссии, исполнить такое требование и решение они не смогут.

Представитель третьего лица ОВО МВД по РТ по доверенности <данные изъяты> поддержал исковые требования прокурора и просит их удовлетворить.

Представитель третьего лица Министерства топлива и энергетики Республики Тыва по доверенности <данные изъяты>. полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению, поддержав доводы отзыва по иску. Согласно отзыву на исковое заявление министра топлива и энергетики <данные изъяты>, руководствуясь методическими рекомендациями по анализу уязвимости производственно-технологического процесса и выявлению критических элементов объекта, оценке социально-экономических последствий совершения на объекте террористического акта и антитеррористической защищенности объекта при проведении категорирования и составлению паспорта безопасности объекта ТЭК от <данные изъяты> при возникновении на объекте чрезвычайной ситуации локального характера категория опасности объекту не присваивается. Субъекты ТЭК самостоятельно устанавливают необходимый и достаточный уровень обеспечения безопасности и антитеррористической безопасности объекта.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Республики Тыва поручено прокурору г. Кызыла провести проверку исполнения законодательства о безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, их категорирования и паспортизации.

Решением Арбитражного Суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения Постановлением Третьего Арбитражного суда от ДД.ММ.ГГГГ, заявление ОАО «Тываэнерго» к МВД по РТ о признании недействительным предписания от ДД.ММ.ГГГГ, оставлено без удовлетворения.

Как следует из спорного предписания, предметом рассмотрения явилось не проведение категорирование 3-х объектов топливно-энергетического комплекса <данные изъяты> и отсутствие на них паспортов безопасности.

Распоряжением Главы Республики Тыва от <данные изъяты> утвержден перечень объектов топливно-энергетического комплекса РТ, подлежащих категорированию (далее ТЭК), в соответствии с которым объекты <данные изъяты>» включены в данный перечень, принадлежат ОАО «Тываэнерго».

Согласно уведомлениям Министерства топлива и энергетики РТ от ДД.ММ.ГГГГ, ОАО «Тываэнерго» было уведомлено о включении объектов топливно-энергетического комплекса <данные изъяты> перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию.

Согласно обращению Министерства топлива и энергетики РТ от ДД.ММ.ГГГГ, Министерство просит провести прокурорскую проверку по факту бездействия руководства ОАО «Тываэнерго», выразившегося в не проведении категорирования объектов топливно-энергетического комплекса <данные изъяты>».

Согласно сообщению заместителя <данные изъяты>. процесс категорирования объектов топливно-энергетического комплекса <данные изъяты> затягивается руководством АО «Тываэнерго» в целях ухода от присвоения категорий опасности, т.к. это не повлечет за собой выделение значительных финансовых средств на обеспечение антитеррористической безопасности указанных объектов.

В силу положений ст. 5 Федерального закона "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса", п. 5 постановления Правительства РФ от 5 мая 2012 года N 459 "Об утверждении Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядка его проведения и критериях категорирования", приказа Министерства энергетики РФ от 10 февраля 2012 г. N 48 "Об утверждении методических рекомендаций по включению объектов топливно-энергетического комплекса в перечень объектов, подлежащих категорированию" формирование и утверждение Перечня объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию осуществляется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению коллегиального органа по противодействию терроризму.

Судом установлено, что объекты <данные изъяты>» включены в перечень объектов топливно-энергетического комплекса РТ, подлежащих категорированию, утвержденного Распоряжением Главы Республики Тыва от <данные изъяты>

Таким образом, в силу положений п. п. 9 ст. 2 Федерального закона "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса", объекты <данные изъяты>» относится к объектам топливно-энергетического комплекса.

Согласно п. 13 ст. 2 Федерального закона "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" под субъектами топливно-энергетического комплекса понимаются физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.

Положениями ст. 5, 6, 7, 8 Федерального закона "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса", постановления Правительства РФ от 5 мая 2012 года N 459 "Об утверждении Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядка его проведения и критериях категорирования" на субъекты топливно-энергетического комплекса возложена обязанность по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса; требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования их защищенности в зависимости от установленной категории опасности объектов определенные Правительством РФ являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 21 мая 2007 г. N 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлен чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, которые подразделяются на:

а) чрезвычайную ситуацию локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее - зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее - количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее - размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей;

б) чрезвычайную ситуацию муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;

в) чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей;

г) чрезвычайную ситуацию регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;

АО «Тываэнерго» является субъектом топливно-энергетического комплекса поскольку, владеет на праве собственности указанными Объектом топливно-энергетического комплекса.

Министерством топлива и энергетики РТ ОАО «Тываэнерго» неоднократно было уведомлено о включении объектов топливно-энергетического комплекса <данные изъяты> в перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию.

Судом установлено, что АО «Тываэнерго» возложенные законом обязанности по категорированию Объектов и по результатам категорирования данных Объектов составлении паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса, не выполнило.

Согласно письму ФГКУ ОВО МВД по РТ от ДД.ММ.ГГГГ сообщается председателю комиссии по категорированию объектов ОАО «Тываэнерго», что Объекты ТЭК ОАО «Тываэнерго» с учетом максимального ущерба от вероятного террористического акта (полного уничтожения всего имущества, находящегося на территориях подстанций) и с учетом возможного приобретения новых трансформаторов), исходя из проведенных расчетов социально-экономического (материального) ущерба, каждой подстанции возможно присвоить среднюю категорию опасности, таким образом необходимо внести изменения в акт обследования и категорирования Объектов.

Согласно письму Управления ФСБ по РТ от ДД.ММ.ГГГГ, объекты ОА «Тываэнерго» относятся к одной из категорий опасности, документы АО «Тываэнерго» не согласованы.

Согласно письму Управления ГУ МЧС России по РТ ДД.ММ.ГГГГ, объекты ОА «Тываэнерго» отнесен к числу критически важных объектов, в акте категорирования и паспорте безопасности <данные изъяты>» отразить реальные сведения для категорирования опасности объекта.

Согласно акту <данные изъяты> г. комиссией по категорированию ОА «Тываэнерго» видно, что по оценке социально-экономических последствий актов незаконного вмешательства на объекте для каждого критического элемента, совершение акта незаконного вмешательства на котором может привезти к возникновению ЧС, по основным сценариям актов незаконного вмешательства на объекты <данные изъяты> категория критического элемента не присвоена. В результате работы комиссия считает, что в соответствии с п. 3 постановления правительства РФ от 5 мая 2012 года N 459 "Об утверждении Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядка его проведения и критериях категорирования" и Постановления Правительства РФ от 21 мая 2007 г. N 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в результате незаконного вмешательства может возникнуть ЧС локального характера (не выходящая за пределы объекта, количество пострадавших не более 10 человек, размер ущерба окружающей среде и материальных потерь составляет не более 100 тыс.руб.), что в свою очередь не соответствует ни одному из показателей п. 4 Постановления. в соответствии с вышеизложенным, категория опасности объектам не присваивается.

В соответствии с протоколом комиссии по категорированию объектов АО «Тываэнерго» от <данные изъяты>, <данные изъяты>. принято решение: На основании проведенной проверки следует вывод, что в результате совершения акта незаконного вмешательства в отношении объектов АО «Тываэнерго» чрезвычайная ситуация не выйдет за пределы локальной, вследствие, чего на объектах АО «Тываэнерго» отсутствуют основания для присвоения какой-либо категории по степени опасности, решением большинства голосов членов комиссии объектам АО «Тываэнерго» категория опасности не присваивается.

Согласно Заключению предоставленной презентации по вопросу категорирования объектов АО «Тываэнерго» - для устранения не обоснованных финансовых и организационных затрат при категорировании не соответствующих этим требованиям объектов предлагаем исключить из «Перечня объектов ТЭК РТ, подлежащих категорированию» объекты <данные изъяты>

В соответствии с пояснительной запиской министра топлива и энергетики РТ от ДД.ММ.ГГГГ в связи с обращением АО «Тываэнерго» предоставлен проект распоряжения Главы Правительства РТ об исключении Объектов ТЭК АО «Тываэнерго» из перечня объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию.

В соответствии с сообщением заместителя Председателя Правительства РТ от ДД.ММ.ГГГГ, последний сообщил прокурору РТ о направлении предложения Главе РТ о возможности исключения Объектов ТЭК АО «Тываэнерго» из перечня объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию.

Согласно письмам министра топлива и энергетики РТ от ДД.ММ.ГГГГ и начальника Департамента региональной безопасности при Главе РТ от ДД.ММ.ГГГГ назначено заседание антитеррористической комиссии в РТ по вопросу исключения Объектов ТЭК АО «Тываэнерго» из перечня объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию.

Однако доказательств того, что объекты <данные изъяты> исключены из Перечня объектов топливно-энергетического комплекса РТ, подлежащих категорированию, утвержденного Распоряжением Главы Республики Тыва, суду не предоставлено.

Таким образом, АО «Тываэнерго» возложенные законом обязанности по категорированию Объектов и по результатам категорирования данных Объектов составлении паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса, не выполнило.

Неисполнение требований федерального закона об обеспечении безопасности объектов топливно-энергетического комплекса создает предпосылки для возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку невозможно обеспечить их устойчивое и безопасное функционирование, защиту личности, общества и государства от актов незаконного вмешательства.

Ссылка представителя ответчика и третьего лица на методические рекомендации по включению объектов топливно-энергетического комплекса в перечень объектов, подлежащих категорированию не состоятельны, поскольку они носят рекомендательный характер, определяют методический подход к формированию перечня объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию.

При таких обстоятельствах, требования прокурора о возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства путем проведения категорирования с присвоением категории опасности и паспортизации объектов топливно-энергетического комплекса, обоснованны, поскольку осуществляя свои права собственника АО «Тываэнерго» нарушаются права и охраняемые законом интересы других лиц.

Положения Федерального закона "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" не содержат норм освобождающих субъект топливно-энергетического комплекса от исполнения требований закона по категорированию объекта топливно-энергетического комплекса.

При этом, АО «Тываэнерго» не представило доказательств обеспечения защиты указанных Объектов ТЭК от актов незаконного вмешательства.

Вместе с тем, поскольку указанными нормами предусмотрен порядок принятия решения по присвоению категории опасности комиссией, коллегиальным органом, представленным актом, никем не оспоренным, комиссией по категорированию ОА «Тываэнерго» по оценке социально-экономических последствий актов незаконного вмешательства на объекте для каждого критического элемента, совершение акта незаконного вмешательства на котором может привезти к возникновению ЧС, по основным сценариям актов незаконного вмешательства на объекты <данные изъяты>» категория критического элемента не присвоена, то суд не усматривает основания для возложения на ответчика обязанности обязательного присвоения категории опасности на данных объектах.

При этом, в соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ с учетом мнения сторон, суд устанавливает срок для устранения допущенных нарушений – в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку считает данный срок разумным и реальным, отвечающим интересам, как самого ответчика, так и интересам неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковое заявление заместителя прокурора г. Кызыла к Акционерному обществу «Тываэнерго» о возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства путем проведения категорирования с обязательным присвоением категории опасности и паспортизации объектов топливно-энергетического комплекса удовлетворить частично.

Обязать Акционерное общество «Тываэнерго» в течение трех месяцев устранить нарушения Федерального закона от 21 июля 2011 года №256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» путем проведения категорирования, паспортизации безопасности объектов <данные изъяты>».

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения – 03 мая 2017 года путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд Республики Тыва (с учетом нерабочих дней 29 апреля по 01 мая 2017 года).

Судья А.М. Ооржак