дело № 2-385/2018
мотивированное решение изготовлено 16.11.2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Полярный 14 ноября 2018 года
Полярный районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего по делу судьи Приваловой М.А.,
при секретаре Щербак Э.В.,
с участием:
истца ФИО1,
представителя ответчика командира войсковой части №... ФИО2, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к командиру войсковой части №..., ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «2 финансово-экономическая служба» о защите трудовых прав,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к командиру войсковой части №... о защите трудовых прав.
В обоснование своих требований указав, что работала в войсковой части №... в должности документоведа 1 категории отделения службы войск и безопасности военной службы штаба войсковой части №.... 31.08.2018 она была уволена по собственному желанию в связи с уходом на пенсию. При окончательном расчете истцу ФИО1 не была выплачена премия, предусмотренная приказом МО РФ от 26.07.2010 №1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда гражданского персонала ВС РФ» за август 2018 года. Просит взыскать с ответчика в свою пользу премию за август 2018 года, расходы на оплату юридических услуг в размере 1 500 рублей.
Определением Полярного районного суда от 08.10.2018 к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «2 финансово-экономическая служба.
Истец в судебном заседании на заявленных требованиях настояла в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что денежные средства выделенные на оплату премии гражданского персонала были выделены и на нее, считает что отсутствуют основания невыплаты ей премии.
Представитель ответчика в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, пояснил, что премия, выплачиваемая гражданскому персоналу в соответствии с приказом МО РФ 2010 года № 1010, не является гарантированной выплатой и осуществляется при наличии денежных средств и в зависимости от результатов исполнения лицами гражданского персонала должностных обязанностей.
Представитель ответчика ФКУ «ОСК СФ» - «2 ФЭС» в судебное заседание не прибыл, представил отзыв на исковое заявление, согласно которым просил в исковых требованиях отказать, по основаниям изложенным в отзыве.
В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика ФКУ «ОСК СФ» - «2 ФЭС».
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Часть 1 статьи 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
В соответствии с положениями ст. 144 Трудового кодекса РФ работодатель имеет право в предусмотренном порядке устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок.
Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" установлено, что в целях повышения эффективного использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти при сокращении численности работников, лиц рядового и начальствующего состава размеры фондов оплаты труда и средств федерального бюджета на денежное довольствие, исчисленные на 1 января 2007 года в соответствии с пунктом 4 настоящего Указа, сохраняются на очередной и последующие годы. Средства фондов оплаты труда работников и гражданского персонала, а также средства федерального бюджета на денежное довольствие военнослужащих остаются в распоряжении руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти и они могут использоваться ими, в том числе на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам работы (службы).
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1459 Министром обороны Российской Федерации издан Приказ от 26 июля 2010 г. N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации", которым утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
Приказом Министра обороны Российской федерации от 26 июля 2010 года №1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
Судом установлено, что ФИО1 работала в войсковой части №... на основании трудового договора (контракта) от 22.08.2011 и дополнительных соглашений в отделении службы войск и безопасности военной службы в должности документоведа I категории (л.д.18-19).
Дополнительным соглашением № 82 от 09.01.2018 в трудовой договор внесены изменения в наименование работодателя изменено на войсковую часть №... (л.д. 36).
31.08.2018 ФИО1 уволена по собственному желанию в связи с выходом на пенсию (ч.1 п.3 ст.77 ТК РФ) на основании приказа командира войсковой части №...№... от 28.08.2018 (л.д. 14-17, 53)
10.09.2018 Начальник филиала ФКУ «ОСК СФ» - «2 ФЭС» направил в адрес командира войсковой части 36070 сведения о размере выделенных бюджетных ассигнований на выплату премии за август 2018 года (л.д. 49).
10.09.2018 приказом командира войсковой части №...№... «О премировании гражданского персонала войсковой части 36070» распределена премия по итогам работы за август 2018 года гражданскому персоналу войсковой части 36070 (л.д. 59-63).
Согласно пункта 2 вышеназванного приказа Министра обороны РФ 2010 года № 1010 - премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил РФ выплачиваются за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, в соответствии с прилагаемым Порядком военнослужащим (лицам гражданского персонала), проходящим военную службу (работающим) в центральном аппарате Министерства обороны, военных округах, на флотах, в объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил.
Указанный выше Порядок предусматривает ежеквартальные дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил РФ, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил РФ, объединений, соединений, воинских частей и организаций вооруженных Сил РФ.
Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что объемы бюджетных средств, направляемых на дополнительное материальное стимулирование устанавливаются Министром обороны РФ для подразделений центрального аппарата Министерства обороны и управлений военных округов, флотов по представлению заместителя Министра обороны РФ по финансово-экономической работе исходя из численности личного состава и расчетной суммы дополнительного материального стимулирования на одного человека. Дополнительное материальное стимулирование личного состава в пределах объемов бюджетных средств, установленных в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка, производится в управлениях военных округов, флотов на основании приказов командующих войсками военных округов, флотами. (п.6 Порядка).
Согласно пункту 7 Порядка конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование.
Размер дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала (за исключением командиров (начальников, руководителей) и их заместителей со штатным воинским званием по занимаемой воинской должности от генерал-лейтенанта, вице-адмирала и выше) не может превышать пятикратного размера расчетной суммы исходя из объемов высвобожденных денежных средств за квартал и численности личного состава.
Из анализа приведенных выше норм права следует, что к системе оплаты труда гражданского персонала отнесены выплаты стимулирующего характера, которые устанавливаются при формировании фонда оплаты труда учреждения, в том числе коллективными договорами и иными локальными нормативными актами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, кромке выплачиваемых за счет экономии годового фонда оплаты труда.
Материальное стимулирование в виде дополнительной премии, выплачиваемой гражданскому персоналу на основании приказа Министра обороны Российской федерации от 26 июля 2010 года №1010, не носит обязательный характер и не является гарантированной выплатой, осуществляется только за счет высвободивших должностей в результате сокращения численности, то есть экономии бюджетных средств, в пределах доводимых Министерством обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных средств, распределение экономии происходит централизованно и производится Министерством обороны Российской Федерации.
Таким образом, суд приходит к выводу, что установление военнослужащим и лицам гражданского персонала материального стимулирования вышеуказанным нормативным правовым актом напрямую связано с доведением до органов военного управления соответствующего объема бюджетных средств (лимитов).
Выплаты на материальное стимулирование осуществляются за счет высвободившейся в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил РФ экономии бюджетных средств в пределах доводимых Министерством обороны РФ на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лицам гражданского персонала.
Фонды с поквартальным их распределением в пределах имеющихся на эти цели лимитов бюджетных обязательств утверждаются Министром обороны РФ – для центрального аппарата Министерства обороны РФ и иных подразделений Министерства обороны РФ, не входящих в состав центрального аппарата Министерства обороны РФ, по представлению заместителя Министра обороны РФ по финансово-экономической работе, заместителем Министра обороны РФ по финансово-экономической работе – для военных округов, флотов по соответствующим разделам классификации доходов и расходов бюджетов РФ, о чем предоставляется доклад Министру обороны РФ, главнокомандующими видами Вооруженных Сил РФ – для непосредственно подчиненных объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ общей суммой по соответствующим разделам классификации доходов и расходов бюджетов РФ, командующими объединениями, командирами соединений – для непосредственно подчиненных воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ.
Дополнительное материальное стимулирование личного состава в пределах объемов бюджетных средств для непосредственно подчиненных воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ производится командующими объединениями, командирами соединений.
Издание приказов на выплату дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала производится на основании представляемых непосредственными командирами (начальниками, руководителями) рапортов. Конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование. Размер дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала не может превышать пятикратного размера расчетной суммы, исходя из объемов высвобожденных денежных средств за квартал и численности личного состава.
Дополнительное материальное стимулирование выплачивается из федерального бюджета, следовательно, количество денежных средств для выплаты данной премии должно быть из расчета списочной численности личного состава организации, о чем прямо говорится в Порядке, утвержденном приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 № 1010.
В соответствии с п. 1.18 Приложения № 3 Коллективного договора, работники на основании решения Министра обороны Российской Федерации, подлежат дополнительному материальному стимулированию по результатам их работы и деятельности в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, полученных в результате оптимизации и сокращения численности гражданского персонала. Размер средств на дополнительное материальное стимулирование определяется в соответствии с пунктом 6 приказа Министра обороны Российской Федерации 2010 года № 1010.
Из п. 1.18.1. Приложения № 3 Коллективного договора следует, что расчетная сумма на одного работника определяется исходя из суммы лимитов бюджетных средств на войсковую часть и количества работников, работающих на момент издания приказа.
Размер конкретной суммы денежного поощрения определяется на основании рапортов начальников отделений, отделов, служб, управлений в процентном исчислении (исходя из расчетной суммы на одного работника).
Из анализа выше приведенных нормативных актов следует, что указанная дополнительная премия из фонда экономии выплачивается только работающим лицам гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, т.е. состоящим в трудовых отношениях на день издания приказа командира части о выплате премии.
Поскольку 10.09.2018, на момент доведения бюджетных лимитов, подлежащих выплате, согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 №1010, истец к числу лиц гражданского персонала войсковой части №... не относилась, то основания для включения ФИО1 в приказ командира войсковой части №... от 10.09.2018 в качестве работника подлежащего премированию отсутствовали.
Учитывая изложенное, оснований для выплаты дополнительной премии истцу, не состоящему в трудовых отношениях, с работодателем на день издания приказа командира войсковой части №...№... от 10.09.2018 о выплате дополнительной премии, не имелось.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что требования об обязывании работодателя выплатить премию истцу за август месяц, который входит в 3 квартал 2018 года, удовлетворению не подлежат.
В связи с отказом в удовлетворении основных исковых требований, отсутствуют основания для удовлетворения требований истца об оплате услуг представителя, являющихся производными.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В исковых требованиях ФИО1 к командиру войсковой части №..., ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «2 финансово-экономическая служба» об обязании командира войсковой части №... выплатить премию за август 2018 года и взыскании расходов на оплату юридических услуг в размере 1 500 рублей, отказать.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Мурманский областной суд через Полярный районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий М.А. Привалова