Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ город Окуловка
Окуловский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кашеварова П.К.,
при секретаре Григорьевой А.Н.,
с участием помощника прокурора Окуловского района Новгородской области Володько М.Е.,
представителя ответчика НОАУ «Окуловский лесхоз» ФИО1,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитета лесного хозяйства Новгородской области ФИО2,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МЧС России по Новгородской области ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Окуловского района, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Новгородскому областному автономному учреждению «Окуловский лесхоз» об обязании произвести определенные действия,
у с т а н о в и л:
<адрес> обратился в Окуловский районный суд <адрес> с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Новгородскому областному автономному учреждению «Окуловский лесхоз» об обязании обеспечить пожарно-химическую станцию 2 типа тяжелым мотоциклом с коляской 22-32 л.с. в количестве 1 экземпляра., смесительным агрегатом с емкостью для хранения огнегасящей жидкости в количестве 1 шт., 2 приборами для измерения пожарной опасности погоды (УСП-1) или осадкомером, психрометром, в течение 2 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В ходе судебного разбирательства истцом были увеличены исковые требования, прокурор просит: обязать ответчика обеспечить пожарно-химическую станцию 2 типа тяжелым мотоциклом с коляской 22-32 л.с. в количестве 1 экземпляра, смесительным агрегатом с емкостью для хранения огнегасящей жидкости в количестве 1 шт., 2 приборами для измерения пожарной опасности погоды (УСП-1) или осадкомером психрометром, 6 пожарными ведрами (емк. 10 л.), 2 поперечными пилами, 2 канистрами объемом 10-20 л., 2 наборами аптечки, разработанной для «Авиалесохраны», 5 комплектами спецодежды (по количеству членов команды), огнетушащим составом в объеме 1,5 тонн в течение 2 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ прокурор отказался от иска в части исковых требований об обязании ответчика обеспечить пожарно-химическую станцию 2 типа: 6 пожарными ведрами (емк. 10 л.), 2 поперечными пилами, 2 канистрами объемом 10-20 л., 2 наборами аптечки, разработанной для «Авиалесохраны», 5 комплектами спецодежды (по количеству членов команды). Кроме того, не поддержал иск в части обязании ответчика обеспечить пожарно-химическую станцию 2 типа смесительным агрегатом с емкостью для хранения огнегасящей жидкости в количестве 1 шт.
Из возражений на иск директора НОАУ «Окуловский лесхоз» ФИО3 следует, что он не согласен с исковыми требованиями. В НОАУ «Окуловский лесхоз» имеются два автомобиля, указанные в п.3 приложения к Положению о пожарно-химических станциях, таким образом, приобретение тяжелого мотоцикла является нецелесообразным, ведущим к неверному расходованию средств НОАУ. Согласно примечанию п.2 к приложению «устаревшая и снятая с производства техника, оборудование могут быть замены иными типами и марками нового серийного производства (отечественного или зарубежного)». Изменен подход к фиксации пожарной опасности погоды: на время пожароопасного периода май-август 2017 года НОАУ заключены договора с физическими лицами, осуществляющими дежурство в конторе НОАУ, в обязанность которых входит ежедневный запрос от диспетчера РДС показателя класса пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды и внесение его в журнал пожарной опасности по условиям погоды в соответствующую графу. Таким образом, применение приборов УСП-1 является неактуальным и устаревшим.
В судебном заседании помощник прокурора Окуловского района Новгородской области Володько М.Е. доводы искового заявления в его окончательном варианте поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика НОАУ «Окуловский лесхоз» ФИО1 возражал по заявленным требованиям.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитета лесного хозяйства Новгородской области ФИО2 возражала против удовлетворения иска.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МЧС России по Новгородской области ФИО4 поддержал исковые требования прокурора, указывая на их обоснованность.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, суд находит требования прокурора Окуловского района Новгородской области, обратившегося в суд в интересах неопределенного круга лиц, подлежащими удовлетворению.
Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации (п.2 ст.4 Конституции РФ).
В соответствии с ч.4 ст.29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать и получать информацию любым законным способом.
На основании ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст.56 ГПК Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст.3. Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее Федеральный закон №68-ФЗ) целями настоящего Федерального закона являются: предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций.
Согласно ст.7 Федерального закона №68-ФЗ мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.
Согласно ст.14 Федерального закона от 21.12.1994 N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" организации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обязаны: обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях; финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со ст.24 Лесного кодекса Российской Федерации (далее Кодекса) использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Частью 1 ст.50.7 Кодекса предусмотрено, что леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству.
Охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию (ч.2 настоящей статьи).
Охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч.3 настоящей статьи).
На основании ч.1 ст.51 Кодекса леса подлежат охране от пожаров. Согласно ч.2 ст.51 Кодекса в зависимости от экономического и экологического значения лесов, а также социально-экономического развития территорий и природной пожарной опасности лесов выделяются зоны охраны лесов от пожаров различными способами (с использованием наземных, авиационных или космических средств) (лесопожарное зонирование).
Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах (ч.4 настоящей статьи).
В соответствии с ч.5 настоящей статьи тушение пожаров в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий (лесных пожаров), осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федеральным законом от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Согласно ч.6 ст.51 Кодекса предотвращение распространения на земли, на которых расположены леса, природных пожаров (степных, торфяных и иных) и пожаров, возникших в результате незаконного выжигания сухой растительности и ее остатков, а также тушение пожаров в лесах, расположенных на землях, не указанных в части 5 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федеральным законом от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности».
В силу ч.1 ст.53 Кодекса меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.
Частью 3 настоящей статьи предусмотрено, что правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.53.1 Кодекса предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
В соответствии с п.4 ч.2 ст.53.1 Кодекса меры противопожарного обустройства лесов включают в себя строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря.
На основании ч.5 ст.53.1 Кодекса обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
В силу ч.6 ст.53.1 Кодекса нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.Согласно ч.7 ст.53.1 Кодекса виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п.1 Правил пожарной безопасности в лесах утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 №417 (далее Правила) настоящие правила устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
В соответствии с п.7 Правил привлечение юридических лиц и граждан для тушения лесных пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и планами тушения лесных пожаров, разрабатываемыми и утверждаемыми в установленном порядке.
Согласно п.п.«в» п.13 Правил юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденные Министерством природных ресурсов Российской Федерации, содержать средства пожаротушения в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.
В соответствии с п.1 Положения о пожарно-химических станциях, утвержденного приказом Рослесхоза от 19.12.1997 №167 (далее Положение) пожарно-химические станции (ПХС) являются специализированными структурными подразделениями, организуемыми в лесхозах, в том числе лесхозах - техникумах, опытных и других специализированных лесхозах, национальных парках, государственных природных заповедниках федерального органа управления лесным хозяйством, а также лесопользователями, с целью предупреждения, своевременного обнаружения, ограничения распространения и ликвидации лесных пожаров.
На основании п.2 Положения ПХС формируются в соответствии с требованиями статей 83, 92-94, 96, 97, 100 Лесного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом «О пожарной безопасности», Правилами пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.93 №886 на участках лесного фонда, имеющих повышенную природную пожарную опасность, наличие потенциальных источников огня и сеть наземных и водных путей, обеспечивающих доставку сил и средств тушения к местам возникновения пожаров в течение 3 часов с момента их обнаружения.
В силу п.3 Положения по целевому назначению, уровню оснащения, структуре и порядку комплектования создаются три типа ПХС. Одним из которых является ПХС-2 (второго типа) организуется, в основном, в центральных усадьбах лесхозов (национальных парков, государственных природных заповедников), леса которых имеют высокую природную пожарную опасность. Обеспечивает ликвидацию до четырех одновременно действующих пожаров в день, участвует совместно с другими формированиями в тушении распространившихся пожаров на обслуживаемой территории, оснащается более разнообразной и в большем количестве, чем ПХС-1, специализированной лесопожарной техникой, средствами пожаротушения, транспорта, связи, инвентарем и прочим имуществом. На нее возлагается также проведение предупредительных мероприятий, агитационноразъяснительной работы среди населения. Команда ПХС-2 организуется как постоянное или сезонное формирование.
Пунктом 4 Положения предусмотрено, что пожарно-химическая станция 1 или 2 типа организуется на основании приказа директора лесхоза (национального парка, государственного природного заповедника), в котором указывается тип и оснащение ПХС, по согласованию с органом управления лесным хозяйством в субъекте Российской Федерации.
В соответствии с п.1 Раздела 4 Положения, пожарно-химические станции оснащаются техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта, структура и состав которых зависит от лесопирологических условий региона, количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории.
По окончании пожароопасного сезона пожарную технику, оборудование, инвентарь, средства транспорта и связи ремонтируют и хранят в установленном порядке при станциях.
За месяц до начала пожароопасного сезона все указанные средства должны быть приведены в полную готовность к работам по тушению лесных пожаров и приняты комиссией под председательством начальника отдела охраны и защиты леса органа управления лесным хозяйством в субъекте Российской Федерации с составлением соответствующего акта.
Примерный перечень противопожарной техники, средств тушения, оборудования, инвентаря, других материалов для оснащения ПХС приведен в Приложении 2 указанного Положения.
В ходе проверки проведенной прокуратурой района, с учетом устраненных в ходе судебного разбирательства недостатков, установлено, что в пожарно-химической станции 2 типа НОАУ «Окуловский лесхоз» в нарушение приказа Рослесхоза от 19.12.1997 №167 «Об утверждении положения о пожарно-химических станциях», не имеется в наличии тяжелого мотоцикла с коляской 22-32 л.с. в 1 экз., 2 приборов для измерения пожарной опасности погоды (УСП-1) или осадкомера, психрометра, огнетушащего состава в объеме 1,5 тонн.
Согласно ст.ДД.ММ.ГГГГ.1. Устава НОАУ «Окуловский лесхоз» от 14.06.2011 №317 (далее Устав) выполняет мероприятия по охране лесов от пожаров, одним из которых является приобретение противопожарного снаряжения, инвентаря и пожарной техники, содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения, создание резерва пожарной техники и оборудования, а также горюче-смазочных материалов.
В соответствии со ст.<данные изъяты> Устава НОАУ «Окуловский лесхоз» от 14.06.2011 №317 источниками формирования имущества автономного учреждения являются: бюджетные средства; имущество Новгородской области, переданное ему в оперативное управление; имущество, приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества; имущество, приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества; имущество, приобретенное за счет средств, полученных от осуществления приносящей доход деятельности; иные источники, не запрещенные действующим законодательством.
Таким образом, в результате отсутствия должного контроля за наличием средств пожаротушения со стороны НОАУ «Окуловский лесхоз» и комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области за соблюдением ПХС-2 типа установленных законом правил противопожарной безопасности имеется угроза уничтожения лесных насаждений, повреждения объектов инфраструктуры, возникновения иных последствий чрезвычайных ситуаций, а также причинения вреда жизни, здоровью граждан, уничтожения и повреждения имущества физических и юридических лиц (в т.ч. государственного и муниципального имущества).
О необходимости комплектования ПХС-2 НОАУ «Окуловский лесхоз» необходимым количеством техники, инвентаря и средств пожаротушения свидетельствует представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом Рослесхоза от 19.12.1997 N167 утверждено Положение о пожарно-химических станциях.
В соответствии с названым Приказом руководителям территориальных органов Федеральной службы лесного хозяйства России предписано принять указанное Положение к руководству и исполнению.
Следовательно, Положение о пожарно-химических станциях и приложения к нему, обязательны для исполнения органами исполнительной власти по управлению лесным хозяйством на территории Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование и государственный контроль в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов.
Приказ от 19.12.1997 N167 регулирует порядок организации и функционирования пожарно-химических станций, оснащенность их противопожарной техникой и оборудованием, является действующим нормативным правовым актом и подлежит обязательному применению НОАУ «Окуловский лесхоз», выполняющим на территории Окуловского района Новгородской области функции по охране лесов от пожаров.
НОАУ «Окуловский лесхоз» является подведомственным органу государственной власти Новгородской области государственным учреждением, на которое законом возложено выполнение обязанностей в сфере охраны лесов от пожаров.
В приложении 2 к п.1 раздела VI Положения о ПХС приведен Примерный перечень противопожарной техники, оборудования, инвентаря, средств связи, оснастки и вспомогательных материалов, закрепляемых за ПХС, который является минимально необходимым и позволяющим решать поставленные задачи по предупреждению, своевременному обнаружению, ограничению распространения и ликвидации лесных пожаров.
Действительно, названный выше Перечень является примерным в силу прямого указания п.1 раздела VI Положения о пожарно-химических станциях.
Вместе с тем, в Положении указаны минимально необходимые нормативы, при этом, с учетом пояснений представителя МЧС России по Новгородской области, суд считает обоснованным мнение прокурора о недостаточности средств, привлекаемых к тушению пожаров. Представителем ответчика доказательств обратного не представлено.
Доводы представителя ответчика и представителя Комитета лесного хозяйства Новгородской области о достаточности средств, привлекаемых к тушению пожаров, имеющихся в НОАУ «Окуловский лесхоз», опровергаются пояснениями представителя МЧС России по Новгородской области, данными в ходе судебного заседания.
На основании вышеизложенного, суд считает указанные доводы стороны ответчика, а также другие доводы, изложенные в возражениях и судебном заседании, несостоятельными.
В результате несоблюдения требований, утвержденных приказом Рослесхоза от 19.12.1997 N167 "Об утверждении Положения о пожарно-химических станциях", нарушаются конституционные права граждан на охрану здоровья, которые не отчуждаемы, принадлежат каждому от рождения и охраняются законом, в соответствии с ч.1 ст.41, ст.17 Конституции Российской Федерации. Несоблюдение указанных требований, в случае возникновения больших пожаров, может привести к чрезвычайным ситуациям и создать угрозу жизни, здоровью и имуществу значительного количества граждан.
В соответствии с требованиями ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. При изложенных прокурором района обстоятельствах, срок исполнения решения – <данные изъяты> со дня вступления его в силу, суд признает разумным и реально возможным для приобретения указанных приборов и мотоцикла.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Окуловского района Новгородской области удовлетворить.
Обязать Новгородское областное автономное учреждение «Окуловский лесхоз» обеспечить пожарно-химическую станцию 2 типа: тяжелым мотоциклом с коляской 22-32 л.с. в количестве 1 экземпляра; 2 приборами для измерения пожарной опасности погоды (УСП-1) или осадкомером, психрометром; огнетушащим составом в объеме 1,5 тонн; в течение <данные изъяты> месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда в течение месяца через Окуловский районный суд со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение суда изготовлено 23 июня 2017 года.
Председательствующий: П.К. Кашеваров