Дело № 2-385/2021
43RS0026-01-2021-000517-55
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Омутнинск, Кировская область 11 мая 2021 года
Омутнинский районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Окуловой Е.А.,
при секретаре Росляковой Е.Н.,
с участием представителя истца помощника прокурора Омутнинского района Кировской области Елькина Д.М.,
представителей ответчика ФИО1, ФИО2,
представителя третьего лица ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кировского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Кировской области об устранении нарушений лесного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Кировский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Кировской области об устранении нарушений лесного законодательства. В обоснование иска указал, что по результатам проверки исполнения требований лесного законодательства установлено, что ответчик осуществляет заготовку древесины на территории Омутнинского лесничества Кировской области на основании договора постоянного (бессрочного) пользования (распоряжение министерства лесного хозяйства Кировской области от 09.03.2010 №354). В нарушение требований лесного законодательства, условий договоров ФКУ ИК-6 в 2018 году не выполнены мероприятия по уходу за лесом в виде рубок прореживания в соответствии с проектом освоения лесов в объеме 27 куб.м. 20.11.2019 в адрес начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Кировской области внесено представление об устранении нарушений лесного законодательства, нарушения не устранены. Просил суд возложить на ФКУ ИК-6 УФСИН России по Кировской области обязанность принять меры по воспроизводству лесов за 2018 год в срок до 30.12.2021 по договору постоянного (бессрочного) пользования (распоряжение министерства лесного хозяйства Кировской области от 09.03.2010 №354) на территории лесного участка, расположенного в Белореченском АДРЕС ИЗЪЯТ путем проведения рубок ухода за лесом в виде прореживания в объеме 27 куб.м.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Омутнинского района Кировской области Елькин Д.М. заявленные требования поддержал и просил удовлетворить.
Представители ответчика ФИО1, ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признали, поддержали доводы письменных возражений, в которых указали, что ФКУ ИК-6 УФСИН России по Кировской области в 2018 годы осуществляло деятельность в сфере лесопользования в соответствии с проектом освоения лесов, работа по охране, защите, воспроизводству лесов, а также по уходу за лесами проводилась в соответствии с действующим проектом. С 2018 года на территории Омутнинского лесничества введена в действие новая лесоустроительная документация, что явилось основанием для внесения изменений в проект освоения лесов, запланированные мероприятия по уходу за лесами на 2018 год, в частности рубки прореживания в АДРЕС ИЗЪЯТ выполнить не представлялось возможным по объективным причинам, не зависящим от ФКУ ИК-6. В 2021 году, с учетом требований п.9 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, утвержденных приказом Минприроды России от 01.12.2020 №993, выполнить рубку ухода за лесом в виде прореживания в объеме 27 куб.м. невозможно, поскольку за три месяца 2021 года заготовлено 57,4% установленного на текущий год объема изъятия древесины по соответствующим видам рубки, при необходимом 80% от 12 куб.м. Также представители пояснили, что сроки работ зависят от соблюдения законодательства о госзакупках, подрядных организаций, погодных условий, при этом выводы о невозможности исполнения требований прокурора в срок до конца года носят предположительный характер, поскольку при соблюдении всех процедур и вырубке 80% объема этого года возможна подача декларации и получения разрешения на рубки ухода за 2018 год. Ранее нарушений не было. Факты того, что спорный лесной участок предоставлен учреждению в пользование, а также то, что 27 куб.м. предусмотренных проектом освоения лесов рубок ухода за лесом за 2018 год учреждением не выполнено, представители подтвердили.
Представитель третьего лица министерства лесного хозяйства Кировской области ФИО3 в судебном заседании заявленные истцом исковые требования поддержал, дополнительно пояснил, что все мероприятия осуществляются организацией в соответствии с проектом освоения лесов, при осуществлении учреждением заготовки леса более 80% за текущий год и представления лесной декларации, предоставляется право на выполнение рубок ухода за 2018 год на основании аукциона, контракта, сроки заготовки древесины могут быть продлены на срок до 12 месяцев. Возможность исполнения требований имеется.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Частью 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесного кодекса РФ) предусмотрено, что мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 данного Кодекса, или использующими леса в соответствии с данным Кодексом лицами.
В силу ст. 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
При этом проект освоения лесов должен содержать разделы по созданию лесной инфраструктуры, мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов (Приказ Рослесхоза от 29.02.2012 №69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки»).
Согласно ст. 62, 64 Лесного кодекса РФ лесовосстановление и уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
В силу п.п. 6, 9, 10, 11 Правил ухода за лесами, утв. Приказом Минприроды России от 30.07.2020 №534, к мероприятиям по уходу за лесами относятся рубки, проводимые в целях ухода за лесными насаждениями, в том числе рубки прореживания, направленные на создание в лесных насаждениях благоприятных условий для формирования стволов и крон лучших деревьев. Рубки, проводимые в целях ухода за лесными насаждениями, должны осуществляться для достижения следующих результатов: улучшения возрастной структуры и породного состава лесных насаждений; повышения качества и устойчивости лесных насаждений; сохранения и усиления защитных, водоохранных, санитарно-гигиенических свойств лесных насаждений; поддержания и восстановления биологического разнообразия лесов; повышения продуктивности насаждений (их ресурсного потенциала); сокращения сроков выращивания технически спелой древесины; рационального использования ресурсов древесины. Рубки ухода за лесом должны осуществляться на основании проекта освоения лесов.
Аналогичные положения содержались в Правилах ухода за лесами, утвержденных Приказом Минприроды России от 22.11.2017 №626, действовавших в спорный период и до 01.01.2021.
В соответствии с положениями п.9 Приказа Минприроды России от 01.12.2020 №993 «Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации», заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки лесничества, по видам целевого назначения лесов, хозяйствам и преобладающим породам. Лица, использующие леса для заготовки древесины на основании договора аренды лесного участка или права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, используют дополнительный объем древесины в текущем году за счет недоиспользованного установленного объема изъятия древесины по лесному участку за предыдущие три года по видам рубок (рубки спелых и перестойных лесных насаждений, рубки погибших и поврежденных лесных насаждений, рубки ухода за лесами) и хозяйствам (хвойному, мягколиственному, твердолиственному) при условии использования не менее 80 процентов установленного на текущий год объема изъятия древесины по соответствующему виду рубок (рубка спелых и перестойных лесных насаждений, рубка погибших и поврежденных лесных насаждений, рубка ухода за лесами) и хозяйству (хвойному, мягколиственному, твердолиственному) по договору аренды лесного участка или проекту освоения лесов (при предоставлении лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования). Дополнительный объем древесины предоставляется по тем видам рубок (рубки спелых и перестойных лесных насаждений, рубки погибших и поврежденных лесных насаждений, рубки ухода за лесами), хозяйствам (хвойному, мягколиственному, твердолиственному), по которым он был недоиспользован за предыдущие три года. Недоиспользованный объем древесины определяется как разница между установленным допустимым объемом изъятия древесины по соответствующему виду рубок и хозяйству по договору аренды лесного участка или по проекту освоения лесов и объемом фактически заготовленной древесины за соответствующий год по соответствующему виду рубок и хозяйству. При этом суммарный объем заготовки древесины в лесничестве не должен превышать расчетную лесосеку, установленную для соответствующего лесничества.
В судебном заседании установлено, что распоряжением департамента лесного хозяйства Кировской области от 09.03.2010 №354 ФБУ ИК-6 УФСИН России по Кировской области в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен лесной участок, находящийся в государственной собственности, АДРЕС ИЗЪЯТ для использования в целях осуществления заготовки древесины.
Согласно положениям п.2.4, 2.10 распоряжения, на ФКУ ИК-6 УФСИН России по Кировской области возложена обязанность, в том числе, использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ, в том числе Правилами заготовки древесины, лесохозяйственным регламентом Омутнинского лесничества, проектом освоения лесов и распоряжением; за свой счет, если иное не установлено нормативно-правовыми актами РФ, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов.
Проектом освоения лесов 2010 года на вышеуказанном лесном участке предусмотрено ежегодное выполнение рубок ухода за лесом в виде прореживания в объеме 1,65 тыс.м? (л.д. 26-28).
Проектом освоения лесов 2018 года с 2019 года на лесном участке, переданном ответчику распоряжением департамента лесного хозяйства Кировской области от 09.03.2010 №354, предусмотрено выполнение рубок прореживания в объеме 0,027 тыс.м? (л.д. 29-39).
Согласно информации, предоставленной лесным отделом Омутнинского лесничества 23.09.2020, 10.02.2020, 26.03.2021 по состоянию на 15.09.2020, 01.01.2020, 26.03.2021, соответственно, ФКУ ИК-6 УФСИН России по Кировской области за 2018 год не выполнены мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов в виде рубок ухода за лесом - прореживания (л.д.11, 12-13, 19).
Согласно ответу министра лесного хозяйства Кировской области от 27.02.2020, в соответствии с п. 30 приказа Рослесхоза от 29.02.2012 №69 Учреждением был разработан проект освоения лесов на новый период действия лесохозяйственного регламента Омутнинского лесничества, при этом изменились объёмы рубок ухода за лесами. Так, по распоряжению №354 объём рубок прореживания по новому проекту освоения лесов составляет 0,027 тыс. куб.м. Согласно сравнительной характеристике выполнение рубок ухода целиком или частично возможно только при условии использования п. 9 Правил заготовки древесины. Лесным отделом Омутнинского лесничества предоставлена сверка площадей, подтверждающая наличие площадей для проведения мероприятий по естественному лесовосстановлению. Министерство считает, что имеются все основания обязать лесопользователей провести мероприятия по лесовосстановлению за 2018 год (л.д. 16-18).
Согласно справке о результатах проверки от 20.11.2019, проведенной Кировской межрайонной природоохранной прокуратурой, в деятельности ФКУ ИК-6 УФСИН России по Кировской области установлены нарушения, выразившиеся в невыполнении лесохозяйственных мероприятий, предусмотренных проектом освоения лесов по распоряжению департамента лесного хозяйства Кировской области от 09.03.2010 №354 (л.д. 61-62).
20.11.2019 Кировским межрайонным природоохранным прокурором начальнику ФКУ ИК-6 УФСИН России по Кировской области внесено представление об устранении нарушений лесного законодательства (л.д. 63-64).
В ответе от 25.11.2019 на представление прокурора ФКУ ИК-6 УФСИН России по Кировской области указало, что на невозможность выполнения рубок прореживания в 2018 года, поскольку проект освоения лесов был на изменении, а в 2019 году в связи с введением нового проекта освоения лесов, предусматривающего иной объем рубок (л.д. 65-66).
На основании вышеуказанных правовых норм, совокупности исследованных доказательств, суд приходит к выводу, что факт нарушения ФКУ ИК-6 УФСИН России по Кировской области требований лесного законодательства, выразившийся в невыполнении возложенных обязанностей по организации мероприятий по уходу за лесом, подтвержден, заявленные исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы ответчика о невозможности выполнения рубок отклоняются, поскольку обязанность выполнения рубок ухода за лесом в виде рубок прореживания предусмотрена, как проектом освоения лесов, действовавшим до 2018 года, так и вновь разработанным проектом освоения лесов, при этом вменяемый объем невыполненных мероприятий соответствует предусмотренному новым проектом объему. Факт невыполнения спорных мероприятий и объем их невыполнения ответчиком признается. При этом суд исходит из того, что ссылка ответчика на затруднительность исполнения требований истца ввиду необходимости соблюдения установленной законодательством процедуры, учета погодных и иных условий, сама по себе не является основанием к освобождению ответчика от необходимости выполнения предусмотренных Проектом освоения лесов мероприятий и соблюдения требований законодательства. Кроме того, указанные доводы носят предположительный характер, между тем как предусмотренная п. 9 Правил заготовки древесины №993 от 01.12.2020 возможность проведения спорных мероприятий по воспроизводству лесов за 2018 году в 2021 году не утрачена.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ с ответчика в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 рублей, от уплаты которой при подаче иска прокурор освобожден.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Кировского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать ФКУ ИК-6 УФСИН России по Кировской области в срок до 30.12.2021 произвести мероприятия по воспроизводству лесов за 2018 год в виде рубок ухода за лесом в виде прореживания в объеме 27 куб.м. на территории лесного участка, представленного в постоянное (бессрочное) пользование по распоряжению министерства лесного хозяйства Кировской области от 09.03.2010 №354, расположенного в АДРЕС ИЗЪЯТ
Взыскать с ФКУ ИК-6 УФСИН России по Кировской области в бюджет муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Омутнинский районный суд Кировской области.
Судья Е.А. Окулова
Мотивированное решение составлено 14.05.2021.
Решение08.06.2021