ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-385/2021 от 23.12.2021 Чухломского районного суда (Костромская область)

УИД Дело № 2-385/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 декабря 2021 года г. Солигалич

Чухломский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего - судьи Лебедева В.К., при секретаре Козловой С.А.,

с участием истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Солигаличского муниципального района Костромской области о признании её утратившей право собственности на квартиру и снятии квартиры с кадастрового учета,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Солигаличского муниципального района Костромской области о признании её утратившей право собственности на квартиру и снятии квартиры с кадастрового учета, указав в исковом заявлении, что она является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Данная квартира располагалась в четырёхквартирном доме с кадастровым номером . Квартира состоит на кадастровом учёте под номером .

30 декабря 2006 года в указанном доме произошёл пожар, в результате которого строение дома было полностью уничтожено огнем, т.е., фактически квартиры, как объекта недвижимости, с указанного времени не существует, однако ФИО1 до настоящего времени приходится платить налог на имущество.

На ее обращение в Управление Росреестра по Костромской области с заявлением о снятии квартиры с кадастрового учёта в связи с её уничтожением в результате пожара, она получила уведомление от 16.07.2021 года об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

По ее сведениям, собственники квартир указанного дома умерли, принимал ли кто-либо наследство после их смерти, ФИО1 неизвестно.

Иной возможности снять квартиру с кадастрового учета у ФИО1 не имеется.

На основании изложенного, ФИО1 просила суд признать ее утратившей право собственности на квартиру , расположенную в <адрес>, и снять указанную квартиру с кадастрового учета как объект недвижимости, прекративший свое существование вследствие полного уничтожения огнем.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала по указанным в исковом заявлении основаниям.

Ответчик – администрация Солигаличского муниципального района Костромской области, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направила. Глава Солигаличского муниципального района ФИО2 представил в суд письменное заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации, в принятии решения по делу полагался на усмотрение суда.

Представитель третьего лица – Управления Росреестра по Костромской области ФИО3 (по доверенности) ходатайствовала о рассмотрении дела без участия представителя Управления. В своем отзыве по делу представитель ФИО3 указала, что отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости регулируются Федеральным законом РФ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее-Закон №218-ФЗ).

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество — юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничение такого права и обременения недвижимого имущества (ч.3 ст.1 Закона №218-ФЗ).

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых, без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет) (ч. 7 ст. 1 Закона № 218-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим. Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В ч. 2 ст. 14 Закона № 218-ФЗ определены основания для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Среди прочего, одним из оснований осуществления учетно-регистрационных действий являются вступившие в законную силу судебные акты (п.5 ч. 2 ст. 14 Закона № 218-ФЗ).

В ст. 15 Закона № 218-ФЗ перечислены лица, по заявлению которых осуществляется государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав.

Особенности осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании решения суда установлены ст. 58 Закона № 218-ФЗ.

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на недвижимое имущество на основании решения суда осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (ч.1 ст. 58 Закона № 218-ФЗ).

Таким образом, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав носят заявительный характер и осуществляются на основании соответствующих документов.

При данных обстоятельствах суд, на основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, определил о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика и третьего лица.

Выслушав истца, изучив доводы представителя третьего лица, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям:

В соответствие с частью 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Из части 1 ст. 235 ГК РФ следует, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Частью 1 статьи 131 ГК РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости регулируются Федеральным законом РФ от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон).

В части 2 ст. 14 вышеуказанного Закона перечислены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, к числу которых, в соответствие с п. 5 относятся вступившие в законную силу судебные акты.

Согласно п. 3 части 3 ст. 14 Закона государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;

В соответствие с ч. 7 ст. 40 Закона при снятии с государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прекращения прав на здание, сооружение в связи с прекращением их существования одновременно осуществляются снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на все помещения и машино-места в таких здании, сооружении. Снятие с государственного кадастрового учета объекта незавершенного строительства в связи с прекращением его существования осуществляется одновременно с государственной регистрацией прекращения прав на него.

Если помещения и (или) машино-места в здании, сооружении принадлежат на праве собственности разным лицам, государственный кадастровый учет таких здания, сооружения в связи с прекращением существования всех расположенных в них помещений и (или) машино-мест осуществляется на основании заявления представителя собственников помещений и (или) машино-мест в соответствующих здании, сооружении, уполномоченного на подачу такого заявления собственниками помещений и (или) машино-мест. (ч.7.3 ст. 40)

В силу п. 7 ч.2 ст. 14, ст. 23, ч. 7 ст. 58, ч.8 ст. 69.1 Закона документами, являющимися основанием для снятия с кадастрового учета и прекращения права собственности на объект недвижимости в связи с прекращением его существования, могут являться акт обследования, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, решение суда, акт осмотра.

В соответствии с ч. 7 и ч.10 ст. 58 Закона, в случае, если решением суда, вступившим в законную силу, установлено отсутствие существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, снятие с государственного кадастрового учета таких объектов осуществляется без представления акта обследования.

В случае признания судом зарегистрированного права отсутствующим без признания права за другим лицом государственная регистрация прекращения права может осуществляться по заявлению лица, в пользу которого вынесено такое решение.

Частью 8 ст. 69.1 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что, в случае, если ранее учтенным объектом недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, является здание, сооружение или объект незавершенного строительства, прекратившие свое существование, уполномоченный орган обязан обратиться в орган регистрации прав с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости. При этом подготовка и представление в орган регистрации прав акта обследования не требуется, снятие с государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости осуществляется на основании заявления уполномоченного органа с приложением акта осмотра такого объекта недвижимости.

Согласно абзацу 1 пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. (ред. от 23.06.2015) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.

Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

Исходя из системного толкования приведенных норм права, противоречия между правами на недвижимость и сведениями о них, содержащимися в реестре, в случае гибели или уничтожения такого объекта могут быть устранены как самим правообладателем, так и судом по иску лица, чьи права и законные интересы нарушатся сохранением записи о праве собственности на это недвижимое имущество при условии отсутствия у последнего иных законных способов защиты своих прав.

Из материалов дела следует, что в соответствие с договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 приобрела право собственности на однокомнатную квартиру общей площадью <данные изъяты> кв. м., в том числе, жилой площадью <данные изъяты> кв. м., расположенную по адресу: <адрес> (л.д.7-9).

Указанная квартира поставлена на государственный кадастровый учет под кадастровым номером , дата присвоения кадастрового номера – ДД.ММ.ГГГГ (л.д.36-37).

Справкой территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы Чухломского и Солигаличского районов ГУ МЧС России по Костромской области от 31.03.2021 года подтверждается, что в результате пожара, произошедшего 30 декабря 2006 года, огнем полностью уничтожен четырехквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> (л.д.10).

Из представленных истцом фотографий следует, что до настоящего времени вышеуказанный дом не восстановлен.

Согласно уведомлений Галичского межмуниципального отдела управления Росреестра по Костромской области 14 апреля 2021 года был приостановлен государственный кадастровый учет и государственная регистрация права, а 16 июня 2021 года было отказано в осуществлении регистрационных действий по заявлению ФИО1 от 07 апреля 2021 года о снятии вышеуказанной квартиры с государственного кадастрового учета со ссылкой на положения ч.7 ст. 40 Федерального закона РФ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно которым, снятие с государственного кадастрового учета квартир в связи с прекращением их существования осуществляется одновременно со снятием с учета здания многоквартирного дома, однако заявления о снятии с учета многоквартирного дома в орган регистрации права не представлено (л.д.11-12, 14-15).

В Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) имеются сведения о том, что на государственном кадастровом учете по адресу: <адрес> стоит четырехквартирный жилой дом, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером (л.д.20-24)

Согласно выписок из ЕГРН, право общей долевой собственности (по 1/2 доли в праве) на квартиру в доме <адрес> было зарегистрировано за Ю. и Е., право собственности на квартиру , расположенную в указанном доме, было зарегистрировано за А.. Сведения о зарегистрированных правах на квартиру , расположенную в указанном доме, в ЕГРН отсутствуют (л.д. 34-40).

Договором от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что квартира в доме <адрес> была передана в порядке приватизации в собственность С.(л.д.68).

По информации отдела ЗАГС Ю. умер ДД.ММ.ГГГГ, А. умерла ДД.ММ.ГГГГ, С. умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.47-49).

Из сообщения нотариуса Солигаличского нотариального округа ФИО4 следует, что наследственных дел к имуществу умерших Ю.., А.., С.. не заводилось (л.д.51).

Оценивая вышеуказанные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о доказанности того, что четырехквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, и располагавшиеся в нем квартиры под № 1, 2, 3, 4, прекратили свое существование как объекты недвижимости в результате уничтожения их огнем при пожаре, произошедшем 30 декабря 2006 года, мер к их восстановлению не принималось, в связи с чем, ФИО1, по основания, предусмотренным 1 ст. 235 ГК РФ, следует признать утративший право собственности на квартиру расположенную по вышеуказанному адресу.

Принимая во внимание, что собственники квартир вышеуказанного дома умерли, а наследников, принявших наследство не имеется, снятие вышеуказанного многоквартирного дома с государственного кадастрового учета путем подачи заявлений всеми собственниками располагавшихся в данном доме жилых помещений невозможно.

При данных обстоятельствах, учитывая, что принадлежавшая ФИО1 квартира , располагавшаяся в вышеуказанном доме, была поставлена на государственный кадастровый учет как самостоятельный объект недвижимости под кадастровым номером , она подлежит снятию с кадастрового учета по основаниям, предусмотренным ч. 7 и ч. 10 ст. 58 Федерального закона РФ от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», т.е. на основании вступившего в законного силу решения суда о признании ФИО1 утратившей право собственности жилым помещением.

Настоящее решение не освобождает ФИО1 от подачи в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, соответствующего заявления о государственной регистрации прекращения права собственности и снятии квартиры с кадастрового учета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е ШИ Л:

Признать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, зарегистрированную и проживающую по адресу: <адрес>, утративший право собственности на квартиру с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв. м., расположенную по адресу: <адрес>,.

В соответствие ч.10 ст. 58 Федерального закона РФ от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» настоящее решение является основанием для государственной регистрации прекращения права собственности ФИО1 на квартиру с кадастровым номером и снятия вышеуказанной квартиры с государственного кадастрового учета по заявлению ФИО1

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Чухломский районный суд в гор. Солигаличе в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: Лебедев В.К.

Решение в окончательной форме

принято 27 декабря 2021 года.