ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-385/2022 от 01.07.2022 Мичуринского районного суда (Тамбовская область)

УИД 68RS0012-01-2022-000503-36

№ 2-385/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 июля 2022 года г.Мичуринск

Мичуринский районный суд Тамбовской области в составе:

судьи Калининой О.В.,

при секретарях Михиной М.С., Рей Н.Б.,

с участием представителя истца Управления сельского хозяйства Тамбовской области Максимовой В.В.,

представителя ответчика адвоката Гладышевой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления сельского хозяйства Тамбовской области к Шупте С. Ю. о взыскании денежных средств граната,

УСТАНОВИЛ:

Управление сельского хозяйства Тамбовской области обратилось в суд с иском к Шупте С.Ю. о взыскании 1 500 000 руб. денежных средств, полученных в качестве гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства. В обоснование иска указано, что 9 октября 2017 года между Управлением сельского хозяйства Тамбовской области и индивидуальным предпринимателем – главой крестьянско-фермерского хозяйства (далее по тексту ИП глава КФХ) Шуптой С.Ю. заключено соглашение о предоставлении из федерального бюджета и бюджета Тамбовской области субсидии на грантовую поддержку начинающих фермеров, согласно которому Управление сельского хозяйства Тамбовской области перечислило Шупте С.Ю. средства гранта в сумме 1 500 000 рублей, из которых средства федерального бюджета – 1 425 000 рублей и средства бюджета Тамбовской области – 75000 рублей. Согласно пунктам 4.3.13. и 4.3.14 соглашения ответчик обязана была быть зарегистрированной в качестве ИП главы КФХ и осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с бизнес-планом в течение 5 лет со дня поступления гранта на ее расчетный счет, сохранять созданные новые постоянные рабочие места (до 13.10.2022г.), а также незамедлительно уведомить управление в случае прекращения деятельности КФХ до истечения 5 лет со дня получения гранта. Одним из главных условий предоставления гранта является обязанность быть зарегистрированным в качестве главы КФХ в течение 5 лет со дня его получения. Однако ответчик 23.11.2021г. прекратила свою хозяйственную деятельность в качестве индивидуального предпринимателя главы КФХ. Уведомления о прекращении деятельности в Управление сельского хозяйства Тамбовской области ответчиком не подано. Также о прекращении деятельности КФХ свидетельствует не предоставление ответчиком отчета о ведении хозяйственной деятельности за 2 полугодие 2021 года. Ссылаясь на нарушение ответчиком условий получения гранта, а также на положения п.4.3.23 соглашения, обязывающего ответчика возвратить всю полученную сумма гранта, истец обратился в суд, указав, что в добровольном порядке после получения претензии ответчик данную сумму не возвратил.

Представитель истца Управления сельского хозяйства Тамбовской области Максимова В.В. исковые требования поддержала, просила суд взыскать с Шупты С.Ю. в пользу Управления сельского хозяйства Тамбовской области средства гранта в сумме 1 500 000 рублей, из которых средства федерального бюджета – 1 425 000 рублей и средства бюджета Тамбовской области – 75000 рублей, а также проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 8034 руб. 24 коп., из которых в доход федерального бюджета 7632 руб. 53 коп., в доход бюджета Тамбовской области 401 руб. 71 коп. Пояснила, что ответчиком средства гранта были освоены в полном объеме в размере 1 500 000 рублей, и вопросов к ней по этому поводу не имеется.

Указывает на то, что доводы ответчика на то, что теплица пришла в негодность из-за снега, а средств для ее восстановления у ответчика не было, являются несостоятельными, поскольку согласно дневникам температуры в данный период времени выпадения осадков в виде снега в большом количестве практически не было. Кроме того доказательств тому, что теплица были повреждена ответчиком представлено не было. Ответчиком не представлена смета на ремонт теплицы и указывающая на необходимую сумму в размере 300 000 рублей, нет счетов на оплату строительных материалов и договора подряда, ели она нанимала специалистов. В теплице было предусмотрено отопление, и она должна была действовать круглый год. Ответчик не предприняла всех возможных мер к осуществлению ремонта теплицы и исполнению условий соглашения, не обратилась за кредитом, не взяла денежных средств в долг у своей дочери, которая в настоящее время со слов представителя дала в долг на ремонт 300 000 рублей. Также пояснила, что ссылка представителя ответчика на то, что ответчик не могла более осуществлять деятельность из-за коронавируса, а также из-за строительства более крупных теплиц, что не позволяет конкурировать на рынке, также несостоятельна, поскольку другие главы КФХ, занимающиеся также теплицами, и также получившие данные гранты, до настоящего момента продолжают свою деятельность, и достаточно успешно. Кроме того, ограничения из-за пандемии были введены только с 26.03.2022г. При этом работа по продаже продуктов питания не приостанавливалась. Считает, что представленные фотографии, на которых изображено помещение предполагаемое как теплица с ящиками рассады и цветущие растения (петуньи) не доказывают осуществление деятельности как в спорный период и так и в настоящее время, поскольку не позволяют определить принадлежность данного помещения, какая рассада там имеется и т.д., учитывая, что грант ответчику предоставлялся на выращивание овощей, а рассада и продажа петуньи не относится к данному делу. Представленное соглашение о создании семейной фермы не относится к предмету спора, поскольку грант выдавался ответчику как начинающему фермеру и по условиям соглашения ответчик должна была осуществлять деятельность в качестве главы КФХ единолично, принимая к себе на работу работников. Данное соглашение не доказывает факт сохранения и увеличения численности работников с 2 (по гранту) до 6 человек, поскольку члены семейной фермы не являются работниками по созданным рабочим местам, а выступают в качестве учредителей. Создание рабочих мест подтверждается приказом об утверждении штатного расписания работников, заявками в центр занятости об имеющихся вакантных местах, трудовыми договорами. При составлении бизнес-плана ответчик должна была самостоятельно оценивать свои возможности и риски, с которыми связана предпринимательская деятельность. В связи с чем считает, что ответчик не доказала добросовестность своих действий и принятие своих зависящих от нее мер по недопущению прекращения деятельности КФХ и закрытия ИП. О закрытии ИП и прекращении деятельности главы КФХ Управлению стало известно из администрации Мичуринского района Тамбовской области, где сообщили о прекращении деятельности и выезде Шупты С.Ю. в г.Москву. Соглашение считается расторгнутым в течение 7 дней после направления требования о возврате денежных средств, в связи чем, оно расторгается автоматически в одностороннем порядке.

Ответчик Шупта С.Ю. в судебное заседание не явилась, была уведомлена надлежащим образом о дате его проведения, уполномочив на ведение дела своего представителя.

Представитель ответчика адвокат Гладышевой Н.А. исковые требования не признала, пояснила, что ответчик Шупта С.Ю. действительно прекратила свою хозяйственную деятельность в качестве главы КФХ и письменно не сообщила об этом в Управление сельского хозяйства Тамбовской области. Досудебного требования о возврате суммы гранта ответчик не получала. Указала, что все средства гранта ответчиком освоены. В связи с чем, считает, что цель получения гранта достигнута, соглашения исполнено. Возврат средств гранта повлечет неблагоприятные последствия для КФХ. Ответчик формально прекратила деятельность как глава КФХ, но данную деятельность продолжает. Пояснила, что в октябре 2021 года из-за большого количества осадков теплица ответчика, сделанная из стекла, пришла в негодность, до настоящего момента ответчик занимается ее восстановлением, деньги в размере 300 000 рублей на ремонт ей дала в долг дочь. Кроме того, закон позволяет при желании смены главы КФХ путем прекращения КФХ учредить ООО, что и было сделано. Данное соглашение будет зарегистрирвоано. До настоящего момента ремонт не закончен и теплица не действует. Кроме того указывает, что ответчик не могла вести деятельность КФХ из-за возросшей конкуренции на рынке, ввиду строительства большого количества теплиц. Кроме того деятельности помешала пандемия, не позволяющая отчуждать продукцию.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика Шупты С.Ю.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В связи с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, их адресности и целевого характера.

Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:

- из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);

- из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

- из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Согласно пункту 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, бюджетные средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Как следует из материалов дела на основании Закона Тамбовской области «О бюджете Тамбовской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов», Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением администрации Тамбовской области от 21.11.2012г. № 1443, постановлением администрации Тамбовской области от 01.02.2017г. № 75 утверждены Правила предоставления субсидий за чет средств федерального бюджета и бюджета Тамбовской области на подпрограмму «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» на содействие достижению целевых показателей в рамках подпрограммы «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013-2020 годы.

9 октября 2021 года между Управлением сельского хозяйства Тамбовской области и индивидуальным предпринимателем – главой крестьянско-фермерского хозяйства (далее по тексту ИП глава КФХ) Шуптой С.Ю. заключено соглашение о предоставлении из федерального бюджета и бюджета Тамбовской области субсидии на грантовую поддержку начинающих фермеров, согласно которому Управленим сельского хозяйства Тамбовской области перечислены Шупте С.Ю. средства гранта в сумме 1 500 000 рублей, из которых средства федерального бюджета – 1 425 000 рублей и средства бюджета Тамбовской области – 75000 рублей.

Согласно пунктов 4.3.13. и 4.3.14 указанного соглашения начинающий фермер обязан быть зарегистрированным в качестве главы КФХ и осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с бизнес-планом в течение 5 лет со дня поступления гранта на его расчетный счет, сохранять созданные новые постоянные рабочие места (до 13.10.2022г.), а также незамедлительно уведомить управление в случае прекращения деятельности КФХ до истечения 5 лет со дня получения гранта.

Согласно пункту 4.1.4 данного соглашения в случае установления Управлением или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте нарушения начинающим фермером порядка, целей и условий предоставления гранта, предусмотренных Правилами и настоящим соглашением, в том числе указания в документах, предоставленных начинающим фермером в соответствии с настоящим соглашением, недостоверных сведений, направлять начинающему фермеру требование об обеспечении возврата средств гранта в бюджет Тамбовской области в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.

Как следует из пункта 4.3.23 указанного соглашения, в случае, предусмотренном пунктом 4.1.4 соглашения, начинающий фермер обязан возвратить средства гранта в размере, указанном в требовании Управления, в течение 30 календарных дней с момента получения требования.

Пунктом 6.5.2 соглашения от 9 октября 2021 года предусмотрено, что расторжение данного соглашения возможно в одностороннем порядке Управлением в случае нарушения начинающим фермером критериев и условий предоставления гранта, установленных правилами, и (или) обязательств по настоящему соглашению.

Факт перечисления денежных средств в размере 1 500 000 рублей подтверждается платежным поручением от 13.10.2017г. и не оспаривается ответчиком.

Факт их расходования в полном объеме сторонами не оспаривается и подтверждается сообщением Управления сельского хозяйства Тамбовской области от 22.06.2022г .

В обоснование требований истцом указано, что получатель гранта прекратил свою деятельность в качестве ИП главы КФХ, поскольку сведениями из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей подтверждено, что крестьянское (фермерское) хозяйство прекратило свою деятельность на основании решения членов крестьянского (фермерского) хозяйства, о чем 23.11.2021г. сделана соответствующая запись, тем самым нарушив условия предоставления гранта, и не осуществляет своей деятельности.

Данное обстоятельство подтверждается Выпиской из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 12.04.2022г. , из которой следует, что Шупта С.Ю. прекратила деятельность в качестве главы КФХ 23.11.2021 года. Основанием послужило заявление о прекращении КФХ по решению членов КФХ от 16.11.2021г.

Таким образом, в нарушение условий соглашения, порядка и правил предоставления субсидии, ответчик 23.11.2021г. прекратила свою деятельность в качестве ИП главы КФХ, то есть до истечения установленного договором срока (5 лет со дня получения средств).

По состоянию на момент рассмотрения дела судом действующего статуса ИП главы КФХ ответчик не имеет.

В адрес ответчика Управлением сельского хозяйства Тамбовской области 21.02.2022г. направлено требование о возврате средств гранта в размере 1 500 000 рублей, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления. Указанное отправление было возвращено отправителю с отметкой об истечении срока хранения.

Доказательств возврата данной суммы ответчиком не представлено.

Суд, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, приходит к вводу, что доказательств фактического осуществления деятельности и использования в рамках указанной деятельности всего имущества КФХ ответчик не представила.

Ответчиком не доказано, что досрочное (до истечения 5 лет - срока, предусмотренного договором) прекращение им фермерской деятельности вызвано обстоятельствами, не зависящими от Шупты С.Ю., и не является ее личным решением.

Ответчик не доказано, что ею были приняты все необходимые меры для надлежащего исполнения обязательств по заключенному договору.

При этом лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (абзац второй пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Представленные ответчиком доказательства в подтверждение доводов о намерении продолжить деятельность КФХ не подтверждают фактического ее ведения, поскольку представленные фотографии не позволяют идентифицировать объект, который на них отображен, его месторасположение, вид растений, которые там посажены, период, когда были сделаны данные фото.

Подтверждения тому факту, что теплица действительно была приведена в негодность, период получения данных повреждений, суду не представлено, как и не представлено доказательств проведения каких-либо ремонтных работ и внесения денежных средств в счет данных работ.

Со слов представителя ответчика Шупта С.Ю. до настоящего момента не отремонтировала теплицу, деятельность не осуществляется, однако на фото повреждений в отображенной теплице нет.

Каких-либо доказательств предоставления отчетности о ведении деятельности КФХ во втором полугодии 2021 года не представлено, штатного расписания и трудовых договоров не имеется.

Представленное представителем соглашение о создании КФХ «Рассвет» от 30.03.2022г. не опровергает факта прекращения деятельности Шупты С.Ю. как ИП главы КФХ и факта неосуществления ею деятельности. Кроме того, данное соглашение не зарегистрировано.

Доводы представителя ответчика о том, что ответчик не могла осуществлять деятельность ввиду возросшей конкуренции из-за возведения большого количества теплиц, а также ввиду пандемии, не является основанием для отказа в иске.

На основании изложенного следует удовлетворить заявленные требования о взыскании средств гранта в размере 1 500 000 рублей.

Согласно п.1 ст.395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Истцом на сумму гранта начислены проценты в порядке ст.395 ГК РФ за период с 29.03.2022г. по 20.04.2022г. в сумме 7632 руб. 53 коп., расчет которых произведен с помощью онлайн-калькулятора.

Указанный расчет, порядок исчисления сумм, представителем ответчика не оспорен, в связи чем, суд не приводит математических вычислений, взяв за основу расчет онлайн-калькулятора, проверенный судом, иной расчет суду не представлен.

Таким образом, согласно расчету, определенному исходя из ставки, указанной в п. 1 ст. 395 ГК РФ, общий размер процентов за пользование чужими денежными средствами составляет 7632 руб. 53 коп.

В связи с неисполнением Шуптой С.Ю. обязательств, данные проценты подлежат взысканию с ответчика.

Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления сельского хозяйства Тамбовской области удовлетворить.

Взыскать с Шупты С. Ю. в пользу Управления сельского хозяйства Тамбовской области денежные средства, полученные ею в виде гранта на создание и развитие крестьянско-фермерского хозяйства в размере 1 500 000 рублей, из которых 1 425 000 рублей - средства федерального бюджета, 75000 рублей – средства бюджета области, а также проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 8034 рубля 24 копейки, из которых в доход федерального бюджета – 7632 рубля 53 копейки, в доход бюджета Тамбовской области – 401 рубль 71 копейку.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, путем подачи жалобы через Мичуринский районный суд Тамбовской области.

Мотивированное решение изготовлено 8 июля 2022 года.

Судья Калинина О.В.