ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-385/2022 от 24.08.2022 Новосергиевского районного суда (Оренбургская область)

№ 2-385/2022

УИД56RS0024-01-2022-000593-12

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

п.Новосергиевка Оренбургской области 24 августа 2022 г.

Новосергиевский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Бредихиной И.В.,

с участием помощника прокурора Новосергиевского района Клычбаевой Д.С.,

при секретаре Поповой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новосергиевского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Новосергиевский маслозавод» об обязании произвести разработку проектной документации на очистные сооружения,

установил:

прокурор Новосергиевского района Оренбургской области обратился в суд с иском к акционерному обществу «Новосергиевский маслозавод» об обязании произвести разработку проектной документации на очистные сооружения. В обоснование иска указано, что прокуратурой Новосергиевского района проведена проверка в отношении юридического лица АО «Новосергиевский маслозавод», по результатам которой в действиях организации установлены нарушения действующего природоохранного законодательства. Решением комитета по управлению имуществом Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о преобразовании государственного предприятия «Новосергиевский маслозавод» в акционерное общество. Данным решением утвержден план приватизации и оценка приватизируемого имущества. В соответствии с Планом приватизации в собственность акционерного общества переданы очистные канализационные сооружения. ДД.ММ.ГГГГ АО «Новосергиевский маслозавод» проведена государственная регистрация права собственности на очистные сооружения в составе семи ( ) полей орошения; канализационной сети трубы - диаметр _ 200 мм.; распределительных камер 8 шт. Год ввода в эксплуатацию (завершение строительства) - ДД.ММ.ГГГГ. Очистные сооружения расположены на расстоянии м к юго-востоку от основной промплощадки () по адресу: , примерно в м. по направлению на юго-восток от ориентира и полевой дороги, расположенной за пределами участка. Очистные сооружения состоят из приёмной камеры, решетки механической очистки сточных род, отстойника, стабилизатора (вторичный отстойник), иловых площадок, песколовки, полей фильтрации. Очистные сооружения являются объектом негативного воздействия Il категории, код объекта , ДД.ММ.ГГГГ поставлены на государственный учет как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду. В настоящее время АО «Новосергиевский маслозавод» осуществляет эксплуатацию указанных очистных сооружений для приема образующихся хозяйственно-бытовых. стоков от предприятий и от населения, а также из неканализированных источников. При проведении проверки прокуратурой установлено, что АО «Новосергиевский маслозавод» нарушил ст. 3, ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 NQ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 14, ст. 32, ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 30.12.2009. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а именно допустил эксплуатацию очистных сооружений в отсутствие проектной документации.

Ссылаясь на ст.45 ГПК РФ просит обязать АО «Новосергиевский маслозавод» в срок до ДД.ММ.ГГГГ в целях обеспечения нормативной очистке сточных вод произвести разработку проекта документации на очистные сооружения, расположенные на расстоянии м. к юго-востоку от основной промплощадки () по адресу: , примерно в м. по направлению на юго-восток от ориентира и полевой дороги, расположенной за пределами участка.

В судебном заседании помощник прокурора Клычбаева Д.С. поддержала исковые требования, просила их удовлетворить.

Представители ответчика Мордвинцев А.В., Пчелинцев А.Н., извещенные о месте и времени судебного заседания, не явились.

Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска по следующим основаниям.

Статьей 34 Федерального закона "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (пункт 1). При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 данной статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности (пункт 2).

При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды") (пункт 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации).

Утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22 июня 2000 года СанПиН 2.1.5.980-00.2.1.5. "Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы" имеют целью обеспечить предотвращение и устранение загрязнения поверхностных вод, которое может привести к нарушению здоровья населения, развитию массовых инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваний, а также к ухудшению условий водопользования населения.

Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 29.12.1964 N 382 утверждены Правила технической эксплуатации водопроводов и канализаций (далее - Правила N382).

Согласно п. 9 Раздела первого Правил N 382, при эксплуатации водопроводов и канализаций должно про изводиться систематическое изучение всех водопроводных и канализационных сооружений, режима их работы, достоинств и недостатков, соответствия их работы проектным решениям.

Пунктом 13 Раздела третьего Правил N 382, на вновь построенных очистных станциях должны быть акт отвода участка; геологические и гидрогеологические данные о территории с результатами испытания грунтов; акты на скрытые работы; утвержденный технический проект станции со всеми изменениями, внесенными при производстве работ по строительству станции.

Аналогичные требования содержатся в п. 3.2.7 Правил № 382 технической эксплуатации систем и сооружений. коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 N 168 (далее - Правила N 168).

Согласно п. 3.3.1 Правил N168 основными задачами эксплуатации очистных сооружений и установок являются:

а) обеспечение проектных параметров очистки сточных вод и обработки осадков с отведением очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты, а обезвреженных осадков - в места складирования и утилизации с соблюдением требований территориальных органов управления использованием и охраной водного фонда, органов Министерства природных ресурсов и Госсанэпиднадзора;

б) организация надежной, экологически безопасной и экономичной работы

очистных сооружений;

в) систематический лабораторно-производственный и технологический контроль работы очистных сооружений;

г) контроль за санитарным состоянием сооружений, зданий, их территорий и санитарно-защитных зон;

д) выполнение мероприятий по сокращению сброса сточных вод и загрязняющих веществ и соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных природоохранными органами.

Пунктом 3.3.2 Правил № 168 установлено, что законченные строительством (реконструированные) и подлежащие приемке в эксплуатацию сооружения должны быть выполнены по утвержденному проекту с соблюдением требований действующих нормативных документов.

В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела, что решением Комитета по управлению имуществом Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о преобразовании государственного предприятия «Новосергиевский маслозавод» в акционерное общество. Данным решением утвержден план приватизации и оценка приватизируемого имущества. В соответствии с Планом приватизации в собственность акционерного общества переданы очистные канализационные сооружения. В настоящее время АО «Новосергиевский маслозавод» осуществляет эксплуатацию указанных очистных сооружений для приема образующихся хозяйственно-бытовых. стоков от предприятий и от населения, а также из неканализированных источников.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности АО «Новосергиевский маслозавод» является производство молока (кроме сырого) и молочной продукции.

ДД.ММ.ГГГГ АО «Новосергиевский маслозавод» проведена государственная регистрация права собственности на очистные сооружения в составе семи ( ) полей орошения; канализационной сети трубы - диаметр _ 200 мм.; распределительных камер 8 шт. Год ввода в эксплуатацию (завершение строительства) - ДД.ММ.ГГГГ. Очистные сооружения расположены на расстоянии м к юго-востоку от основной промплощадки () по адресу: , примерно в м. по направлению на юго-восток от ориентира и полевой дороги, расположенной за пределами участка. Очистные сооружения состоят из приёмной камеры, решетки механической очистки сточных род, отстойника, стабилизатора (вторичный отстойник), иловых площадок, песколовки, полей фильтрации. Очистные сооружения являются объектом негативного воздействия Il категории, код объекта , ДД.ММ.ГГГГ поставлены на государственный учет как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду. Очистные сооружения АО «Новосергиевский маслозавод» введены в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ.

Стороной ответчика в суд представлены проект строительства объекта «Завод сухого обезжиренного молока мощностью 100 тонн переработки молока в смену в », в том числе в части санитарно-технических сооружений: водопровод и канализаиия от ДД.ММ.ГГГГ. Разработчик проекта - Государственный институт по проектированию предприятий молочной промышленности «ГИППРОМОЛПРОМ» Волгоградский филиал. Заказчик проекта - Сорочинский молкомбинат. .

В судебном заседании также установлено, что строительство и ввод объекта АО «Новосергиевский маслозавод» «Очистные сооружения канализации» было осуществлено в соответствии с представленной документацией. Иные работы по внесению конструктивных изменений Обществом не проводились.

Согласно ч. 5 ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, эксплуатация зданий, сооружений, в том числе содержание автомобильных дорог, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В случае, если для строительства, реконструкции зданий, сооружений в соответствии с настоящим Кодексом не требуются подготовка проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство, эксплуатация таких зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.

С 1 января 2019 года вступили в силу положения Федерального закона от. 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которыми в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-фЗ «Об охране окружающей среды» вносятся изменения в части нормирования в области охраны окружающей среды, включая технологическое нормирование исходя из технологических показателей НДТ.

Юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, разрабатываются технологические нормативы - нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, нормативы допустимых физических воздействий, которые устанавливаются на основе технологических показателей, не превышающих технологические показатели НДТ.

Природопользователи, осуществляющие деятельность на объектах I категории, обязаны получить Комплексное экологическое разрешение до 1 января 2025 года (ч. 7 ст. 11 Закона № 219-ФЗ)!"

Согласно пункту 1.2 статьи 11 Закона № 2 i 9-ФЗ, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, а в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 настоящей статьи разрешений и документов.

Согласно п. 1 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.

Согласно п.п. 1,2 и 3 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» и приказу министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 февраля 2018 года № 74 "Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля», производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями,; документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

В соответствии с ст.19 Федерального закона № 96-ФЗ от 04.05.1999 «Об охране атмосферного воздуха», при: получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Иные требования природоохранного законодательства РФ, в части осуществления деятельности при наличии проектной документации, отсутствуют.

Учитывая изложенное, довод прокуратуры Новосергиевского района о том, что АО «Новосергиевский маслозавод» осуществляет эксплуатацию очистных сооружений в отсутствии проектной документации, является несостоятельным.

Судом установлено, что проектная документация на спорный объект имеется, представленная ответчиком суду копия такой документации содержит сведения о названном объекте. Тот факт, что в ходе прокурорской проверки не была получена проектная документация, о ее отсутствии как таковой не свидетельствует.

Вопреки требованиям статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации допустимых и относимых доказательств в подтверждение доводов истца о том, что указанная копия проектной документации не соответствует требованиям, предъявляемым законом к ее составлению, и такие документы не относятся к объекту ответчика, прокурором представлено не было.

Согласно пункту 1 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87, Положение устанавливает состав проектной документации и требования к содержанию их разделов: при подготовке проектной документации на различные виды объектов капитального строительства; при подготовке проектной документации в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.

Названным постановлением не предусмотрена возможность его применения к проектной документации на ранее построенные объекты.

При установленных обстоятельствах исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Новосергиевского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Новосергиевский маслозавод» об обязании произвести разработку проектной документации на очистные сооружения оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме в Оренбургский областной суд через суд. вынесший решение.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 31.09.2022

Председательствующий