Дело № 2- 3860/2015г.
Р Е Ш Е Н И Е (Заочное)
Именем Российской Федерации
«08» июля 2016 года
Индустриальный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Косых М.А.
с участием:
истца <данные изъяты>
при секретаре Катуниной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданского дела по иску <данные изъяты> к ООО <данные изъяты>» о взыскании материального ущерба, денежной компенсации морального вреда, штрафа, неустойки,
У С Т А Н О В И Л :
Истец обратился в с суд с иском к ответчику о взыскании материального ущерба, денежной компенсации морального вреда, штрафа, неустойки, в обоснование иска указав, что ею у ООО <данные изъяты> была приобретена мебель и <данные изъяты> отправлена в г. Хабаровск транспортной компанией ООО «РАТЭК». Транспортные услуги в сумме <данные изъяты> оплачены в полном объеме в день получения груза. При получении груза на складе после разбора обрешетки было обнаружено, что зеркальная дверь шкафа-купе разбита. Обрешетка не была повреждена, а упаковка двери (пленка) повреждена с двух сторон, о чем был составлен акт. <данные изъяты> была написана претензия ответчику о возмещении ущерба за порчу во время транспортировки зеркальной двери шкафа-купе и транспортные расходы по доставке из <данные изъяты>. Ответчик требования не удовлетворил, ссылаясь на то, что при приемки груза внутренний осмотр не производился и обрешетка не была нарушена, тем самым указав, что груз был передан в транспортную компанию уже ненадлежащего качества, уже разбитым. Считает отказ не законным, поскольку груз был принят у ООО «<данные изъяты> не в обрешетки, а отдельными частями в заводской упаковке-<данные изъяты> место, зеркальная дверь была упакована в прозрачную пленку, края проложены пенопластом. Экспедитором при приемки груза не заметить повреждения заводской упаковки было бы невозможно. Мебель была передана сотруднику транспортной компании надлежащего качества и без повреждений. Считает, что дверь была разбита после принятия мебели экспедитором ответчика, перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю. В связи, с чем ею была направлена повторная претензия, ответ получен не был. Действиями ответчика был причинен материальный ущерб в сумме <данные изъяты>. Просит суд взыскать с ответчика в свою пользу материальный ущерб в размере <данные изъяты>, неустойку за нарушение сроков исполнения требования в добровольном порядке в сумме <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты>, штраф.
В судебном заседании истец <данные изъяты> исковые требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на доводы указанные в иске, не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Ответчик в судебное заседание не явился, о дне и месте слушания дела извещались своевременно и надлежащим образом.
Суд определил рассмотреть дело в порядке заочного производства, и вынести заочное решение.
Выслушав истца, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Заключенный между сторонами договор по своей правовой природе является договором транспортной экспедиции и, следовательно, регулируется главой 41 ГК РФ «Транспортная экспедиция» и Федеральным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности».
Как установлено судом, на станции отправления ответчиком были оказаны истцу отдельные транспортно-экспедиционные услуги в полном объеме и надлежащего качества.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 30 июня 2003 года N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 30 июня 2003 года N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах: за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности.
В соответствии с п. 2 ст. 785 ГК РФ заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной.
Согласно статье 8 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденного Федеральным законом от 8.11.2007 года N 259-ФЗ, заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем.
Форма и порядок заполнения транспортной накладной устанавливаются правилами перевозок грузов.
Статьей 10 Устава автомобильного транспорта предусматривается, что грузоотправитель обязан подготовить груз к перевозке таким образом, чтобы обеспечить безопасность его перевозки и сохранность груза, а также не допустить повреждение транспортного средства, контейнера.
Согласно части 6 данной статьи грузоотправитель при предъявлении груза для перевозки имеет право объявить его ценность. Прием для перевозки груза с объявленной ценностью осуществляется в порядке, установленном правилами перевозки грузов.
Статьей 15 Устава предусматривается обязанность перевозчика доставить и выдать груз грузополучателю по указанному им адресу.
Аналогичные требования к содержанию прав и обязанностей сторон в договоре перевозки грузов установлены Правилами перевозки грузов автомобильным транспортном, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 года N 272.
Согласно пункту 6 Правил заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки груза).
В силу пункта 11 Правил в случае отсутствия всех или каких-либо отдельных записей в разделе "Условия перевозки" транспортной накладной применяются условия перевозки грузов, предусмотренные Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" и настоящими Правилами.
Пунктом 12 Правил предусматривается, что при объявлении грузоотправителем ценности груза груз принимается к перевозке в порядке, установленном настоящими Правилами, с указанием в пункте 5 транспортной накладной его ценности. Объявленная ценность не должна превышать действительной стоимости груза.
Исходя из содержания приведенных правовых норм, регулирующих порядок заключения и условия договора перевозки груза автомобильным транспортом, объявление ценности груза является правом грузоотправителя. Отсутствие указания в транспортной накладной ценности груза не влияет на исполнение сторонами иных обязанностей, определенных договором, и основанием освобождения перевозчика от обязанности обеспечить сохранность груза не является.
Согласно статье 307 Гражданского кодекса РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускаются за исключением случаев, предусмотренных законом (статьи 309, 310 Гражданского кодекса РФ).
Согласно статье 793 Гражданского кодекса РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Статьей 796 Гражданского кодекса РФ предусматривается ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа.
Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (часть первая данной статьи).
Согласно части 2 статьи 796 Гражданского кодекса РФ ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:
в случае утраты или недостачи груза или багажа - в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;
в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости груза или багажа.
Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.
Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза (часть третья данной статьи).
Частью четвертой статьи 796 Гражданского кодекса РФ устанавливается, что документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.
Нормы об ответственности перевозчика содержатся также в главе 6 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденного Федеральным законом от 8.11.2007 года N 259-ФЗ.
Статьей 34 названного Федерального закона предусматривается, что перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам.
В силу части 7 данной статьи ущерб, причиненный при перевозке груза, определяется в размере стоимости утраченного или недостающего груза либо объявленной его стоимости.
Согласно части 8 данной статьи стоимость груза определяется исходя из цены груза, указанной в счете продавца или предусмотренной договором перевозки груза, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.
В силу требований, предусмотренных частью 9 данной статьи, перевозчик наряду с возмещением ущерба, вызванного утратой, недостачей, повреждением (порчей) перевозимых груза, багажа, возвращает грузоотправителю или грузополучателю, пассажиру провозную плату, полученную за перевозку утраченных, недостающих, поврежденных (испорченных) груза, багажа, если эта провозная плата не входит в стоимость груза.
Согласно положениям статьи 36 Устава автомобильного транспорта перевозчик освобождается от ответственности, предусмотренной статьями 34 и 35 настоящего Федерального закона, если неисполнение им своих обязательств произошло вследствие:
1) непреодолимой силы;
2) временных ограничения или запрета движения транспортных средств по автомобильным дорогам, введенных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, по не зависящим от перевозчика причинам;
3) иных не зависящих от перевозчика причин.
По смыслу указанных норм перевозчик несет ответственность независимо от наличия или отсутствия его вины в нарушении обязательства по перевозке и единственным основанием освобождения его от ответственности за утрату груза является наличие препятствий вне разумного контроля перевозчика - обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, поскольку от него нельзя было разумно ожидать принятия этих препятствий в расчет при заключении договора, а равно их предотвращения и преодоления последствий. При этом ссылки на наличие события недостаточно, сторона обязана доказать, что было невозможно разумно избежать или преодолеть его последствия.
В силу положений пунктов 1, 3, 5 статьи 14 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" вред, причиненный имуществу потребителя вследствие недостатков услуги, подлежит возмещению исполнителем. Исполнитель освобождается от ответственности если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования услуги.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрения судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, лежит на исполнителе.
Таким образом, принимая во внимание, что вина перевозчика презюмируется, то для освобождения от ответственности перевозчик исходя из приведенных правовых норм должен доказать наличие обстоятельств, признаваемых основанием для освобождения его от ответственности.
Как следует из материалов дела, <данные изъяты>. приобрела по товарной накладной № <данные изъяты>. в ООО «<данные изъяты> мебель, а именно: кровать <данные изъяты> и отправила транспортной компанией ООО <данные изъяты>» в г. Хабаровск.
ООО "<данные изъяты> приняло на себя обязательство выполнить услуги по организации доставки (экспедированию) принадлежащего ФИО1 груза из г. Екатеринбург в г. Хабаровск Хабаровский край.
Согласно транспортной накладной N <данные изъяты> к перевозке был принят груз - <данные изъяты>, число мест <данные изъяты> вес -. <данные изъяты> объявленная ценность – <данные изъяты>.
В целях дополнительной сохранности груза истцом было выдано задание на дополнительную упаковку в виде обрешетки.
Транспортные услуги истицей были оплачены ответчику в день получения груза <данные изъяты>., что подтверждается актом выполненных работ № <данные изъяты> грузоотправитель: ООО «<данные изъяты>», грузополучатель: <данные изъяты> информация: мебель, обрешетка (21 картон); 1 мест; <данные изъяты>; транспортная накладная № <данные изъяты>., услуги по организации перевозки груза составили <данные изъяты> вознаграждение экспедитора ООО «<данные изъяты><данные изъяты>., всего <данные изъяты> руб. указанная сумма была уплачена истицей, что подтверждается копиями чеков, квитанцией.
При получении груза по транспортной накладной N <данные изъяты>. были обнаружены повреждения: при разборе обрешетки было обнаружено, что разбита одна зеркальная дверь с двух сторон от шкафа-купе, дверь упакована была в пэт пленку, углы и края проложены пенопластом, т.к. дверь была проложена между мебелью, в обрешетке обнаружить разбитую дверь было невозможно, что подтверждается актом общей формы № <данные изъяты>
<данные изъяты> истица обратилась к ответчику с претензией на возмещение ущерба за порчу во время транспортировки зеркальной двери шкафа—купе и транспортных расходов по доставке товара в сумме <данные изъяты>
Ответчик требования не удовлетворил, ссылаясь на то, что при приемки груза внутренний осмотр не производился и обрешетка не была нарушена, в акте общей формы от <данные изъяты>. не зафиксирован факт нарушения целостности упаковки в соответствии с п. 10 УАТ РФ.
Согласно ответа на претензию <данные изъяты>. за исх. № <данные изъяты>. ООО <данные изъяты>», <данные изъяты> их организацией на складе груз по транспортерной накладной <данные изъяты>. был передан экспедитору транспортной компании ООО «<данные изъяты> Груз был передан надлежащего качества, в том числе и зеркальная дверь шкафа-купе, которая была упакована в прозрачную пленку, углы и края этой двери были проложены пенопластом, при приемки товара экспедиторы следят за погрузкой товара и не принимают некачественный товар. Соответственно зеркало в прозрачной упаковке (полиэтилен) было принято целым с их стороны товар ненадлежащего качества не мог быть отправлен.
<данные изъяты><данные изъяты>. повторно обратилась к ответчику с претензией о возмещении ущерба, ответа не последовало.
Ответственность экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору транспортной экспедиции предусмотрена ст. 803 ГК РФ и главой 3 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности». В силу п. 1 ст. 7 данного ФЗ экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции.
В соответствии с п. 2 ст. 796 ГК РФ в случае утраты груза (части груза), сданного для перевозки с объявлением его ценности, подлежит взысканию ущерб в размере объявленной стоимости груза или в размере доли его объявленной стоимости, соответствующей утраченной, недостающей или поврежденной (испорченной) части груза.
Суд учитывая, что груз был принят у ООО <данные изъяты>» не в обрешетки, а отдельными частями в заводской упаковке-<данные изъяты> место, зеркальная дверь была упакована в прозрачную пленку, края проложены пенопластом. Экспедитором при приемки груза не заметить повреждения заводской упаковки было бы невозможно. Мебель была передана сотруднику транспортной компании надлежащего качества и без повреждений, в связи с изложенным суд приходит к выводу, что дверь была разбита после принятия мебели экспедитором ответчика, в связи, с чем перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю.
Как следует из материалов дела стоимость <данные изъяты> составляет <данные изъяты> что подтверждается счетом № <данные изъяты>., транспортные расходы составили – <данные изъяты>
Поскольку действиями ответчика установлен факт нарушения прав истца, как потребителя, последнему причинен материальный ущерб, с ответчика в пользу истца подлежат возмещению материальный ущерб в указанных сумма, всего на сумму <данные изъяты>.
<данные изъяты>. истцом в адрес ответчика была направлена претензия о возмещении ущерба в связи с повреждением груза в указанной сумме.
В соответствии с п. 2 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012г. № 17, и п. 1 ст. 40 ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» срок ответа на претензию для транспортной компании определен в тридцать дней.
В соответствии со ст.29 ФЗ «О защите прав потребителей» потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе потребовать безвозмездного устранения недостатков работы (оказанной услуги). Такие требования подлежат удовлетворению в десятидневный срок. За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает неустойку (пеню), в размере 3% за каждый день просрочки исполнения требований (ст.28,31 ФЗ «О защите прав потребителей»).
Согласно расчета предоставленного истцом сумма неустойки составила <данные изъяты>, исходя из расчета <данные изъяты> х 18 дней (просрочка) х 3%). Судом расчет проверен, признан правильным указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Статьей 15 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" предусматривается взыскание денежной компенсации морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что ООО "РАТЭК" надлежащим образом свои обязательства по доставке принадлежащего истцу груза не выполнило, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда в связи с нарушением ответчиком прав потребителя в соответствии со статьей 15 Закона РФ от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей". С учетом степени вины ответчика в нарушении прав истца суд определяет размер денежной компенсации, подлежащей взысканию в пользу истца, в размере <данные изъяты>
В соответствии с п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования <данные изъяты> к ООО «<данные изъяты> о взыскании материального ущерба, денежной компенсации морального вреда штраф, неустойки, удовлетворить частично.
Взыскать с ООО «<данные изъяты>» в пользу <данные изъяты> материальный ущерб в размере <данные изъяты>, неустойку в размере <данные изъяты>, денежную компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> штраф в размере <данные изъяты>.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Ответчик вправе подать в Индустриальный районный суд г. Хабаровска заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ей копии этого решения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течении месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, в течение месяца со дня вынесения определения об отказе в удовлетворении этого заявления в Хабаровский краевой суд, через Индустриальный районный суд г. Хабаровска.
Судья: М.А. Косых
Мотивированное решение изготовлено 13.07.2016г.