Дело № 2-3863/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 ноября 2017 года
Ленинский районный суд г. Смоленска
В составе:
Председательствующего (судьи) Космачевой О.В.
при секретаре Аксенцовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о признании права на меру социальной поддержки, возложении обязанности по выплате денежной компенсации в связи с утратой жилого помещения в результате пожара,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Департаменту Смоленской области по социальному развитию (далее Департамент…) о признании за ней права на получение меры социальной поддержки в виде единовременной денежной компенсации причиненного материального ущерба в связи с утратой в результате пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ, принадлежащего ей жилого дома по адресу: <адрес>, являвшегося единственным; возложении обязанности по выплате компенсации в размере 200 000 руб. В обоснование требований указала, что Департаментом в выплате компенсации материального ущерба ей отказано необоснованно по мотиву того, что ею не предоставлена справка об инвентаризационной стоимости жилого дома. Указанная справка ею не предоставлена, поскольку жилой дом не поставлен на учет в органах БТИ, что не исключает применение кадастровой стоимости объекта.
Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. Просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
Представитель истца по доверенности ФИО2 заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика Департамента… ФИО3 в судебном заседании требования не признала по тем основаниям по основаниям, приведенным в представленных возражениях, со ссылкой на то, что указанная справка входит в перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате. (л.д. 25-27).
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Законом Смоленской области от 09.12.2011 N 131-з "О мере социальной поддержки семей и одиноко проживающих граждан, которым причинен материальный ущерб в связи с утратой в результате пожара жилого помещения, являющегося для них единственным, на территории Смоленской области" на территории Смоленской области семьям и одиноко проживающим гражданам, которым причинен материальный ущерб в связи с утратой в результате пожара жилого помещения, являющегося для них единственным, предусмотрена меру социальной поддержки в виде единовременной денежной компенсации причиненного материального ущерба в связи с утратой в результате пожара жилого помещения (далее - денежная компенсация).
Денежная компенсация предоставляется: 1) в размере 200000 рублей - в случае, если размер причиненного материального ущерба в связи с утратой в результате пожара жилого помещения составляет 200000 рублей и более; 2) в размере причиненного материального ущерба - в случае, если размер причиненного материального ущерба в связи с утратой в результате пожара жилого помещения составляет менее 200000 рублей. (ст. 2 Закона).
Мера социальной поддержки, предусмотренная настоящим областным законом, предоставляется в порядке, устанавливаемом нормативным правовым актом Администрации Смоленской области.
Порядок признания жилого помещения утраченным в результате пожара и Порядок предоставления семьям и одиноко проживающим гражданам меры социальной поддержки в виде единовременной денежной компенсации причиненного материального ущерба в связи с утратой в результате пожара жилого помещения, являющегося для них единственным, утверждены Постановлением Администрации Смоленской области от 27.03.2012 N 219.
Согласно Порядку предоставления семьям и одиноко проживающим гражданам меры социальной поддержки… право на такую меру социальной поддержки имеют семьи и одиноко проживающие граждане, зарегистрированные на территории Смоленской области по месту жительства, которым причинен материальный ущерб в связи с утратой в результате пожара, произошедшего после 30 ноября 2011 года, жилого помещения, являющегося для них единственным (п.3).
Для назначения единовременной денежной компенсации одиноко проживающий гражданин или один из совершеннолетних членов семьи (от имени своей семьи) (далее - заявитель) после получения им уведомления комиссии по решению вопросов о признании жилого помещения утраченным в результате пожара о выдаче акта об утрате жилого помещения в результате пожара обращается в отдел (сектор) социальной защиты населения Департамента Смоленской области по социальному развитию (далее соответственно - отдел (сектор) социальной защиты населения, Департамент) с заявлением о предоставлении единовременной денежной компенсации по форме согласно приложению к настоящему Порядку. (п.6).
Пунктом 7 Порядка … предусмотрено, что заявитель одновременно с заявлением представляет, в том числе: 2) копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, выданного уполномоченным на то органом по факту пожара, произошедшего в жилом помещении; 3) уведомление о выдаче акта об утрате жилого помещения в результате пожара; 4) документ, подтверждающий регистрацию права собственности на жилое помещение, а при его отсутствии - выписку из похозяйственной книги, заверенную уполномоченным на то органом, или справку бюро технической инвентаризации о принадлежности жилого помещения либо договор социального найма; 5) справку об инвентаризационной стоимости утраченного в результате пожара жилого помещения, выданную организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию; 6) справку с места жительства заявителя, содержащую сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его жительства, и копию финансового лицевого счета (в случае если указанные документы не находятся в распоряжении органов местного самоуправления). П.7; 7) документ, подтверждающий реквизиты счета, открытого на имя заявителя в банке или иной кредитной организации (в случае если заявитель изъявит желание получить единовременную денежную компенсацию путем перечисления денежных средств на расчетный счет, открытый в банке или иной кредитной организации).
В соответствии с п.п. 12-16 Порядка… решение о предоставлении единовременной денежной компенсации либо об отказе в ее предоставлении принимается отделом (сектором) социальной защиты населения в течение 10 рабочих дней со дня поступления в отдел (сектор) социальной защиты населения заявления и документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка.
Отдел (сектор) социальной защиты населения не позднее дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении единовременной денежной компенсации либо об отказе в ее предоставлении, направляет руководителю Департамента заявление и документы, указанные в пункте 7 настоящего Порядка, ответы на межведомственные запросы, направленные в соответствии с пунктами 9 и 11 настоящего Порядка, а также решение о предоставлении единовременной денежной компенсации либо об отказе в ее предоставлении.
Руководитель Департамента в течение 5 рабочих дней после получения заявления и документов, указанных в пункте 13 настоящего Порядка, издает приказ о предоставлении единовременной денежной компенсации с указанием ее размера (с учетом требований, предусмотренных пунктом 4 настоящего Порядка) либо об отказе в предоставлении единовременной денежной компенсации.
Основаниями для отказа в предоставлении единовременной денежной компенсации являются: непредставление документов, предусмотренных пунктами 6 и 7 настоящего Порядка, в полном объеме; выявление в заявлении и (или) прилагаемых к нему документах неполных и (или) недостоверных сведений.
Проверка достоверности сведений, содержащихся в представленных документах, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной от компетентных органов или организаций, выдавших документ (документы), а также другими способами, разрешенными федеральным законодательством.
После устранения оснований для отказа в предоставлении единовременной денежной компенсации заявитель вправе повторно обратиться в отдел (сектор) социальной защиты населения с заявлением в том же порядке, который установлен настоящим Порядком.
Судом установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит жилой дом общей площадью 75,5 кв.м. в д. <адрес> (л.д. 9-15).
Согласно справке администрации Череповского сельского поселения Хиславичского района гот ДД.ММ.ГГГГ по данным похозяйственной книги ФИО1 одна проживает в указанном доме. (л.д. 8,12).
ДД.ММ.ГГГГ в жилом доме произошел пожар. (л.д. 14)).
Как следует из письменного ответа ГУ «Государственной жилищной инспекции Смоленской области» принадлежащий ФИО1 жилой дом в д. <адрес> признан утраченным в результате пожара. (л.д. 15).
Истица ДД.ММ.ГГГГ обратилась в отдел социальной защиты населения в Починковском, в Хиславичском районе за получением компенсации в связи с утратой единственного жилого помещения в результате пожара, представив необходимые документы. (л.д. 8).
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ главного специалиста вышеназванного отдела социальной защиты населения ФИО1 было отказано выплате компенсации по причине того, что ею не предоставлен полный пакет документов, а именно не предоставлена справка об инвентаризационной стоимости утраченного в результате пожара помещения (л.д. 18).
На основании данного решения начальником Департамента Смоленской области по социальному развитию ДД.ММ.ГГГГ издан приказ за №-л/с об отказе ФИО1 в выплате единовременной денежной компенсации. (л.д. 19).
Как установлено по делу и не оспаривается стороной истца, справка об инвентаризационной стоимости сгоревшего жилого дома в составе требуемых документов предоставлена не была, поскольку жилой дом на техническом учете не состоял, что подтверждается справкой Починковского производственного участка Смоленского отделения филиала АО «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» по Центральному федеральному округу №-П от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 16).
В судебном заседании представитель истца пояснила, что после проведения кадастровых работ в отношении жилого дома, жилой дом был поставлен на кадастровый учет, сведения для постановки на инвентаризационный учет не были представлены не по их вине. Полагает, что при определении стоимости объекта для определения размера единовременной компенсации может быть применена и кадастровая стоимостью жилого дома.
Согласно данным кадастрового учета кадастровая стоимость жилого дома по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляла 903 718 руб. 39 коп.
Пунктом 5 ч.1 ст. 12 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений отнесено определение порядка государственного учета жилищных фондов.
Согласно пунктам 3, 4 и 7 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 года N 1301, государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации, осуществляемый Бюро технической инвентаризации, включает в себя технический учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет. Основу государственного учета жилищного фонда составляет технический учет, осуществляемый в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства. Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро.
В целях государственного учета жилищного фонда Бюро технической инвентаризации осуществляют: техническую инвентаризацию жилищного фонда; оценку и переоценку жилых строений и жилых помещений, в том числе для целей налогообложения;
Регулируя кадастровые отношения, Федеральный закон "О кадастровой деятельности" в части 8 статьи 47 предусматривает приведение законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с этим Федеральным законом и применение их постольку, поскольку они не противоречат названному Федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации. При этом нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до 1 января 2013 года.
С 01.01.2017 года согласно п. 1 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с п.1,2 ст. 3 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О государственной кадастровой оценке" под кадастровой стоимостью понимается стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.
Кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Указанные сведения, полученные из государственного кадастра недвижимости, который является систематизированным сводом сведений об учтенном в Российской Федерации недвижимом имуществе, являются официальными данными о стоимости объекта недвижимости и, следовательно, также могут быть использованы при определении стоимости имущества, необходимые для расчета компенсации.
Отсутствие сведений о технической инвентаризации и об инвентаризационной стоимости, как его составляющей части, не могут быть поставлены в вину собственнику жилья и влечь для него неблагоприятные последствия.
Таким образом, в связи с утратой жилого помещения вследствие пожара, являвшегося для нее единственным, у истицы возникло право на получение вышеназванной компенсации, предусмотренной областным законом "О мере социальной поддержки семей и одиноко проживающих граждан, которым причинен материальный ущерб в связи с утратой в результате пожара жилого помещения, являющегося для них единственным, на территории Смоленской области", в размере 200 000 руб., поскольку кадастровая стоимость жилого дома превышает 200 000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Признать за ФИО1 право на меру социальной поддержки в связи с утратой в результате пожара ДД.ММ.ГГГГ жилого дома по адресу д. <адрес>, являющегося для нее единственным.
Взыскать с Департамента Смоленской области по социальному развитию в пользу ФИО1 единовременную компенсацию причиненного материального ущерба в связи с утратой жилого помещения в результате пожара, являющегося единственным, в сумме 200 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение одного месяца.
Председательствующий О.В.Космачева