ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3864/20 от 14.01.2021 Дмитровского городского суда (Московская область)

50RS0005-01-2020-006318-64

г.Дмитров Дело № 2-3864/20

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 января 2021 года Дмитровский городской суд Московской области в составе:

председательствующего федерального судьи Черкашиной О.А.,

при секретаре Богдановой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ФИО6 к Министерству социального развития Московской области о признании права на получение социальной карты жителя <адрес>, обязании совершить действия,

с участием истца ФИО1,

с участием представителя ответчика Министерства социального развития <адрес> по доверенностям от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГФИО4,

УСТАНОВИЛ

Истец ФИО1 обратилась в суд с иском (с учетом имевшего место уточнения требований л.д. 63) к Министерству социального развития <адрес> о признании права на получение социальной карты жителя <адрес>.

Требования мотивированы тем, что является ребенком инвалидом, относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С рождения находилась в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где ранее имела регистрацию по месту пребывания, в настоящее время место пребывания детей определено с попечителем.

Обратившись с заявлением о выдаче социальной карты жителя <адрес>, получено отказное решение лот ДД.ММ.ГГГГ по причине отсутствия регистрации по месту жительства на территории <адрес>.

В судебное заседание истец ФИО1 явилась, требования поддерживает, настаивает на удовлетворении иска.

Представитель ответчика Министерства социального развития <адрес> по доверенностям от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГФИО4 в судебное заседание явилась, с иском не согласилась, представлен письменный отзыв на иск (л.д. 42-45).

Представитель Министерства образования <адрес> (Управление опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по Дмитровскому городскому округу) в судебное заседание не явился, извещен.

Суд, выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии подп.1 п. 1 ст. 14 Закона Московской области от 23.03.2006 N 36/2006-ОЗ (ред. от 29.09.2020) "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" лицам, получающим пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставляются следующие меры социальной поддержки, в том числе бесплатный проезд на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте Московской области (автобус, троллейбус, трамвай) по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам по социальной карте жителя Московской области.

Согласно положениям ст. 1.1. указанного Закона его действие распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в Московской области, социальная поддержка которым установлена законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно положениям подп. 15 п.1 ст. 2 Закона Московской области от 27.12.2017 N 258/2017-ОЗ (ред. от 15.11.2019) "О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, по бесплатному проезду на транспорте в городе Москве" (принят постановлением Мособлдумы от 21.12.2017 N 40/40-П) дополнительные меры социальной поддержки по бесплатному проезду в городе Москве на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования города Москвы (автобус, трамвай, троллейбус) по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам в городском и пригородном сообщении и на Московском метрополитене (включая Московскую монорельсовую транспортную систему) предоставляются детям, получающим пенсию по случаю потери кормильца, имеющим место жительства в Московской области.

В соответствии с подп. 9 п.1 ст. 2 Закона Московской области от 27.12.2017 N 258/2017-ОЗ (ред. от 15.11.2019) "О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, по бесплатному проезду на транспорте в городе Москве" (принят постановлением Мособлдумы от 21.12.2017 N 40/40-П) дополнительные меры социальной поддержки по бесплатному проезду в городе Москве на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования города Москвы (автобус, трамвай, троллейбус) по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам в городском и пригородном сообщении и на Московском метрополитене (включая Московскую монорельсовую транспортную систему) предоставляются детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, имеющим место жительства в Московской области.

Судом установлено, что ФИО1 является инвалидом II группы инвалидности, бессрочно (л.д. 25-26).

Статьей 2 п. 4 Закона Московской области от 23.03.2006 N 36/2006-ОЗ предусмотрено, что документом, подтверждающим право на бесплатный проезд по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам (автобус, трамвай, троллейбус, кроме такси, маршрутного такси) и на железнодорожном транспорте пригородного сообщения, служит социальная карта жителя Московской области, являющаяся социальным проездным билетом в случае открытия на ней транспортного приложения.

Форма, порядок оформления и выдачи социальной карты жителя Московской области устанавливаются Правительством Московской области.

Согласно ст. 1 Положения о социальной карте жителя Московской области, утвержденного постановлением Правительства МО от 30.08.2005 N 600/31, получатель социальной поддержки - гражданин, имеющий место жительства в Московской области и обладающий правом на получение социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Московской области или муниципального образования Московской области.

Анализ указанных нормативных актов свидетельствует, что применительно к возникшему спору право на получение социальной карты жителя Московской области обуславливается условиями: наличием инвалидности, получением пенсии по потери кормильца и местом жительства в Московской области.

В судебном заседании сторона ответчика пояснила, что у истца ФИО1 отсутствует постоянная регистрация по месту жительства, что исключает в данном случае возможность получения социальных карт жителей <адрес>.

Абзацем вторым статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I) определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (абзац четвертый статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I).

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В судебном заседании установлен факт постоянного проживания истца ФИО1 на территории <адрес>, что подтверждается представленными по делу доказательствами.

Так, согласно справе ГБСУСО МО «Яхромский детский дом-интернат для умственно отсталых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., находилась в указанном учреждении на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, представлены также соответствующие свидетельство регистрации по месту пребывания за указанный период (л.д. 12, 17-19).

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 проходила обучение в МАОУ «Дмитровская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ». Что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, обучалась по очной форме обучения в Государственном образовательном учреждении начального профессионального образования профессиональное училище № <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 31).

В настоящее время проходит обучение в ГБПОУ МО «Дмитровский техникум» с ДД.ММ.ГГГГ, срок окончания учебного заведения ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32).

Суд принимает во внимание, что вышеуказанные заведения и учреждения расположены на территории Дмитровского городского округа <адрес>.

В настоящее время истец также зарегистрирована по месту пребывания на территории Дмитровского городского округа <адрес> (л.д. 58).

При этом суд отмечает, что в данном случае регистрация по месту жительства или ее отсутствие не может служить основанием для ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Кроме того, факт проживания истца на территории <адрес> подтвержден, стороной ответчика не отрицается и не оспаривается.

Более того, уполномоченные органы опеки и попечительства, заключив с приемным родителем истца договор о приемной семье и назначив приемному родителю выплату на содержание подопечного ребенка, находящегося под опекой (попечительством) признали факт проживания ФИО1 на территории <адрес> (л.д. 14).

С учетом обстоятельств изложенных выше, суд приходит к выводу о подтверждении факта постоянного проживания на территории <адрес> и наличии обстоятельств, с которыми законодатель связывает возникновение права у ФИО1 на дополнительные меры социальной поддержки, а именно право на получение социальной карты жителя <адрес>.

При таких обстоятельствах исковые требования являются законными и обоснованными, следовательно, подлежащими удовлетворению.

Так, ФИО1 надлежит признать право на получение социальной карты жителя <адрес> и возложить на ответчика обязанность выдать указанному лицу социальную карту жителя <адрес>.

С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск ФИО1 ФИО7 к Министерству социального развития <адрес> о признании права на получение социальной карты жителя <адрес>, обязании совершить действия, - УДОВЛЕТВОРИТЬ.

Признать за ФИО1 ФИО8 право на получение социальной карты жителя <адрес>.

Возложить на Министерство социального развития <адрес> обязанность выдать ФИО1 ФИО9 социальную карту жителя <адрес>.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Дмитровский городской суд <адрес> в течение месяца.

Федеральный судья Черкашина О.А.