Дело №
УИД: 26RS0№-51
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 декабря 2021 года <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> края
в составе: председательствующего судьи Кузнецовой Н. М.,
при секретаре судебного заседания ФИО1,
с участием: представителя истца – помощника прокурора <адрес>ФИО4,
представителя ответчика администрации <адрес>ФИО5,
представителя ответчика комитета городского хозяйства администрации <адрес> по доверенности ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес>ФИО3 в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к администрации <адрес>, комитету городского хозяйства администрации <адрес> (третье лицо администрация <адрес>) об обязательстве привести детский игровой комплекс в соответствии с требованиями ГОСТ,
УСТАНОВИЛ:
прокурор <адрес>ФИО3 действуя в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, обратился в суд с иском к администрации <адрес>, комитету городского хозяйства администрации <адрес> в котором просит: обязать администрацию <адрес> привести в соответствие с требованиями федерального законодательства, детский игровой комплекс, расположенный на пересечении пр. К.Маркса, <адрес>: обустроить детскую игровую площадкунадлежащиммягким покрытием; окрасить игровое оборудование; устранить поломки игрового оборудования; изолировать площадку от транзитного пешеходного движения; установить на игровой площадке информационную табличку, содержащую правила и возрастные требования при пользовании оборудованием; номера телефонов службыспасения,скоройпомощи; номера телефонов для сообщения службеэксплуатациионеисправности и поломке оборудования; обязать комитет городского хозяйства администрации <адрес>: установить на площадке надлежащее освещение.
В обоснование исковых требований истцом указано, проведенным прокуратурой района мониторингом состояния законности при организации детских игровых площадок установлены нарушения требований федерального законодательства на детской игровой площадке, расположенной на пересечении пр. К. Маркса, <адрес>.
В ходе проверки установлено, что детская игровая площадка, расположенная на пересечении пр. К. Маркса, <адрес>, не соответствует требованиям законодательства, а именно: детская площадка не огорожена, не освещена, мягкий вид покрытия отсутствует, площадка не изолирована от транзитного пешеходного движения, не все конструктивные элементы игрового оборудования исправны и окрашены, информационная табличка, содержащая правила и возрастные требования при пользовании оборудованием, паспорт на оборудование, журнал контроля за техническим состоянием оборудования и контроля соответствия требованиям безопасности на игровое оборудование отсутствуют.
Представитель истца помощник прокурора <адрес>ФИО4 в судебном заседании просила удовлетворить исковые требования в полном объёме. Также было заявлено ходатайство, в котором просила вынести частное определение <адрес> за ненадлежащее проведение государственной политики в интересах детей, повлекшее нарушение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
В обоснование ходатайства указала на то, что в ходе проверки установлено, что детская игровая площадка, расположенная на пересечении пр. К. Маркса, <адрес>, не соответствует требованиям законодательства, а именно: детская площадка не огорожена, не освещена, мягкий вид покрытия отсутствует, площадка не изолирована от транзитного пешеходного движения, не все конструктивные элементы игрового оборудования исправны и окрашены, информационная табличка, содержащая правила и возрастные требования при пользовании оборудованием, паспорт на оборудование, журнал контроля за техническим состоянием оборудования и контроля соответствия требованиям безопасности на игровое оборудование отсутствуют. Согласно ч. 11 ст. 21 Правил содержание детских площадок возлагается на их собственников, правообладателей земельных участков либо иных уполномоченных ими лиц. Полагала, что причинами и условиями наступления выявленных нарушений закона явилось неисполнение обязанностей должностных лиц администрации района по своевременному направлению заявки на выделение денежных средств на приведение детской игровой площадки в соответствие с требованиями закона, в чью компетенцию входят указанные вопросы.
Представитель ответчика комитета городского хозяйства администрации <адрес> по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований прокурора, представила суду письменный отзыв на исковое заявление, который поддержала. В дополнение пояснила, что у комитета нет возможности выполнить освещение, в связи с отсутствием бюджетных средств. Бюджет на этот год сформирован, возможно, оно будет установлено в следующем году. Также просила отказать в удовлетворении ходатайства истца о вынесении частного определения в адрес <адрес>.
Представитель ответчика администрации <адрес> по доверенности ФИО5 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований прокурора, а также против удовлетворения ходатайствао вынесении частного определения в адрес <адрес>. В обоснование возражений по ходатайству истца представлены письменные возражения, в которых указала на то, что Администрация полагает, что приведенные в ходатайстве нарушения не являются нарушениями Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №124-ФЗ.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1.4 Положений об администрация <адрес>, утвержденных постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ администрация района является юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Финансирование расходов на содержание администрации района осуществляется за счет субвенций из бюджета <адрес> и средств бюджета <адрес>.
Согласно пункта 2 статьи 52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
<адрес> не однократно направлялись служебные записки в администрацию <адрес> с целью выделения денежных средств для ремонта детских площадок.
Однако, в соответствии со служебной запиской комитета финансов и бюджета администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ выделение денежных средств для выполнения работ по благоустройству детских площадок, предложено было рассмотреть при формировании бюджета <адрес> на 2022 год и плановый 2023 и 2024 годы.
Представитель третьего лица администрации <адрес> будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте поведения судебного заседания, не явились по неизвестной суду причине, суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, руководствуясь ст. 113, 167 ГПК РФ пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в их отсутствие.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы данного гражданского дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Согласно ч.ч.1,2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняется здоровье людей, при этом обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998№-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее - Закон № 124-ФЗ) социальная инфраструктура для детей представляет собой систему объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей.
Целями государственной политики в интересах детей в соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона № 124-ФЗ является защита детей от фактов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В силу ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы местного самоуправления, должностные лица - обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно п.п. 1.1, ДД.ММ.ГГГГ Положения об администрации <адрес>, утвержденного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, администрация <адрес> является территориальным органом администрации <адрес>, организующим реализацию предусмотренных данным Положением задач и полномочий на территории <адрес>. К полномочиям администрации района относится содержание внутриквартальных территорий <адрес>.
Решением Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования <адрес> (далее - Правила).
Согласно ст. 17 Правил игровое и спортивное оборудование на территории <адрес> представлено игровыми, физкультурно- оздоровительными устройствами, сооружениями и (или) их комплексами. При выборе состава игрового и спортивного оборудования для детей и подростков должно обеспечивать соответствие оборудования анатомо-физиологическим особенностям разных возрастных групп. Игровое оборудование должно соответствовать требованиям санитарно- гигиенических норм, охраны жизни и здоровья ребенка, быть удобным в технической эксплуатации, эстетически привлекательным, подходы к детским площадкам не должны быть организованы с проездов и улиц. При условии изоляции детских площадок зелеными насаждениями минимальное расстояние от границ детских площадок до площадок автостоянок и территорий гаражей следует принимать в соответствии с техническими регламентами, национальными стандартами и сводами правил.
В соответствии со ст. 21 Правил детские площадки должны быть изолированы от транзитного пешеходного движения, проездов, разворотных площадок, площадок автостоянок и территорий гаражей, парковок, мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Детская площадка должна быть обустроена мягким покрытием, игровым оборудованием, скамьями и урнами, осветительным оборудованием, зелеными насаждениями.
Мягкие виды покрытия (песчаное, уплотненное песчаное на грунтовом основании или гравийной крошке, мягкое резиновое или мягкое синтетическое) следует предусматривать на детской площадке в местах расположения игрового оборудования и других местах, связанных с возможностью падения детей. Места установки скамей следует оборудовать твердыми видами покрытия или фундаментом.
В силу ч. 8 ст. 21 Правил осветительное оборудование должно функционировать в режиме освещения территории, на которой расположена детская площадка.
Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ№-ст утвержден для добровольного применения национальный стандарт Российской Федерации ФИО8 52301-2013 "Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования", который распространяется на оборудование детских игровых площадок (далее - оборудование), предназначенных для индивидуального и коллективного пользования. Стандарт устанавливает общие требования безопасности при монтаже и эксплуатации оборудования всех типов.
Согласно п. 7.5 ФИО8 52301-2013 для обеспечения безопасности на детской игровой площадке эксплантат разрабатывает и устанавливает информационные таблички или доски, содержащие правила и возрастные требования при пользовании оборудованием; номера телефонов службы спасения, скорой помощи; номер(а) телефона(ов) для сообщения службе эксплуатации о неисправности и поломке оборудования. Отсутствие на игровой площадке информационных досок не позволяет своевременно информировать службу эксплуатации о неисправности и поломке оборудования, о произошедших несчастных случаях.
В соответствии с п.п. 5.1-5.2 ФИО8 52301-2013 изготовитель (поставщик) предоставляет паспорт на оборудование по ГОСТ 2.601 на русском языке, а также, при необходимости, на государственных языкахсубъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации. Паспорт предоставляют на комплекс оборудования или на оборудование, которое может быть установлено отдельно и использовано как самостоятельная единица (детский игровой комплекс либо отдельно стоящие горка, качели, карусели, качалка и т.п.).
В соответствии с п.п. 6.1-6.3 ФИО8 52301-2013 оборудование и его элементы, осматривают и обслуживают в соответствии с инструкцией изготовителя с периодичностью, установленной изготовителем. Контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт осуществляет эксплуатант (владелец). Результаты контроля за техническим состоянием оборудования и контроля соответствия требованиям безопасности, технического обслуживания и ремонта регистрируют в соответствующем журнале.
В соответствии с п.п. 7.7-7.8 ФИО8 52301-2013 неисправности оборудования, обнаруженные в процессе эксплуатации, снижающие безопасность, немедленно устраняют. Если это невозможно, то принимаются меры, обеспечивающие невозможность пользования оборудованием, либо оборудование демонтируют и удаляют с игровой площадки.
Как следует из материалов дела, в ходе прокурорской проверки установлено,чтодетская игровая площадка, расположенная на пересечении пр. К. Маркса, <адрес>, не соответствует требованиям законодательства, а именно: детская площадка не огорожена, не освещена, мягкий вид покрытия отсутствует, площадка не изолирована от транзитного пешеходного движения, не все конструктивные элементы игрового оборудования исправны и окрашены, информационная табличка, содержащая правила и возрастные требования при пользовании оборудованием, паспорт на оборудование, журнал контроля за техническим состоянием оборудования и контроля соответствия требованиям безопасности на игровое оборудование отсутствуют.
Указанные в акте осмотра детской площадки от ДД.ММ.ГГГГ выявленные нарушения требований действующего законодательства ответчиками не опровергнуты, фотоматериалы являющиеся приложением к акту явно свидетельствует о критичном состоянии детской игровой площадки по указанному адресу и недопустимости её использования в целях досуга. Обстоятельства, на которые ссылается истец, нашли свое подтверждение в ходе разрешения настоящего дела.
В соответствии с Положением об администрации <адрес>, утвержденным постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, администрация района наделена полномочиями по содержанию, текущему ремонту и контролю по эксплуатации детских площадок на территории <адрес>.
Таким образом, обязанность по содержанию указанной детской площадки лежит на администрации <адрес>.
В то же время, в силу п.п. 24 п. 12 Положения о комитете городского хозяйства администрации <адрес>, утвержденного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, в соответствии с возложенными задачами одной из основных функций комитета является осуществление отраслевой координации деятельности организаций коммунального комплекса и ресурсоснабжающих организаций на территории <адрес> в целях бесперебойного обеспечения населения услугами тепло-, газо-, электро-, водоснабжения, водоотведения.
С учетом установленных фактических обстоятельств дела и приведенных норм права, регулирующих порядок содержания детских игровых площадок на территории <адрес>, суд приходит к выводу о том, что на комитет городского хозяйства администрации <адрес> следует возложить обязанность по установлению на площадке надлежащего освещения. Остальные заявленные истцом требования следует возложить на администрацию <адрес>, в полномочия которой входит содержание внутриквартальных территорий <адрес>.
Не исполнение ответчиками указанных обязанностей по надлежащему обустройству и содержанию детской площадки, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, включая несовершеннолетних, которые проводят на казанной территории свое время досуга.
Доводы ответчиков об отсутствии соответствующего финансирования не могут служить основанием для освобождения ответчиков, являющихся муниципальными органами, от выполнения их функций.
Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (подпункт 1 пункта 1 статьи 14, подпункт 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Учитывая изложенное, у суда нет оснований полагать, что отсутствие в бюджете муниципального образования денежных средств освобождает их от решения вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции.
Таким образом, исковые требования прокуратуры подлежат удовлетворению в полном объёме.
Разрешая ходатайство истца о вынесении частного определения <адрес> за ненадлежащее проведение государственной политики в интересах детей, повлекшее нарушение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 226 ГПК РФ при выявлении случаев нарушения законности суд вправе вынести частное определение и направить его в соответствующие организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны в течение месяца сообщить о принятых ими мерах.
Возможность вынесения судом частных определений, направленных на устранение нарушений законности и выполняющих профилактическую и дисциплинирующую функцию, является правом суда и вытекает из его полномочий при осуществлении правосудия.
При рассмотрении вопроса о необходимости вынесения частного определения, суд оценивает в совокупности все обстоятельства дела, исходя из цели гражданского судопроизводства, способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду (ст. 2 ГПК РФ).
Из приведенных норм следует, что частное определение - это способ реагирования суда на случаи выявления нарушения законности и правопорядка, которые не могут быть устранены им самостоятельно при рассмотрении гражданского дела предоставленными гражданским процессуальным законом средствами.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ№ - ФЗ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относятся реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), безнадзорных детей, детей-инвалидов, организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время), разработка и утверждение списка рекомендуемых туристских маршрутов (других маршрутов передвижения) для прохождения группами туристов с участием детей в рамках осуществления самодеятельного туризма и для прохождения организованными группами детей, находящихся в организациях отдыха детей и их оздоровления, размещение его на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 1.4 Положений об администрации <адрес>, утвержденных постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ администрация района является юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Финансирование расходов на содержание администрации района осуществляется за счет субвенций из бюджета <адрес> и средств бюджета <адрес>.
Согласно пункта 2 статьи 52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Из ответа администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ адресованного в адрес заместителя прокурора <адрес> по рассмотрению администрацией требования прокуратуры <адрес> о предоставлении информации по проводимой проверке сведений, изложенных в публикации на официальном сайте сетевого издания «bloknot-stavropol» «В Ставрополе жители двух домов уже пять лет ждут ремонта детской площадки» а также из письменных возражений представителя администрации <адрес> усматривается, что администрацией <адрес> предпринимались действия для благоустройства детской площадки, однако в соответствии со служебной запиской комитета финансов и бюджета администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ им было сообщено о том, что выделение денежных средств для выполнения работ по благоустройству детских площадок, предложено было рассмотреть при формировании бюджета <адрес> на 2022 год и плановый 2023 и 2024 годы, о чем обоснованно указано представителем районной администрации..
Положения статьи 226 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющие возможность вынесения судом частных определений, направленных на устранение нарушений законности, не предполагают их произвольного применения (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1316-О-О).
Принимая во внимание изложенное, суд считает необходимым отказать прокурору в вынесении частного определения в адрес Главы администрации <адрес>.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора <адрес>ФИО3 в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к администрации <адрес>, комитету городского хозяйства администрации <адрес> об обязательстве привести детский игровой комплекс в соответствии с требованиями ГОСТ,- удовлетворить.
Обязать администрацию <адрес> привести в соответствие с требованиями действующего законодательства детский игровой комплекс, расположенный на пересечении пр. К. Маркса, <адрес>: обустроить детскую игровую площадку надлежащим мягким покрытием; окрасить игровое оборудование; устранить поломки игрового оборудования; изолировать от транзитного пешеходного движения, установить на игровой площадке информационную табличку, содержащую правила и возрастные требования при пользовании оборудованием; номера телефонов службы спасения, скорой помощи, для сообщения службе эксплуатации о неисправности и поломке оборудования.
Обязать комитет городского хозяйства администрации <адрес> установить на площадке детского игрового комплекса, расположенного на пересечении пр. К. Маркса, <адрес> надлежащее освещение.
Ходатайство о вынесении частного определения главе <адрес> за ненадлежащее проведение государственной политики в интересах детей, повлекшее нарушение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления в мотивированной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья подпись Н.М. Кузнецова