ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3865/2023 от 19.10.2023 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

86RS0001-01-2023-004554-60

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ханты-Мансийск 19 октября 2023 года

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Бакшеева И.В.,

при ведении протокола помощником судьи Иваныкиной Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3865/2023 по иску ФИО1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания, возложении обязанности по присвоению звания "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры",

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с исковым заявлением к Департаменту социального развития ХМАО — Югры. Требования мотивированы тем, что ей отказано в присвоении звания "Ветеран труда" на том основании, что Почетная грамота Министерства просвещения Российской Федерации не включена в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры". Истец просит признать незаконным решение ответчика об отказе в присвоении звания "Ветеран труда" и звания "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры", обязать ответчика присвоить ей звание "Ветеран труда" и звание "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры".

Стороны, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились.

С учетом положений ст. 167 ГПК РФ, суд перешел к рассмотрению дела в отсутствие указанных лиц.

Проанализировав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании, согласно записей в трудовой книжке, общий стаж работы истца на момент обращения за присвоением звания составлял более 20 лет. ФИО1 работает воспитателем детского сада "Солнышко" пгт. Новоаганск Нижневартовского района.

Приказом Министерства просвещения РФ от 05.07.2021. № 198/н истец за добросовестный труд, достижения и заслуги в сфере образования награждена Почетной грамотой Министерства просвещения Российской Федерации.

Истец обратилась в уполномоченный орган государственной власти автономного округа с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда".

Ответчиком отказано в присвоении истцу звания "Ветеран труда" на том основании, что Почетная грамота Министерства просвещения РФ не является ведомственным знаком отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики), предоставляющим награжденному право на присвоение указанного звания, кроме того, страховой стаж истца составляет менее 20 лет (письмо Департамента социального развития ХМАО — Югры № 15-Исх-20032 от 14.11.2022. (протокол № 41 от 10.11.2022.).

29.07.2023. ФИО1 вновь обратилась в уполномоченный орган государственной власти автономного округа с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда".

Ответчиком отказано в присвоении истцу звания "Ветеран труда" на том основании, что Почетная грамота Министерства просвещения РФ не является ведомственным знаком отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики), предоставляющим награжденному право на присвоение указанного звания (письмо Департамента социального развития ХМАО — Югры № 15-Исх-15108 от 18.08.2023. (протокол № 36 от 17.08.2023.).

С заявлением о присвоении звания "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры" истец в установленном порядке к ответчику не обращалась.

В действующей на момент обращения и отказа в присвоении звания редакции ст. 7 федерального закона от 12.01.1995. № 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено, что ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

При этом, в силу положений ч. 3 ст. 8 федерального закона от 29.12.2015. № 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Принимая во внимание, что истец обратилась за присвоением звания "Ветеран труда" будучи награжденной ведомственной почетной грамотой после 30.06.2016., к рассматриваемому спору подлежат применению правила, действовавшие на момент обращения.

Согласно п. 1.1 ст. 7 федерального закона "О ветеранах" порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством РФ. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 2 п. 4 ст.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.11.2006. № 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Положение об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звание "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и о награждении указанными знаками утверждено постановлением Правительства РФ от 25.06.2016. № 578. Указанным постановлением федеральным органам исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, предписано разработать и издать нормативные правовые акты, учреждающие ведомственные знаки отличия, дающие право на присвоение звания "Ветеран труда". При этом, федеральный орган исполнительной власти вправе учредить лишь один такой знак отличия.

Приказом Минпросвещения России от 10.01.2019. № 5 "О ведомственном знаке отличия Министерства просвещения Российской Федерации, дающем право на присвоение звания "Ветеран труда", ведомственной наградой министерства, дающей право на присвоение звания "Ветеран труда" определен знак отличия Министерства просвещения Российской Федерации "Отличник просвещения" (приложение № 1 к приказу).

Правовой статус Почетной грамоты ФИО2 на момент награждения истца определен п. 1 приложения № 3 к приказу Минпросвещения России от 09.01.2019. № 1 "О ведомственных наградах Министерства просвещения Российской Федерации". Согласно указанного нормативного документа, Почетная грамота Министерства просвещения Российской Федерации на момент награждения истца не являлась ведомственным знаком отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет, предусматривает условие награждения при работе не менее 5 лет.

В связи с изменением закона Почетная грамота ФИО2 не порождает у награжденных ею лиц права на присвоение звания "Ветеран труда".

Учитывая, что истец награждена Почетной грамотой после 30.06.2016., а иных наград предусмотренных ст. 7 федерального закона "О ветеранах" у ФИО1 не имеется, ответчик правомерно отказал истцу в присвоении звания "Ветеран труда".

При этом, как следует из рассмотренного ответчиком заявления истца, за присвоением звания "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры" ФИО1 не обращалась, просила о присвоении ей звания "Ветеран труда".

Звание "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры " является самостоятельным и имеет иные правовые и фактические основания для его присвоения.

Оспариваемым истцом решением в присвоении звания "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры" заявителю не отказывалось, и ответчиком оценка ее социальных прав не производилась.

Оснований для выхода за пределы заявленных исковых требований в порядке ч. 3 ст. 196 ГПК РФ при рассмотрении настоящего дела у суда не имеется.

Таким образом, оспариваемый истцом отказ ответчика основан на нормах права и фактических обстоятельствах, а основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.

В связи с отказом в иске судебные расходы возмещению не подлежат.

Руководствуясь изложенным, а также ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания, возложении обязанности по присвоению звания "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры" — оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца через Ханты-Мансийский районный суд.

Мотивированное решение составлено и подписано составом суда 25 октября 2023 года.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда И.В. Бакшеев