ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3866/2022 от 24.06.2022 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

УИД №...

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.

при секретаре Мусс Д.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре

** ** ** гражданское дело по заявлению Печорского межрайонного прокурора Республики Коми в интересах Шаблевской ФИО1, ... к Государственному учреждению Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации о признании решения незаконным, признании права на получение пособия, обязании назначить пособие,

установил:

Печорский межрайонный прокурор РК обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах Шаблевской Е.В., к ГУ ОПФР по РК с заявлением о признании решения незаконным, признании права на получение ежемесячного пособия, возложении обязанности назначить пособие; указывая, что в результате проведенной прокуратурой проверки установлено, что оспариваемым решением пенсионного органа Шаблевской Е.В. отказано в назначении ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет по мотиву предоставления документов, не подтверждающих наличие такового права (вместо решения суда о взыскании алиментов предоставлено нотариальное соглашение об уплате алиментов). Полагает, что отказ ОПФР является незаконным, необоснованным и противоречащим принципам защиты материнства и детства.

В период производства по делу заявленные требования прокурором изменены в порядке ст. 39 ГПК РФ. В окончательном варианте, не меняя оснований иска, просит суд: признать решение ГУ ОПФР по РК от ** ** ** об отказе в назначении Шаблевской Е.В. мер социальной поддержки в виде ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет незаконным; признать за Шаблевской Е.В. право на получение ежемесячных пособий на детей в возрасте от 8 до 17 лет в отношении несовершеннолетних ФИО2ФИО3** ** **, ФИО4** ** **р., включительно, начиная с ** ** **; обязать ГУ ОПФР по РК в течение 30 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о назначении Шаблевской Е.В. ежемесячных пособий на детей в возрасте от 8 до 17 лет.

Судом к участию в деле в качестве соистца привлечена ФИО5., ** ** **р., в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство труда, занятости и социальной защиты.

В судебном заседании, проведенном путем использования систем видеоконференц-связи, на удовлетворении заявленных требований прокурор, истец и соистец настаивают.

Представитель ответчика иск не признает по основаниям, приведенным в письменных возражениях.

Представитель третьего лица в суде не присутствует, просив о разбирательстве дела без их участия.

Суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц, по правилам ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

...

...

...

При предъявлении судебного приказа к исполнению, ** ** ** судебным приставом – исполнителем ОСП по г. Печоре УФССП России по РК возбуждено исполнительное производство № №...

Впоследующем, в связи с направлением исполнительного документа на исполнение по месту работы должника, исполнительное производство окончено.

** ** ** Шаблевская Е.В. обратилась в ГУ УПФР по г. Печоре с заявлением о назначении ежемесячного пособия на детей в возрасте от 8 до 17 лет в отношении несовершеннолетних ФИО6., ** ** **ФИО7, ** ** ** указав в качестве оснований, что является родителем несовершеннолетних, на содержание которых на основании судебного решения предусмотрена уплата алиментов. При этом в графе «реквизиты судебного решения» указала: на ФИО8., ** ** ** - №...; на ФИО9** ** ** - №...

В рамках межведомственного электронного взаимодействия по указанным в заявлении данным сведения в ФССП не найдены, по запросу УФПР дополнительные документы заявителем не представлены, и в этой связи ** ** ** пенсионным органом принято решение № №... об отказе в назначении (предоставлении) Шаблевской Е.В. мер социальной поддержки.

Именно указанное решение оспаривается прокурором и соистцами в рамках настоящего спора.

Отсюда, оценивая правовые позиции сторон, суд руководствуется следующим.

Закрепляя право каждого на социальное обеспечение при наступлении названных и иных предусмотренных законом случаев (социальных рисков), Конституция Российской Федерации вместе с тем не регулирует условия и порядок предоставления конкретных видов социального обеспечения, а также не определяет, с использованием какого организационно-правового механизма оно реализуется, - эти вопросы, как следует из статей 39 (часть 2), 71 (пункт "в"), 72 (пункты "б" и "ж" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, решаются законодателем.

Единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства установлена
Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

Настоящим Федеральным законом (ст. 3), в редакции, действующей до 01.05.2022, предусматривалось государственное пособие в виде ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет. Также указано, что порядок и условия назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет в части, не определенной настоящим Федеральным законом, требования к составу семьи и перечню видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения указанных пособий, и формы заявлений об их назначении устанавливаются Правительством Российской Федерации.

При этом, согласно ст.ст. 10.1-10.3 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ, в редакции, действующей до 01.05.2022, право на ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет имеет единственный родитель такого ребенка или родитель (иной законный представитель) такого ребенка, в отношении которого предусмотрена на основании судебного решения уплата алиментов, если размер среднедушевого дохода такой семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя, установленную в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением указанного пособия.

В случае наличия в семье нескольких детей в возрасте от восьми до семнадцати лет указанное пособие выплачивается на каждого ребенка с единственным родителем или на каждого ребенка, в отношении которого предусмотрена на основании судебного решения уплата алиментов.

Лицам, указанным в статье 10.1 настоящего Федерального закона, ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет выплачивается со дня достижения ребенком возраста восьми лет, если обращение за назначением указанного пособия последовало не позднее шести месяцев со дня достижения ребенком такого возраста, но не ранее чем с 1 июля 2021 года. В остальных случаях ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет выплачивается со дня обращения за назначением указанного пособия.

Ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет устанавливается на двенадцать месяцев, но не более чем до достижения ребенком возраста семнадцати лет. Назначение указанного пособия в очередном году осуществляется по истечении двенадцати месяцев со дня предыдущего обращения.

Размер ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет составляет 50 процентов величины прожиточного минимума для детей в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя, установленной в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением указанного пособия.

Размер ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет подлежит перерасчету с 1 января года, следующего за годом обращения за назначением указанного пособия, исходя из ежегодного изменения величины прожиточного минимума для детей в субъекте Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2021 № 1037 утверждены «Правила назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, не определенной Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей», а также перечня документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения указанных пособий, и форм заявлений об их назначении» (далее - Правила).

Пунктом 4 Правил установлено, что заявления о назначении пособий подаются: в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных слуг (функций)"; лично по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя. Заявление о назначении пособия по месту фактического проживания подается при условии отсутствия подтвержденного места жительства (пребывания).

В соответствии с пунктом 6 Правил, документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты пособий запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в рамках межведомственного электронного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся, и (или) представляются заявителем в соответствии с перечнем документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения ежемесячного пособия на ребенка от 8 до 17 лет (далее — Перечень).

Согласно пункта 3 Правил, заявления о назначении пособий подаются в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации по формам, утвержденным Правилами, для соответствующего пособия.

Заявитель несет ответственность за неполноту и недостоверность сведений, указанных в заявлении о назначении пособий, в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 11 Правил).

Заявление о назначении ежемесячного пособия на детей ФИО10 и ФИО11 подано Шаблевской Е.В. ** ** ** в электронном виде с использованием Портала государственных услуг. Далее заявление поступило в подсистему установления выплат Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ПУВ ЕГИССО), где и зарегистрировано ** ** **

Формой заявления о назначении ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет предусмотрено заполнение, в том числе следующей информации:

- реквизиты исполнительного производства (номер) в случае, если основание для назначения пособия "один из родителей обязан выплачивать алименты на содержание ребенка согласно решению суда" при наличии заведенного исполнительного производства в ФССП России;

- реквизиты судебного решения о назначении алиментов (наименование суда, дата вынесения решения, номер дела (при наличии), ФИО заявителя на момент вынесения судебного решения, ФИО должника на момент вынесения судебного решения), в случае, если основание для назначения пособия "один из родителей обязан выплачивать алименты на содержание ребенка согласно решению суда" при отсутствии заведенного исполнительного производства в ФССП России.

Отсюда, пункт «реквизиты исполнительного производства» заполняется в случае, если основание для назначения пособия "один из родителей обязан выплачивать алименты на содержание ребенка согласно решению суда" при наличии заведенного исполнительного производства в ФССП России, а пункт «реквизиты судебного решения» заполняется в случае, если основание для назначения пособия "один из родителей обязан выплачивать алименты на содержание ребенка согласно решению суда" при отсутствии заведенного исполнительного производства в ФССП России.

В заявлении от ** ** ** Шаблевская Е.В. в пункте «реквизиты исполнительного производства» указала на ребенка ФИО12 - №..., на ФИО13 - №.... В рамках межведомственного электронного взаимодействия по указанным в заявлении данным, сведения в ФССП не найдены. Для направления запроса в суд сведений, указанных в заявлении не достаточно, а именно отсутствовало наименование суда, вынесшего судебное решение об уплате алиментов.

Согласно пункту 14 Правил, решение о назначении либо об отказе в назначении пособий принимается территориальным органом Пенсионного фонда РФ в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления о назначении пособий. Срок принятия решения о назначении либо об отказе в назначении пособий продлевается на 20 рабочих дней в случае непоступления документов (сведений), запрашиваемых в рамках межведомственного электронного взаимодействия, или недостающих документов (сведений), представленных в срок позднее 5 рабочих дней со дня регистрации заявления о назначении пособия.

Пунктом 15 Правил установлено, что в случае установления факта наличия в заявлении о назначении пособий и (или) документах (сведениях), представленных заявителем, недостоверной и (или) неполной информации территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе вернуть их заявителю на доработку с указанием информации, подлежащей корректировке.

В этом случае срок принятия решения о назначении либо об отказе в назначении пособий, приостанавливается до момента представления заявителем доработанного заявления о назначении пособий и (или) документов (сведений), но не более чем на 5 рабочих дней.

В этой связи, ** ** ** заявление о назначении пособия, на основании пункта 15 Правил, было возвращено заявителю на доработку с указанием информации, подлежащей корректировке (необходимо заполнить сведения о дате вынесения судебного решения, номере судебного решения и наименовании суда, вынесшего судебное решение).

Согласно подпункту «г» пункта 13 Правил, основанием для отказа в назначении пособия является непредставление заявителем в течение 5 рабочих дней заявления о назначении пособий и (или) документов (сведений) после возвращения их на доработку.

Как следует из позиции ответчика, доработанного заявления о назначении ежемесячного пособия и новых заявлений о назначении ежемесячного пособия от Шаблевской Е.В. не поступало.

При установленном, ** ** ** на основании подпункта «г» пункта 13 Правил ответчиком принято решение об отказе в назначении пособия на детей в возрасте от 8 до 17 лет в связи с непредставлением заявителем в течение 5 рабочих дней заявления о назначении пособий после возвращения его на доработку с указанием сведений о исполнительном производстве или судебного решения (копия решения об отказе в назначении пособия прилагается).

Между тем, как следует из объяснений истца, в тот же день, ** ** ** по получении письма пенсионного органа, ею в ГУ УПФР по г. Печоре были предоставлены оригиналы документов (судебный приказ и соглашение об уплате алиментов), с которых сотрудником Учреждения были сняты копии и приобщены к материалам дела.

Указанные доводы истца стороной ответчика допустимыми доказательствами не опровергнуты, и в этой связи суд приходит к выводу о том, что на дату принятия решения об отказе в назначении Шаблевской Е.В. ежемесячных пособии на детей в возрасте от 8 до 17 лет (** ** **) ГУ УПФР по г. Печоре располагало необходимыми документами для рассмотрения заявления Шаблевской по существу.

Одновременно судом учитывается, что согласно статьи 80 СК РФ, родители вправе заключить соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей (соглашение об уплате алиментов) в соответствии с главой 16 настоящего Кодекса.

Из разъяснений, приведенных в п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 № 56 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов" следует, что согласно статьям 99 и 100 СК РФ под соглашением об уплате алиментов понимается нотариально удостоверенное письменное соглашение между лицом, обязанным уплачивать алименты, и их получателем, а при недееспособности лица, обязанного уплачивать алименты, и (или) получателя - между законными представителями этих лиц относительно размера, условий и порядка выплаты алиментов. Не полностью дееспособные лица заключают соглашение об уплате алиментов с согласия их законных представителей.

Указанное соглашение имеет силу исполнительного листа и исполняется по правилам исполнительного производства, установленным Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ (пункт 2 статьи 100 СК РФ, пункт 3 части 1 статьи 12 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ).

В этой связи, по мнению суда, доводы, приведенные прокурором в обоснование позиции по спору, о том, что соглашение об уплате алиментов имеет равную юридическую силу с решением суда о взыскании алиментов не лишены оснований.

В то же время, при обращении в суд с настоящим иском, Печорским межрайонным прокурором не учтено, что пособие назначается при соблюдении следующих условий (пп. "а", "д" - "з" п. 13, п. 51 Правил): родитель (иной законный представитель) проживает в РФ; размер дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте РФ на дату обращения за назначением пособия; имеющееся в собственности у заявителя и членов семьи имущество соответствует установленным ограничениям; наличие у заявителя и членов его семьи дохода в виде процентов по банковским вкладам в размере не свыше величины прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ на дату обращения за назначением пособия; наличие у заявителя и (или) трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) подтвержденных доходов или уважительной причины их отсутствия.

Согласно п. 18 вышеуказанных Правил, при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются, в т.ч. следующие виды доходов, полученные в денежной форме: вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в рамках гражданско-правового договора; пенсии, пособия, в том числе на детей, и иные аналогичные выплаты, в том числе выплаты по обязательному социальному страхованию и выплаты компенсационного характера, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации, и (или) законодательством субъекта Российской Федерации, и (или) актами (решениями) органов местного самоуправления; сумма полученных алиментов;

Среднедушевой доход семьи для назначения пособий, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении пособий, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи (п. 19 Правил).

Из представленных по запросам суда документов следует, что среднедушевой доход семьи Шаблевской Е.В. за последние , предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении пособий (с ** ** **) составил , и сложился из следующих доходов: вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей – ; пособие по временной нетрудоспособности – ; ежемесячное пособие на детей – ; единовременная выплата на детей – ; субсидия на оплату ЖКХ – ; сумма полученных алиментов – .

Соответственно, среднедушевой доход семьи Шаблевской Е.В. составил 17 411 рублей 03 копейки, исходя из следующего расчета:

В то же время, постановлением Правительства РК от 21.01.2021 № 15 "Об утверждении величины прожиточного минимума на душу населения, по основным социально-демографическим группам населения и природно-климатическим зонам Республики Коми на 2021 год" утвержден размер прожиточного минимума на душу населения, в среднем по Республике Коми, в сумме 14 567 рублей.

Отсюда, суд приходит к выводу об отсутствии у Шаблевской Е.В. на дату обращения в пенсионный орган с соответствующим заявлением ** ** **) права на получение ежемесячного пособия на детей в возрасте от 8 до 17 лет по мотиву превышения размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в Республике Коми.

Одновременно судом учитывается, что в соответствии с подп. «а» п. 13 Правил, основанием для отказа в назначении пособий, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, является превышение размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в субъекте Российской Федерации на дату обращения за назначением пособия;

В то же время, по сути правильное решение не может быть отменено по формальным основаниям; и в этой связи, принимая во внимание, что фактически заявленные требования обоснованы прокурором наличием у истца права на получение пособия; неверное указание ответчиком в оспариваемом решении, основания для отказа в назначении пособия - подп. «г» п. 13 Правил, вместо подп. «а» вышеуказанного пункта Правил, не может повлечь за собой признание решения ГУ ОПФР по РК от ** ** **№... незаконным.

Отсюда, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Печорского межрайонного прокурора Республики Коми в интересах Шаблевской ФИО14...... к Государственному учреждению Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (...) о признании решения незаконным, признании права на получение пособия, обязании назначить пособие - оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий

Мотивированное решение составлено ** ** **