ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3868/2021 от 19.11.2021 Первомайского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 2-3868/2021

УИД 51RS0002-01-2019-003014-06

Решение в окончательной форме принято 19 ноября 2021 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

***

Первомайский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи Замбуржицкой И.Э.,

при секретаре Смолка М.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству природных ресурсов и экологии *** о возложении обязанности проставить в охотничьем билете отметку «Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления»,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратился в суд с иском к Министерству природных ресурсов и экологии *** (далее - Министерство) о возложении обязанности проставить в охотничьем билете отметку «Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления».

В обоснование исковых требований указал, что *** он обратился в Министерство с просьбой выдать охотничий билет. В *** охотничий билет серии ***№*** был получен им.

*** он обратился в Министерство с заявлением, в котором просил проставить в охотничьем билете отметку о возможности осуществления охоты в целях обеспечения ведения традиционной деятельности, в чем ему было отказано с разъяснением необходимости доказать этническую принадлежность к коренным, малочисленным народам Крайнего Севера.

Считает данное требование противоречащим статье 26 Конституции Российской Федерации, а необходимость доказывания территориального проживания в местах, характерных для проживания коренных малочисленных народов, не актуальной.

Ссылаясь на пункт 7 статьи 12, пункт 2 статьи 19 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», просит обязать Министерство природных ресурсов и экологии *** проставить в его охотничьем билете отметку «Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления».

Истец ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержал, дополнительно указал, что он относится к коренным малочисленным народам Севера, в настоящее время проживает в непосредственной близости от исконных территорий по причине осуществления трудовой деятельности. Будучи воспитанным в духе традиционного для саами образа жизни, намерен возрождать, осуществлять и передать потомкам традиции народа. В свободное от трудовой деятельности время (выходные, отпуска) он ведет традиционный образ жизни и традиционное природопользование (рыбалка, собирание дикоросов) в *** и частично в ***; занимается традиционным ремеслом (изготовление сувениров, изделий культового и хозяйственного назначения, инвентаря, музыкальных инструментов, постройка традиционного вида жилищ – куваксы). Эти факты подтверждаются справками зарегистрированных и ведущих деятельность на этих территориях КМНС саами, в частности, родовой общиной *** и территориально-соседскими общинами *** Народ саами признает факт отнесения его к этому народу и сохранение элементов традиционного образа жизни. В частности, на него возложена функция осуществления активной общественной деятельности по сохранению, распространению и поддержанию саамских традиций и культуры: он является ***, призванного возрождать, сохранять и обеспечивать передачу саамского культурного наследия настоящим и будущим поколениям, в том числе путем просветительской деятельности, сохранения ремесленного и промыслового опыта, информационной и правовой помощи и других видов деятельности; на период *** годов он как представитель российских саамов выбран одним из пяти членов Культурного комитета международной неправительственной организации Союз ФИО3, объединяющей саамов ***. В связи с указанной деятельностью имеет многочисленные грамоты и благодарственные письма за вклад в сохранение и развитие традиционной саамской культуры, выданные саамскими общинами КМНС и иными саамскими организациями, *** думой, администрацией ***, а также специализированными и подзащитными организациями. Таким образом, он является этническим саамом, непосредственно связан с саамским народом, выполняет возложенную на него этим народом значимую функцию, в определенном объеме ведет традиционный образ жизни и в свободное от работы время пребывает на исконных территориях. Однако такой вид традиционного природопользования как традиционная охота предопределяет соблюдение формально-юридических процедур в виде специальной отметки в охотничьем билете. Имея намерение возвратиться к данному виду традиционной жизнедеятельности, который ему ранее прививали отец и дед, он *** обратился к ответчику с заявлением о проставлении в охотничьем билете отметки «Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления», однако Министерство отказало в удовлетворении данного заявления по причине его проживания вне традиционных территорий. Считал, что ответчик неверно истолковал номы материального права, просил удовлетворить исковые требования.

Представители ответчика - Министерства экологии и природных ресурсов *** ФИО4 и ФИО5 в судебном заседании пояснили, что не оспаривают принадлежность истца к народу саами, вместе с тем, возражают против удовлетворения требований о проставлении в охотничий билет соответствующей отметки. Ссылались на то, что в настоящее время не определены лимиты использования объектов животного мира для удовлетворения личных нужд; кроме того, истец не представил сведений о том, что он занимается охотой. Также обратили внимание на то, что ФИО2 вправе получить разрешение на охоту в установленном порядке.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов регулируются Федеральным законом от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации».

В абзаце первом пункта 1 статьи 1 указанного Федерального закона определено, что коренными малочисленными народами Российской Федерации признаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйственную деятельность и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Под традиционным образом жизни понимается исторически сложившийся способ жизнеобеспечения этих народов, основанный на историческом опыте их предков в области природопользования, самобытной социальной организации проживания, самобытной культуры, сохранения обычаев и верований, а под исконной средой их обитания - исторически сложившийся ареал, в пределах которого эти народы осуществляют культурную и бытовую жизнедеятельность и который влияет на их самоидентификацию, образ жизни (пункты 2 и 3 статьи 1 данного Федерального закона).

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» действие настоящего Федерального закона распространяется на лиц, относящихся к малочисленным народам, постоянно проживающим в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность и занимающихся традиционными промыслами.

Действие настоящего Федерального закона распространяется также на лиц, которые относятся к малочисленным народам, постоянно проживают в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов и для которых традиционная хозяйственная деятельность и занятие традиционными промыслами являются подсобными видами деятельности по отношению к основному виду деятельности в других отраслях народного хозяйства, социально-культурной сфере, органах государственной власти или органах местного самоуправления.

Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» Правительство Российской Федерации в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов утверждает перечень мест их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы (пункт 1), и перечень видов традиционной хозяйственной деятельности этих народов (пункт 2).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. № 631-р утвержден Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, к которым в том числе отнесены: городской округ *** район, *** муниципальный район, *** муниципальный район, *** муниципальный район ***.

Согласно Перечню видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. № 631-р, к видам традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации относится промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции.

В силу пункта 7 части 1 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» одним из видов охоты является охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, охота, осуществляемая лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинами, а также лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования (часть 1).

Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления (часть 2).

Продукция охоты, полученная при осуществлении охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности, используется для личного потребления или реализуется организациям, осуществляющим деятельность по закупке продукции охоты (часть 3).

Как установлено в судебном заседании, ФИО2, ***, относится к представителям коренного малочисленного народа Севера – саами, что подтверждается свидетельством о рождении истца, его военным билетом, свидетельством о рождении ***ФИО1 и не оспаривается ответчиком.

Министерством природных ресурсов и экологии *** ФИО2 выдан охотничий билет серии ***№*** от ***

*** истец обратился в Министерство с заявлением, в котором просил проставить в охотничьем билете отметку о возможности осуществления охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности.

Письмом от ***№*** Министерство отказало истцу в проставлении требуемой отметки со ссылкой на необходимость в целях защиты прав коренных малочисленных народов от злоупотребления в сфере предоставления государственных льгот и гарантий предоставить доказательства того, что он относится к коренным малочисленным народам Севера и охота для него является основой существования.

Данное обстоятельство явилось основанием для обращения ФИО2 в суд с настоящим исковым заявлением.

Проверяя обоснованность предъявленных исковых требований, суд учитывает следующее.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 5 июля 2021 г. № 32-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 3 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» и части 1 статьи 19 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в связи с жалобой гражданина ФИО2», дал оценку конституционности части 1 статьи 3 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» и части 1 статьи 19 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Оспоренные положения были признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку в системе действующего правового регулирования и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации не исключают осуществления лицом охоты на условиях, установленных для коренных малочисленных народов, на территории проживания этого народа и в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности, если такое лицо не проживает постоянно в местах традиционного проживания этого народа, но сохраняет объективно подтвержденную связь с данными территориями, с традиционным образом жизни и традиционной хозяйственной деятельностью своих предков, в том числе осуществляет в указанных местах традиционную хозяйственную деятельность в дополнение к основной деятельности по месту постоянного проживания.

Также Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что устойчивая, объективная и верифицируемая связь с местами традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов может, в частности, выражаться в осуществлении гражданином традиционной хозяйственной деятельности на территориях традиционного расселения своих предков, в его продолжительном и регулярном пребывании на этих территориях в целях поддержания и сохранения исторического опыта предков в области природопользования, самобытной социальной организации, самобытной культуры, обычаев и верований. При этом надлежит принимать во внимание, что традиционная хозяйственная деятельность не ограничивается исключительно сферой природопользования и согласно Перечню видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. № 631-р) может также представлять собой художественные промыслы и народные ремесла, строительство национальных традиционных жилищ и других построек, необходимых для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности.

Из пояснений, данных ФИО2 в судебном заседании, следует, что в настоящее время он фактически проживает в ***, работает в *** однако в свободное от работы время ведет традиционный образ жизни и осуществляет традиционную хозяйственную деятельность на территории проживания народа саами в целях сохранения истории, традиций и обычаев своих предков.

В качестве доказательств, подтверждающих данные обстоятельства, истцом представлены справки: Территориально-соседской общины коренного малочисленного народа саами *** общественной организации содействия правовому просвещению и сохранению культурного наследия саамов ***, Родовой общины коренного малочисленного народа саами *** Территориально-соседской общины коренного малочисленного народа саами *** из которых следует, что ФИО2, проживая в непосредственной близости от исконных территорий в свободное от деятельности время (выходные, отпуска) ведет традиционный образ жизни и традиционное природопользование (рыболовство, собирание дикоросов) в *** и частично в ***.

Согласно приложению №*** к приказу Министерства инвестиций, развития предпринимательства и рыбного хозяйства *** от ***№*** ФИО2, как представителю коренного малочисленного народа Севера (саами) в пользование предоставлены водные биоресурсы, общий допустимый улов которых не устанавливается, для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности в пресноводных водных объектах *** на *** г.

Материалами дела подтверждено, что ФИО2 ведет активную общественную работу по сохранению и развитию языка, традиций и культуры саамского народа.

Так, ФИО2 является *** с ***, в Союзе ФИО3 – международной общественной организации, работающей над укреплением сферы искусства и культуры саамов как единого направления, занимает должность ***, как представитель Общественной организации саамов *** (ООСМО) (***.) и члена комитета по культуре Союза ФИО3, представляющего Фонд наследия и развития саамов (***

Вклад ФИО2 в развитие и сохранение материальной культуры саамов *** подтверждается также представленными в дело грамотами и благодарственными письмами.

Проанализировав установленные по делу обстоятельства, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что в ходе судебного разбирательства нашел подтверждение факт сохранения ФИО2 устойчивой связи с территориями проживания народа саами, с традиционным образом их жизни и традиционной хозяйственной деятельностью.

При таком положении требование истца о возложении на Министерство природных ресурсов и экологии *** обязанности проставить отметку «охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимых для удовлетворения личного потребления», в охотничьем билете серии ***№***, выданном ***, подлежит удовлетворению.

Оснований для отказа в удовлетворении иска, в том числе по доводам, приведенным ответчиком, суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л:

Обязать Министерство природных ресурсов и экологии *** проставить отметку: «Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимых для удовлетворения личного потребления», в охотничьем билете серии ***№***, выданном ФИО2 ***

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судебные постановления могут быть обжалованы в кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления при условии, что лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями, были исчерпаны иные установленные Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу.

Судья подпись И.Э. Замбуржицкая