ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-386/13 от 26.04.2013 Октябрьского районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело № 2-386/13 26 апреля 2013 года г. Иваново

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    Октябрьский районный суд г. Иваново в составе председательствующего судьи Тонцевой Ю.В.

с участием прокурора Щепеткова В.В.

при секретаре Беляевой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 26.04.2013 года в г. Иваново гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Иваново, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБОУ СОШ № 14, Департаменту образования Ивановской области, Департаменту финансов Ивановской области об обязании укомплектовать библиотечный фонд учебниками и учебными пособиями,

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор Октябрьского района г. Иваново обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ СОШ № 14, Департаменту образования Ивановской области, Департаменту финансов Ивановской области об обязании укомплектовать библиотечный фонд учебниками и учебными пособиями.

Требования обоснованы тем, что прокуратурой Октябрьского района г. Иваново проведена проверка исполнения законодательства об образовании в муниципальном бюджетном образовательном учреждении общеобразовательная школа № 14. В силу частей 1, 2 статьи 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Аналогичные положения регламентированы частями 2, 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 10.06.1992 года № 3266-1 «Об Образовании», согласно которым, государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования, в частности дошкольного, начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования. Вместе с тем, указанные положения закона закрепляют две важные государственные гарантии реализации права граждан на образование, которые непосредственно связаны между собой: общедоступность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и бесплатность получения перечисленных видов образования в указанных образовательных учреждениях. В соответствии с п. 7 ст. 51 Закона РФ «Об образовании», ответственность за создание необходимых условий для учебы несет образовательное учреждение. Пункт 1 части 2 статьи 32 Закона РФ «Об образовании» устанавливает, что к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса. Пунктом 3 Типового положении об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 года № 196, установлено, что общеобразовательное учреждение создает условия для реализации гражданами Российской Федерации гарантированного государством права на получение общедоступного и бесплатного общего образования всех ступеней, если образование данного уровня гражданин получает впервые. В соответствии с пунктом 49 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 года № 196, обучающиеся в государственном и муниципальном общеобразовательных учреждениях имеют право на получение бесплатного общего образования (начального, основного, среднего (полного) в соответствии с государственными образовательными стандартами, бесплатное образование библиотечно-информационными ресурсами библиотеки общеобразовательного учреждения. В силу ст. 50 Закона РФ «Об образовании», учащиеся образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с федеральными государственными стандартами, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек. В соответствии со ст. 52 Закона РФ «Об образовании», в обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних не входит приобретение учебников и учебных пособий. В соответствии с п.п. 3.49 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 года № 196, общеобразовательное учреждение создает условия для реализации гражданами РФ гарантированного государством права на получение общедоступного и бесплатного общего образования всех ступеней, если образование данного уровня гражданин получает впервые. На основании п.4 Приказа Минобрнауки РФ от 04.10.2010 № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений», перечень требований к учебно-методическому обеспечению учебного процесса включаются наличие учебников и (или) учебников с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературы и материалов по всем учебным предметам основной образовательной программы на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания; укомплектованность библиотеки печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана, а также фондом дополнительной литературы (детская художественная, научно-популярная, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы). В силу пункта 6.1 статьи 29 Закона РФ «Об образовании» обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования в общеобразовательных учреждениях относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования. Указанные полномочия осуществляются органами государственной власти субъектов РФ посредством выделения субсидий местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации. В силу положений ч.2 ст. 26.3 ФЗ РФ от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а так же дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации. Таким образом, финансовое обеспечение образовательного процесса возложено на субъекты Российской Федерации. Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами общедоступного и бесплатного основного общего образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется в государственных и муниципальных образовательных учреждениях на основе нормативов финансирования образовательных услуг, обеспечивающих реализацию для обучающегося основной образовательной программы в пределах Федерального государственного образовательного стандарта. В соответствии с п. 24 Приказа Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, образовательные учреждения самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств должны обеспечивать оснащение образовательного процесса на ступени основного общего образования. Несмотря на установленную законодательством обязанность образовательных учреждений обеспечить наличие учебных материалов по всем учебным предметам основной образовательной программы в муниципальном бюджетном образовательном учреждении общеобразовательная школа № 14 оснащение образовательного процесса не обеспечено. В образовательном учреждении в 2012-2013 учебном году родителями приобретено 44 % учебников для учащихся 5-11 классов, предусмотренных федеральным перечнем и необходимых для нормальной организации учебного процесса. Действия муниципального бюджетного образовательного учреждения общеобразовательной школы № 14 нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц на общедоступное и бесплатное образование. На основании изложенного, прокурор просит суд, с учетом уточненных исковых требований, обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение общеобразовательная школа № 14 обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда учреждения учебниками и учебными пособиями по всем образовательным предметам основной образовательной программы в
соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных и
рекомендованных к использованию в образовательном процессе, в срок до 01.09.2013 года, в соответствии с представленным расчетом потребности в учебниках в количестве 190 комплектов на 2013-2014 г.г. Обязать Ивановскую область в лице Департамента образования Ивановской области и Департамента финансов Ивановской области выделить денежные средства для обеспечения образовательным учреждением полной укомплектованности библиотечного фонда учреждения учебниками и учебными пособиями по всем образовательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных и рекомендованных к использованию в образовательном процессе, в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

В судебном заседании прокурор Щепетков В.В. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчика МБОУ СОШ № 14 – по доверенности ФИО4, а в ранее проведенных судебных заседаниях - директор школы ФИО5 исковые требования не признали по тем основаниям, что, несмотря на потребность школы в учебниках в количестве 190 комплектов, приобрести их невозможно в связи с недостаточностью выделяемых денежных средств.

Представитель ответчика Департамента финансов Ивановской области по доверенности ФИО6 исковые требования не признала. Пояснила суду, что в соответствии с подпунктом 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации. Аналогичная норма установлена и пунктом 6.1 статьи 29 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании». В соответствии с пунктом 1, 2 статьи 7 Закона Ивановской области от 27.05.2005 № 93-ОЗ «Об образовании Ивановской области» государственные гарантии прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, среднего (полного) общего образования обеспечиваются посредством выделения субвенций местным бюджетам из областного бюджета в соответствии с нормативами, которые рассчитываются по методикам, установленным Законом Ивановской области от 09.01.2007 № 6-ОЗ «О нормативах обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение образования» (приложение 1 и 1.1. к Закону Ивановской области от 09.01.2007 № 6-ОЗ). Указанные нормативы разработаны в соответствии с Методическими рекомендациями по определению нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ, содержащимися в Письме Минобрнауки РФ от 29.06.2006 № АФ-157/02. Вышеуказанные законы Ивановской области являются нормативными правовыми актами Ивановской области и обязательны для исполнения на всей территории Ивановской области. Без признания Закона Ивановской области от 27.05.2005 № 93-ОЗ «Об образовании Ивановской области» и Закона Ивановской области от 09.01.2007 № 6-ОЗ «О нормативах обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение образования» недействующими в соответствующих частях, предусматривающих нормативы обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение образования, исковые требования к Ивановской области являются необоснованными. В настоящее время Ивановская область выполняет нормативы по реализации основных общеобразовательных программ, предусмотренные вышеуказанными нормативными правовыми актами. Законом Ивановской области от 20.12.2011 № 134-ОЗ «Об областном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» бюджету городского округа Иваново на 2012 год на вышеуказанные цели предусмотрены субвенции в сумме 681318,2 тыс. рублей, Законом Ивановской области от 24.12.2012 № 120-ОЗ «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» на 2013 год - в сумме 759856,7 тыс. рублей. В соответствии с пунктом 3 статьи 184.1 Бюджетного кодекса РФ распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов устанавливается решением о бюджете в ведомственной структуре расходов на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) органами местного самоуправления самостоятельно. В соответствии с пунктом 8 статьи 41 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц. В соответствии со статьей 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, финансовой и хозяйственной деятельности. К компетенции образовательного учреждения вышеуказанной статьей отнесено материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса в пределах собственных финансовых средств, разработка и утверждение образовательных программ, определение списка учебников в соответствии с утвержденными перечнями. Согласно пункту 24 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897, пункту 25 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373, образовательные учреждения самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должны обеспечивать оснащение образовательного процесса на ступени основного общего образования, начального общего образования. Таким образом, действующим законодательством предусмотрена самостоятельность образовательного учреждения в оснащении образовательного процесса. Просила в удовлетворении иска к Ивановской области отказать.

Представитель ответчика Департамента образования Ивановской области по доверенности ФИО7 исковые требования не признала. Пояснила суду, что в силу положений ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях гарантированы государством, что закреплено Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 10.06.1992 № 3266-1 «Об образовании», согласно которым государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. В соответствии с п. 13 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопроса обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на учебники и учебные пособия в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации. Нормативы расчета размера субвенции местным бюджетам Ивановской области на реализацию основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату расходов на учебники и учебные пособия установлены законом Ивановской области от 09.01.2007 № 6-ОЗ «О нормативах обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение образования». В соответствии со ст. 2.1 указанного Закона доля расходов в нормативе обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общего образования на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды в расчете на одного обучающегося (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) на 2012 год составляет не более 9,2%. Нормативы разработаны в соответствии с Методическими рекомендациями по определению нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ, содержащихся в письме Минобрнауки РФ от 29.06.2006 №АФ-157-02. Расходование средств субвенций на основании п. 7 Порядка предоставления и расходования средств субвенции на реализацию основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 28.05.2008 № 130-п, осуществляется непосредственно общеобразовательными учреждениями Ивановской области. В силу п. 9 указанного Порядка органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ивановской области осуществляют контроль за целевым использованием субвенций. Таким образом, к полномочиям Департамента образования Ивановской области относится лишь выделение субвенций местным бюджетам для реализации основных общеобразовательных программ в рамках установленных законом нормативов. Данная обязанность исполняется Департаментом своевременно и в полном объеме. Просила суд отказать прокурору в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель 3 лица Правительства Ивановской области в судебное заседание не явился по неизвестной причине, о месте и времени его проведения извещен. В ранее проведенных судебных заседаниях представитель Правительства Ивановской области по доверенности ФИО8 с исковыми требованиями не согласилась. Пояснила суду, что ни в одном документе федерального уровня не идет речи о том, что каждый ученик должен обеспечиваться бесплатным учебником. Закон «Об образовании» предусматривает, что образование дается в соответствии с государственными стандартами, которые имеются к основным программам. На сегодняшний день государственный стандарт о начальном образовании имеется в Приказе Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и Приказе Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Согласно федеральным государственным стандартам начальное общее образование должно быть обеспечено учебниками и их компьютерном варианте, следующие стандарты говорят о том же. В соответствии с п. 13 ч. 2 ст. 2 ФЗ № 184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» действительно финансирование относится к уровню субъекта. В ФЗ № 123 от 19.08.2003 года указано, что в расчет норматива включаются расходы на оплату труда учителей, компенсационные выплаты, частично денежные средства расходуются на наглядные пособия, и другие расходы. Предусматриваются технические расходы и частичные на образовательный процесс, технические средства, канцелярские товары, речь идет о частичных материальных затратах, нигде не упоминается приобретение учебников. Учебный процесс бесплатный, расходы на приобретение учебников производятся частично. Ст. 69.2 БК РФ предусматривает минимум дополнений необходимых для реализации государственной программы на одного обучающегося в год и состоит из затрат для обучения и оплаты работы педагогов. Ни в одной позиции нет сведений о том, что норматив рассчитывается исходя из необходимости обеспечить учебниками всех учеников. П. 4 ст. 41 БК РФ предусматривает безвозмездные поступления денежных средств. Само образовательное учреждение осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет поступления за счет оказания дополнительных услуг, добровольных пожертвований, иностранных лиц. Если денег на покупку учебников не хватает, то сфера деятельности учебного учреждения не ограничена. Само учебное учреждение решает по какой программе обучаться. Можно обучаться без учебников или с одним учебником на весь класс.

Представитель третьего лица Управления образования Администрации г. Иваново по доверенности ФИО9 с исковыми требованиями не согласилась. Пояснила суду, что в соответствии со ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях гарантированы государством. Согласно Закону Российской Федерации от 10.06.1992 № 3266-1 «Об образовании» государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. В соответствии с п.п. 13 п.2. ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения с Российской Федерацией отнесено осуществление самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования, дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъектов РФ. Таким образом, финансовое обеспечение образовательного процесса возложено на субъекты Российской Федерации. В п.п. 6.1. п. 1 ст. 29 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» указано, что обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение образования посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом, в том числе, для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, учебники и учебные пособия, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации. В соответствии с Законом Ивановской области от 09.01.2007 № 6-ОЗ «О нормативах обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение образования» каждому образовательному учреждению выделяется субвенция на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение образования в зависимости от количества учащихся и норматива на одного учащегося. Норматив включает в себя расходы на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов). Статьей 2.1. указанного закона доля расходов в нормативе обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общего образования на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды в расчете на одного обучающегося (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальные расходы) установлена на 2012, 2013 годы не более 9,2%. На приобретение учебников и учебных пособий МБОУ № 14 было потрачено менее 9,2% от выделенной субвенции, что связано с необходимостью выполнить Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», в соответствии с которым в 2012 году средняя заработная плата педагогических работников образовательных учреждений общего образования должна быть доведена до средней заработной платы в соответствующем регионе. В соответствии с постановлением Правительства Ивановской области от 18.07.2012 № 262-п «О прогнозе социально-экономического развития Ивановской области на 2013 год и на период до 2015 года» в 2013 году среднемесячная номинальная заработная плата одного работника прогнозируется на уровне 18015 рублей. С учетом произведенного школой распределения выделенной субвенции денежных средств не хватает, ни на доведение заработной платы учителей до установленных показателей, ни для полного укомплектования библиотечного фонда учебниками и учебными пособиями. Также 01.03.2012 между Департаментом образования Ивановской области и Администрацией города Иванова было заключено соглашение о предоставлении в 2012 году субсидии из областного бюджета бюджету городского округа Иваново на модернизацию системы общего образования, согласно которому получатель субсидии обязан обеспечить достижение показателей результативности предоставления субсидии, одним из которых является соотношение среднемесячной заработной платы учителей в муниципальном образовании и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации. Приказом Минобразования РФ от 24.08.2000 № 2488 «Об учете библиотечного фонда библиотек образовательных учреждений» определена минимальная частота исключения документов из фондов библиотек общеобразовательных учреждений (не реже одного раза в два года), но не запрещает исключать их чаще. Количество имеющихся у МБОУ № 14 учебников по всем предметам основной образовательной деятельности, не соответствует количеству обучающихся, однако считает, что это обстоятельство не противоречит действующему законодательству РФ и не является его нарушением. Законодательством предусмотрена обязанность учебных образовательных учреждений обеспечить наличие учебных материалов по всем учебным предметам основной образовательной программы, а не бесплатными учебниками каждого учащегося. Несоответствие количества учебников количеству обучающихся не является нарушением действующего законодательства РФ. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования внедряется поэтапно по ступеням обучения: для ступени начального общего образования, ступени основного общего образования и ступени среднего (полного) общего образования.

    Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

    Установлено, что прокуратурой Октябрьского района г. Иваново проведена проверка исполнения законодательства об образовании в МБОУ СОШ № 14. Из справки по результатам проведенной проверки следует, что в МБОУ СОШ № 14 в 2012-2013 г.г. приобретено родителями 44 % учебников для учащихся 5-11 классов (л.д. 7-8).

    Из информации, предоставленной прокурору МБОУ СОШ № 14, от 13.11.2012 года следует, что в 2012 году приобретено 56 % учебников (л.д. 10).

    Потребность в учебниках, согласно информации, предоставленной МБОУ СОШ № 14, составляет 190 комплектов (л.д. 80).

В силу положений частей 2,4 статьи 43 Конституции РФ Российской Федерации основное общее образование в Российской Федерации является обязательным, при этом гарантируются    общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

В соответствии с частями 2,3 ст. 5 Закона РФ «Об образовании» государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с п. 2 ст. 7 указанного Закона образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Согласно ст. 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.

Пунктом 1 ч. 2 ст. 32 указанного Закона к компетенции образовательного учреждения в частности отнесено материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

В соответствии с п. 4 Приказа Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 года № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» в перечень требований к учебно-методическому обеспечению учебного процесса входят наличие учебников и (или) учебников с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературы и материалов по всем учебным предметам основной образовательной программы на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения воспитания и укомплектованность библиотеки печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана, а также фондом дополнительной литературы.

С учетом требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, закрепленных Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» материально-технические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечить доступ в школьную библиотеку к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов и т.д., а также учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечивать укомплектованность печатными и электронными информационно- образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования (п. 26 Приказа).

В соответствии со ст. 2.1. Закона Ивановской области от 09.01.2007 года № 6-ОЗ «О нормативах обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение образования» установлена доля расходов в нормативе обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общего образования на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды в расчете на одного обучающегося и один класс-комплект (для малокомплектных школ) (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) на 2013 год не более 9,2%.

Судом установлено, что администрацией МБОУ СОШ № 14 не обеспечено наличие учебных материалов по всем предметам общеобразовательной программы.

В связи с этим, несмотря на установленную действующим законодательством обязанность образовательных учреждений обеспечить наличие учебных материалов по всем учебным предметам основной образовательной программы, МБОУ СОШ № 14 не в полном объеме обеспечило бесплатными учебниками учащихся школы, что нарушает права неопределенного круга лиц на общедоступное и бесплатное образование, несовместимо с задачами общеобразовательных программ.

Доводы представителей ответчиков, а также третьих лиц о том, что количество учебников и учебных пособий зависит от средств бюджета, выделяемых на эти цели, а также о том, что несоответствие количества учебников количеству обучающихся в учебном учреждении не противоречит действующему законодательству, суд находит несостоятельными.

В соответствии с пунктом 24 Указанного Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации образовательное учреждение самостоятельно, за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должно обеспечивать оснащение образовательного процесса на ступени основного общего образования, начального общего образования.

Суд находит исковые требования прокурора Октбярьского района г. Иваново в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ СОШ № 14 об обязании обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда учебного учреждения учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам образовательной системы подлежащими удовлетворению.

Учитывая сроки и порядок приобретения учебными заведениями учебников и учебных пособий, суд считает возможным установить срок для обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда учебного учреждения учебниками и учебными пособиями в соответствии с федеральным перечнем учебников в срок до 1 сентября 2013 года.

Вместе с тем, суд считает исковые требования прокурора к Департаменту финансов Ивановской области и Департаменту образования Ивановской области о выделении денежных средств для обеспечения образовательным учреждением полной укомплектованности библиотечного фонда учреждения учебниками и учебными пособиями по всем образовательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных и рекомендованных к использованию в образовательном процессе, не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1, 2 статьи 7 Закона Ивановской области от 27.05.2005 № 93-ОЗ «Об образовании Ивановской области» государственные гарантии прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, среднего (полного) общего образования обеспечиваются посредствам выделения субвенций местным бюджетам из областного бюджета в соответствии с нормативами, которые рассчитываются по методикам, установленным Законом Ивановской области от 09.01.2007 № 6-ОЗ «О нормативах обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение образования» (приложение 1 и 1.1. к Закону Ивановской области от 09.01.2007 № 6-ОЗ). Указанные нормативы разработаны в соответствии с Методическими рекомендациями по определению нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ, содержащимися в Письме Минобрнауки РФ от 29.06.2006 № АФ-157/02. Вышеуказанные законы Ивановской области являются нормативными правовыми актами Ивановской области и обязательны для исполнения на всей территории Ивановской области.

Законом Ивановской области от 20.12.2011 № 134-ОЗ «Об областном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» бюджету городского округа Иваново на 2012 год на вышеуказанные цели предусмотрены субвенции в сумме 681318,2 тыс. рублей, Законом Ивановской области от 24.12.2012 № 120-ОЗ «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» на 2013 год - в сумме 759856,7 тыс. рублей.

В соответствии с пунктом 3 статьи 184.1 Бюджетного кодекса РФ распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов устанавливается решением о бюджете в ведомственной структуре расходов на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с пунктом 8 статьи 41 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц. В соответствии со статьей 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, финансовой и хозяйственной деятельности. К компетенции образовательного учреждения вышеуказанной статьей отнесено материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса в пределах собственных финансовых средств, разработка и утверждение образовательных программ, определение списка учебников в соответствии с утвержденными перечнями. Согласно пункту 24 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897, пункту 25 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373, образовательные учреждения самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должны обеспечивать оснащение образовательного процесса на ступени основного общего образования, начального общего образования. Таким образом, действующим законодательством предусмотрена самостоятельность образовательного учреждения в оснащении образовательного процесса.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика МБОУ СОШ № 14 подлежит взысканию госпошлина в размере 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования прокурора Октябрьского района г. Иваново удовлетворить частично.

     Обязать МБОУ СОШ № 14 обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда учебного учреждения учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных и рекомендованных к использованию в образовательном процессе, в срок до 01.09.2013 года, в соответствии с представленным расчетом потребности в учебниках.

    В удовлетворении исковых требований об обязании Департамента образования Ивановской области, Департамента финансов Ивановской области выделить денежные средства для обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда учебного учреждения учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных и рекомендованных к использованию в образовательном процессе, отказать.

    Взыскать с МБОУ СОШ № 14 госпошлину в доход муниципального образования г. Иваново в сумме двести рублей 00 коп.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иваново в течение 1 месяца.

Председательствующий: подпись.

Копия верна.

Судья:

Секр