ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-386/18 от 08.02.2018 Всеволожского городского суда (Ленинградская область)

Дело

8 февраля 2018г. <адрес>

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

Всеволожский городской суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Мартьяновой С.А.

при секретаре ФИО12,

с участием истцов: ФИО8, ФИО2, представителя истцов - ФИО16, представителя администрации МО «Бугровское сельское поселение» - ФИО14, третьего лица ФИО15, представителя третьих лиц: ФИО3ФИО15, ФИО17ФИО16

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО8, ФИО2 к администрации МО «Бугровское сельское поселение» об обязании поставить семью в отдельную очередь и вне очереди предоставить отдельную благоустроенную квартиру,

установил:

истцы обратились в суд с иском, в котором с учетом внесенных в него изменений просит обязать администрацию МО «Бугровское сельское поселение» поставить семью ФИО19 в отдельную очередь в связи с пожаром и вне очереди предоставить по установленным законом нормам квадратных метров на одного человека, отдельную благоустроенную квартиру.

В обосновании исковых требований указали, что их семья состоит из пяти человек: ФИО8, ФИО13 и дети: ФИО5, ФИО6, ФИО7 Они проживали в квартире по адресу: <адрес>. Они стоят в очереди на улучшение жилищных условий с 1987г. 18.02.2012г. произошел пожар и дом по указанному адресу сгорел. Их семье ответчик предоставил временное жилье площадью 54.8 кв.м по адресу: <адрес>, из специализированного фонда на основании решения и заключен договор найма. По факту в указанной квартире проживает две семьи: Кириловых и ФИО20. Они обращались с заявлением о предоставлении их семье отдельную квартиру, но получили отказ. В настоящее время состав семей увеличился. Они вынуждены снимать отдельное жилое помещение. Полагает, что имеет право стоять в отдельной очереди и вне очереди получить отдельное благоустроенное жилое помещение.

Истцы: ФИО8, ФИО13 и их представитель судебное заседание явились, поддержали доводы, изложенные в исковом заявлении, и просила удовлетворить иск.

Представитель администрации МО «Бугровское сельское поселение» - ФИО14 в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку не имеется правовых оснований.

Третье лицо: ФИО15 в судебное заседание явилась, не возражала удовлетворить исковые требования истцов.

Представители третьих лиц: ФИО3, ФИО15, ФИО17ФИО16 в судебном заседании не возражал удовлетворить исковые требования истцов.

Выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, что в жилом помещении по адресу: <адрес>, зарегистрированы: ФИО2, ФИО17, ФИО3, ФИО15 - с 14.03.1995г., ФИО4 с 19.07.2002г., ФИО5 с 28.10.2010г., ФИО8 с 09.12.2010г., ФИО6 с 21.02.2013г., ФИО7 с 22.09.2015г., ФИО18 с 15.12.2015г.

Согласно имеющихся в деле справок Ф-9 указанная квартира состоит из 2 комнат, общей площадью 38.1 кв.м.

На основании постановления администрации Бугровской волости от 10.07.1997г. ФИО3 с составом семьи из 4 человек (она, муж, две дочери) принята на учет по улучшению жилищных условий, дои ветхий. В материалах дела имеется акт подтверждающий ветхость жилого дома.

Из материалов дела усматривается, что 18.02.2012г. в доме по адресу: <адрес>, произошел пожар.

Постановлением администрации МО «Бугровское сельское поселение» от 13.06.2013г. включены в списки граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, членов семьи ФИО3 (состоящей на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях с 1997г.), зарегистрированных совместно с ней: внука- ФИО4, 2002 года рождения, внучку -ФИО5, 2010 года рождения, внучку - ФИО6, 2013 года рождения, зятя - ФИО8, 1982 года рождения.

ФИО3 с составом семьи - 8 человек, предоставлено жилое помещение - трехкомнатная квартира, общей площадью 91.3 кв.м, по адресу: <адрес>, с 20.06.2013г., на основании постановления администрации МО «Бугровское сельское поселение» от 27.06.2013г. . Также данным решение переведено жилое помещение - трехкомнатная квартира, общей площадью 91.3 кв.м, по адресу: <адрес>, в маневренный фонд МО «Бугровское сельское поселение» с 20.03.2013г.

Постановлением администрации МО «Бугровское сельское поселение» от 23.12.2015г. включена в списки граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в состав семьи ФИО2, ее дочь - ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ФИО2 состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, с 10.07.1997г.

Постановлением администрации МО «Бугровское сельское поселение» от 24.12.2015г. включен в списки граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в состав семьи ФИО15, ее сын – ФИО18, 23.10.2014года рождения. ФИО15 состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, с 10.07.1997г.

27.06.2017г. заключен договор найма помещения маневренного фонда между администрацией МО «Бугровское сельское поселение» и ФИО3, согласно которому передана ФИО3 и членам ее семьи: ФИО17 -муж, ФИО2 -дочь, ФИО15 -дочь, ФИО4 - внук, ФИО5 -внучка, ФИО8 - зять, ФИО6 – внучка, ФИО7 – внучка, ФИО18 - внук, за плату во владение и пользование жилое помещение - трехкомнатную квартиру, общей площадью 91.3 кв.м, по адресу: <адрес>, для временного проживания в нем, предоставленное с 20.02.2013г. Срок действия договора найма жилого помещения маневренного фонда от 27.06.2017г. составляет 2 года.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1, статья 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, также сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

В части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.

В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Статьей 55 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 названного Кодекса оснований снятия их с учета.

Для отдельных категорий граждан предусмотрена возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 1 части 2 указанной статьи вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, ремонту и реконструкции не подлежат.

При предоставлении гражданам жилого помещения по договору социального найма в связи с пожаром в доме необходимо учитывать следующее.

Согласно части 1 статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, предусмотренным ст.ст. 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте населенного пункта.

Следовательно, законом установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с пожаром в доме.

Исходя из изложенного следует, что поскольку жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с тем, что дом сгорел, то предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, без учета обстоятельств, влияющих на улучшение жилищных условий. При этом граждане, которым предоставляется другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если у них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).

Действующее законодательство содержит правовые нормы, регламентирующие процедуру предоставления гражданам жилого помещения для временного проживания граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 92 и ч. 2 ст. 99 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилые помещения маневренного фонда относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, которые предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

Законом предусмотрено, что для временного проживания граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств предназначены жилые помещения маневренного фонда (пункт 3 статьи 95 ЖК РФ).

Следовательно, в силу прямого указания закона наступление чрезвычайного обстоятельства, сделавшее непригодным для проживания единственное жилое помещение гражданина, порождает для органа местного самоуправления обязательство по предоставлению гражданину для временного проживания другого жилого помещения из маневренного фонда.

Исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 106 ЖК РФ договор найма жилого помещения маневренного фонда заключается до завершения расчетов с гражданами, единственное жилое помещение которых стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, либо до предоставления им жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом (при заключении такого договора с гражданами, указанными в п. 3 ст. 95 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, в соответствии с положениями норм жилищного законодательства до получения гражданином, утратившим жилое помещение в результате чрезвычайного обстоятельства, другого жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда ему должно быть предоставлено жилое помещение маневренного фонда.

В этом случае гражданин может проживать в жилом помещении маневренного фонда до получения жилого помещения муниципального жилищного фонда в рамках реализации программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Таким образом, в соответствии с положениями норм жилищного законодательства жилое помещение маневренного фонда предоставляется гражданам на период - до получения ими другого жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда. Между тем, для получения жилого помещения муниципального жилищного фонда гражданин должен быть признан малоимущим в установленном ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации порядке, либо относится к иной категории граждан на получение жилья за счет средств государственного жилищного фонда.

Как установлено в судебном заседании, жилое помещение по адресу: <адрес>, предоставлено в связи со сносом сгоревшего дома, а не в целях улучшенияжилищныхусловий.

В настоящее время номер очереди по улучшению жилищных условий - 29.

На каждого гражданина (семью), принятого на учет, формируется учетное дело, в котором содержатся документы, являющиеся основанием для принятия на учет.

Доводы истцов о том, что все три семьи ведут раздельное хозяйство и являются отдельными семьями, не принимаются судом во внимание, так как на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении они стоят как одна семья, а также как указывалось ранее данное жилье им предоставлено в связи с тем, что сгорел дом, в котором они были зарегистрированы.

Кроме того, при рассмотрении дела установлено, что истцы не обращались с заявлением в орган местного самоуправления о постановке их семьи отдельно от иных проживающих в спорной квартире в связи с пожаром.

Оценив представленные доказательства в совокупности с установленными доказательствами, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований об обязании администрацию МО «Бугровское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> поставить семью ФИО19 в отдельную очередь в связи с пожаром и вне очереди предоставить по установленным законом нормам квадратных метров на одного человека, отдельную благоустроенную квартиру, ФИО8 и ФИО2 - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Всеволожский городской суд <адрес>.

Судья: