ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-386/18 от 26.02.2018 Московского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2-386/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Московский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи И.Д. Гармаевой

при секретаре Юсифовой Г.М.к,

с участием помощника прокурора Лакота В.С., представителя ответчика по доверенности Аташкиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Карельского транспортного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Федеральному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» об обязании совершить определенные действия,

установил:

Действуя в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, Карельский транспортный прокурор обратился в Петроградский районный суд Санкт-Петербурга с исковым заявлением к Федеральному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (далее - ФГКУ Росгранстрой) об обязании ответчика в лице Санкт-Петербургского филиала в течение 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу принять на баланс от Карельской таможни следующее имущество - установки по утилизации (сжиганию) отходов «Форсаж-1» в количестве двух штук, инвентарные номера и .

В обоснование заявленных требований истец указывает, что Карельской транспортной прокуратурой в ходе проверки исполнения законодательства при организации и проведении таможенного, ветеринарного, карантинного, фитосанитарного контроля в условиях действия экономических санкций проведена проверка технического оснащения пунктов пропуска в регионе деятельности Карельской таможни оборудованием, необходимым для осуществления таможенного, ветеринарного, карантинного, фитосанитарного контроля. Установлено, что на балансе Карельской таможни находятся установки по утилизации (сжиганию) отходов «Форсаж-1» (далее - специализированное оборудование) в количестве двух штук, инвентарные номера и .

Данное специализированное оборудование предназначено для уничтожения запрещенной к ввозу в Российскую Федерацию продукции. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.07.2015 № 391 «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2015 № 774 «Об утверждении правил уничтожения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются США, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн, которые по 31.12.2017 запрещены к ввозу в Российскую Федерацию» государственные контролирующие органы, функционирующие в пунктах пропуска, наделены полномочиями по изъятию и уничтожению запрещенной к ввозу продукции.

В соответствии с п. 1 приказа Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 10.07.2009 № 1269 «Об организации передачи имущества автомобильных пунктов пропуска, находящихся на балансе таможенных органов, на баланс подведомственным организациям Росграницы» имущество МАПП Вяртсиля, МАПП Люття, МАПП Суоперя Карельской таможни подлежало передаче подведомственной организации Росграницы.

Согласно приказу Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации (Росграницы) от 02.07.2010 № 295-ОД «О принятии Федеральным государственным учреждением «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в оперативное управление движимого и недвижимого федерального имущества автомобильных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, необходимого для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля» ФГКУ Росгранстрой поручено принять к бюджетному учету с 01.07.2010 движимое и недвижимое федеральное имущество автомобильных пунктов пропуска, указанных в Перечне.

В утвержденный приказом Перечень включены таможенные посты МАПП Вяртсиля, МАПП Люття, МАПП Суоперя Карельской таможни. С 01.07.2010 у таможенных органов обязанность по содержанию специализированного оборудования на пунктах пропуска отсутствует, статьи расходов бюджетных средств на установление и поддержание его работоспособности не предусмотрены. В ФГКУ Росгранстрой неоднократно поступала информация таможенного органа о необходимости приемки на бюджетный учет специализированного оборудования. Установка и обеспечение работоспособности специализированного оборудования является обязанностью ФГКУ Росгранстрой.

Функции по обеспечению надлежащего оборудования и оснащенности деятельности МАПП Люття, МАПП Суоперя и МАПП Вяртсиля Карельской таможни осуществляются Санкт-Петербургским филиалом ФГКУ «Росгранстрой».

В соответствии с п. 2.2.1 Положения о Санкт-Петербургском филиале ФГКУ Росгранстрой, утвержденного Приказом ФГКУ Росгранстрой от 07.07.2011 № 89, на филиал возложено выполнение части функций, передаваемых от государственного заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах доведенных лимитов бюджетных ассигнований, в том числе организация размещения государственного заказа на право заключения государственных контрактов на выполнение работ по проектированию, строительству, реконструкции, эксплуатации и технического оснащения зданий, помещений, сооружений, коммуникаций, необходимых для пограничного, таможенного и иных видов контроля, а также заключение государственных контрактов на проведение данного вида работ.

Отсутствие указанного специализированного оборудования препятствует государственным контролирующим органам, функционирующим в пунктах пропуска, безусловному исполнению требований Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» и от 29.07.2015 № 391 «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации».

С учетом необходимости принятия на баланс в установленном порядке от Карельской таможни имущества - специализированного оборудования и соблюдения процедуры приема-передачи разумным сроком для устранения нарушения является 3-месячный срок. МАПП Люття, МАПП Суоперя и МАПП Вяртсиля Карельской таможни расположены в пределах территориальной сферы деятельности Санкт-Петербургского филиала ФГКУ Росгранстрой.

Руководствуясь положениями ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) и ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации, Карельский транспортный прокурор обратился с настоящим иском в суд (л.д.2-5 тома1).

Определением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 22.05.2017 гражданское дело направлено по подсудности в Московский районный суд Санкт-Петербурга в соответствии с требованиями ст. 28 ГПК РФ (л.д.244 тома1), 20.06.2017 дело принято судом к рассмотрению (л.д.2-3 тома2).

Представитель истца - старший помощник Санкт-Петербургского прокурора Лакота В.С. в судебном заседании исковые требования и доводы в их обоснование поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика по доверенности Аташкина Е.А. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление (л.д.162-167 тома1, 57-60 тома2).

Представитель третьего лица - Карельской таможни в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате, месте и времени рассмотрения дела (л.д.98 тома2), ранее ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.23 тома2).

Представители третьих лиц – Россельхознадзора, Федерального таможенного органа в судебное заседание не явились, извещались судом о дате, месте и времени рассмотрения дела (л.д. 99, 100 тома2), ранее представитель Россельхознадзора представил письменный отзыв, согласно которому поддержал исковые требования, заявленные Карельским транспортным прокурором (л.д. 103-104 тома2).

Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.

Заслушав доводы и пояснения представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Карельской транспортной прокуратурой в ходе проверки исполнения законодательства при организации и проведении таможенного, ветеринарного, карантинного, фитосанитарного контроля в условиях действия экономических санкций проведена проверка технического оснащения пунктов пропуска в регионе деятельности Карельской таможни оборудованием, необходимым для осуществления таможенного, ветеринарного, карантинного, фитосанитарного контроля. Установлено, что на балансе Карельской таможни находятся установки по утилизации (сжиганию) отходов «Форсаж-1» в количестве двух штук, инвентарные номера и . Данное специализированное оборудование предназначено для уничтожения запрещенной к ввозу в Российскую Федерацию продукции.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.07.2015 № 391 «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2015 № 774 «Об утверждении правил уничтожения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются США, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн, которые по 31.12.2017 запрещены к ввозу в Российскую Федерацию» государственные контролирующие органы, функционирующие в пунктах пропуска, наделены полномочиями по изъятию и уничтожению запрещенной к ввозу продукции.

В соответствии с п. 1 приказа Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 10.07.2009 № 1269 «Об организации передачи имущества автомобильных пунктов пропуска, находящихся на балансе таможенных органов, на баланс подведомственным организациям Росграницы» имущество МАПП Вяртсиля, МАПП Люття, МАПП Суоперя Карельской таможни подлежало передаче подведомственной организации Росграницы.

Согласно приказу Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации (Росграницы) от 02.07.2010 № 295-ОД «О принятии Федеральным государственным учреждением «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в оперативное управление движимого и недвижимого федерального имущества автомобильных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, необходимого для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля» ФГКУ Росгранстрой поручено принять к бюджетному учету с 01.07.2010 движимое и недвижимое федеральное имущество автомобильных пунктов пропуска, указанных в Перечне.

В утвержденный приказом Перечень включены таможенные посты МАПП Вяртсиля, МАПП Люття, МАПП Суоперя Карельской таможни.

С 01.07.2010 у таможенных органов обязанность по содержанию специализированного оборудования на пунктах пропуска отсутствует, статьи расходов бюджетных средств на установление и поддержание его работоспособности не предусмотрены.

В ФГКУ Росгранстрой неоднократно поступала информация таможенного органа о необходимости приемки на бюджетный учет специализированного оборудования. Установка и обеспечение работоспособности специализированного оборудования является обязанностью ФГКУ Росгранстрой.

В соответствии с пп. 3.1 - 3.2 Устава ФГКУ Росгранстрой, утвержденного приказом Росграницы от 04.02.2009 № 6 целями и предметом деятельности ФГКУ Росгранстрой является организация проектирования, строительства, реконструкции, эксплуатации и технического оснащения зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, мест пересечения государственной границы Российской Федерации, объектов, необходимых для осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации. В целях реализации предмета деятельности ФГКУ выполняет за счет средств федерального бюджета функции государственного заказчика.

Согласно п. 2.1 Положения о филиале ФГКУ Росгранстрой, утвержденного приказом ФГКУ от 07.07.2011 № 89, целями и предметом деятельности филиала является организация проектирования, строительства, реконструкции, эксплуатации и технического оснащения зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, мест пересечения государственной границы Российской Федерации, объектов, необходимых для осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, в пределах территориальной сферы деятельности филиала.

Функции по обеспечению надлежащего оборудования и оснащенности деятельности МАПП Люття, МАПП Суоперя и МАПП Вяртсиля Карельской таможни осуществляются Санкт-Петербургским филиалом ФГКУ «Росгранстрой».

В соответствии с п. 2.2.1 Положения о Санкт-Петербургском филиале ФГКУ Росгранстрой, утвержденного Приказом ФГКУ Росгранстрой от 07.07.2011 №89, на филиал возложено выполнение части функций, передаваемых от государственного заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах доведенных лимитов бюджетных ассигнований, в том числе организация размещения государственного заказа на право заключения государственных контрактов на выполнение работ по проектированию, строительству, реконструкции, эксплуатации и технического оснащения зданий, помещений, сооружений, коммуникаций, необходимых для пограничного, таможенного и иных видов контроля, а также заключение государственных контрактов на проведение данного вида работ.

Как указывает Карельский транспортный прокурор, отсутствие указанного специализированного оборудования препятствует государственным контролирующим органам, функционирующим в пунктах пропуска, безусловному исполнению требований Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» и от 29.07.2015 № 391 «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации».

Согласно письму МИНТРАНС России от 09.11.2017 по вопросу того, на баланс какого предприятия должны быть переданы установки по утилизации (сжиганию) отходов «Форсаж - 1» (печи) в количестве двух штук с инвентарными номерами , следует, что работа по урегулированию данной ситуации ведется в рамках работы Государственной пограничной комиссии с 2014 года. Указом Президента Российской Федерации от 27.10.2003 № 1264 утверждено Положение о Государственной пограничной комиссии и ее составе по должностям, в котором закреплено положение о Государственной пограничной комиссии, основное направление деятельности, задачи и состав Государственной пограничной комиссии. В соответствии с п. 1 Положения о Государственной пограничной комиссии, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 27.10.2003 № 1264 (далее - Положение), Комиссия является координационным органом, обеспечивающим целенаправленную совместную деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений при формировании и реализации пограничной политики Российской Федерации. Согласно пункту 6 Положения основными задачами Комиссии являются подготовка предложений для определения основ пограничной политики Российской Федерации в рамках проводимой ею внешней и внутренней политики, а также системы мер по их реализации; инициирование и организация разработки проектов нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также деятельности федеральных органов государственной власти в пограничной сфере, совершенствование нормативных правовых актов в этой области, подготовка предложений по развитию системы пропуска через государственную границу Российской Федерации. В соответствии с п. 2 раздела V Протокола заседания Государственной пограничной комиссии от 12.09.2014 № 3 под председательством заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.О. Рогозина Минсельхозу России и Россельхознадзору было поручено подготовить совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в установленном порядке проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в Положение о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 327, в части наделения Россельхознадзора и его подведомственных учреждений полномочиями по эксплуатации в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации печей для термического уничтожения конфискатов, сепараций, трупов мелких животных, пищевых и других отходов по обеспечению дезинфекции, а также организовать работу по принятию от ФГКУ Росгранстрой и использованию печей для термического уничтожения конфискатов, сепараций, трупов мелких животных, пищевых и других отходов, перевозимых пассажирами или обнаруженных в транспортных средствах в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и др. 03.10.2017 состоялось очередное заседание Государственной пограничной комиссии. Согласно п. 2 раздела V Протокола заседания Государственной пограничной комиссии от 03.10.2017 № 2 под председательством заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.О. Рогозина Россельхознадзору поручено обеспечить принятие установленных в пунктах пропуска печей для термического уничтожения конфискатов, сепарации, трупов мелких животных, пищевых и других отходов в первом квартале 2018 года (л.д.70-71 тома2).

Статьей 3 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» определено, что защита Государственной границы как часть системы обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации заключается в согласованной деятельности федеральных _ органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно- розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер. В этой деятельности в установленном порядке участвуют организации и граждане.

Согласно ст. 12 указанного Закона РФ общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации погашенного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, устанавливаются Правительством РФ.

Распоряжением Правительства РФ от 11.09.2008 г. № 1308-р в целях обеспечения выполнения функций, связанных с проектированием, строительством и реконструкцией, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных, видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, обустройства мест пересечения государственной границы Российской Федерации, а также осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации создано Федеральное государственное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы».

Постановлением Правительства РФ от 25.12.2007 г. № 930 утверждены «Общие требования к строительству, реконструкции и оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через Государственную Границу Российской Федерации».

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09.12.2008 г. № 701п утверждены «Типовые требования к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации санитарно-карантинного контроля в морских (речных, озерных) пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации».

Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 23.06.2008 г. № 270 утверждены «Типовые требования к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации ветеринарного контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации».

Согласно пункту 2.2 Типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации ветеринарного контроля:, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 23.06.2008 г. № 270 комплекс помещений пограничных ветеринарных контрольных пунктов должен состоять, в том числе из помещений специального назначения.

Согласно пункту 2.4 указанных Типовых требований в состав помещений специального назначения входят помещения, оборудованные печью для термического уничтожения конфискатов, сепараций, трупов мелких животных, пищевых и других отходов, перевозимых пассажирами или обнаруженных в транспортных средствах.

Приказом Министерства сельского Российской Федерации от 23.06.2008 г. № 271 утверждены «Типовые требования к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации карантинного фитосанитарного контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации»

Согласно пункту 3.5 Типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации карантинного фито санитарного контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства сельского Российской Федерации от 23.06.2008 г. №. 271 в пограничных пунктах карантина растений должно быть установлено (размещено) технологическое оборудование и сооружения в том числе, печи и/или фито санитарные ямы для уничтожения подкарантинной продукции, зараженной карантинными объектами.

Таким образом, в настоящее время действующим законодательством на Федеральное государственное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росгршшцы» возложена обязанность по эксплуатации и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений (в том числе печей), необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Допустимых и достоверных доказательств в опровержение заявленных требований от ответчика не поступило, вместе с тем, при должной осмотрительности и заинтересованности ответчик не был лишен возможности представить по делу доказательства в опровержение заявленных исковых требований. Ссылка ответчика на то, что ФГКУ Росгранстрой не уполномочен осуществлять функции, связанные с техническим обслуживанием специального оборудования (установки по утилизации (сжиганию) отходов «Формаж-1» не нашли своего подтверждения.

Доводы ответчика об отсутствии бюджетного финансирования для поддержания рабочего состояния установок по утилизации (сжиганию) отходов «Форсаж -1», не могут быть приняты судом во внимание в качестве довода, освобождающего ответчика от исполнения возложенных на него функций по организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, и от принятия всех необходимых мер для предотвращения нарушений требований транспортного и таможенного контроля на таможенном посту.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Карельского транспортного прокурора заявлены обоснованно, в связи с чем подлежат удовлетворению в полном объёме.

Одновременно, исходя из положений ч. 1 ст. 206 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяя срок исполнения возложенных на ответчика обязанности по совершению фактических действий, суд принимает во внимание то обстоятельство, что принятие соответствующих мер требует определенного времени, исходя из сроков и порядка формирования бюджета, в связи с чем считает необходимым предоставить ответчику возможность в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, самостоятельно совершить действия, направленные на принятие на баланс от Карельской таможни следующее имущество – установки по утилизации (сжиганию) отходов «Форсаж -1» в количестве двух штук, инвентарные номера , .

Руководствуясь статьями 12, 56, 67, 71, 167, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Карельского транспортного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, - удовлетворить.

Обязать Федеральное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в лице Санкт-Петербургского филиала, ИНН 7709827266, в течение 3-х месяцев с даты вступления решения суда в законную силу принять на баланс от Карельской таможни следующее имущество – установки по утилизации (сжиганию) отходов «Форсаж -1» в количестве двух штук, инвентарные номера , .

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Московский районный суд города Санкт-Петербурга.

Судья /подпись/

Копия верна:

Судья И.Д. Гармаева