ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-386/2013 от 20.09.2013 Нижнеингашского районного суда (Красноярский край)

Решение

Именем Российской Федерации

20 сентября 2013 года поселок Нижний Ингаш

Нижнеингашский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Смольской Т.С.,

при секретаре Парчевской О.В.,

с участием: заместителя прокурора Нижнеингашского района Красноярского края Алексеевич С.В.,

представителей заинтересованных лиц ФИО1, выступающей по доверенностям, ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Нижнеингашского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации Нижнеингашского района Красноярского края и МБОУ «Новоалександровская средняя общеобразовательная школа» по непринятию мер, направленных на противодействие терроризму,

Установил:

Прокурор Нижнеингашского района Красноярского края обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц с просьбой (с учетом уточнения) признать бездействие администрации Нижнеингашского района и МБОУ «Новоалександровская средняя общеобразовательная школа» по непринятию мер, направленных на противодействие терроризму, а именно по не обеспечению пропускного режима учреждения соответствующим сотрудником, не оборудования помещения для охраны с установкой в нем системы охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или ситуационные центры «Службы 112» и обязать администрацию Нижнеингашского района и МБОУ «Новоалександровская средняя общеобразовательная школа» обеспечить пропускной режим учреждения соответствующим сотрудником, оборудовать помещение для охраны с установкой в нем системы охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или ситуационные центры «Службы 112», в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Свои требования мотивировал тем, что в мае 2013 года была проведена проверка антитеррористической защищенности МБОУ «Новоалександровская средняя общеобразовательная школа». В ходе проверки был выявлен ряд нарушений требований действующего законодательства. Так в образовательном учреждении не имеется помещения для сотрудников охраны и контрольно – пропускной режим осуществляет младший обслуживающий персонал школы. В здании не имеется охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в ОВД. Согласно п. 1.3 Устава МБОУ «Новоалександровская СОШ» учредителем школы является муниципальное образование – Нижнеингашский район Красноярского края. По выявленным нарушениям действующего законодательства в Администрацию Нижнеингашского района в 2011 году было направлено представление об устранении нарушений, однако до настоящего времени нарушения МБОУ «Новоалександровская СОШ» не устранены. Таким образом, указанные в настоящем заявлении факты бездействия МБОУ «Новоалександровская СОШ» по несоблюдению требований действующего законодательства в части непринятия мер всего комплекса мер, направленных на противодействие террористической деятельности, подвергает безопасность детей и работников учреждения во время образовательного процесса риску для жизни и здоровья указанных лиц. Бездействие администрации Нижнеингашского района по не обеспечению финансирования мероприятий, направленных на противодействие терроризму, создают угрозу нарушения гарантированных Конституцией РФ прав и законных интересов неопределенного круга лиц – воспитанников школы, учителей, других работников школы, иных лиц, посещающих дошкольное учреждение (родителей, должностных лиц). Бездействие МБОУ «Новоалександровская СОШ», администрации Нижнеингашского района может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, привести к наступлению чрезвычайной ситуации в здании школы в дальнейшем.

В судебном заседании заместитель прокурора Нижнеингашского района Алексеевич С.В., заявленные требования (с учетом уточнения) поддержала в полном объеме, суду дала пояснения по сути заявления, просила суд требования удовлетворить и признать бездействие администрации Нижнеингашского района и МБОУ «Новоалександровская средняя общеобразовательная школа» по непринятию мер, направленных на противодействие терроризму, а именно по не обеспечению пропускного режима учреждения соответствующим сотрудником, не оборудования помещения для охраны с установкой в нем системы охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или ситуационные центры «Службы 112», а так же обязать администрацию Нижнеингашского района и МБОУ «Новоалександровская средняя общеобразовательная школа» обеспечить пропускной режим учреждения соответствующим сотрудником, оборудовать помещение для охраны с установкой в нем системы охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или ситуационные центры «Службы 112», в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель заинтересованных лиц – Администрация Нижнеингашского района, Управление образования администрации Нижнеингашского района – ФИО1, выступающая по доверенностям, с заявлением прокурора не согласна, просила суд в удовлетворении отказать в полном объеме, поскольку прямого указания на обязанность выполнения указанных требований не имеется в Законе, нормы Закона носят рекомендательный характер, кроме того выполнение указанных требований требует финансовых затрат, которые не заложены в бюджет 2013 года. Так же представила возражения, согласно которым ни одна из перечисленных прокурором в обоснование заявленных требований норм материального права не содержит указаний на необходимость и обязанность выполнения образовательными учреждениями, перечисленных в требовании прокурора, мероприятий в рамках предупреждения террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории указанных учреждений (отсутствует прямое возложение обязанности). Прокурор, обязывая школу установить систему охранной сигнализации и обеспечить возможность передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или в ситуационные центры «Службы 112», не учел того, что меры, направленные на противодействие терроризму, это не всегда меры финансового характера. В ходе проведения прокурором проверки установлено, что пропускной режим осуществляется уборщицей, осуществление пропускного режима на которую, возложено приказом. В школе имеются телефон с определителем номера, стенды с необходимой информацией по действиям в случае возникновения террористического акта. Руководством школы разработан план мероприятий по обеспечению антитеррористической безопасности, в соответствии с которым проводится учебные и внеклассные мероприятия среди учащихся. Таким образом, в данном вопросе школа не бездействует. Прокурор обосновывал свои требования, ссылаясь на СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», согласно которому для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112». Однако данные СНиП согласно п.п.1 распространяются на проектирование новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых общественных зданий высотой до 55 м. с подвальным этажом и многоуровневыми стоянками для автомобилей, проектируемыми по СНиП 21-02. Требования настоящих норм распространяются также на помещения общественного назначения, встроенные в жилые здания и другие объекты, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям к общественным зданиям, встраиваемым в эти объекты (далее - общественные здания).Школа построена в 1977 году, когда данные строительные нормы не действовали. В настоящее время школа не реконструируется, не находится в стадии капитального ремонта. Другие же нормативные правовые акты, которые бы содержали обязательное требование обеспечить пропускной режим учреждения соответствующим сотрудником, оборудовать помещение для охраны с установкой в нем системы охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или в ситуационные центры «Службы 112», в обоснование своих требований прокурором не представлены. В связи с этим администрация района считает данное требование не основано на законе, противоречит ему. Кроме того, меры по антитеррору, налагаемые на образовательное учреждение, являются неэффективными ввиду отдаленности органов внутренних дел от населенного пункта, где расположена школа, и поэтому установка охранной сигнализации и обеспечение возможности передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или в ситуационные центры «Службы 112» не приведет к быстрому реагированию на террористические проявления. Прочие доводы, изложенные в требованиях прокурора, сводятся к предположениям о том, что выполнение выше указанных мероприятий будет противодействовать терроризму и экстремизму, однако предположение не может явиться основанием для возложения на ответчиков обязанностей, необходимость выполнения которых не предусмотрена законом. Выполнение данных мер неизбежно потребует значительных затрат бюджетных средств, однако к улучшению антитеррористической обстановки в школе не приведет. Таким образом, приведенные в заявлении прокурора района нормы закона, на которых он основывал свои требования, обязанности по установке в здании образовательного учреждения охранной сигнализацией и обеспечение возможности передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или в ситуационные центры «Службы 112», а также обеспечение надлежащего пропускного режима в школе не устанавливает.

Представитель заинтересованного лица – директор МБОУ «Новоалександровская СОШ» ФИО2 в судебном заседании с требованиями прокурора не согласна, поддерживает доводы представителя ФИО1, кроме того суду добавила, что действительно пропускной режим школы осуществляется уборщицей.

Представитель заинтересованного лица – Отдел надзорной деятельности по Нижнеингашскому району, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

Суд посчитал возможным рассмотреть заявленные требования в отсутствие не явившихся лиц, по имеющимся материалам дела.

Выслушав явившихся лиц, изучив представленные материалы дела, суд, приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

На основании пункта 1 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

Согласно пункту 5.39 "СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения" утвержденного приказом Минрегиона от 1 сентября 2009 года N 390 для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры "Службы 112".

В силу пункта 1 части 2 статьи 32 Закона РФ "Об образовании" к компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

Согласно пункту 3 части 3 статьи 32 Закона РФ "Об образовании" образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Пункт 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относит участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

Согласно ч. 1 и ч. 7 ст. 51 Закона РФ "Об образовании" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

Как видно из материалов дела и установлено судом, согласно Уставу МБОУ «Новоалександровская средняя общеобразовательная школа», утвержденному постановлением администрации Нижнеингашского района от 21.09.2011 года № 1143, учреждение является юридическим лицом, муниципальным, бюджетным. Учредителем школы является муниципальное образование – Нижнеингашский район. Органом, осуществляющим функции и полномочия Учредителя школы, является администрация Нижнеингашского района.

По результатам прокурорской проверки выявлено, что МБОУ «Новоалександровская средняя общеобразовательная школа» не обеспечивает необходимые меры по противодействию терроризму, выявлен ряд нарушений требований действующего законодательства (с учетом уточнений требований), а именно, в здании школы не обеспечен пропускной режим учреждения соответствующим сотрудником (пропускной режим осуществляется уборщицей), не оборудовано помещение для охраны с установкой в нем системы охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или ситуационные центры «Службы 112».

Суд, считает, что имеются правовые основания для признания бездействия администрации Нижнеингашского района и МБОУ «Новоалександровская средняя общеобразовательная школа» по непринятию мер, направленных на противодействие терроризму, а именно по не обеспечению пропускного режима учреждения соответствующим сотрудником, не оборудования помещения для охраны с установкой в нем системы охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или ситуационные центры службы 112» и возложения на МБОУ «Новоалександровская средняя общеобразовательная школа» и администрацию Нижнеингашского района обязанности обеспечить пропускной режим учреждения соответствующим сотрудником, оборудовать помещение для охраны с установкой в нем системы охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или ситуационные центры «Службы 112».

Согласно пункту 4 части 1 статьи 31 Закона Российской Федерации "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.

В силу п. "д" ст. 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

Утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму (ст.5).

Учитывая изложенное у суда не имеется оснований для принятия доводов администрации Нижнеингашского района по поводу того, что перечисленные прокурором в обоснование заявленных требований норм материального права не содержит указаний на необходимость и обязанность выполнения образовательными учреждениями, что указанные нормы Закона носят рекомендательный характер. Поскольку выполнение указанных мероприятий необходимо для пресечения преступлений террористической направленности.

Кроме того за неопределенным кругом лиц и в первую очередь за детьми признано право на реализацию конституционного принципа приоритета интересов ребенка, его жизни и здоровья, путем обеспечения определенных мер безопасности. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

При таких обстоятельствах суд считает, что указанная обязанность должна быть возложена как на учебное заведение – МБОУ «Новоалександровская СОШ», так и на администрацию Нижнеингашского района, поскольку она, являясь органом местного самоуправления, субъектом антитеррористической деятельности, обеспечивает финансирование учебного учреждения.

Судом не могут быть так же приняты доводы заинтересованных лиц о том, что ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и СНиП 31-06-2009 вступили в законную силу после строительства и введения в эксплуатацию образовательного учреждения, а его реконструкция и капитальный ремонт не планируются, и не могут служить основанием для освобождения от возложенной на них судом обязанности, поскольку в целях унификации действующего законодательства положения части 2 ст. 42 ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" устанавливают необходимость применения понятия "свод правил", принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.

Доводы представителя заинтересованных лиц об отсутствии финансовых средств на выполнение требований прокурора, так же не могут быть приняты во внимание, поскольку это обстоятельство не освобождает МБОУ "Новоалександровская средняя общеобразовательная школа» и администрацию Нижнеингашского района от исполнения предусмотренных действующим законодательством обязанностей, и не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

В силу ст. ст. 139 и 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Что касается доводов заинтересованного лица - администрации Нижнеингашского района по поводу неэффективности мер по антитеррору, налагаемые на образовательное учреждение ввиду отдаленности органов внутренних дел от населенного пункта, где расположена школа и поэтому установка охранной сигнализации и обеспечение возможности передачи тревожных сообщений в ОВД или ситуационные центры «Службы 112» не приведет к быстрому реагированию на террористические проявления, судом не могут быть приняты, поскольку для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует выполнять комплексный ряд мер направленный на обеспечение безопасности детей и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц, и установка охранной сигнализации и канал передачи тревожных сообщений в ОВД или ситуационные центры «Службы 112» является одной из комплекса профилактических мер, которая направлена на противодействие террористической деятельности не зависимо от отдаленности нахождения учреждения от органа внутренних дел.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 258 ГПК РФ, суд,

Решил:

Заявленные требования прокурора удовлетворить в полном объеме.

Признать бездействие администрации Нижнеингашского района и МБОУ «Новоалександровская средняя общеобразовательная школа» по непринятию мер, направленных на противодействие терроризму, а именно по не обеспечению пропускного режима учреждения соответствующим сотрудником, не оборудования помещения для охраны с установкой в нем системы охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или ситуационные центры «Службы 112», незаконным.

Обязать администрацию Нижнеингашского района и МБОУ «Новоалександровская средняя общеобразовательная школа» обеспечить пропускной режим учреждения соответствующим сотрудником, оборудовать помещение для охраны с установкой в нем системы охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или ситуационные центры «Службы 112», в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Нижнеингашский районный суд в месячный срок со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий