ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-386/2014 от 09.06.2014 Кызылского районного суда (Республика Тыва)

  Дело № 2-386/2014

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 09 июня 2014 года пгт. Каа-Хем

 Кызылский районный суд Республики Тыва в составе:

 председательствующего судьи Биче-оол А.А.,

 при секретаре Сат Ч.Ю,

 с участием старшего помощника Кызылского межрайонного прокурора Монгуш П.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Кызылского межрайонного прокурора Донгак Ч.У. в интересах Российской Федерации, Республики Тыва, Муниципального образования и неопределнного круга лиц к Администрации сельского поселения <данные изъяты> Кызылского кожууна, Х. об обязании администрацию сельского поселения сумон Ээрбекский Кызылского кожууна Республики Тыва прекратить заключенный с Х. трудовой контракт и отменить распоряжение председателя администрации сельского поселения сумона Ээрбекский о присвоении Х. классных чинов муниципальной службы,

 установил:

 Заместитель Кызылского межрайонного прокурора Донгак Ч.У. обратилась в суд в интересах Российской Федерации, Республики Тыва, Муниципального образования и неопределенного круга лиц и просила: признать действия администрации сельского поселения сумона Ээрбекский Кызылского кожнуна РТ выразившиеся в назначении на должность <данные изъяты> Х. незаконными; признать незаконными распоряжения председателя администрации сельского поселения сумона Ээрбекский о присвоении Х. классных чинов муниципальной службы; обязать администрацию сельского поселения сумон Ээрбекский Кызылского кожууна Республики Тыва прекратить заключенный с Х. трудовой договор.

 В судебном заседании требования заместителя Кызылского межрайонного прокурора Донгак Ч.У. были уточнены, заместитель Кызылского межрайонного прокурора Донгак Ч.У. обратилась с исковым заявлением к Администрации сельского поселения <данные изъяты> Кызылского кожууна, Х. об обязании администрацию сельского поселения сумон Ээрбекский Кызылского кожууна Республики Тыва прекратить заключенный с Х. трудовой контракт и отмене распоряжения председателя администрация сельского поселения сумона Ээрбекский о присвоении Х. классных чинов муниципальной службы, мотивировав требования тем, что Кызылской межрайонной прокуратурой в ходе проверки исполнения законодательства о муниципальной службе, противодействия коррупции в администрации муниципального образования сельское поселения сумон Ээрбекский Кызылского кожууна (далее - администрация <данные изъяты>) выявлены нарушения федерального законодательства. Проверкой установлено, что Х. имеет среднее образование, так как окончил Ээрбекскую среднюю школу, а затем обучался в Кызылском кооперативном техникуме, что подтверждается соответствующей записью в трудовой книжке в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время согласно ответу на запрос прокурора Х. является студентом 6 курса сельскохозяйственного факультета заочной формы обучения ФГБОУ ВПО «Тувинский государственный университет» по специальности <данные изъяты>. Зачислен на первый курс приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, высшего образования Х. при назначении на должность <данные изъяты> не имел и в настоящее время не имеет. Х. согласно распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ принят на работу в качестве <данные изъяты> по социальной политике населения с ДД.ММ.ГГГГ г., относящейся согласно реестру должностей муниципальной службы к ведущей должности категории «специалисты». В соответствии со ст.42 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами. Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №25-ФЗ) муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Статьей 4 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ, основными принципами муниципальной службы является приоритет прав и свобод человека и гражданина; равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего; профессионализм и компетентность муниципальных служащих; стабильность муниципальной службы; доступность информации о деятельности муниципальных служащих; взаимодействие с общественными объединениями и гражданами; единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических -и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы. Согласно ч.1 ст.6 Федерального закона №25-ФЗ, должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. В соответствии с чч.1 и 2 ст.9 Федерального закона от 02.03.2007 №25- ФЗ для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы в Республике Тыва, утверждаемым Законом Республики Тыва. В соответствии со ст.2 Закона Республики Тыва от 04.05.2009 №1244 ВХ-2 «О реестре должностей муниципальной службы в Республике Тыва» должности муниципальной службы в Республике Тыва классифицируются по органам местного самоуправления, группам и функциональному признаку должностей. Должности заместителей председателя администрации сельского поселения в Республике Тыва по функциональному признаку относятся к категории «специалисты» и входят в группу ведущих должностей муниципальной службы. Статьей 8 (1) Закона Республики Тыва от 12.01.2000 №389 «О муниципальной службе» (новая редакция) установлено, что для замещения должностей муниципальной службы в Республике Тыва (далее - должности муниципальной службы) квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) (далее - стаж муниципальной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований, определенных в приложении 1 к настоящему Закону: для высших, главных, ведущих, старших должностей муниципальной службы - наличие высшего профессионального образования; для младших должностей муниципальной службы - наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности. Таким образом, в нарушение указанных выше норм федерального законодательства администрацией сельского поселения сумон Ээрбекский Кызылского кожууна РТ ненадлежащим образом осуществляется работа по оформлению трудовых отношений с гражданами, поступающими на муниципальную службу, не соблюдаются критерии муниципальной службы, установленные законом. Согласно разделу 7 Приложения к закону Республики Тыва от 04.05.2009 №1244 ВХ-2 “О реестре должностей муниципальной службы в Республике Тыва» должности <данные изъяты> относятся к ведущей группе должностей муниципальной службы. Таким образом, <данные изъяты> должен обладать соответствующим по уровню и профилю образованием. Следовательно, муниципальный служащий Х. осуществляет муниципальную службу с нарушением норм федеральных, региональных и муниципальных нормативных правовых актов, не отвечает квалификационным требованиям поскольку не имел и не имеет высшего образования. В соответствии с ч.2 ст. 9.1 Федерального закона "О муниципальной службе" классные чины муниципальной службы указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям для замещения должностей муниципальной службы. Согласно материалам проверки Х. присвоены следующие классные чины муниципальной службы: <данные изъяты> (распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №), <данные изъяты> (распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №). По ст. 12 Закона Республики Тыва от 12.01.2000 N 389 "О муниципальной службе" классные чины присваиваются муниципальным служащим соответствующим квалификационным требованиям, предъявляемым к должностям муниципальной службы. В число типовых квалификационных требований к уровню образования должностей муниципальной службы категорий высших, главных и ведущих должностей муниципальной службы входит наличие высшего профессионального образования (Приложение 1 к Закону Республики Тыва от 12.01.2000 N 389 «О муниципальной службе»), в связи с тем, что Х. не соответствует квалификационным требованиям к должностям муниципальной службы ведущей должности муниципальной службы категории "специалисты", так как не имеет высшего профессионального образования, вышеуказанные распоряжения председателя администрации сельского поселения <данные изъяты> о присвоении ему классных чинов являются незаконными. Назначением Х. нарушены права граждан на равных условиях реализовать свои права на равный доступ к муниципальной службе, гарантированный им ч.4 ст.32 Конституции Российской Федерации. Назначением Х. на указанную должность муниципальной службы администрация сельского поселения сумон Ээрбекский Кызылского кожууна нарушила федеральные нормы права, определяющие порядок назначения на муниципальную службу, тем самым, нарушила права федерального законодателя в лице Российской Федерации. Должностным лицам муниципальных органов предписано соблюдать требования федерального, регионального и муниципального законодательства при реализации возложенных на них полномочий. Несоблюдение действующего законодательства со стороны администрации сельского поселения сумон Ээрбекский не позволяет претендентам на назначение на равных условиях реализовать свои права на равный доступ к государственной службе, гарантированных им ст.4 ст.32 Конституции РФ. Кроме того, нарушение федерального законодательства администрацией сельского поселения сумон Ээрбекский Кызылского кожууна влечет правовые последствия. Так, несоответствующий должности гражданин Х. ежедневно подписывает документацию, ответственность за которую не несет. Пренебрежение установленными федеральным уровнем правилами со стороны администрации сельского поселения сумон Ээрбекский Кызылского кожууна влечет дискредитацию роли и значения федерального законодателя. Нарушения, допущенные при приеме на работу устранить иным способом, кроме как расторгнуть трудовой договор не представляется возможным. При этом, продолжение работы Х. на указанной должности невозможно, в связи с тем, что работник, занимающий должность <данные изъяты> должен соответствовать квалификационным требованиям, в том числе иметь соответствующее образование и стаж работы. Таким образом, трудовой контракт с Х. подлежит расторжению по основаниям, предусмотренным п. 11 ст.77, ст.84 Трудового кодекса Российской Федерации. Частью 1 ст.1 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено, что прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. На основании п.4 ст.27, п.З ст. 35 Федерального закона «о прокуратуре российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Используя предоставленные Законом полномочия, прокурор обращается в суд в защиту прав неопределенного круга лиц, поскольку назначение на муниципальную должность лица, не имеющего соответствующего образования, противоречит закону и нарушает права неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования. На организацию квалифицированного местного самоуправления, а также лиц, отвечающих специальным квалифицированным требованиям для замещения муниципальной должности, но не имеющих возможность на ней работать, в связи с замещением этой должности Х. Статьей 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты в виде восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Просит обязать администрацию сельского поселения сумон Ээрбекский Кызылского кожууна Республики Тыва прекратить заключенный с Х. трудовой контракт и отменить распоряжения председателя администрации сельского поселения сумона Ээрбекский о присвоении Х. классных чинов муниципальной службы.

 В судебном заседании прокурор Монгуш П.А. полностью поддержала иск, по основаниям изложенным в заявлении, просила обязать администрацию сельского поселения сумон Ээрбекский Кызылского кожууна Республики Тыва прекратить заключенный с Х. трудовой контракт и отменить распоряжения председателя администрации сельского поселения сумона Ээрбекский о присвоении Х. классных чинов муниципальной службы.

 Представитель Администрации сельского поселения сумона Ээрбекский Кызылского кожууна и Х. в судебное заседание не явились, будучи извещенными о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщили.

 В силу п.3 ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело без участия не явившихся лиц.

 Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

 В силу п. 11 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ основанием прекращения трудового договора является нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 настоящего Кодекса).

 Согласно ч. 1, ч.2 ст. 9 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования,

 стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

 Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

 Материалами дела установлено, что распоряжением председателя администрации сельского поселения сумон Ээрбекский от ДД.ММ.ГГГГ № Х. был назначен на должность <данные изъяты>

 Частью 1 ст. 8 Закона Республики Тыва от 12.01.2000 N 389 "О муниципальной службе" установлено, что должности муниципальной службы подразделяются на группы: высшие должности муниципальной службы, главные должности муниципальной службы, ведущие должности муниципальной службы, старшие должности муниципальной службы, младшие должности муниципальной службы.

 Согласно ст. 8 (1) Закона Республики Тыва от 12.01.2000 N 389 "О муниципальной службе", для замещения должностей муниципальной службы в Республике Тыва (далее - должности муниципальной службы) квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) (далее - стаж муниципальной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

 Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований, определенных в приложении 1 к настоящему Закону.

 Для высших, главных, ведущих должностей муниципальной службы, а также категории "специалисты" старших должностей муниципальной службы - наличие высшего профессионального образования.

 Согласно ст. 2 Закона Республики Тыва от 04.05.2009 N 1244 ВХ-2 (ред. от 19.06.2013) «О Реестре должностей муниципальной службы в Республике Тыва», должности муниципальной службы в Республике Тыва классифицируются по органам местного самоуправления, группам и функциональному признаку должностей.

 В соответствии с разделом 7 Приложения к Закону Республики Тыва от 04.05.2009 N 1244 ВХ-2 "О реестре должностей муниципальной службы в Республике Тыва" должность <данные изъяты> относится к ведущей группе должностей муниципальной службы.

 Согласно представленного ответа ректором ФГБОУ ВПО «Тувинского государственного университета» ФИО 1 от ДД.ММ.ГГГГ, Х. является студентом 6 курса специальности <данные изъяты> сельскохозяйственного факультета заочной формы обучения. Был зачислен на первый курс приказом № от ДД.ММ.ГГГГ.

 Таким образом, Х. не имеет высшего профессионального образования, при назначении на должность <данные изъяты>». Х. по уровню своего профессионального образования не отвечает требованиям, предъявляемым к лицу, занимающему указанную должность муниципальной службы, в связи с чем трудовой договор с ним заключен незаконно.

 Уровень профессионального образования Х. не отвечает квалификационным требованиям, установленным действующим законодательством о муниципальной службе.

 Согласно распоряжения председателя администрации сельского поселения сумона Ээрбекский «О присвоении классных чинов» от ДД.ММ.ГГГГ, Х. присвоен классный чин муниципальной службы – <данные изъяты>.

 В соответствии со ст.12 Закона Республики Тыва от 12.01.2000 N 389 (ред. от 24.12.2013) «О муниципальной службе» классные чины муниципальной службы присваиваются муниципальным служащим в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы в пределах группы должностей муниципальной службы.

 В число типовых квалификационных требований к уровню образования должностей муниципальной службы относящееся к категории ведущих должностей муниципальной службы входит наличие высшего профессионального образования (Приложение 1 к Закону Республики Тыва от 12.01.2000 №389 «О Муниципальной службе»).

 Поскольку уровень профессионального образования Х. не отвечает квалификационным требованиям, установленным действующим законодательством о муниципальной службе, соответственно распоряжение председателя администрации сельского поселения сумона Ээрбекский «О присвоении классных чинов» от ДД.ММ.ГГГГ, является незаконным.

 При таких обстоятельствах, требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

 В связи с чем, суд приходит к выводу о необходимости признания действия администрации сельского поселения сумон Ээрбекский Кызылского кожууна Республики Тыва, выразившиеся в назначении на должность <данные изъяты> Х. незаконным, а также признании незаконным распоряжения председателя администрации сельского поселения сумона Ээрбекский «О присвоении классных чинов» от ДД.ММ.ГГГГ, обязании администрацию сельского поселения сумона Ээрбекский Кызылского кожууна Республики Тыва прекратить заключенный с Х. трудовой договор.

 Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 решил:

 Исковое заявление заместителя Кызылского межрайонного прокурора Донгак Ч.У. в интересах Российской Федерации, Республики Тыва, Муниципального образования и неопределнного круга лиц к Администрации сельского поселения с.Ээрбек Кызылского кожууна, Х. об обязании администрацию сельского поселения сумон Ээрбекский Кызылского кожууна Республики Тыва прекратить заключенный с Х. трудовой контракт и отменить распоряжения председателя администрации сельского поселения сумона Ээрбекский о присвоении Х. классных чинов муниципальной службы, удовлетворить.

 Обязать администрацию сельского поселения сумон Ээрбекский Кызылского кожууна Республики Тыва расторгнуть трудовой контракт с Х. по должности <данные изъяты>.

 Отменить распоряжение № председателя администрации сельского поселения сумона Ээрбекский «О присвоении классных чинов» от ДД.ММ.ГГГГ.

 Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Кызылский районный суд.

 Мотивированное решение изготовлено 13 июня 2014 года.

 Председательствующий: подпись Биче-оол А.А.

 <данные изъяты>