Дело № 2-386/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 марта 2015 года. Буинский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Р.Р.Шамионова, при секретаре А.Л.Н., с участием заявителя Г.З.З., представителя органа, решение которого оспаривается,
Буинского отдела Управления Росреестра по Республике Татарстан Г.Э.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Г.З.З. о признании отказа в государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости недействительным,
у с т а н о в и л:
Г.З.З. обратился в суд с указанным заявлением, в обосновании которого указывает, что государственный регистратор Г.Э.М. отказала ему в государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости, а именно на столярно-пилорамный цех, назначение – нежилое, 1-этажный, общая площадь кв.м., инвентарный номер « , расположенный по адресу: . Считает отказ является незаконным, поскольку регистрирующий орган вышел за пределы своих полномочий, давая правовую оценку решению постоянно действующего третейского суда «Гермес» при ООО «Центр инновационных технологий» от и не принял во внимание наличие определения Буинского городского суда РТ от о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.
В судебном заседании заявитель поддержал в полном объеме заявленные требования, по изложенным в заявлении основаниям.
Государственный регистратор Г.Э.М., надлежаще извещенная о времени и месте, в судебное заседание не явилась.
Выслушав заявителя, исследовав материалы дела в совокупности, суд приходит к следующему.
Установлено, что Г.З.З. обратился в Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Татарстан с заявлением о регистрации права собственности в подтверждение возникновения права собственности в отношении упомянутого выше объекта недвижимости, представив решение третейского суда при «Центр инновационных технологий» от .
В соответствии с решением третейского суда на основании определения Буинского городского суда РТ от Г.З.З. выдан исполнительный лист.
Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Татарстан отказало в государственной регистрации права собственности на основании абз. 6, 10, п. 1, ст. 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним": документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами; не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Суд считает, что обязательность решений третейского суда в соответствии со ст. 31 Федерального закона от 24.07.2002 N 102-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О третейских судах в Российской Федерации" означает, что стороны, заключившие третейское соглашение, принимают на себя обязанность добровольно исполнять решение третейского суда. Стороны и третейский суд прилагают все усилия к тому, чтобы решение третейского суда было юридически исполнимо.
Согласно ст. 44 названного Закона решение третейского суда исполняется добровольно в порядке и сроки, которые установлены в данном решении. Если в решении третейского суда срок не установлен, то оно подлежит немедленному исполнению.
Если решение третейского суда не исполнено добровольно в установленный срок, то оно подлежит принудительному исполнению. Принудительное исполнение решения третейского суда осуществляется по правилам исполнительного производства, действующим на момент исполнения решения третейского суда, на основе выданного компетентным судом исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда (далее - исполнительный лист) (ст. 45 указанного Закона).
Положения ст. 28 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусматривают возможность государственной регистрации прав на недвижимое имущество, установленных решением третейского суда.
В соответствии с пунктами 29, 31 - 32 Приказа Федеральной регистрационной службы от 7 июня 2007 г. N 112 "Об утверждении Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании судебных актов" (по заключению Минюста РФ от 16 ноября 2007 г. N 01/11769-АБ настоящий Приказ не нуждается в государственной регистрации; текст Приказа опубликован в Бюллетене Министерства юстиции Российской Федерации, 2007 г., N 11) спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения (пункт 1 статьи 5 Закона о третейских судах). В третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом (пункт 2 статьи 1 Закона о третейских судах). Решение третейского суда исполняется сторонами третейского соглашения добровольно в порядке и сроки, которые установлены в данном решении (статья 31 и пункт 1 статьи 44 Закона о третейских судах). Если в решении третейского суда срок не установлен, то оно подлежит немедленному исполнению (пункт 2 статьи 44 Закона о третейских судах). При осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании решения третейского суда в графе "Документы-основания" соответствующих подразделов ЕГРП рекомендуется указывать реквизиты документов, на основании которых возникли гражданские правоотношения, а также решения третейского суда.
В п. 4 Постановления Конституционного Суда РФ от 26 мая 2011 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 1 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации", статьи 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", пункта 1 статьи 33 и статьи 51 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" отмечено, что в системе действующего правового регулирования решения третейских судов не только порождают обязательство их исполнения лицами, участвующими в третейском разбирательстве, но и являются основанием для совершения иными субъектами определенных юридически значимых действий. Так, если решением третейского суда, принятым по результатам рассмотрения спора, касающегося недвижимого имущества, установлены права на это имущество, регистрирующий орган обязан совершить действия по их государственной регистрации.
Согласно правовой позиции, выраженной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.11.2007) если решение третейского суда сторонами не оспаривается, оно может являться основанием для регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. При этом регистрирующий орган проводит правовую экспертизу всех представленных на регистрацию документов, в том числе и решения третейского суда в отличие от решений судов общей юрисдикции, проверку законности сделки, установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав (ст. 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"). Кроме того, руководствуясь абзацем одиннадцатым п. 1 ст. 17 данного Федерального закона, регистрирующий орган осуществляет проверку юридической силы правоустанавливающих документов, представленных на государственную регистрацию прав.
Из смысла названных законоположений следует, что государственная регистрация права собственности на основании решения третейского суда может быть осуществлена государственным регистратором только в добровольном порядке и при условии, что регистрация права собственности не нарушает права третьих лиц, а, следовательно, с заявлением о регистрации права собственности в регистрирующий орган должны обратиться обе стороны третейского разбирательства и, помимо решения третейского суда, представить документы, необходимые и достаточные для того, чтобы государственный регистратор мог безошибочно осуществить государственную регистрацию.
Таким образом, Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" требует от сторон третейского разбирательства, среди прочего, представить заявление о регистрации права; документы, подтверждающие личность (правовой статус) заявителей; кадастровый паспорт недвижимого имущества (за исключением случаев, когда документ, содержащий описание недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов), договоры купли-продажи, на основании которых третейским судом установлено содержание правоотношений сторон, документ об уплате государственной пошлины.
При этом в соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственный регистратор вправе отказать в регистрации права собственности на основании решения третейского суда только по основаниям, указанным в абзацах четвертом, шестом, седьмом, девятом, десятом, одиннадцатом, двенадцатом, тринадцатом, четырнадцатом пункта 1 статьи 20 настоящего Федерального закона, в частности, в связи с отсутствием одного из перечисленных выше документов.
Такие основания для отказа в государственной регистрации имелись и названы в решении Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан.
В частности, регистрирующему органу, как это усматривается из расписок в получении документов на государственную регистрацию, не были представлены кадастровый паспорт недвижимого имущества, заявление о государственной регистрации второй стороны третейского соглашения, договор, на основании которого у заявителя возникло право требования передачи недвижимого имущества.
Представленные заявителем на государственную регистрацию документы свидетельствуют о том, что третейский суд признал право собственности на объекты недвижимости, которые не поставлены на кадастровый учет как построенные, а потому не могут являться предметом гражданско-правовых отношений и, соответственно, зарегистрированы.
В такой ситуации совершение регистрационных действий с указанными объектами противоречит понятию государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним как юридического акта признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Между тем, на день совершения сделки у продавца из-за отсутствия государственной регистрации права, право собственности вышеуказанный объект недвижимости не возникло, поэтому государственный регистратор обоснованно исключил регистрацию прав по решению третейского суда.
В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении заявления Г.З.З. к Управлению федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Татарстан о признании незаконным действий должностных лиц по отказу в государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости, обязании совершить действия по регистрации отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в апелляционном порядке в течение тридцати дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Буинский городской суд.
Решение в окончательной форме изготовлено .
Судья: Р.Р.Шамионов