ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-387 от 16.11.2011 Троицкого районного суда (Челябинская область)

                                                                                    Троицкий районный суд Челябинской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Троицкий районный суд Челябинской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

дело № 2-387/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Троицк 16 ноября 2011 г.

Троицкий районный суд Челябинской области в составе председательствующего Казанцевой Н.Н.,

с участием помощника прокурора  ФИО4,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора  в интересах неопределенного круга лиц к администрации МОУ « СОШ» об обязании установить в здании школы, расположенном по адресу:  кнопку экстренного вызова милиции,

У С Т А Н О В И Л:

 обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации МОУ « СОШ» (далее по тексту решения - Школа), указав в заявлении следующее.

В ходе проведенной проверки соблюдения состояния безопасности и антитеррористической устойчивости в деятельности школы выявлены нарушения, которые подлежат незамедлительному устранению.

В результате проверки установлено, что в здании муниципального образовательного учреждения « СОШ», расположенном по адресу: , отсутствует кнопка экстренного вызова сотрудников милиции.

Согласно Федеральному закону № 35-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ « О противодействии терроризму» основу противодействия терроризму составляет Конституция РФ общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, нормативно-правовые акты Правительства РФ, а также принимаемые в соответствии с ними правовые акты федеральных органов государственной власти.

В соответствии со ст.4 Федерального закона № 124-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, упрочнение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципе ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинении ему вреда.

Согласно ст.9 вышеуказанного Федерального закона, при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательномучреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.

Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, поступившего из межмуниципального отдела МВД РФ «Троицкий» по  следует, что в МОУ « СОШ» отсутствует кнопка экстренного вызова милиции. Факт отсутствия КЭВМ также подтверждается объяснением директора МОУ « СОШ».

Одним из предусмотренных статьей 12 Гражданского кодекса РФ способов защиты нарушенного права является присуждение к исполнению обязательства в натуре.

В силу п.п.2, 3 ст.32 Закона РФ «Об образовании», к компетенции образовательного учреждения относится, в том числе, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Кроме того, образовательное учреждение несёт в установленном законом порядке ответственность за жизнь, здоровье и безопасность учащихся и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

В соответствии со ст.2 Федерального закона № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» от ДД.ММ.ГГГГ противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах (п.1,7):

- обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

- приоритет мер предупреждения терроризма.

Согласно ст.51 вышеуказанного закона, образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников.

Согласно п.3.1 Руководящего Документа Р.36.003-2002 «Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств», утвержденного Министерством Внутренних дел РФ ДД.ММ.ГГГГ, в зависимости от значимости и концентрации материальных ценностей, размещенных на объекте, последствий отвозможных преступных посягательств на них, все объекты, их помещения и территории подразделяются на две группы (категории): А и Б. Ввиду большого разнообразия разнородных объектов в каждой группе, они дополнительно подразделяются на две подгруппы каждая: АI и АII, БI и БII.

Объекты подгрупп АI и АII - это объекты особо важные, повышенной опасности и жизнеобеспечения, противоправные действия (кража, грабёж, разбой, терроризм и другие) на которых, в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации могут привести к крупному, особо крупному экономическому или социальному ущербу государству, обществу, предприятию, экологии или иному владельцу имущества.

Объекты, не вошедшие в перечни, классифицируются по ближайшему аналогу с учетом возможного риска и ущерба вследствие преступного посягательства на них.

Согласно п. 6.3.1. Р.36.003-2002 для оперативной передачи сообщений на ПЦО и/ или в дежурную часть органов внутренних дел о противоправных действиях в отношении персонала или посетителей (например, о разбойных нападениях, хулиганских действиях, угрозах) объект должен оборудоваться устройствами тревожной сигнализации (ТС): механическими кнопками, радиокнопками, радиобрелками, педалями, оптико-электронными из вещателя и другими устройствами.

На основании п.2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму», министерство образования и науки Российской Федерации разрабатывает и обеспечивает реализацию комплекса мер, предусматривающего организацию в сфере образования и науки эффективного противодействия терроризму, пропаганде его идей, распространению материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

В соответствии с п.1 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О комплексе мер по противодействию терроризму в сфере образования», утвержден комплекс мер Федерального агентства по образованию по противодействию терроризму в сфере образования, в том числе, установка инженерно-технических средств охраны (ОПС, тревожной сигнализации, систем видеонаблюдения и контроля, обеспечение охраны охранными предприятиями, вневедомственной охраной ОВД на договорной основе.

Пунктом 5.39 Строительных норм и правил РФ СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», предусмотрено, что для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112».

Поскольку отсутствие устройства тревожной сигнализации в образовательном учреждении при возникновении чрезвычайной ситуации, вызванной актами терроризма, разбоя либо грабежа, может повлечь существенный вред общественным интересам, жизни и здоровью учащихся, граждан, а также значительный материальный ущерб, образовательное учреждение должно быть отнесено к категории объектов АI.

Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом данного образовательного учреждения.

Непринятие мер по оборудованию здания муниципального образовательного учреждения устройством тревожной сигнализации (ТС) может способствовать совершению террористических актов, тяжких преступлений, чем ставит под угрозу жизнь и здоровье работников учреждения, учащихся, лиц, пребывающих в нем, то есть неопределенный круг лиц, поскольку в случае возникновения чрезвычайной ситуации, вызванной актами терроризма, разбоя либо грабежа, может повлечь существенный вред общественным интересам, жизни и здоровью учащихся, гражданам пребывающем в нем, а также значительный материальный ущерб.

Кроме того, не устранение указанных недостатков противоречит задачам и целям антитеррористического законодательства Российской Федерации.

Приказом Минобрнауки РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О комплексе мер по противодействию терроризму в сфере образования и науки» утвержден комплекс мер по противодействию терроризму в сфере образования и науки.

Учредителем муниципального образовательного учреждения « СОШ» является администрация Троицкого муниципального района.

МОУ « СОШ» является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, находящимся в оперативном управлении.

МОУ « СОШ» осуществляет образовательную деятельность по адресу: .

Финансовая деятельность МОУ «» осуществляется за счет средств муниципального бюджета.

Обязанность образовательного учреждения обеспечивать сохранность имущества, а также охрану жизни и здоровья учащихся не поставлена законом в зависимость от наличия средств и времени их выделения.

В соответствии с пунктом 1 ст.120 Гражданского кодекса РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со ст. 296 Гражданского кодекса РФ.

Согласно ст.296 Гражданского кодекса РФ, учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этимимуществом с согласия собственника этого имущества. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

На основании изложенного прокурор просит обязать муниципальное образовательное учреждение « СОШ» в срок до ДД.ММ.ГГГГ:

- установить в здании, расположенном по адресу: , кнопку экстренного вызова милиции;

- вдоль всего основного ограждения периметра установить полное охранное освещение в ночное время;

- установить систему видеонаблюдения на территории МОУ « СОШ»;

- оборудовать окна в МОУ « СОШ» защитными конструкциями соответствующего класса защиты;

- восстановить целостность металлического ограждения (забора) по всему периметру образовательного учреждения.

В судебном заседании помощник прокурора  ФИО4 уточнила исковые требования и просила приобщить к материалам дела заявление, в котором прокурор  просит установить в здании, расположенном по адресу: , кнопку экстренного вызова милиции.

Прокурор в судебном заседании просила суд удовлетворить заявление прокурора об установлении в здании школы, расположенном по адресу: , кнопку экстренного вызова милиции по основаниям, указанным в заявлении.

Представитель ответчика - директор Школы ФИО5 заявление прокурора не признала и пояснила суду, что в здании МОУ « СОШ», расположенном по адресу: , ДД.ММ.ГГГГ установлена кнопка экстренного вызова милиции.

Представитель третьего лица - Управления по делам образования Администрации Троицкого муниципального района ФИО6 в судебном заседании возражала против заявленных требований прокурора и пояснила, что в МОУ « СОШ» кнопка экстренного вызова милиции установлена и об этом имеется акт приёма в эксплуатацию тревожной сигнализации.

Представитель третьего лица - Администрации Троицкого муниципального района в судебное заседание не явился, третье лицо надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела, в суд от третьего лица поступило заявление, в котором глава администрации просит дело рассмотреть в отсутствие представителя администрации, против удовлетворения требований прокурора не возражает.

Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ и с учетом мнения участников судебного заседания рассмотрел дело в отсутствие представителя администрации Троицкого муниципального района.

Суд, выслушав объяснения прокурора по заявленным требованиям, мнение представителя Школы, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, не находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.1 ч.1 ст.22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав и свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, рудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

На основании п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно Федеральному закону № 35-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «О противодействии терроризму», правовую основу противодействия терроризму составляет Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативно-правовые акты Правительства РФ, а также принимаемые в соответствии с ними правовые акты федеральных органов государственной власти.

Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах приоритета мер предупреждения терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий терроризма.

В соответствии со ст.4 Федерального закона № 124-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, упрочнение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципе ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинении ему вреда.

Согласно ст.9 вышеуказанного Федерального закона, при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.

Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, поступившего из межмуниципального отдела МВД РФ «Троицкий» по  следует, что в МОУ « СОШ» отсутствует кнопка экстренного вызова милиции (далее КЭВМ).

В силу п.п.2, 3 ст.32 Закона РФ «Об образовании», к компетенции образовательного учреждения относится, в том числе, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Кроме того, образовательное учреждение несёт в установленном законом порядке ответственность за жизнь, здоровье и безопасность учащихся и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

В соответствии со ст.2 Федерального закона № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» от ДД.ММ.ГГГГ противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах (п.1,7):

- обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

- приоритет мер предупреждения терроризма.

Согласно ст.51 вышеуказанного закона, образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников.

Поскольку отсутствие устройства тревожной сигнализации в образовательном учреждении при возникновении чрезвычайной ситуации, вызванной актами терроризма, разбоя либо грабежа, может повлечь существенный вред общественным интересам, жизни и здоровью учащихся, граждан, а также значительный материальный ущерб, образовательное учреждение должно быть оборудовано тревожной сигнализацией.

Непринятие мер по оборудованию здания муниципального образовательного учреждения устройством тревожной сигнализации (ТС) может способствовать совершению террористических актов, тяжких преступлений, чем ставит под угрозу жизнь и здоровье работников учреждения, учащихся, лиц, пребывающих в нем, то есть неопределенный круг лиц, поскольку в случае возникновения чрезвычайной ситуации, вызванной актами терроризма, разбоя либо грабежа, может повлечь существенный вред общественным интересам, жизни и здоровью учащихся, гражданам пребывающем в нем, а также значительный материальный ущерб.

МОУ « СОШ» является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, находящимся в оперативном управлении.

МОУ « СОШ» осуществляет образовательную деятельность по адресу: , что подтверждается как показаниями представителя школы, так и копией договора на право оперативного управления № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15-16) и копией акта приема передачи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17).

Финансовая деятельность МОУ « СОШ» осуществляется за счет средств муниципального бюджета.

Обязанность образовательного учреждения обеспечивать сохранность имущества, а также охрану жизни и здоровья учащихся не поставлена законом в зависимость от наличия средств и времени их выделения.

Однако, как это было указано выше в соответствии со ст. 32 Закона РФ «Об образовании» школа обязана оборудовать помещения в ней в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.

На момент рассмотрения дела государственные или местные нормы и требования по установлению в образовательных учреждениях тревожной сигнализации отсутствуют.

Имеется лишь ведомственный документ, это Руководящий Документ Р.36.003-2002 «инженерно-техническая укреплённость. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования объектов от преступных посягательств», утвержденный Министерством Внутренних дел РФ ДД.ММ.ГГГГ, который носит не обязательный, а рекомендательный характер.

Кроме того, имеется Строительные нормы и правила РФ СНиП 31-06.2009 «Общественные здания и сооружения», которые содержат требование об установлении в учреждениях образования на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел. Однако эти нормы и правила распространяются на вновь проектируемые здания, а также реконструируемые и капитально ремонтируемые.

Здание школы не является вновь проектируемым, реконструируемым или капитально ремонтируемым, а поэтому этот документ не может быть применен в рассматриваемом судом случае.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в школе установлена и принята в эксплуатацию тревожная сигнализация, что подтверждается актом приёма в эксплуатацию охранной, пожарной, охранно-пожарной, тревожной сигнализации от ДД.ММ.ГГГГ

При таких обстоятельствах и учитывая указанное выше у суда нет оснований для удовлетворения заявления прокурора.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора  в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образовательного учреждения « СОШ», об обязании установить в здании школы, расположенном по адресу: , с Песчаное,  кнопку экстренного вызова милиции оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Троицкий районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий: ФИО7