РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
19 октября 2018 года город Хабаровск
Индустриальный районный суд города Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Подреза О.А.,
с участием
представителя истца Управления Росгвардии по Хабаровскому краю ФИО1, доверенность от 06.09.2018,
ответчика ФИО2, представителя ответчика ФИО3,
при секретаре судебного заседания Лященко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю к ФИО2, о взыскании с руководителя учреждения ущерба, причиненного при исполнении должностных обязанностей,
установил:
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю (Управление Росгвардии по Хабаровскому краю) обратилось в суд с иском к ФИО2, о взыскании с руководителя учреждения ущерба, причиненного при исполнении должностных обязанностей в сумме 959189,21 р., ссылаясь на следующие обстоятельства.
Восточным округом войск национальной гвардии Российской Федерации была проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности Управления Росгвардии по Хабаровскому краю, в результате которой установлена неправомерная выплата Федеральным государственным казенным учреждением «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю» (ФГКУ «УВО ВНГ России по Хабаровскому краю») районного коэффициента гражданскому персоналу за период с 1.10.2016 по 31.12.2017, что привело к переплате денежных средств в сумме 13282191,11 р.
В феврале 2017 года в адрес Управления Росгвардии по Хабаровскому краю было направлено указание командующего округом от 13.02.2017 №800/26-430, которым для применения в практической работе доведено разъяснение финансово-экономического департамента Росгвардии от 29.12.2016 №26/33 об установлении районного коэффициента к заработной плате гражданского персонала ВНГ России в учреждениях (подразделениях), дислоцированных на территории г. Хабаровска и Хабаровского района: при установлении районного коэффициента необходимо руководствоваться постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.11.67 №512/П-28, в котором определен конкретный возможный размер районного коэффициента в г. Хабаровске и Хабаровском районе – 1,2. Распоряжением Главного штаба ВНГ РФ от 14.10.2016 №4/27-13228 предписано руководителям территориальных органов (органа) Росгвардии, подразделений ВНГ РФ, в которых проходят службу сотрудники ВНГ РФ и осуществляет трудовую деятельность гражданский персонал ВНГ РФ издать соответствующие приказы и локальные акты по вопросам установления денежного довольствия и заработной платы подчиненному составу ВНГ РФ. Однако в ФГКУ «УВО ВНГ России по Хабаровскому краю» локальные акты, определяющие порядок выплаты районного коэффициента, изданы не были.
В ФГКУ «УВО ВНГ России по Хабаровскому краю» выплата районного коэффициента осуществлялась на основании приказа начальника ФГКУ «УВО УМВД России по Хабаровскому краю» от 24.01.2014 №32 «О применении к заработной плате гражданского персонала», изданного в развитие приказа начальника УМВД России по Хабаровскому краю от 01.11.2008 №2320 «О реализации приказа МВД России от 27.08.2008 №751» в повышенных размерах, которыми установлены предельные коэффициенты к заработной плате гражданского персонала ФГКУ «УВО ВНГ России по Хабаровскому краю». Повышенный районный коэффициент устанавливался в соответствии с вышеуказанными приказами, а также пунктом 2 приложения №3 к приказу МВД России от 27.08.2008 №751 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 5.08.2008 №583», Решением исполнительного комитета Хабаровского краевого совета народных депутатов от 18.07.1991 №154 «О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих».
Однако пунктом 2 Решения №154 определено, что затраты на выплату районного коэффициента в повышенных размерах осуществляются за счет средств предприятий и организаций, а также местных бюджетов. Аналогичная норма о праве органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления и муниципальных учреждений за счёт средств соответственно бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов содержится в статье 10 Закона РФ от 19.02.1993 №4520-1. Так как ФГКУ «УВО ВНГ России по Хабаровскому краю» финансируется из федерального бюджета, выплата повышенных районных коэффициентов является неправомерной.
ФГКУ «УВО ВНГ России по Хабаровскому краю» является самостоятельным юридическим лицом в системе Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. Приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия) от ДД.ММ.ГГГГ№ л/с <данные изъяты> ФИО2 назначен начальником ФГКУ «УВО ВНГ России по Хабаровскому краю», с заключением контракта о прохождении службы в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации от 01.10.2016 до 15.12.2018.
В соответствии с пунктом 38 Устава ФГКУ «УВО ВНГ России по Хабаровскому краю», утвержденного приказом Росгвардии от 30.09.2016 №231, организацию деятельности и управление Учреждением осуществляет начальник ФГКУ «УВО ВНГ России по Хабаровскому краю» в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Росгвардии и Уставом на принципах единоначалия и персональной ответственности за деятельность Учреждения.
В соответствии с подпунктом б пункта 14 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 №157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» до вступления в силу нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность войск национальной гвардии Российской Федерации и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, действуют нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных государственных органов, регулирующие деятельность внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и полиции. В соответствии с постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.11.67 №512/П-28, в Хабаровском крае определён размер районного коэффициента 1,2, который следует устанавливать в учреждениях, финансируемых за счет средств федерального бюджета. Таким образом, начальник ФГКУ «УВО ВНГ России по Хабаровскому краю» должен был в своей деятельности при определении районных коэффициентов гражданскому персоналу руководствоваться федеральным законодательством.
Согласно пункту 46.9 Устава начальник ФГКУ «УВО ВНГ России по Хабаровскому краю» заключает в пределах компетенции, предоставленной законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Росгвардии контракты (трудовые договоры) с сотрудниками и работниками Учреждения и его филиалов.
В ФГКУ «УВО ВНГ России по Хабаровскому краю», выплата районного коэффициента осуществлялась на основании заключенных трудовых договоров. В нарушение пункта 9 трудовых договоров, заключенных с гражданским персоналом ФГКУ «УВО ВНГ России по Хабаровскому краю» (предусмотрено внесение изменений в договора в случае изменения законодательства Российской Федерации, а также при изменении локальных нормативных актов работодателя), начальником ФГКУ «УВО ВНГ России по Хабаровскому краю» мер по заключению соглашении об изменении районного коэффициента не принималось. После 15.02.2017 в ФГКУ «УВО ВНГ России по Хабаровскому краю» было заключено 12 трудовых договоров. В указанных договорах также предусматривался повышенный районный коэффициент.
Нарушение требований федерального законодательства, в том числе, постановления Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.11.1967 года № 512/П-28, привело к переплате районного коэффициента гражданскому персоналу ФГКУ «УВО ВНГ России по Хабаровскому краю» в размере 959189,21 р.
В соответствии с пунктом 6 статьи 15 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» за ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальному органу, подразделению, сотрудник органов внутренних дел несет материальную ответственность в порядке и случаях, которые установлены трудовым законодательством.
В соответствии со статьями 238, 241, 242 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. В соответствии со статьей 277 ТК РФ руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации.
Таким образом, <данные изъяты> ФИО2, начальник ФГКУ «УВО ВНГ России по Хабаровскому краю», заключая трудовые договора с гражданским персоналом ФГКУ «УВО ВНГ России по Хабаровскому краю», установил в них повышенный районный коэффициент, что повлекло необоснованное осуществление выплаты повышенного районного коэффициента в размере 959189,21р. Указанную сумму истец и просит взыскать с ФИО2 в свою пользу.
В судебном заседании представитель Управления Росгвардии по Хабаровскому краю ФИО1 исковые требования поддержала по обстоятельствам, изложенным в иске.
Ответчик ФИО2 с иском не согласился по основаниям, указанным в своем отзыве.
Приказом Росгвардии от 1.11.2017 №461 «О реализации должностными лицами войск национальной гвардии Российской Федерации отдельных полномочий по вопросам прохождения военной службы (службы)» утвержден Порядок назначения на должности рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава, присвоения очередных специальных званий до подполковника полиции включительно, а также первых и очередных специальных званий, соответствующих должностям рядового состава и младшего начальствующего состава, представления лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, к увольнению со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, разделом II которого определены Полномочия должностных лиц войск национальной гвардии по назначению на должности рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава.
В соответствии с пунктом 8.1. указанного Порядка, назначение на должность начальника подразделения (организации) войск национальной гвардии со штатной категорией полковник, осуществляется директором Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации главнокомандующим войсками национальной гвардии Российской Федерации. Таким образом, ФИО2 полагает, что служебная проверка по установлению размера причиненного им материального ущерба работодателю и причин его возникновения назначена и утверждена должностным лицом, не являющимся по отношению к нему работодателем.
С заключением служебной проверки ФИО2 не согласен, так как выводы служебной проверки не основаны на реальных фактах и обстоятельствах, послуживших основанием для принятия им решения о сохранении выплаты районного коэффициента гражданскому персоналу вверенного подразделения в повышенных размерах.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 5.04.2016 №157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» подразделения вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации включены в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
В связи с изменением подведомственности, приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 30.09.2016 №231 Федеральное государственное казённое учреждение «Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю» было переименовано в федеральное государственное казённое учреждение «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю». Инспекцией Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Хабаровска 14.10.2016 осуществлена государственная регистрация нового наименования ФГКУ УВО УМВД России по Хабаровскому краю на ФГКУ «УВО ВНГ России по Хабаровскому краю».
В связи с переименованием организации, работники ФГКУ УВО УМВД России по Хабаровскому краю в порядке статьи 75 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) с 01.10.2016 приказом начальника ФГКУ «УВО ВНГ России по Хабаровскому краю» были переведены на ранее занимаемые ими в ФГКУ УВО УМВД России по Хабаровскому краю должности с изменением наименования организации, при этом трудовые функции работников изменений не претерпели. Переименование должности возможно тогда, когда у работника, выполняющего определенные обязанности, не меняется ничего, что повлекло бы за собой изменение его трудовой функции. Изменение наименования подразделения, в котором работник работал, подчиненности и подведомственности не могут свидетельствовать об изменении определенных сторонами условий трудового договора.
Пунктом 11 и подпунктом «б» пункта 14 Указа Президента Российской Федерации от 5.04.2016 №157 установлено правопреемство Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации по обязательствам Министерства внутренних дел Российской Федерации в отношении передаваемых подразделений, в том числе вневедомственной охраны и применение до вступления в силу нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность войск национальной гвардии Российской Федерации и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных государственных органов, регулирующие деятельность внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и полиции.
Учитывая, что по состоянию на 01.10.2016 система оплаты труда, включающая в себя условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера гражданскому персоналу учреждений и подразделений системы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации ведомственными нормативно-правовыми актами не была регламентирована, а так же принимая во внимание требования указанных пунктов Указа Президента Российской Федерации от 5.04.2016 №157, у работодателя, в лице ФГКУ «УВО ВНГ России по Хабаровскому краю» сохранялась обязанность перед работниками о сохранении трудовых отношений с работниками на условиях ранее заключенных трудовых договоров, в том числе с сохранением системы оплаты труда установленной приказом МВД России от 27.08.2008 №751 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 5.08.2008 N583».
Согласно абзаца 2 пункта 2 приложения №3 «Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера гражданскому персоналу воинских частей, учреждений и подразделений системы МВД России» приказа МВД России от 27.08.2008 N751 к заработной плате гражданского персонала учреждений, дислоцированных в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, могут быть применены повышенные к установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации районные коэффициенты, в пределах размеров коэффициентов, установленных для соответствующих территорий. Расходы на указанные цели осуществляются строго в пределах средств, выделяемых на оплату труда.
До перевода в ФГКУ «УВО ВНГ России по Хабаровскому краю» заработная плата работников УМВД России по Хабаровскому краю, в том числе ФГКУ УВО УМВД России по Хабаровскому краю, выплачивалась исходя из повышенных районных коэффициентов (в Охотском районе – 1,7, в городе Хабаровске, Хабаровском районе, Бикинском районе, Вяземском районе, районе имени Лазо, Нанайском районе – 1,3, в остальных районах – 1,5).
Законность и обоснованность применения повышенных районных коэффициентов работникам УМВД России по Хабаровскому краю была подтверждена Постановлением ФАС Дальневосточного округа от 18.05.2011 №ФОЗ-1689/2011 по делу №А73-11120/2010 и последующими разъяснениями Департамента по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий МВД России от 30.09.2013 № 31/9-6033 «О применении повышенного районного коэффициента к заработной плате гражданского персонала». Таким образом, повышенный районный коэффициент применялся в расчетах ФОТ гражданского персонала в целом по УМВД России по Хабаровскому краю и соответственно в ФГКУ УВО УМВД России по Хабаровскому краю, как в подведомственном подразделении.
Во исполнение пункта 7 разъяснений о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 №822 «Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях» (приложение N 2) установленные в УМВД России по Хабаровскому краю повышенные районные коэффициенты были конкретизированы в трудовых договорах работников ФГКУ УВО УМВД России по Хабаровскому краю.
Так, в период осуществления деятельности ФГКУ УВО УМВД России по Хабаровскому краю в системе МВД России, проект сметы расходов на 2016 был принят УМВД России по Хабаровскому краю в полном объеме. В составе сметных показателей, в том числе произведены расчеты ФОТ заработной платы гражданского персонала, в которых отображена потребность в ассигнованиях и в суммовом и процентном соотношении, в том числе по районному коэффициенту. Выплата заработной платы работникам ФГКУ «УВО ВНГ России по Хабаровскому краю» до 01.01.2017 осуществлялась из фонда оплаты труда, сформированного исходя из указанных и применяемых в УМВД России по Хабаровскому краю повышенных районных коэффициентов. Смета расходов на 2017 год ФГКУ УВО «ВНГ России по Хабаровскому краю» была сформирована с учетом фактически сложившихся и применяемых ранее надбавок и доплат, в том числе с учетом размера районного коэффициента по районам Хабаровского края. Данная смета в октябре 2016 года была направлена в ФЭД Росгвардии, где была принята без разногласий, и запланированные денежные средства были доведены в полном объеме, соответственно выплата районного коэффициента осуществлена в пределах утвержденного ФОТ заработной платы гражданского персонала, что не противоречит нормам, содержащимися в приказе МВД России от 27.08.2008 №751. Таким образом, выплата районного коэффициента к заработной плате гражданского персонала производилась в размере, установленном для соответствующих территорий, в соответствии со статьей 148 ТК РФ, Постановлением правительства Российской Федерации от 05.08.2008 №583, приказом МВД России от 27.08.2008 №751 и статьям утвержденной сметы.
Распоряжение ЦА войск национальной гвардии Российской Федерации от 14.10.2016 №4/27-13228, а так же указания вышестоящих в порядке подчиненности органов управления ВО ВНГ России содержащих требования распоряжения ЦА войск национальной гвардии Российской Федерации об издании приказов и локальных актов по вопросам установления заработной платы подчиненному личному составу в адрес ФГКУ «УВО ВНГ России по Хабаровскому краю» не поступало. Разъяснение ФЭД Росгвардии от 29.12.2016 №26/33 «Об отдельных вопросах выплаты заработной платы гражданскому персоналу» поступило в Управление Росгвардии по Хабаровскому краю 15.02.2017 (входящий № 400), в ФГКУ «УВО ВНГ России по Хабаровскому краю» - 16.02.2017 (входящий номер 454).
В указанном разъяснении ФЭД Росгвардии дан ответ о возможности установления районного коэффициента в размере 1,2 по данной территории, при этом не исследовался вопрос о законности выплаты ранее установленного районного коэффициента в повышенном размере с учетом правопреемства и переименования подразделения вневедомственной охраны, а так же включения районного коэффициента в повышенном размере в условия трудовых договоров работников, до принятия уполномоченным на то должностным лицом решения об изменении районных коэффициентов и установлении их в размерах предусмотренных Постановлением СССР и Президиума ВЦСПС от 20.11.1967 №512/П-28.
Главные задачи при переходе ряда подразделений МВД России в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации были определены Президентом Российской Федерации ФИО4 и директором ФСВНГ России - главнокомандующим войск национальной гвардии Российской Федерации генералом армии ФИО5, одной из которых являлось сохранение уровня материального достатка работников и сотрудников. В своих ежегодных Посланиях Федеральному Собранию Президент Российской Федерации неоднократно указывал на то, что в основе роли государства в современном мире лежит, прежде всего, благополучие граждан, что необходимо серьёзно обновлять структуру занятости, дать людям мотивированную работу, которая бы приносила достаток, позволяла реализовывать себя, создавать современные, достойно оплачиваемые рабочие места, что также подтвердил в своём Послании от 1 марта 2018 года.
В своей деятельности начальник ФГКУ «УВО ВНГ России по Хабаровскому краю» обязан руководствоваться требованиями законодательства РФ и ведомственными нормативными актами, его деятельность направлена на выполнение задач, поставленных перед подразделениями вневедомственной охраны края, в реализации которых значительную роль играет многочисленный гражданский персонал.
В ходе анализа последствий снижения районного коэффициента в территориальных подразделениях вневедомственной охраны Хабаровского края было установлено, что у ряда работников уровень заработной платы станет меньше минимального размера оплаты труда.
В соответствии с абзацем 7 статьи 2 ТК РФ, основным принципом правового регулирования трудовых отношений признается обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. В соответствии с частью 2 статьи 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия трудовых договоров, а также выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату. Пункт 2 статьи 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает уголовную ответственность за выплату заработной платы в размере ниже установленного минимального размера оплаты труда свыше двух месяцев.
Принятие решения о сохранении ранее установленного районного коэффициента гражданскому персоналу не содержат признаков виновного противоправного бездействия. Принятие же решения о снижении районных коэффициентов при наличии финансового обеспечения по утвержденной смете финансирования напрямую влечет нарушение правил оплаты труда и действующего законодательства и соответственно может быть расценена как личная заинтересованность - т.е. стремление извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, желание приукрасить действительное положение и т.п.
Таким образом, в отсутствие решения вышестоящего уполномоченного должностного лица о снижении размера районного коэффициента действия начальника ФГКУ «УВО ВНГ России по Хабаровскому краю» были направлены на сохранение работникам минимального размера оплаты труда на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и членов его семьи.
27 октября 2017 года, во исполнение указания Управления Восточного округа войск национальной гвардии Российской Федерации от 09.10.2017 №800/31-2404 и требований об устранении недостатков, выявленных в ходе ревизии финансово-экономической деятельности Управления Росгвардии по Хабаровскому краю, проведенной в сентябре 2017 года, приказом начальника Управления Росгвардии по Хабаровскому краю №277 начальнику ФГКУ «УВО ВНГ России по Хабаровскому краю» был отдан приказ: о приостановлении выплаты районного коэффициента к заработной плате в повышенном размере 1,3% гражданскому персоналу на территории г. Хабаровска и Хабаровского района; об осуществлении выплаты районного коэффициента к заработной плате по указанной территории в размере 1,2%.
В целях соблюдения требований трудового законодательства, гражданскому персоналу ФГКУ «УВО ВНГ России по Хабаровскому краю» были выданы соответствующие уведомления об изменении районного коэффициента и в установленном Трудовым кодексом порядке заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам об установлении к заработной плате районных коэффициентов, в размерах установленных Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.11.1967 №512/П-28.
Таким образом, выводы о причинении ФИО2 ущерба безосновательны, разница между заработной платой работников, выплаченной исходя из повышенных районных коэффициентов и заработной платой, рассчитанной исходя из размеров районных коэффициентов, установленных Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.11.1967 №512/П-28 не может быть расценена как переплата заработной платы гражданскому персоналу.
С целью получения правовой позиции по вопросу правомерности снижения районного коэффициента при отсутствии на то правовых актов уполномоченных должностных лиц Росгвардии, ФГКУ «УВО ВНГ России по Хабаровскому краю» обратилось в Государственную инспекцию труда в Хабаровском крае по вопросу правомерности снижения районного коэффициента. В ответе на обращение Государственной инспекцией труда в Хабаровском крае было высказано мнение о необоснованности снижения размера установленного районного коэффициента гражданскому персоналу до минимального уровня (исх. №-ОБ/41/1 от ДД.ММ.ГГГГ). Аналогичная позиция по данному вопросу так же нашла свое отражение в ответе Следственного управления по Хабаровскому краю по существу рассмотрения обращения Управления Росгвардии по Хабаровскому краю о привлечении ФИО2 к уголовной ответственности за халатность, а так же в ответе Прокуратуры Хабаровского края по результатам изучения материалов связанных с выплатой районных коэффициентов в повышенном размере.
Таким образом, при принятии решения о привлечении ФИО2 к материальной ответственности, Управлением Росгвардии по Хабаровскому краю при проведении проверки не были установлены причины его возникновения, объективно указывающие на наличие его вины в материальной ущербе. В связи с чем, ответчик ФИО2 просит суд отказать Управлению Росгвардии по Хабаровскому краю в удовлетворении иска.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии со статьей 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам (часть 2).
В соответствии со статьей 277 ТК РФ руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации. В случаях, предусмотренных федеральными законами, руководитель организации возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 9 Постановления №52 от 16.01.2006 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю» разъяснил, что полная материальная ответственность руководителя организации за ущерб, причиненный организации, наступает в силу закона (статья 277 ТК РФ), работодатель вправе требовать возмещения ущерба в полном размере независимо от того содержится ли в трудовом договоре с этим лицом условие о полной материальной ответственности. При этом вопрос о размере возмещения ущерба (прямой действительный ущерб, убытки) решается на основании того федерального закона, в соответствии с которым руководитель несет материальную ответственность.
В пункте 2 Постановления №21 от 02.06.2015 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации» Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что руководителем организации является работник организации, выполняющий в соответствии с заключенным с ним трудовым договором особую трудовую функцию (часть 1 статьи 15, часть 2 статьи 57 ТК РФ). Трудовая функция руководителя организации в силу части первой статьи 273 ТК РФ состоит в осуществлении руководства организацией, в том числе выполнении функций ее единоличного исполнительного органа, то есть в совершении от имени организации действий по реализации ее прав и обязанностей, возникающих из гражданских, трудовых, налоговых и иных правоотношений (полномочий собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом организации, правообладателя исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, прав и обязанностей работодателя в трудовых отношениях с иными работниками организации и т.д.). Согласно разъяснениям, данным в пункте пятом названного Постановления Пленума Верховного Суда РФ №21 от 2.06.2015 в соответствии с частью первой статьи 277 ТК РФ руководитель организации (в том числе бывший) несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.11.2006 N52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю», к обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся: отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; противоправность поведения (действия или бездействие) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности.
Согласно статье 247 ТК РФ до принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов.
Заключение служебной проверки по факту выявления по результатам проверки ВО войск национальной гвардии отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности Управления Росгвардии по Хабаровскому краю переплаты районного коэффициента гражданскому персоналу за период с 1 октября 2016 года по 31 декабря 2017 года на общую сумму 13282191,11 р., была утверждена начальником Управления Росгвардии по Хабаровскому краю ФИО19 Проверка была проведена по указанию командующего Восточным округом войск национальной гвардии ФИО20
Поводом для проведения служебной проверки явился акт документальной проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю от 25.08.2017, проведенной Восточным округом войск национальной гвардии Российской Федерации, которой установлено, что осуществлялась неправомерная выплата гражданскому персоналу ФГКУ «УВО ВНГ России по Хабаровскому краю» и его филиалов районного коэффициента, при установлении районного коэффициента необходимо было руководствоваться постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.11.67 №512/Л-28. Руководителю Управлению Росгвардии по Хабаровскому краю было поручено провести служебную проверку по указанным вопросам. В связи с чем, суд не может признать состоятельным довод ответчика ФИО2 об утверждении заключения служебной проверки неуполномоченным лицом.
В соответствии со статьей 233 ТК РФ материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами. Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 №52 (в редакции Постановления Пленума Верховного Суд РФ от 28.09.2010 №22) «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю» к обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся: отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; противоправность поведения (действия или бездействие) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности.
Судом установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 №157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» подразделения вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации включены в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
Приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 30.09.2016 №231 Федеральное государственное казённое учреждение «Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю» было переименовано в федеральное государственное казённое учреждение «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю». Инспекцией Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Хабаровска 14 октября 2016 года осуществлена государственная регистрация нового наименования ФГКУ УВО УМВД России по Хабаровскому краю на ФГКУ «УВО ВНГ России по Хабаровскому краю».
Приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - Росгвардия) от ДД.ММ.ГГГГ№ л/с <данные изъяты> ФИО2 назначен <данные изъяты>, с заключением контракта о прохождении службы в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации от 01.10.2016 до 15.12.2018. Работники ФГКУ УВО УМВД России по Хабаровскому краю в порядке статьи 75 ТК РФ с 01.10.2016 приказом начальника ФГКУ «УВО ВНГ России по Хабаровскому краю» были переведены на ранее занимаемые ими в ФГКУ УВО УМВД России по Хабаровскому краю должности с изменением наименования организации, при этом трудовые функции работников изменений не претерпели.
В соответствии с пунктом 38 Устава ФГКУ «УВО ВНГ России по Хабаровскому краю», утвержденного приказом Росгвардии от 30.09.2016 №231, организацию деятельности и управление Учреждением осуществляет начальник ФГКУ «УВО ВНГ России по Хабаровскому краю» в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Росгвардии и Уставом на принципах единоначалия и персональной ответственности за деятельность Учреждения.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 14 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 №157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» до вступления в силу нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность войск национальной гвардии Российской Федерации и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, действуют нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных государственных органов, регулирующие деятельность внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и полиции.
В связи с чем, истец полагает, что в учреждениях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, к которым относится ФГКУ «УВО ВНГ России по Хабаровскому краю» необходимо было установить районный коэффициент, в соответствии с постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.11.67 №512/П-28, то есть в размере 1,2.
Суд не может согласиться с данным вывод истца.
Так, распоряжение ЦА войск национальной гвардии Российской Федерации от 14.10.2016 №4/27-13228, а так же указания вышестоящих в порядке подчиненности органов управления ВО ВНГ России содержащих требования распоряжения ЦА войск национальной гвардии Российской Федерации об издании приказов и локальных актов по вопросам установления заработной платы подчиненному личному составу в адрес ФГКУ «УВО ВНГ России по Хабаровскому краю» не поступало. Разъяснение ФЭД Росгвардии от 29.12.2016 №26/33 «Об отдельных вопросах выплаты заработной платы гражданскому персоналу» поступило в Управление Росгвардии по Хабаровскому краю 15.02.2017 (входящий №), в ФГКУ «УВО ВНГ России по Хабаровскому краю» - 16.02.2017 (входящий номер №).
При этом, в указанном разъяснении ФЭД Росгвардии дан ответ о возможности установления районного коэффициента в размере 1,2 по данной территории, однако отсутствовало прямое указания об установление данного коэффициента.
Суд признает обоснованным довод ответчика ФИО2 о том, что главные задачи при переходе ряда подразделений МВД России в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации были определены Президентом Российской Федерации ФИО4 и директором ФСВНГ России - главнокомандующим войск национальной гвардии Российской Федерации генералом армии ФИО5, одной из которых являлось сохранение уровня материального достатка работников и сотрудников.
Указом Президента Российской Федерации от 5.04.2016 №157 (пункт 11) установлено правопреемство Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации по обязательствам Министерства внутренних дел Российской Федерации в отношении передаваемых подразделений, в том числе вневедомственной охраны и применение до вступления в силу нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность войск национальной гвардии Российской Федерации и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных государственных органов, регулирующие деятельность внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и полиции.
Вместе с тем, до перевода в ФГКУ «УВО ВНГ России по Хабаровскому краю» заработная плата работников УМВД России по Хабаровскому краю, в том числе ФГКУ УВО УМВД России по Хабаровскому краю, выплачивалась исходя из повышенных районных коэффициентов (в Охотском районе – 1,7, в городе Хабаровске, Хабаровском районе, Бикинском районе, Вяземском районе, районе имени Лазо, Нанайском районе – 1,3, в остальных районах – 1,5).
Законность и обоснованность применения повышенных районных коэффициентов работникам УМВД России по Хабаровскому краю была подтверждена Постановлением ФАС Дальневосточного округа от 18.05.2011 № ФОЗ-1689/2011 по делу №А73-11120/2010 и последующими разъяснениями Департамента по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий МВД России от 30.09.2013 № 31/9-6033 «О применении повышенного районного коэффициента к заработной плате гражданского персонала». Таким образом, повышенный районный коэффициент применялся в расчетах ФОТ гражданского персонала в целом по УМВД России по Хабаровскому краю и соответственно в ФГКУ УВО УМВД России по Хабаровскому краю, как в подведомственном подразделении.
Во исполнение пункта 7 разъяснений о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях» (приложение N 2) установленные в УМВД России по <адрес> повышенные районные коэффициенты были конкретизированы в трудовых договорах работников ФГКУ УВО УМВД России по <адрес>.
Только 27 октября 2017 года, во исполнение указания Управления Восточного округа войск национальной гвардии Российской Федерации от 09.10.2017 № и требований об устранении недостатков, выявленных в ходе ревизии финансово-экономической деятельности Управления Росгвардии по Хабаровскому краю, проведенной в сентябре 2017 года, приказом начальника Управления Росгвардии по Хабаровскому краю №277 начальнику ФГКУ «УВО ВНГ России по Хабаровскому краю» был отдан приказ: о приостановлении выплаты районного коэффициента к заработной плате в повышенном размере 1,3% гражданскому персоналу на территории г.Хабаровска и Хабаровского района; об осуществлении выплаты районного коэффициента к заработной плате по указанной территории в размере 1,2%. В целях соблюдения требований трудового законодательства, гражданскому персоналу ФГКУ «УВО ВНГ России по Хабаровскому краю» были выданы соответствующие уведомления об изменении районного коэффициента и в установленном Трудовым кодексом порядке заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам об установлении к заработной плате районных коэффициентов, в размерах установленных Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.11.1967 №512/П-28.
С целью получения правовой позиции по вопросу правомерности снижения районного коэффициента при отсутствии на то правовых актов уполномоченных должностных лиц Росгвардии, ФГКУ «УВО ВНГ России по Хабаровскому краю» обратилось в Государственную инспекцию труда в Хабаровском крае по вопросу правомерности снижения районного коэффициента. В ответе на обращение Государственной инспекцией труда в Хабаровском крае было высказано мнение о необоснованности снижения размера установленного районного коэффициента гражданскому персоналу до минимального уровня (исх. № от 14.1.2017 г.). Аналогичная позиция по данному вопросу так же нашла свое отражение в ответе Следственного управления по Хабаровскому краю по существу рассмотрения обращения Управления Росгвардии по Хабаровскому краю о привлечении ФИО2 к уголовной ответственности за халатность, а так же в ответе Прокуратуры Хабаровского края по результатам изучения материалов связанных с выплатой районных коэффициентов в повышенном размере.
Кроме того, истцом оставлено без внимания, что в период осуществления деятельности ФГКУ УВО УМВД России по Хабаровскому краю в системе МВД России, проект сметы расходов на 2016 был принят УМВД России по Хабаровскому краю в полном объеме. В составе сметных показателей, в том числе произведены расчеты ФОТ заработной платы гражданского персонала, в которых отображена потребность в ассигнованиях и в суммовом и процентном соотношении, в том числе по районному коэффициенту. Выплата заработной платы работникам ФГКУ «УВО ВНГ России по Хабаровскому краю» до 01.01.2017 осуществлялась из фонда оплаты труда, сформированного исходя из указанных и применяемых в УМВД России по Хабаровскому краю повышенных районных коэффициентов.
Смета расходов на 2017 год ФГКУ УВО «ВНГ России по Хабаровскому краю» была сформирована с учетом фактически сложившихся и применяемых ранее надбавок и доплат, в том числе с учетом размера районного коэффициента по районам Хабаровского края. Данная смета в октябре 2016 года была направлена в ФЭД Росгвардии, где была принята без разногласий, и запланированные денежные средства были доведены в полном объеме, соответственно выплата районного коэффициента осуществлена в пределах утвержденного фонда оплаты труда гражданского персонала.
Таким образом, выплата районного коэффициента к заработной плате гражданского персонала производилась <данные изъяты> в размере, установленном для соответствующих территорий, в соответствии со статьей 148 ТК РФ, Постановлением правительства Российской Федерации от 05.08.2008 №583, приказом МВД России от 27.08.2008 №751 и статьям утвержденной сметы.
Истцом при проведении служебной проверки не доказано противоправность поведения ФИО2; не доказана его вина в причинении ущерба; не доказано наличие прямого действительного ущерба (выплата установленного нормативными актами районного коэффициента к заработной плате работников не может быть отнесена к прямому ущербу).
В обосновании исковых требований истец ссылается на приказ Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю от 09.08.2018 №596, согласно которому ФИО2, <данные изъяты> причинен ущерб в размере 959189,21 р.
Исследованные в судебном заседании доказательства свидетельствуют, что указанный приказ в части привлечения ФИО2 к материальной ответственности вынесен необоснованно, в нарушении нормативных актов, противоречит Указу Президента Российской Федерации от 5.04.2016 №157.
Кроме того, истцом оставлено без внимания и довод ФИО2 о том, что 12 трудовых договоров, которые были заключены после 15.02.2017 в ФГКУ «УВО ВНГ России по Хабаровскому краю», и предусматривающие повышенный районный коэффициент, были заключены в период отпуска ФИО2
При указанных обстоятельствах, иск Управления Росгвардии по Хабаровскому краю удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю к ФИО2, начальнику федерального государственного казанного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому края», о взыскании с руководителя учреждения ущерба, причиненного при исполнении должностных обязанностей, - отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Хабаровский краевой суд через Индустриальный районный суд города Хабаровска, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Мотивированное решение изготовлено 24.10.2018.