ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3874/18 от 12.12.2018 Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

***

Решение принято в окончательной форме 17.12.2018 Дело № 2-3874/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург 12 декабря 2018 года

Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в составе:

председательствующего Царегородцевой Л.Л.,

при секретаре судебного заседания Нешатаевой В.Л.,

с участием представителя истца - помощника Свердловского транспортного прокурора Барбашина М.А., представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свердловского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности принять меры к обеспечению проведения дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры,

УСТАНОВИЛ:

Свердловский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в области обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры, входящих в состав Свердловской дирекции инфраструктуры структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» (далее по тексту Свердловской дирекции). Проверкой установлено, что на балансе Свердловской дирекции находится объект транспортной инфраструктуры -железнодорожный путепровод на 78 км. перегона Арамиль - Косулино (длина 105 м.). В соответствии с под. «в» п. 5 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» к числу объектов транспортной инфраструктуры относятся, в том числе, путепроводы. Данный объект категорирован в соответствии с требованиями ст. 6 Федерального закона РФ от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», присвоена 3 категория. Оценка уязвимости вышеуказанных объектов транспортной инфраструктуры утверждена 18.07.2013. В период утверждения оценки уязвимости указанного объекта транспортной инфраструктуры требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта регулировались приказом Минтранса России от 08.02.2011 № 43. В соответствии со ст. 8 ФЗ РФ от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» разработаны и утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 № 495 «Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта», которые вступили в законную силу с 01.07.2017 и являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками. Несмотря на изменение с 01.07.2017 требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, дополнительная оценка уязвимости спорного объекта до настоящего времени не проведена. Срок проведения дополнительной оценки уязвимости истек 01.08.2017. Несвоевременное принятие мер, направленных на исполнение требований законодательства по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры нарушает права граждан на безопасное использование ОТИ, в связи с чем, прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц. Просит обязать ОАО «РЖД» в лице Свердловской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры железнодорожный путепровод на 78 км. перегона Арамиль - Косулино (длина 105 м.).

Определением Мещанского районного суда г. Москвы от 11.10.2018 гражданское дело по иску Свердловского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об обязании совершить определенные действия направлено по подсудности в Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга.

В судебном заседании помощник Свердловского транспортного прокурора Барбашин М.А заявленные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно указал, что для прокуратуры обеспечением проведения дополнительной оценки уязвимости, будет являться факт заключения соответствующего договора со специализированной организацией, имеющей право на проведение такой оценки.

Представитель ответчика ФИО1, действующая на основании доверенности, просила отказать в удовлетворении иска, поскольку ОАО «РЖД» не может обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости одномоментно по всем объектам транспортной инфраструктуры (далее ОТИ). В первую очередь было организовано проведение дополнительной оценки уязвимости ОТИ, задействованных в проведении чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года. В отношении оставшихся ОТИ, в том числе спорного ОТИ, Свердловской дирекцией направлены обращения в Центральную дирекцию инфраструктуры от 16.04.2018 и 07.08.2018 о выделении денежных средств на проведение дополнительной оценки уязвимости. 18.10.2018 получен ответ о выделении денежных средств на проведение дополнительной оценки уязвимости. Заключение соответствующего договора включено в план закупок на 2019 год, указанный договор будет заключен по результатам торгов, проведенных путем открытого аукциона, что свидетельствует об исполнении требований прокурора ответчиком в добровольном порядке. Считает, что прокурор вмешивается в хозяйственную деятельность ОАО «Российские железные дороги», что является недопустимым.

В судебном заседании представитель ответчика подтвердила, что дополнительная оценка уязвимости спорного ОТИ не проведена, сроки, установленные действующим законодательством, ответчиком нарушены, дата проведения аукциона на момент рассмотрения дела не назначена.

Заслушав представителей сторон и оценив их в совокупности с исследованными материалами дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности. Одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

Пункт 1 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» определяет акт незаконного вмешательства как противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

В п. 6 ст. 1 вышеуказанного закона содержится понятие оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, под которой понимается определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства.

В силу ст. 2 ФЗ «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Под актом незаконного вмешательства понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий. Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются: определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация мер и требований по обеспечению транспортной безопасности и другие.

Оценка уязвимости транспортных средств от актов незаконного вмешательства, порядок ее проведения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (ч. 1 ст. 5 вышеуказанного Закона).

Частью 1 ст. 8 ФЗ «О транспортной безопасности» предусмотрено, что требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации и являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.

Согласно положениям п. 9 Приказа Минтранса России от 12.04.2010 № 87 «О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», при изменении, в том числе, требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в трехмесячный срок проводится дополнительная оценка уязвимости в части, касающейся произошедших изменений.

Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 № 495 были утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта. В соответствии с п. 2 данного Постановления Правительства РФ, утвержденные им требования вступают в силу с 01.07.2017.

Согласно под. 17 п. 5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры при изменении положений Требований, регламентирующих меры по защите объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) от актов незаконного вмешательства, обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений. При изменении конструктивных, технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), приводящих к изменению присвоенной объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству) категории или изменению утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), обеспечиваются проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в части, касающейся произошедших изменений, и утверждение в установленном порядке результатов дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений или со дня получения уведомления об изменении присвоенной категории объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству).

При таких обстоятельствах в силу п. 5 Требований на субъекты транспортной инфраструктуры возложена обязанность по проведению дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.

Аналогичная позиция относительно необходимости проведения дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры в связи с принятием Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 № 495 Требований по обеспечению транспортной безопасности, изложена в письме Минтранса России вице президенту ОАО «РЖД» № Н3-26/11160 от 03.08.2017 и № Н3-26/18467 от 13.12.2017.

Из материалов дела следует, что Свердловской транспортной прокуратурой в ходе проверки исполнения законодательства в области обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры, входящих в состав Свердловской дирекции установлено, что объект транспортной инфраструктуры - железнодорожный путепровод на 78 км. перегона Арамиль - Косулино (длина 105 м.) находится в собственности ОАО «РЖД», что подтверждается карточкой № 105.08 и свидетельством о государственной регистрации права собственности, железнодорожный путепровод категорирован, присвоена 3 категория, проведена оценка уязвимости данного объекта, результаты оценки уязвимости утверждены 18.07.2013. Оценка уязвимости указанного объекта проведена с учетом Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 г. № 43. Указанные Требования действовали до 01.07.2017, до утверждения Постановлением Правительства РФ 26.04.2017 № 495 новых требований по обеспечению транспортной безопасности, которые вступили в законную силу 01.07.2017. Несмотря на изменение с 01.07.2017 требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, дополнительная оценка их уязвимости ответчиком не проведена. Данное обстоятельство послужило основанием для обращения прокурора в суд.

Судом также установлено, что ответчиком, данная обязанность на момент рассмотрения дела не исполнена. Дата проведения открытого аукциона не назначена.

Доказательств, подтверждающих отсутствие у ОАО «РЖД» реальной возможности соблюдения требований действующего законодательства, а также принятия всех мер на исполнение Требований по обеспечению транспортной безопасности, ответчиком не представлено.

Таким образом, поскольку обязанность по принятию мер к организации исполнения требований законодательства о транспортной безопасности возложена на ОАО «РЖД», учитывая, что на момент разрешения спора со дня вступления в силу новых требований по обеспечению транспортной безопасности прошло более года, а дополнительная оценка уязвимости железнодорожного путепровода не проведена по причине отсутствия финансирования, что представителем ответчика не оспаривается, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора, поскольку не проведение мероприятий, предусмотренных Требованиями по обеспечению транспортной безопасности, ставит под угрозу жизнь и безопасность неопределенного круга лиц, пользующихся объектами транспортной инфраструктуры.

Право прокурора обратиться в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц предусмотрено ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Выявленные Свердловским транспортным прокурором недостатки в области обеспечения транспортной безопасности, в целом угрожает жизни и здоровью людей. В целях защиты жизни и здоровья неопределенного круга лиц прокурор правомерно, реализуя свои полномочия, предусмотренные ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в суд с иском.

В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В силу ч. 2 названной статьи в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Учитывая, что для заключения договора со специализированной организацией, уполномоченной проводить оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры требуется значительный временной промежуток, связанный с проведением аукциона, суд полагает разумным заявленный прокурором срок – три месяца после вступления решения суда в законную силу.

В соответствии со статьями 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 300 руб., от уплаты которой истец при подаче иска был освобожден в силу закона.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования удовлетворить.

Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице Свердловской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожный путепровод на 78 км. перегона Арамиль - Косулино (длина 105 м.).

Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга

Судья *** Л.Л. Царегородцева

***

***

***

***

***