ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3874/19 от 03.09.2019 Волжского городского суда (Волгоградская область)

Дело № 2-3874/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Волжский городской суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Василенко Н.С.,

при секретаре Гурджиян С.А.,

03 сентября 2019 года в г.Волжском Волгоградской области, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к АО «АТЭК» о понуждении направить квитанции оплаты предоставленных услуг управляющей компанией,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратился в суд с иском к АО «АТЭК» о понуждении направить квитанции оплаты предоставленных услуг управляющей компанией, указав в обоснование требований, что является собственником помещения в МКД по адресу: <адрес>; местом его преимущественного пребывания является: <адрес>. Оказание услуг и выполнение работ многоквартирного дома № 4 по пер.Буковый г.Краснодара осуществляет управляющая компания АО «АТЭК». Истец неоднократно обращался к ответчику с заявлениями о предоставлении ему по месту пребывания ежемесячных платежных документов (квитанций оплаты услуг УК) за период с февраля 2019 года по июль 2019 года, однако указанные документы ему ответчиком не направлялись. Указывает, что ответчик, не направляя в его адрес квитанции об оплате за указанное жилое помещение, создает препятствия истцу в осуществления обязанности оплатить содержание его собственности или оспорить предоставленные услуги, чем нарушает его права. Просит суд установить виновность действий АО «АТЭК» в нарушении прав потребителя и создании препятствий по внесению платы за коммунальную услугу –теплоснабжение, которая вносится на основании платежным документов, представляемых потребителя исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом; обязать ответчика направить в адрес пребывания истца ежемесячные платежные документы (квитанции оплаты услуг теплоснабжения) в период с февраля 2019 года по июль 2019 года включительно, в случае отсутствии платежных документов справку об отсутствии платежных документов; установить в решении суда срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено ответчиком.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен в установленном законом порядке.

Представитель ответчика АО «АТЭК» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.

Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Как указано в преамбуле Закона РФ от 07.02.1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей» (ред. от 03.07.2016) Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Статьей 1 данного закона определено, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами (далее - законы) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии с ч.1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ч. 2 ст. 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива; на основании информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.

Платежные документы, информация о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг подлежат размещению в системе в срок, предусмотренный ч. 2 ст.155 ЖК РФ.

Таким образом, из вышеуказанной правовой нормы следует, что платежный документ может быть представлен в любой форме, в том числе, электронной.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 является собственником жилого помещения - квартиры, площадью <...> расположенной по адресу: г. <адрес> что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 12.05.2010.

АО «АТЭК» осуществляет услуги по поставку тепловой энергии.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регламентированы Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354 (далее по тексту - Правила).

На основании названных Правил, а также в соответствии с условиями договора управления многоквартирным домом от 01.05.2016 (п. 14) плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

При этом, способ доставки платежного документа договором не регламентирован.

Вместе с тем, в силу п. 15 договора на управляющую компанию (ответчика) возложена обязанность в течение 3 рабочих дней направлять в адрес собственника документы, связанные с выполнением обязательств по договору управления, в том числе платежные документы на внесение платы за жилое помещение.

Таким образом, право выбора, каким способом получать информацию (путем получения платежного документа или с помощью электронных систем), предоставлено потребителю услуги (истцу).

В соответствии с п.1 ст. 8 Закона РФ от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (п.1 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

В соответствии со п. 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, потребитель имеет право получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащими положения о предоставлении коммунальных услуг.

Не предоставление указанных документов свидетельствует о нарушении прав потребителя.

Согласно выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения с места жительства ГКУ ВО «МФЦ» от 03.12.2018, ФИО1 временно зарегистрирован по адресу: <адрес>, сроком по 10.01.2020.

Как указывает ФИО1, АО «АТЭК» надлежащим образом не исполняет обязанность по предоставлению информации потребителю, платежные документы на внесение платы за жилое помещение в его адрес преимущественного пребывания не направляются.

В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354, исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Пунктом 8 Правил предусмотрено, что исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 Правил, то есть управляющая организация.

Таким образом, исходя из указанного выше, суд приходит к выводу о том, что истец является потребителем коммунальных услуг, которые оплачивает в пользу ответчика, а потому вправе получать от последнего информацию в рамках оказанных ему услуг, в том числе платежные документы и сведения о произведенных им платежах.

19 июля 2019 года, а также 04 декабря 2018 года ФИО1 направил в адрес АО «АТЭК» требования (заявления, претензии) о направлении ежемесячных платежных документов (квитанции оплаты услуг УК) за период с января 2018 года по настоящий момент в форме надлежаще оформленного верифицируемого документа.

Из текста заявлений следует, что запрашиваемые документы ФИО1 просит направить по адресу его пребывания: <адрес> либо на адрес электронной почты:<...>..

Указанные заявления были получены ответчиком, вместе с тем, запрашиваемые документы в адрес ФИО1 направлены не были.

Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства лежит на исполнителе.

Пунктом 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 №416 установлено, что управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе:

начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме (пп. ж).

Обязанность направления платежных документов собственнику обязательна.

Следовательно, ответчик АО «АТЭК» должен доказать, что им в соответствии со ст. 155 ЖК РФ и п. 14 договора управления многоквартирным домом своевременно, не позднее 1-го числа каждого месяца, выставляются и направляются в адрес истца платежные документы на внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Как следует из материалов дела, АО «АТЭК» не выслала в его адрес ни одного платежного документа за период февраля 2019 года по июль 2019 года.

Ответчиком доказательств, опровергающих утверждения истца и освобождающих его от ответственности, суду не представлено.

На основании изложенного, судом достоверно установлено, что требования Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 №416, ответчиком не исполняются, платежные документы в адрес пребывания истца по его просьбе не направляются, доказательств обратного материалы дела не содержат.

Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности доводов истца о признании действий ответчика по неисполнению обязанности направления в адрес пребывания собственника платежных документов за период с февраля 2019 года по июль 2019 года в верифицируемом виде – квитанций оплаты предоставленных услуг АО «АТЭК» за жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, виновными, и считает необходимым обязать ответчика направить в адрес истца платежные документы за спорное жилое помещение за период с февраля 2019 года по июль 2019 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

С учетом требований ст.ст. 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса РФ госпошлина подлежит зачислению в бюджет городского округа – город Волжский Волгоградской области.

В связи с тем, что истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления, исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению, то с ответчика АО «АТЭК» подлежит взысканию в доход бюджета городского округа – город Волжский Волгоградской области государственная пошлина в размере 300 рублей.

Согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд полагает необходимым, возложить на ответчика обязанность в течение 10 (десяти) суток с момента вступления решения суда в законную силу направить в адрес пребывания ФИО1 (<адрес>) платежные документы за жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в форме надлежаще оформленного верифицируемого документа за февраль 2019 года по июль 2019 года.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к АО «АТЭК» о понуждении направить квитанции оплаты предоставленных услуг управляющей компанией, удовлетворить.

Признать незаконными действия АО «АТЭК» в нарушении прав потребителя ФИО1 на получение достоверной информации и обеспечение направления в адрес пребывания собственника ежемесячных платежных документов в верифицируемом виде – квитанций оплаты предоставленных услуг за жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>

Обязать АО «АТЭК» в течение 10 (десяти) суток с момента вступления решения суда в законную силу направить в адрес пребывания ФИО1 (<адрес>) платежные документы за жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в форме надлежаще оформленного верифицируемого документа за период с февраля 2019 года по июль 2019 года.

Взыскать с АО «АТЭК» в доход бюджета городского округа – город Волжский Волгоградской области государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья: Н.С. Василенко

Справка: мотивированный текст решения изготовлен 09 сентября 2019 года.

Судья: Н.С. Василенко