РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 ноября 2012 года г. Москва
Резолютивная часть решения объявлена 01 ноября 2012 года
Решение изготовлено в окончательной форме 06 ноября 2012 года
Пресненский районный суд г. Москвы в составе председательствующего - федерального судьи Шарудилова О.Н., при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-503/12 по иску ФИО1 к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о признании действий (бездействия) незаконным, обязании предоставить субсидию на приобретение жилого помещения, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивируя их тем, что с 2004 года она с дочерью, а также отцом, матерью и братом состоят на учете по улучшению жилищных условий в р-не «Печатники» (учетное дело Номер). В мае 2010 года ФИО1, как доверенным лицом ФИО2 были поданы документы для постановки на учет и оформления субсидии на приобретение жилого помещения, согласно списку, выданному сотрудником УДЖП г Москвы по ЮВАО ФИО4 В принятии данных документов и в участии в программе ей было отказано в устной форме, в виду того, что отсутствовали документы от ее бывшего супруга (ФИО5), с которым ФИО1 находится в разводе с ДатаФИО5 никогда не был зарегистрирован по адресу: Адрес, и не претендовал на получение субсидии в составе семьи истца. ФИО1 обратилась в Муниципалитет внутригородского муниципального образования «Печатники» г.Москвы (письмо от Дата) и одновременно в Муниципалитет внутригородского муниципального образования «Косино-Ухтомский» г.Москвы с заявлением об оказании содействия в получении документов от ФИО5, с целью возможного обеспечения постоянным жилым помещением их дочери. Также истец обратилась в УВД по р-ну «Косино-Ухтомский» г.Москвы, с заявлением от Дата о том, чтобы ей подтвердили, что ФИО5 по месту регистрации не проживает. Муниципалитету внутригородского муниципального образования «Косино-Ухотомское» г.Москвы удалось истребовать (у ФИО6) только копию выписки из домовой книги по адресу: Адрес. Кроме того, Муниципалитет внутригородского муниципального образования «Косино-Ухотомское» г.Москвы самостоятельно обратилось с в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы и Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по г.Москве для получения справки об отсутствии зарегистрированных прав на жилые помещения, принадлежащих ФИО5 Ответы на данные запросы предоставлялись по почте. Срок действия уведомления об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от Дата (1 месяц) в процессе пересылки закончился. Документ был получен МВМО «Косино-Ухтомское» лишь Дата Истцом были поданы заявления на выдачу на руки документов по официальному запросу, на получение копии самого официального запроса в связи с ограниченным сроком их действия в ДЖП и ЖФ г.Москвы в ВАО (1 заявление от Дата) и в ДЖП и ЖФ г.Москвы в ЮВАО (2 заявления от Дата) Данные обращения остались без ответа. Истцом были повторно поданы заявление и пакет документов в Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы в ЮВАО на оформление субсидии на приобретение жилой площади. Истец указывает, что не имеет возможности на получение и истребование каких-либо документов от своего бывшего мужа, а сам он предоставлять данные документы отказался. В содействии получения данных документов от гр-на ФИО5 Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы в ЮВАО в лице сотрудника ФИО4 также отказало. В ответ на заявление истца от Дата было получено письмо Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы в ЮВАО от ДатаНомер, где в вопросе рассмотрения о предоставлении жилищной субсидии было отказано, ввиду непредставления документов от ФИО5, ввиду того, что с момента развода прошло менее 5-ти лет. В связи с неправомерными действиями сотрудников Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы в ЮВАО, а именно - требованием представления дополнительных документов, которые должны были запрашивать непосредственно сами специалисты Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы в ЮВАО, не всесторонним рассмотрением заявления на предоставление жилищной субсидии с уже предоставленными документами на бывшего мужа, истцу было отказано в предоставлении жилищной субсидии.
Истец просит суд, признать действия (бездействия) должностных лиц Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы по оставлению обращений без ответа и отказ Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения неправомерными, обязать Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы предоставить субсидию на приобретение жилого помещения, а также взыскать с Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей.
Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представила суду заявление в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Доказательств уважительности своей неявки суду не представил, представил суду возражения на исковое заявление, согласно которым ФИО1 и члены ее семьи ФИО12 М.Д. (отец), ФИО7 (мать), ФИО8 (брат), ФИО9 (дочь) занимают по договору социального найма квартиру общей площадью жилого помещения 42,90 кв.м, жилой площадью 27, 40 кв.м по адресу: Адрес. ФИО12 М.Д. с семьей, состоящей из пяти человек, состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «общие основания» с 2004 года. ДатаФИО1 обратилась в Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда в Юго-Восточном административном округе города Москвы с заявлением, в котором просила поставить ФИО10ФИО7, ФИО8 на учет на получение субсидии на приобретение жилого помещения. Дата в ответ на поступившее заявление ФИО1 было сообщено, что она совершила действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, а именно расторгла брак Дата, поэтому вопрос о предоставлении семье ФИО1 субсидии будет рассмотрен только при наличии всех необходимых документов, в том числе на ее бывшего мужа. ДатаФИО1 обратилась в Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда в Юго-Восточном административном округе города Москвы с двумя обращениями по вопросу о предоставлении копии официального запроса, направленного в Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда в Восточном административном округе города Москвы. Управлением Департамента жилищной политики и жилищного фонда в Юго-Восточном административном округе города Москвы были направлены запросы в Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда в Восточном административном округе города Москвы об оказании содействия в получении выписки из домовой книги и копии финансового лицевого счета на ФИО5 (запросы от Дата и от Дата), о чем заявительница была поставлена в известность. ДатаФИО1 обратилась в Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда в Юго-Восточном административном округе города Москвы с заявлением, в котором просила дать ей письменный ответ относительно оформления субсидии. Дата Управлением Департамента жилищной политики и жилищного фонда в Юго-Восточном административном округе города Москвы в ответ на обращение ФИО1 от Дата повторно были разъяснены нормы Закона города Москвы от 14.06.2006 г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» о совершении действий, повлекших ухудшение жилищных условий, а также сообщалось о том, что вопрос о предоставлении субсидии может быть рассмотрен только после предоставления всех необходимых документов. Таким образом, на обращения истца были даны своевременные и мотивированные ответы. Не согласие истца с требованиями о предоставлении необходимых документов и уклонении истца от их предоставления является незаконным. Кроме того, истцом пропущен трехмесячный срок для обращения в суд с требованиями о признании незаконными действий должностного лица. Учитывая изложенное, нельзя рассматривать ответ Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда в Юго-Восточном административном округе города Москвы на поступившие обращения, как отказ в предоставлении субсидии, истцу лишь были даны разъяснения о необходимости предоставления документов для разрешения ее жилищного вопроса в положительную сторону. Кроме того, в соответствие с действующим на тот момент законодательством города Москвы Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы не был уполномочен издавать распоряжения о принятии на учет на получение субсидии, а только лишь готовил необходимые документы для передачи их в префектуру ЮВАО г. Москвы, которая на тот момент была уполномочена принимать соответствующее решение. Согласно действующему жилищному законодательству города Москвы при расчете размера субсидии необходимо учитывать действия повлекшие, ухудшение жилищных условий. К действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий относится изменение состава семьи, в том числе в результате расторжения брака. Как известно из материалов дела, брак между ФИО5 и ФИО1 был расторгнут брак в июне 2009 года, следовательно, истец ухудшила свои жилищные условия. Требование истца о компенсации морального вреда в размере 20000 рублей незаконно и необоснованно, поскольку должностные лица при даче истцу ответов на ее обращения действовали в соответствии с действующим законодательством, их действия являются обоснованными и правомерными, соответственно, не причинили и не могли причинить ей вред (л.д. 83-86).
Суд, изучив материалы дела, не находит оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о признании действий (бездействия) незаконным, обязании предоставить субсидию на приобретение жилого помещения, компенсации морального вреда, по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 ст. 2 ЖК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии с ч. 1, 2, 6 ст. 31 Закона города Москвы N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», жители города Москвы, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий или нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, имеют право на основании собственного заявления на предоставление субсидии в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы. Субсидии выделяются из бюджета города Москвы в пределах объемов финансирования, предусмотренных на эти цели законом города Москвы о бюджете города Москвы. При расчете размера субсидии учитывается размер площади жилого помещения (части жилого помещения), в отношении которого заявители и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования, а также гражданско-правовые сделки, совершенные заявителями и членами их семей с принадлежащими им жилыми помещениями (частями жилых помещений) за период, установленный статьей 10 настоящего Закона.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 10 Закона города Москвы N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях по истечении пяти лет после совершения ими действий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. При предоставлении жилых помещений жителям города Москвы из жилищного фонда города Москвы или помощи города Москвы в приобретении жилых помещений жителями города Москвы в собственность учитываются действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, за пять лет, предшествующих предоставлению жилых помещений или помощи города Москвы. К действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относится изменение состава семьи, в том числе в результате расторжения брака.
В соответствии со ст. 11 Закона города Москвы N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», для признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы рассматривают заявление о признании нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых малоимущим гражданам в соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма, документы, приложенные к заявлению и подтверждающие наличие условий, указанных в статье 7 настоящего Закона.
Заявитель прилагает к заявлению копии документов с одновременным предъявлением их оригиналов, подтверждающих следующие сведения о себе и членах своей семьи: о личности, гражданстве Российской Федерации и месте жительства (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, гражданство Российской Федерации и место жительства); о том, что граждане, указанные в заявлении, являются членами одной семьи, в том числе о родственных отношениях или свойстве лиц, указанных в заявлении в качестве членов семьи (при наличии соответствующих отношений); о признании заявителя и членов его семьи малоимущими в порядке, установленном законом города Москвы; о наличии жилых помещений, пригодных для постоянного проживания и расположенных за пределами города Москвы, в отношении которых заявитель или члены его семьи обладают самостоятельным правом пользования или правом собственности. В случае отсутствия таких помещений заявитель указывает в заявлении, что таких помещений нет.
Иные документы, свидетельствующие о жилищной обеспеченности заявителя, а также о факте проживания по месту жительства в городе Москве на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет, которые не могут быть затребованы уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы в режиме "одно окно" или которые, по мнению заявителя, могут повлиять на решение о признании его нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет, прилагаются им к заявлению.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, что истец, а также члены ее семьи ФИО12 М.Д. (отец), ФИО7 (мать), ФИО8 (брат), ФИО9 (дочь) занимают по договору социального найма квартиру общей площадью жилого помещения 42,90 кв.м, жилой площадью 27, 40 кв.м по адресу: Адрес (л.д. 15-17).
ФИО12 М.Д. с семьей, состоящей из пяти человек, состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «общие основания» с 2004 года (л.д. 14).
ДатаФИО1 обратилась в Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда в Юго-Восточном административном округе города Москвы с заявлением, в котором просила поставить ФИО10ФИО7, ФИО8 на учет на получение субсидии на приобретение жилого помещения (л.д. 18).
Управлением Департамента жилищной политики и жилищного фонда в Юго-Восточном административном округе города Москвы Дата был дан ответ, из которого следует, что истец совершила действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, а именно расторгла брак Дата, поэтому вопрос о предоставлении семье ФИО1 субсидии будет рассмотрен только при наличии всех необходимых документов, в том числе на ее бывшего мужа (л.д. 19).
Согласно материалам дела, брак между ФИО5 и ФИО1 прекращен Дата, о чем Дата Люблинским отделом ЗАГС Управления ЗАГС Москвы составлена актовая запись Номер (л.д. 12).
Согласно свидетельству о рождении ФИО9, Дата года рождения, выданному Перовским отделом ЗАГС г. Москвы Дата, ее родителями являются: ФИО5 и ФИО1 (л.д. 11).
Согласно материалам дела, ДатаФИО1 обратилась в Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда в Юго-Восточном административном округе города Москвы с заявлениями по вопросу о предоставлении копии официального запроса, направленного в Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда в Восточном административном округе города Москвы (л.д. 21-23).
ДатаФИО1 обратилась в Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда в Юго-Восточном административном округе города Москвы с заявлением, в котором просила дать ей письменный ответ относительно оформления субсидии (л.д. 24).
Дата Управлением Департамента жилищной политики и жилищного фонда в Юго-Восточном административном округе города Москвы в ответ на обращение ФИО1 от Дата повторно были разъяснены нормы Закона города Москвы от 14.06.2006 г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» о совершении действий, повлекших ухудшение жилищных условий, а также сообщалось о том, что вопрос о предоставлении субсидии может быть рассмотрен только после предоставления всех необходимых документов (л.д. 26).
Судом установлено и не оспаривалось истцом в судебном заседании, что распоряжением префекта ЮВАО г. Москвы Номер-иск от Дата, на основании письменного заявления истца, ей и ее дочери, состоящей на учете по улучшению жилищных условий по категории «общие основания», учетное дело Номер была предоставлена компенсация по возмещению расходов, связанных с оплатой найма жилого помещения площадью 50,6 кв.м. в виде двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: Адрес.
Кроме того, в 2009 ФИО1 (на семью из двух человек) был предложен вариант улучшения жилищных условий в виде отдельной двухкомнатной квартиры общей площадью 61,9 кв.м, жилой площадью 33,3 кв.м. по адресу: Адрес, с которым истец не согласилась.
Также в 2010 ФИО7 (на семью из трех человек) был предложен вариант улучшения жилищных условий в виде отдельной трехкомнатной квартиры общей площадью 71,4 кв.м, жилой площадью 43,6 кв.м. по адресу: Адрес.
Согласно объяснениям истца, данным ей в судебном заседании от Дата она просит суд, признать действия (бездействия) должностных лиц Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы по оставлению обращений от Дата без ответа неправомерными (л.д. 65-68).
Согласно письменным пояснениям истца, в мае 2010 г. в приёмный день в УДЖП и ЖФ по ЮВАО г. Москвы ей было подано заявление о приёме на учёт на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья на всех членов семьи, состоящих на учёте по улучшению жилищных условий (учётное дело Номер) и предоставлены все испрашиваемые документы, согласно установленному порядку. Также были предоставлены имеющиеся у нее иные документы по бывшему мужу ФИО5 Никаких замечаний к представленным документам не было, но документы не были приняты. После чего истцом было подано заявление в канцелярию от Дата с приложением представленных на приёме документов, которые при приёме заявления отказались принять. На данное заявление УДЖП и ЖФ по ЮВАО г.Москвы подготовил ответ от ДатаНомер содержащий: «В июне 2009 Вы расторгли брак, однако жилищные документы и справки о наличии или отсутствии жилых помещений в собственности у бывшего мужа не представили. Вопрос о предоставлении Вашей семье жилищной субсидии будет рассмотрен только при наличии всех необходимых документов, в том числе на бывшего мужа». Истец считает данный ответ незаконным, поскольку ее развод не повлёк увеличения размера субсидии, т.к. бывший муж ФИО5 не вписывался и не выписывался в данное жилое помещение, в учётном деле не числился, на учёте по улучшению жилищных условий не состоял и не состоит: никаких действий, повлёкших к ухудшению жилищных условий, и никаких гражданско-правовых сделок с жилым помещением, не совершалось, развод не привёл к уменьшению размера занимаемого жилого помещения или к его отчуждению, за пять лет, предшествующих предоставлению жилых помещений или помощи города Москвы. Все поданные истцом заявления в УДЖП и ЖФ по ЮВАО и по ВАО г.Москвы от Дата остались без ответа, без каких-либо уведомлений до настоящего времени. Подготовленный ответ УДЖП и ЖФ по ЮВАО г.Москвы от Дата на заявление от Дата с приложением требуемых УДЖП и ЖФ по ЮВАО г.Москвы документов на бывшего мужа не является мотивированным и законным, а является лишь отпиской (л.д. 94-97).
Как следует из материалов дела и возражений на иск, Управлением Департамента жилищной политики и жилищного фонда в Юго-Восточном административном округе города Москвы были направлены запросы в Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда в Восточном административном округе города Москвы об оказании содействия в получении выписки из домовой книги и копии финансового лицевого счета на ФИО5 (запросы от Дата и от Дата), о чем истец была поставлена в известность.
Также согласно ответа Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от Дата на запрос суда о представлении документов об отправлении исходящей корреспонденции за Дата следует, что в Департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы ведется электронная регистрация всей поступающей корреспонденции по системе «Золушка». В данной системе по поступившим и зарегистрированным заявлениям ФИО1, проживающей по адресу Адрес, за 2010 год имеется три карточки документа: заявление от Дата закрытое по системе учета подготовленным исполнителем ответом от Дата; два заявления от Дата закрыто по системе учета подготовленным исполнителем ответом от Дата; заявление от Дата закрыто по системе учета подготовленным исполнителем ответом от Дата. После закрытия по системе учета подготовленный исполнителем ответ в тот же день направляется заявителю по почте обычным письмом, дата отправки не регистрируется (л.д. 118).
Кроме того, ФИО1 пропущен срок на обращение в суд с требованием об оспаривании действия (бездействия) должностных лиц Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы
Ст. 256 ГПК РФ установлен трехмесячный срок на обращение в суд с заявление об оспаривании действий должностного лица или государственного органа.
Поскольку ФИО1 были поданы обращения в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы Дата, а с заявлением в суд она обратилась только Дата, мотивируя пропуск срока на обращение в суд тем, что она не имеет юридического образования (л.д. 89), то суд приходит к выводу о том, что истцом пропущен установленный законом срок на обращение в суд с требованием об оспаривании действия (бездействия) должностных лиц Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы.
Согласно ответа от Дата и Дата Управлением Департамента жилищной политики и жилищного фонда в Юго-Восточном административном округе города Москвы в ответ на обращения ФИО1 были разъяснены нормы Закона города Москвы от 14.06.2006 г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» о совершении действий, повлекших ухудшение жилищных условий, а также сообщалось о том, что вопрос о предоставлении субсидии может быть рассмотрен только после предоставления всех необходимых документов.
Из положений п. 4 ч. 2 ст. 10 Закона г. Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» следует, что при предоставлении жилых помещений из жилищного фонда г. Москвы учету подлежит не сам факт расторжения брака, а факт ухудшения данным действием жилищных условий.
Учитывая, что Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда в Юго-Восточном административном округе города Москвы не отказывало истцу в предоставлении субсидии, истец и члены ее семьи не были сняты с учета, как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, а также то обстоятельство, что установленные действующим законодательством документы о наличии жилых помещений, пригодных для постоянного проживания и расположенных за пределами города Москвы, в отношении которых истец или члены его семьи обладают самостоятельным правом пользования или правом собственности, должны предоставляться истцом самостоятельно, суд не находит со стороны Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы нарушений действующего законодательства и приходит к выводу, что требования ФИО1 не подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска ФИО1 к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о признании действий (бездействия) незаконным, обязании предоставить субсидию на приобретение жилого помещения, компенсации морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Пресненский районный суд г. Москвы в Московский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья О.Н. Шарудилов