Дело № 2-3875/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 октября 2015 года
Свердловский районный суд города Костромы в составе:
председательствующего судьи Шабаровой И.А.
при секретаре Исуповой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галичского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 к ОГКУ «Центр социальных выплат» о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии и перерасчете субсидии,
установил:
Галичский межрайонный прокурор в интересах ФИО2 обратился в суд с иском к ОГКУ «Центр социальных выплат», ОГКУ «Многофункциональный центр» с требованиями о признании действий ОГКУ «Центр социальных выплат» незаконными в части отказа в предоставлении субсидии на оплату коммунальных услуг ФИО2 по адресу проживания: <адрес>, за период с <дата> по <дата>; возложить обязанность на ОГКУ «Центр социальных выплат» произвести перерасчет субсидии, полагавшейся ФИО2 за период с <дата> по <дата> с учетом требований закона и выплатить ей данные средства в денежном выражении в срок не позднее месяца со дня вступления решения суда в законную силу. В обоснование заявленных требований ссылаются на то, что Галичской межрайонной прокуратурой по обращению ФИО2 проведена проверка соблюдения законодательства о социальной поддержке граждан в деятельности ОГКУ «Центр социальных выплат», ОГКУ «Многофункциональный центр». В результате проверки установлено, что ОГКУ «Центр социальных выплат» допущены нарушения закона, выразившиеся в непредставлении ФИО2 субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг в полном объеме за период с <дата> по <дата>. Проверкой установлено, что в <дата> ФИО2 обратилась с заявлением в ОГКУ «Многофункциональный центр», предъявила пакет документов для получения ей субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг. Собранный ей пакет документов был направлен в ОГКУ «Центр социальных выплат» для решения вопроса о предоставлении указанной субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг. Согласно писем от <дата>№, от <дата>№ ОГКУ «Центр социальных выплат» ФИО2 было отказано в предоставлении субсидии в письменном виде по следующим основаниям: субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (далее - Правила). Согласно п. 7 Правил решения о предоставлении субсидий принимаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им государственным учреждением. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе в установленном порядке передать органам местного самоуправления исполнение государственных полномочий по принятию решений о предоставлении субсидий. Субъектом - Костромской областью полномочия по принятию решений о предоставлении субсидий гражданам делегировано государственному учреждению ОГКУ «Центр социальных выплат». Исходя из п. 32,34 указанных Правил ОГКУ «Центр социальных выплат» совокупный доход ФИО2 был рассчитан неверно. Так, при исчислении совокупного дохода необоснованно включена единовременная денежная выплата средств пенсионных накоплений в части включения в размер полученного дохода ... собственных средств, вложенных ФИО2, что подтверждается квитанцией о внесении денежных средств от <дата>., информацией о выплате ФИО2 за <дата>., полученной от ГУ - Управление Пенсионного Фонда России. Полагают, что отказ в предоставлении предусмотренных законом мер социальной поддержки не основан на законе, ухудшает положение ФИО2 по сравнению с действующим законодательством. Согласно пп. д. п. 8 Правил для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов, в том числе документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии. Указывают, что денежные средства в размере ... рублей, внесенные ФИО2 из личных средств для увеличения пенсионных накоплений в <дата> году и возвращенные по её заявлению в <дата> году, не могут рассматриваться как полученный ею доход. Согласно постановления администрации Костромской области № от <дата> были изменены региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг с <дата>. На основании измененных стандартов ФИО2 был произведен перерасчет и предоставлена субсидия в размере ... рублей с <дата> по <дата> и в размере ... с <дата> по <дата>, то есть в заниженном размере по сравнению с действующим законодательством. Полагают, что действиями ОГКУ «Центр социальных выплат» грубо нарушены конституционные права ФИО2
Определением Галичского районного суда Костромской области от <дата> гражданское дело по иску Галичского межрайонного прокурора в интересах ФИО2 к ОГКУ «Центр социальных выплат» и ОГКУ «Многофункциональный центр» о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии и перерасчете субсидии передано по подсудности в Свердловский районный суд г. Костромы.
Определением Свердловского районного суда г. Костромы от <дата> ОГКУ «Многофункциональный центр» исключено из числа ответчиков по настоящему делу и привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.
Истец ФИО2, извещенная о дате и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела без её участия, иск Галичского межрайонного прокурора поддерживает в полном объеме.
В судебном заседании Галичский межрайонный прокурор Ермолова Т.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ОГКУ «Центр социальных выплат» по доверенности ФИО3 исковые требования не признал в полном объеме по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление от <дата>. Согласно отзыву субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с <дата> по <дата> ФИО2 назначена и выплачена в размере: с <дата>. ежемесячно; <дата> ежемесячно. Расчет субсидии производился исходя из совокупного дохода ФИО4 1Н.Ф. ... рублей, исчисленного в соответствии с требованиями пунктов 32, 34 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 г. № 761 (далее - Правила), и Перечня (видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации <дата> года № 512 (далее - Перечень видов (доходов), к которым относятся пенсии и компенсационные выплаты. Совокупный доход ФИО2 исчислен исходя из пенсии и Ежемесячной денежной компенсации на оплату ЖКУ по категории «ветеран труда» за расчетный период <дата> года. Согласно подпункту «д» пункта 1 Перечня видов доходов, при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе пенсии, компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров. В среднедушевой доход ФИО2 на основании справки ГУ-Управления ПФ РФ по г. Галич и Галичскому району была включена единовременная денежная выплата средств пенсионных накоплений в размере ... руб. На основании Федерального закона от 30.04.2008 г. № 56-ФЗ |«0 дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (далее - Закон), ФИО2 добровольно вступила в правоотношения по [обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных Страховых взносов на накопительную пенсию. Сумма ... руб. собственных средств ФИО2 является дополнительным страховым взносом на накопительную часть пенсии согласно пункта 4 статьи 5 Закона включается в состав пенсионных накоплений застрахованного лица. Указанная сумма дополнительных страховых взносов ФИО2 включена в состав ее накопительной пенсии и софинансировалась государством. Таким образом, ОГКУ «ЦСВ» читает, что пенсионная выплата в размере ... руб. относится к доходам ФИО2, полученным в <дата>, и должна учитываться при расчете её среднедушевого дохода в полученной сумме.
Представитель третьего лица ОГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению» по доверенности ФИО5 полагала требования Галичского межрайонного прокурора в интересах ФИО2 не подлежащими удовлетворению, указала, что в действиях ОГКУ «Многофункциональный центр» не имеется противоречия законодательству.
Представитель третьего лица ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Галиче Костромской области (межрайонное) в судебное заседание не явился, о дате и месте слушания дела извещен надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела без участия их представителя. Представили отзыв на исковое заявление, согласно которому полагают требования Галичского межрайонного прокурора в интересах ФИО2 обоснованными и подлежащими удовлетворению. Указывают, что <дата> ФИО2 вступила в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.04.2008 года № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии формирования пенсионных накоплений». <дата> ФИО2 перечислила из собственных средств дополнительные страховые взносы в сумме ... рублей. В силу требований ст. 12 Федерального закона от 30.04.2008 года № 56-ФЗ ФИО2, уплатив дополнительные страховые взносы на сумму ... рублей, получила право на софинансирование своих пенсионных накоплений со стороны государства. В <дата> года с учетом софинансирования пенсионных накоплений ФИО2 произведена единовременная выплата средств пенсионных накоплений в размере ..., в указанную выплату включены ... собственных средств ФИО2 Таким образом, в совокупный доход ФИО2 не должны включаться ... рублей собственных средств, вложенных ФИО2 в качестве дополнительных страховых взносов.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 159 ЖК РФ порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу п. 2 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> N 761 (в редакции на момент предъявления соответствующего заявления истцом в территориальный орган) субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Согласно подп. "д" п. 8 Правил для получения субсидии граждане предоставляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов, подтверждающих доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.
Отказывая ФИО2 в предоставлении субсидии на оплату коммунальных услуг по адресу проживания: <адрес>, за период с <дата> по <дата> (ответы ОГКУ «ЦСВ» от <дата>№, от <дата>№) ОГКУ «ЦСВ» считает, что совокупный доход ФИО2 за расчетный период <дата> составляет ... руб., допустимая доля её расходов ... руб. выше регионального стандарта ... руб.
Однако, согласно информации ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Галиче от <дата> о выплаченных ФИО2 суммах <дата> год, представленной в ОГКУ «ЦСВ», в <дата> года истице произведена единовременная выплата средств пенсионных накоплений в размере ... руб., в эту выплату включены ... руб. собственных средств пенсионера.
Справкой ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Галиче от <дата> подтверждается размер выплачиваемой ФИО2 пенсии по старости в период с <дата> по <дата> в размере ... руб.
В представлении Галичского межрайонного прокурора от <дата> об устранении нарушений законодательства о социальной поддержке граждан прокурор требует принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений закона и произвести ФИО2 расчет меры социальной поддержки по оплате ЖКУ за <дата> г.г. без учета самостоятельно внесенных денежных средств в сумме ... рублей, привлечь должностных лиц к дисциплинарной ответственности.
В ответе Галичскому межрайонному прокурору ОГКУ «ЦСВ» <дата> сообщает о том, что ЦСВ считает, что ФИО2 правомерно произведен расчет субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с <дата> по <дата> из расчета совокупного дохода ФИО2 ... руб., исчисленного в соответствии с требованиями пунктов 32, 34 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата>№, с учетом доходов, предусмотренных пунктом 1 перечня видов доходов, утвержденного постановлением Правительства РФ от <дата>№, к которым относятся пенсии, компенсационные выплаты. В среднедушевой доход ФИО2 на основании справки ГУ-УПФ РФ в г.Галиче была включена единовременная денежная выплата средств пенсионных накоплений. Данная сумма собственных средств ФИО2 является дополнительным страховым взносом на накопительную часть пенсии и согласно п.4 ст.5 Закона включается в состав пенсионных накоплений застрахованного лица. Вышеуказанная сумма дополнительных страховых взносов ФИО2 ранее была включена в состав её накопительной пенсии и софинансировалась государством РФ. Данное формирование пенсионных накоплений, уплаченных в рамках программы софинансирования, не приобретает самостоятельного характера, а направляется на увеличение общего объема пенсионных накоплений застрахованного лица. Это, в свою очередь, обозначает, что вопросы управления, инвестирования и распоряжения данными средствами подчиняются общим правилам, установленным действующим пенсионным законодательством. (л.д.18-19).
Оценивая доводы сторон и представленные ими доказательства, суд полагает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от <дата> N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" (далее - Закон N 56-ФЗ) дополнительный страховой взнос на накопительную часть трудовой пенсии - индивидуально возмездный платеж, уплачиваемый за счет собственных средств застрахованным лицом, исчисляемый, удерживаемый и перечисляемый работодателем либо уплачиваемый застрахованным лицом самостоятельно на условиях и в порядке, которые установлены данным Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от <дата> N 216-ФЗ).
При самостоятельной уплате дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии застрахованное лицо не позднее 20 дней со дня окончания квартала должно представлять в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации копии платежных документов за истекший квартал с отметками кредитной организации об исполнении лично либо через орган (организацию), с которым (с которой) у Пенсионного фонда Российской Федерации заключено соглашение о взаимном удостоверении подписей, в соответствии с пп. 3 п. 4 ст. 32 Федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" (п. 2 ст. 6 Закона N 56-ФЗ).
Взносы гражданина на софинансирование формирования пенсионных накоплений в рамках государственной поддержки не признаются доходом и не облагаются НДФЛ (п. 38 ст. 217 Налогового кодекса РФ).
По расходам налогоплательщика на дополнительные взносы в накопительную часть пенсии предоставляется социальный налоговый вычет. Вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов с учетом ограничения, установленного пп. 2-5 п. 1 ст. 219 НК РФ.
Поскольку дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в размере 12 000 руб. были уплачены самим застрахованным лицом - ФИО2 за счет собственных средств, то этот платёж не подлежит включению в доход истца, учитываемый для расчета размера субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а подлежит включению в доход только размер выгоды от участия в правоотношениях по добровольному пенсионному страхованию, который напрямую зависит от размера уплаченных взносов, с учетом мер государственной поддержки.
Таким образом, ответчиком неверно рассчитан совокупный доход ФИО2, поскольку в него незаконно включена сумма ... рублей, уплаченных ФИО2 за счет собственных средств в качестве дополнительных страховых взносов.
На основании вышеизложенного, исковые требования Галичского межрайонного прокурора в интересах ФИО2 подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Галичского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконными действия ОГКУ «Центр социальных выплат» в части отказа в предоставлении субсидии на оплату коммунальных услуг ФИО1 по адресу проживания: <адрес>, за период с <дата> по <дата>.
Обязать ОГКУ «Центр социальных выплат» произвести перерасчет субсидии на оплату коммунальных услуг ФИО1 за период <дата><дата> с учетом требований закона и совокупного дохода ... рубля 45 копеек, выплатить недоплаченную субсидию в срок не позднее 1 (одного) месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы путем принесения апелляционной жалобы в течение 1 месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Судья И.А. Шабарова