ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3875/20 от 23.11.2020 Калининского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

дело № 2-3875/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

«23» ноября 2020 года г. Челябинск

Калининский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи Максимовой Н.А.,

при секретаре Байбачиновой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в (адрес) о возложении обязанностей,

у с т а н о в и л:

ФИО3 обратилась в суд с иском, в котором с учетом неоднократных уточнений просила возложить на Государственное учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в (адрес) (далее по тексту – УПФР в (адрес)) обязанность включить в трудовой стаж периоды работы в годы Великой Отечественной войны с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата) и произвести единовременную выплату в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 февраля 2020 года № 100 «О единовременной выплате ветеранам в связи с 75-й годовщиной Победы» в размере 50 000 рублей. Также истец просила возместить понесенные по делу судебные расходы в виде государственной пошлины, уплаченной при подаче искового заявления, в размере 300 рублей (л.д.4-10, 26-33, 68-71, 97-100).

В обоснование заявленных требований истец указала, что в годы Великой Отечественной войны с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата) работала в колхозе «Красный луч» в качестве разнорабочей, однако данный период неправомерно исключен из стажа, и как следствие, она лишена права на получение единовременной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 февраля 2020 года № 100 «О единовременной выплате ветеранам в связи с 75-й годовщиной Победы».

Истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом (л.д.91), сведений об уважительности причин неявки в судебное заседание не представила, об отложении судебного заседания не просила.

Представитель истца ФИО3ФИО8, действующий на основании доверенности от (дата), в судебном заседании заявленные требования поддержал в объеме и по основаниям, изложенным в последнем уточненном исковом заявлении.

Представитель ответчика УПФР в (адрес)ФИО5, действующая на основании доверенности от (дата), в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для включения спорных периодов в стаж истца.

Представитель третьего лица Калининского управления социальной защиты населения администрации (адрес)ФИО6, действующая на основании доверенности от (дата), рассмотрение заявленного иска оставила на усмотрение суда.

Представитель третьего лица Министерства социальных отношений (адрес) в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором ссылался на то, что периоды работы в военные годы могут быть подтверждены и включены в трудовой стаж только уполномоченными на то органами, то есть органами осуществляющими пенсионное обеспечение граждан к которым относится Пенсионный фонд Российской Федерации (л.д.87-88).

Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Калининского районного суда г. Челябинска, в связи с чем и на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Суд, выслушав представителей истца и ответчика, третьего лица, исследовав письменные материалы дела, оценив и проанализировав их по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Указом Президента Российской Федерации от 07 февраля 2020 года №100 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов», предусмотрена единовременная выплата ветеранам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подп.4 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», в размере 50 000 рублей.

Согласно подп.4 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны относятся, в том числе лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР.

В соответствии с Правилами осуществления единовременной выплаты некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 марта 2020 года № 241, в отношении граждан, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации, указанная выше выплата производится Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами.

Как установлено судом, с целью оформления статуса «Ветеран Великой Отечественной войны», и последующего получения выплаты на основании Указа Президента Российской Федерации от (дата), ФИО3 обратилась в Калининское управление социальной защиты населения администрации (адрес), которое в свою очередь, направило запрос в УПФР в (адрес) о предоставлении справки о периодах работы ФИО3 в годы Великой Отечественной войны (л.д.56).

(дата) начальник УПФР в (адрес) подписал справку об отсутствии в пенсионном деле ФИО3 сведений о её работе в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, включенных в общий трудовой стаж (л.д.57).

Не согласившись с данной справкой, ФИО3 обратилась в УПФР в (адрес) с заявлением о причинах выдачи вышеуказанной справки (л.д.55).

Письмом от (дата) заявителю указано на то, что работа детей с 12-летнего возраста в годы Великой Отечественной войны в колхозе, подтвержденная свидетельскими показаниями засчитывается только в шестимесячный отрезок, дающий право на повышение пенсии по п. «ж» ст. 110 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», в общий трудовой стаж время работы в военные годы указанных выше граждан, подтвержденное свидетельскими показаниями, включается с 16 лет, поскольку лица, моложе 16 лет не могли быть членами колхоза (л.д.52-54).

В то же время, в соответствии с п.2.1 ранее действовавшего Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР, утвержденного приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04 октября 1991 года № 190, при отсутствии документов об имеющемся стаже и невозможности их получения в связи с военными действиями, стихийными бедствиями (пожар, наводнение, землетрясение и др.), авариями, катастрофами или другими чрезвычайными ситуациями стаж работы в качестве рабочего, служащего, члена колхоза или другого кооперативного предприятия (организации); иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию (кроме работы у отдельных граждан); работы (службы) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера, в том числе дающей право на пенсию на льготных условиях и за выслугу лет, устанавливается на основании показаний двух и более свидетелей, знающих заявителя по совместной работе на одном предприятии, в учреждении, организации, колхозе или одной системе.

Возможность подтверждения трудового стажа при утрате документов свидетельскими показаниями также была предусмотрена Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утверждённым Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года № 590, а также ст.97 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Постановлением Совета народных комиссариатов СССР, Центрального комитате ВКП (б) от 13 апреля 1942 года № 507 «О порядке мобилизации на сельскохозяйственные работы в колхозы, совхозы и МТС трудоспособного населения городов и сельских местностей», для оказания помощи колхозам, совхозам и машинно-тракторным станциям в своевременном выполнении ими сельскохозяйственных работ, было разрешено привлекать в наиболее напряженные периоды сельскохозяйственных работ 1942 года в порядке мобилизации на работу в колхозы, совхозы и МТС, в том числе учащихся 6-10 классов неполных средних и средних сельских и городских школ, студентов техникумов и вузов, за исключением студентов выпускного курса вузов, при этом им установлена продолжительность рабочего дня от 6 до 8 часов в зависимости от их возраста и характера работы. Привлечение на сельскохозяйственные работы учащихся школ, техникумов и вузов надлежало производить во время летнего перерыва учебных занятий.

Как разъяснено в п.33 указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 26 марта 1993 года № 1-28-У, если для назначения (перерасчета) пенсии представлены документы, подтверждающие работу в годы Великой Отечественной войны в возрасте 12 - 13 лет, то у органов социальной защиты населения нет оснований не принимать их во внимание, кроме тех случаев, когда представленные документы вызывают обоснованные сомнения в их достоверности, либо нарушен порядок их выдачи.

При отсутствии документов о работе в годы войны и невозможности их получения, этот период может быть установлен органами социальной защиты населения на основании показаний свидетелей.

Учитывая исключительные обстоятельства военного времени, когда к работе в тылу повсеместно привлекались несовершеннолетние лица, свидетельскими показаниями может быть подтверждена работа с 12-13 лет, в том числе за время школьных каникул.

Как разъяснено в п.10 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации «Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации» (Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 1996 года № 11, Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 1996 года, № 12), в ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту. В соответствии со ст. 19 Конституции государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Таким образом, ограничение права гражданина на получение государственной пенсии по возрасту условием достижения определенного возраста, начиная с которого трудовая деятельность засчитывается в трудовой стаж, недопустимо.

Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 10 декабря 1993 года № 2123 «О повышении пенсии в соответствии с п. «ж» ст.110 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» гражданам, родившимся до 31 декабря 1931 года», в связи с многочисленными обращениями граждан по вопросу подтверждения стажа работы в годы Великой Отечественной войны, дающего право на повышение пенсии в соответствии с п. «ж» ст. 110 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», учитывая, что в этот период к труду привлекались несовершеннолетние граждане, работа которых не всегда документально оформлялась, предписано повышение пенсии, предусмотренное п. «ж» ст.110 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», гражданам, родившимся до 31 декабря 1931 года включительно, производить без истребования доказательств времени работы.

Как установлено судом, истец ФИО3 родилась (дата) (л.д.11).

Из имеющихся в материалах пенсионного дела ФИО3 протоколов опроса свидетелей и самого истца следует, что в период с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата)ФИО3 во время школьных каникул работала в колхозе «Красный луч» в качестве разнорабочей (л.д.105-108), при этом документы колхоза до 1960 года не сохранились, на хранение в архив не передавались (л.д.103).

Указанные выше периоды работы учтены ответчиком при определении права ФИО3 на повышение пенсии в соответствии с п. «ж» ст.110 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», что не оспаривалось в судебном заседании, подтверждено соответствующей справкой УПФР в (адрес) (л.д.14).

Учитывая указанные выше установленные судом обстоятельства, а также принимая во внимание указанные выше положения закона и разъяснения законодательства, суд находит требования истца о включении в трудовой стаж периодов работы в годы Великой Отечественной войны с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата) законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Доводы представителя ответчика об отсутствии правовых оснований для включения в стаж периодов работы до 16 лет, в данном случае нельзя признать обоснованными.

Установленные в законодательстве того времени запреты принимать в члены колхоза несовершеннолетних накладывали ограничения и имели негативные последствия при их несоблюдении для работодателей, но не для работников, принятых на работу и фактически осуществлявших трудовую деятельность. Иное толкование и применение законодательства повлекло бы неправомерное ограничение конституционного права граждан на социальное обеспечение.

В то же время, разрешая вопрос о возложении на ответчика обязанности произвести ФИО3 единовременную выплату в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 февраля 2020 года № 100 «О единовременной выплате ветеранам в связи с 75-й годовщиной Победы» в размере 50 000 рублей, суд правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в указанной части не находит, поскольку правом на получение соответствующей выплаты обладают ветераны Великой Отечественной войны, в то время как ФИО3 такой статус уполномоченными органами не присвоен.

Кроме того, в силу ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, которые согласно ч. 1 ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Поскольку исковые требования ФИО3 удовлетворены, то с ответчика следует взыскать в пользу истца 300 рублей в качестве возмещения расходов по уплаченной государственной пошлине, которые подтверждаются соответствующей квитанцией (л.д.3). При взыскании суммы в качестве компенсации расходов по уплате государственной пошлины суд исходит из положений подп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 193, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

Исковые требования ФИО3 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в (адрес) о возложении обязанностей удовлетворить частично.

Возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в (адрес) обязанность включить ФИО3 в общий трудовой стаж периоды работы с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата).

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в (адрес) в пользу ФИО3 в счет возмещения расходов по уплаченной государственной пошлине 300 рублей.

В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд через Калининский районный суд г. Челябинска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

Председательствующий Н.А. Максимова

Мотивированное решение изготовлено 30 ноября 2020 года

Судья Н.А. Максимова