ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-387/11 от 25.07.2011 Центрального районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело №2-387/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 июля 2011 года г.Красноярск

Центральный районный суд г.Красноярска в составе:

председательствующего судьи Крюковой Н.Н.,

при секретаре Хуторской Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> о признании незаконными действия Администрации <адрес> по выдаче разрешения на строительство, признании недействительным разрешения на строительство,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес>, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском о признании незаконными действия Администрации <адрес> по выдаче разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ-дг гостинично-ресторанного комплекса по адресу: <адрес>, признании недействительным данного разрешения на строительство. Свои требования мотивировал тем, что указанное разрешение на строительство выдано администрацией <адрес> ООО «Т-И», осуществляющему застройку указанного объекта недвижимости. Западный фасад комплекса граничит с охранной зоной объекта культурного наследия (памятника истории) федерального значения «Дом, <данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>. Памятник истории, а также запроектированное здание, находятся в зоне регулируемой застройки, где высота возводимых зданий не должна превышать 9 метров. Проектная документация на строительство указанного гостинично-ресторанного комплекса разработана без учета требований законодательства (ограничение по высоте строения) и не соответствует градостроительному плану № . Часть проектной документации, а именно, проект организации строительства, и альбом «Схема планировочной организации земельного участка. Раздел 2» шифр 04-08 не проходил государственную экспертизу. Строительство комплекса, в соответствии с проектной документацией предусмотрено за границами отведенного для этих целей земельного участка (в частности строительство инженерных сетей, парковки и крыльца главного входа). Кроме того, при проведении строительства ООО Т-И» самовольно занят земельный участок муниципальной собственности площадью 490,71 кв.м. (в том числе участки общего пользования - тротуары, непосредственно прилегающие к проезжей части, мусороконтейнерная площадка расположена во дворе соседнего дома без согласования с собственниками данного жилого дома), из чего следует, что строительство объекта ведется за границами выделенного ему земельного участка.

В судебном заседании представитель прокуратуры <адрес> заявленные требования поддержал, на их удовлетворении настаивал.

Представитель Администрации <адрес> ФИО1 (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) против удовлетворения иска возражала, пояснила, что оспариваемое прокуратурой разрешение на строительство ДД.ММ.ГГГГ выдано в соответствии с действующим градостроительным законодательством, проектная документация проверена на соответствие градостроительному плану, противоречий в ходе данной проверки не выявлено. Кроме того, полномочия по выдаче разрешений на строительство переданы отдельному органу местного самоуправления - Департаменту градостроительства Администрации <адрес>, следовательно, Администрация <адрес> не является надлежащим ответчиком по данному иску.

Представитель третьего лица Департамента градостроительства Администрации <адрес> в зал суда не явился, извещен своевременно, надлежащим образом. В ходе рассмотрения дела представитель Департамента ФИО2 (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) поддержал доводы представителя Администрации <адрес>.

Кроме того, допрошенный в ходе рассмотрения дела в качестве специалиста начальник строительного отдела Департамента градостроительства Д.Е.А. пояснил, что выдаче разрешения на строительство предшествовала проверка строительной документации, которая была проверена на соответствие градостроительному плану. В ходе проверки был привлечен проектировщик объекта строительства, который пояснил, что проект выполнен в соответствии с законодательством об объектах культурного наследия. Представленный градостроительный план не содержал ограничений по высотности, установленные в зоне регулирования застройки параметры по высотности 6-15 метров были соблюдены. Проектная документация прошла государственную экспертизу по результатам которой выдано положительно заключение. Проверка обоснованности данного заключения, как и градостроительного плана на соответствие действующему законодательству, Департаментом не проводилась, поскольку это не входит в его полномочия. Кроме того, представителем застройщика была представлена переписка с Министерством культуры <адрес>, из которой следовало, что спроектированное здание гостинично-ресторанного комплекса не превышает установленные законом предельно допустимые параметры по высотности.

Представитель третьего лица Министерства культуры <адрес> ФИО3 (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) полагала возможным удовлетворить заявленные требования, пояснила, что ООО «Т-И» обращался в Министерство культуры <адрес> с запросом об уточнении градостроительных регламентов, распространяющихся на территорию земельного участка под объектом строительства. Первоначально ему был дан ответ об отсутствии препятствий для данного строительства, однако ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «Т-И» было направлено повторное письмо, в котором до застройщика доведены сведения о распространении на зону регулирования застройки градостроительного регламента, ограничивающего новое строительство до 9м в высоту. В выдаче положительного заключения на данное проектное решение Министерством культуры <адрес> застройщику было отказано по результатам заседания Коллегии экспертов по охране культурного наследия при Министерстве культуры <адрес> от 14.20.1010 года. При вынесении данного заключения министерство руководствовалось Постановлением Совета администрации <адрес> от 18.02.2004 N 36-п "Об установлении зон охраны объектов культурного наследия федерального значения (памятников истории и культуры) <адрес>" и Проектом зон охраны памятников истории и культуры <адрес>, устанавливающими общую зону регулирования застройки для всех расположенных в границах квартала памятников без разграничения зоны регулируемой застройки памятников федерального значения и зоны памятников регионального значения, а также п. 22 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 № 315, устанавливающим, что в случае если в пределах территорий зон охраны объекта культурного наследия федерального значения установлены зоны охраны объекта культурного наследия регионального значения, на указанных территориях действуют режимы использования земель и градостроительные регламенты, установленные в границах зон охраны объекта культурного наследия федерального значения.

Представитель третьего лица ООО «Т-И» ФИО4 (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) против иска возражал, пояснил, что проектная документация застройщика полностью соответствует требованиям действующего законодательства и градостроительному плану земельного участка, что и было проверена администрацией <адрес> при выдаче разрешения на строительство в пределах своих полномочий. Решением Красноярского городского Совета депутатов от 29 мая 2007 г. N В-306 "О Правилах землепользования и застройки <адрес>" утверждены Правила землепользования и застройки <адрес>, в составе которых определены градостроительные регламенты территориальных зон <адрес>. Данное решение в установленном законом порядке не признанно незаконным, в связи с чем администрация <адрес> при рассмотрении заявлений о выдаче разрешений на строительство обязана была руководствоваться тем градостроительным регламентом, который установлен в данном решении, и не имела законных оснований для отказа ООО «Т-И» в выдаче разрешения на строительство. Постановление Совета Администрации <адрес> от 18.02.2004 года № 36-п, которым был утвержден Проект зон охраны памятников истории и культуры <адрес>, не было опубликовано в полном объеме, в связи с чем имеющееся в нем сведения об ограничениях застройки не являлись общедоступными. В силу действующего законодательства, такой нормативный акт не подлежит применению. Информация об утвержденных границах зон охраны объекта культурного наследия, режимах использования земель и градостроительных регламентах в границах данных зон отсутствует в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности. Министерством культуры <адрес> по запросу застройщика первоначально предоставлялась информация о том, что ограничения по высотности застройки в данной зоне составляют 27 м. Данными сведениями руководствовался проектировщик при разработке проектной документации. Однако, впоследствии от него поступила информация о наличии ограничений – 9м. Обязательного предоставления проекта организации строительства в составе проектной документации для проведения государственной экспертизы законом не предусмотрено. Строительство объекта предусмотрено в границах отведенного для этих целей земельного участка. Нарушений действующего законодательства при размещении сетей инженерно-технического обеспечения, согласно проектной документации и сложившейся практики в области строительства, не имеется.

Представитель третьего лица - КГАУ «<адрес> краевая государственная экспертиза» ФИО5 (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) требования прокурора поддержала, полагала возможным их удовлетворение. Кроме того, пояснила, что в отношении проектной документации была проведена государственная экспертиза, в ходе которой на документацию приносились замечания, в том числе относительно расположения парковки и лестницы главного входа за границами отведенного земельного участка. Застройщиком выявленные недостатки были устранены, в связи с чем получено положительное заключение государственной экспертизы.

В ходе рассмотрения дела также были допрошены эксперты КГАУ «<адрес> краевая государственная экспертиза» П.Е.Д., М.Н.В., специалист Д.В.Ю., осуществлявший проектирование гостинично-ресторанного комплекса по адресу: <адрес>, а также специалист Службы по контролю в области градостроительной деятельности в <адрес>Н.Е.В., которая вынесла заключение об обоснованности доводов искового заявления.

Выслушав доводы сторон, допрошенных по делу специалистов, изучив представленные в материалах дела доказательства, суд полагает, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 51 ГСК РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. (ред.27.12.2009 года).

В силу ч. 1 ст. 48 ГСК РФ, проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Из содержания ч. 12 ст. 48 ГСК РФ следует, что в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включаются следующие разделы: 1) пояснительная записка с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями; 2) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка; 3) архитектурные решения; 4) конструктивные и объемно-планировочные решения; 5) сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений; 6) проект организации строительства объектов капитального строительства; 7) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей (при необходимости сноса или демонтажа объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства); 8) перечень мероприятий по охране окружающей среды; 9) перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности; 10) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда (в случае подготовки соответствующей проектной документации); 11) смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов; 11.1) перечень мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов; 12) иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на государственную экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации (ч. 15 ст. 48 ГСК РФ).

Не допускается требовать согласование проектной документации, заключение на проектную документацию и иные документы, не предусмотренные настоящим Кодексом (ч. 16 ст. 48 ГСК РФ).

В соответствии со ст. 30 ГСК РФ, в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: 1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; 2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; 3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 3 ст. 44 ГСК РФ, в составе градостроительного плана земельного участка указываются: 1) границы земельного участка; 2) границы зон действия публичных сервитутов; 3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; 4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; 5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); 6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; 7) информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия); 8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.

В судебном заседании установлено, что двухэтажное деревянное здание, расположенное по адресу: <адрес>, является объектом культурного наследия (памятником истории) федерального значения «Дом, <данные изъяты>», что следует из Постановления Совета Министров РСФСР № 624 от 04.12.1974 года. Указанный объект включен в список памятников культуры, подлежащих охране, как памятники государственного значения.

Согласно ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия. Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. Порядок разработки проектов зон охраны объекта культурного наследия, требования к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 N 315, необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется соответствующим проектом (п. 2).

Согласно п.3 данного Положения, проект зон охраны объекта культурного наследия представляет собой документацию в текстовой форме и в виде карт (схем), содержащую описание границ проектируемых зон и границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в указанных зонах, проекты режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон. Границами зон охраны объекта культурного наследия являются линии, обозначающие территорию, за пределами которой осуществление градостроительной, хозяйственной и иной деятельности не оказывает прямое или косвенное негативное воздействие на сохранность данного объекта культурного наследия в его исторической среде. Границы зон охраны объекта культурного наследия могут не совпадать с границами территориальных зон и границами земельных участков.

В силу п. 16 Положения, на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия федерального значения и положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации утверждает по согласованию с Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации или объекта культурного наследия, включенного в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон.

Информация об утвержденных границах зон охраны объекта культурного наследия, режимах использования земель и градостроительных регламентах в границах данных зон в обязательном порядке размещается в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности (п. 20 Положения).

В случае если в пределах территорий зон охраны объекта культурного наследия федерального значения установлены зоны охраны объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, на указанных территориях действуют режимы использования земель и градостроительные регламенты, установленные в границах зон охраны объекта культурного наследия федерального значения (п. 22 Положения).

Законом Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2555 "Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения <адрес>" (опубликован "Ведомости высших органов государственной власти <адрес>", N 67(288), 20.12.2008), утверждены границы зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения <адрес> на основании Проекта зон охраны памятников истории и культуры <адрес> согласно приложению 1 к настоящему Закону, и режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения <адрес> согласно приложению 2 к настоящему Закону.

В Приложении 1 к данному Закону имеется указание на описание границ охранных зон объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения <адрес>.

Приложение 2 установлен режим использования земель и градостроительный регламент в границах зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения <адрес>:

1) для зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, в пределах которой Проектом зон охраны памятников истории и культуры <адрес> установлены предельные параметры разрешенного строительства и реконструкции до 6 - 15 метров в высоту:

а) ограничение строительства, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия, касающееся размеров, пропорций и параметров объектов капитального строительства и их частей, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений, которые должны быть соподчинены композиционным, архитектурно-градостроительным особенностям объекта культурного наследия, в том числе установление предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства по высотности: до 9 метров в высоту вокруг двухэтажных памятников.

В соответствии с Постановлением Совета администрации Красноярского края от 18.02.2004 N 36-п "Об установлении зон охраны объектов культурного наследия федерального значения (памятников истории и культуры) <адрес>", установлены зоны охраны объектов культурного наследия федерального значения (памятников истории и культуры) в соответствии с проектом зон охраны памятников истории и культуры <адрес>.

В 1993 году Российским государственным научно-исследовательским и проектным институтом <данные изъяты>) разработан проект зон охраны памятников истории и культуры <адрес>.

Согласно материалам проекта, исследованным в ходе рассмотрения дела, в частности пояснительной записке, установлено, что указанный памятник истории федерального значения расположен в границах квартала , обозначен номером , имеет охранную зону с границами, отраженными на проектном плане исторического центра города инв. (том 1 л.д. 88).Указанная зона, наряду с охранными зонами иных памятников, отражена также на плане квартала инв. (л.д. 86) клетчатой разметкой, линейной косой разметкой обозначены зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности.

Согласно плану-схеме, а также пояснениям представителя Министерства культуры <адрес> ФИО6, на всей территории квартала установлена зона регулирования застройки с ограничением высотности строения 9 м. Памятник истории федерального значения находится в границах данного квартала.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела установлено, что описание границ зон охраны данного памятника, в указанной пояснительной записке отсутствует, вопреки указанию в п. 14 Перечня материалов проекта зон охраны культурного наследия Федерального значения (памятников истории и культуры) <адрес>, являющегося приложением к Постановлению Совета Администрации <адрес> № 36-п от 18.02.2004 года.

Указания названий улиц города план-схема не содержит. Идентификация квартала и расположения в его границах объекта культурного наследия (памятника истории) федерального значения «Дом, <данные изъяты>» произведен судом на основании пояснений представителя ФИО6

Также, из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес> участок II принадлежит на праве собственности ООО «Т-И».

Согласно градостроительному плану земельного участка № , утвержденному Распоряжением Администрации <адрес>- от ДД.ММ.ГГГГ, градостроительный регламент земельного участка установлен в составе правил землепользования и застройки, утвержденных представительным органом местного самоуправления (решение Красноярского городского Совета депутатов от 29.05.2007 № В-306). Объект строительства расположен в зоне жилой многоэтажной застройки (Ж.4) с наложением зоны с особыми условиями использования территорий, связанными с охраной объектов культурного наследия. В соответствии с приложением 2 к <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории культуры) регионального значения <адрес>» земельный участок расположен в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности, в пределах которой Проектом зон охраны памятников истории и культуры <адрес> установлены предельные параметры разрешенного строительства и реконструкции 6-15 метров в высоту. Также градостроительным планом определено, что условным видом использования данного земельного участка является размещение гостиниц.

Кроме того, градостроительный план содержит указание, что проектом зон охраны памятников истории и культуры <адрес> установлены ограничения строительства, необходимое для сохранности данных объектов культурного наследия, касающиеся размеров, пропорций и параметров объектов капитального строительства и их частей, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений, которые должны быть соподчинены композиционным, архитектурно-градостроительным особенностям объекта культурного наследия, в том числе установление предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства по высотности: до 9 метров в высоту вокруг двухэтажных памятников.

Сведений об ограничении строительства по высотности в отношении памятников истории и культуры федерального значения данный документ не содержит.

Согласно проектной документации, гостинично-ресторанный комплекс по архитектурно-планировочному решению представляет собой трехэтажное здание с подвалом, прямоугольное в плане, с размерами в осях: 18,41 х 26,86 м, высотой 12,48 м 9том 1 л.д. 31). Источником теплоснабжения гостинично-ресторанного комплекса является <адрес> ТЭЦ-2, подключение производится в тепловой камере (л.д.32), проектом предусматривается устройств хозяйственно-питьевого противопожарного водопровода для подачи воды к пожарным кранам, санитарным приборам, технологическому оборудованию. Питание сети осуществляется от существующих сетей водоснабжения ООО «ФИО43» - водопровод вдоль <адрес>. электроснабжение выполнено от встроенной трансформаторной подстанции, питание которой осуществляется от ТП (л.д. 33).

Территория строительной площадки выгораживается в границах участка застройки сплошным дощатым забором (или металлическим профилированным листом) высотой не менее 2,0 м.

Данная проектная документация, за исключением раздела – Проект организации строительства, являлась предметом исследования КГАУ «<адрес> краевая государственная экспертиза», по результатом которого вынесено заключение о соотвествии проектной документации по объекту «гостинично-ресторанный комплекс по <адрес>» требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, результаты инженерных изысканий соответствуют требованиям технических регламентов.

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Т-И» Администрацией <адрес> выдано разрешение -дг на строительство гостинично-ресторанного комплекса по адресу: <адрес>.

В силу п. 3.5 Положения о Департаменте градостроительства Администрации <адрес>, выдача разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов строительства, расположенных на территории города, входит в полномочия данного органа. Департамент обладает правами юридического лица (п.1.3), руководитель данного органа несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и функций (п. 6.2)

Из переписки ООО «Т-И» и Министерства культуры <адрес> следует, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес застройщика по запросу последнего направлялись сведения о том, что земельный участок, отведенный под застройку граничит с зонами охраны объектов культурного наследия федерального и регионального значения, а также о наличии ограничения для строительства на данном участке по высотности до 27 метров. ДД.ММ.ГГГГ указанные сведения в отношении ограничений отозваны соответствующим письмом (исх.), в котором имеются указание на наличие данного ограничения в ином размере - 9м. (зона двухэтажных памятников). ДД.ММ.ГГГГ в адрес застройщика повторно направлялись сведения (письмо исх.) о распространении на зону регулирования застройки, в которой предполагалось осуществить строительство гостинично-ресторанного комплекса по адресу: <адрес>, градостроительного регламента, ограничивающего новое строительство до 9м в высоту.

Кроме того, согласно выписке из протокола от ДД.ММ.ГГГГ на заседании Коллегии экспертов по охране культурного наследия при Министерстве культуры <адрес> рассматривалось проектное решение строительства указанного гостинично-ресторанного комплекса. В результате Министерство культуры отказало ООО «Т-И» в выдаче положительного заключения по проекту строительства ввиду превышения предельно допустимых высотных параметров нового строительства, а также нарушения границы охранной зоны объекта культурного наследия (памятника) федерального значения, расположенного по адресу: <адрес>.

Оценивая представленные в материалах дела доказательства, суд принимает во внимание, что при выдаче разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ-дг гостинично-ресторанного комплекса по адресу: <адрес> в полномочия органа местного самоуправления входила проверка строительной документации данного объекта на соответствие градостроительному плану земельного участка. Никаких иных полномочий или обязанностей у Администрации <адрес> в лице Департамента градостроительства при рассмотрении заявления ООО «Т-И» о выдаче разрешения на строительство, согласно ст. 51 ГСК РФ, не предусмотрено.

Градостроительным планом земельного участка, предназначенного для строительства данного комплекса установлены ограничения, необходимые для сохранности данных объектов культурного наследия, касающиеся размеров, пропорций и параметров объектов капитального строительства и их частей, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений, которые должны быть соподчинены композиционным, архитектурно-градостроительным особенностям объекта культурного наследия, в том числе установление предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства по высотности: до 9 метров в высоту вокруг двухэтажных памятников истории и культуры <адрес>, т.е. регионального значения.

Аналогичных ограничений, предусмотренных для объектов культурного наследия федерального значения, которым является «Дом, <данные изъяты>», указанный градостроительный план не содержит.

Градостроительный план земельного участка, утвержден Распоряжением Администрации <адрес>-арх от ДД.ММ.ГГГГ, градостроительный регламент установлен в составе правил землепользования и застройки, утвержденных решением Красноярского городского Совета депутатов от 29.05.2007 № В-306. Данные акты на момент принятия решения о выдаче ООО «Т-И» разрешения на строительство -дг от ДД.ММ.ГГГГ не отменены и не оспорены, доказательств обратного истцом не представлено, в связи с чем суд полагает, что в действиях органа местного самоуправления при выдаче указанного разрешения нарушений не имеется, данное разрешение является законным.

Ссылка стороны истца на п. 22 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 N 315, в является необоснованной, поскольку данная норма применяется в случае наложения зон охраны объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения и объекта культурного наследия федерального значения, тогда как сведений о зоне охраны объекта «Дом, <данные изъяты>», и ограничений строительства в пределах данной зоны, градостроительный план земельного участка , как и документация, на основании которой он утвержден, не содержит.

Обстоятельство, что фактически объект застройки расположен в зоне охраны памятника культурного наследия федерального значения «Дом, <данные изъяты>», что нашло свое подтверждение в судебном заседании при исследовании плана-схемы расположения объектов культурного наследия на территории <адрес>, не является основанием для признания разрешения на строительство -дг от ДД.ММ.ГГГГ недействительным, т.к. оно свидетельствует только о несоответствии правил землепользования и застройки <адрес>, в составе которых определены градостроительные регламенты территориальных зон <адрес> требованиям Проекта зон охраны памятников истории и культуры <адрес>, утвержденного Постановлением Совета Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п, которое требует последующего устранения.

Кроме того, в судебном заседании получило свое подтверждение обстоятельство, что Постановление Совета Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п, которым был утвержден Проект зон охраны памятников истории и культуры <адрес>, не было надлежащим образом опубликовано, из текста официальной публикации (Ведомости высших органов государственной власти <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ(13)) невозможно установить, какие именно установлены требования по высотности зданий в границах зон охраны памятников федерального значения <адрес>, поскольку названное Постановление содержит лишь перечень материалов Проекта зон охраны, но не содержит самих материалов Проекта. Т.е. в нарушение ст. 5 Закона Красноярского края от 20 декабря 2002 г. № 5-773 «О порядке опубликования и вступления в силу законов края и других актов, принятых высшими органами государственной власти <адрес>», в 4 раздел Ведомостей высших органов государственной власти <адрес> от 15.03.2004 года № 8(13), в котором опубликовано Постановление Совета Администрации <адрес> от 18.02.2004 года № 36-п, не помещён сам Проект зон охраны, являющийся приложением к указанному Постановлению и представляющий собой план-схему расположения объектов культурного наследия на территории <адрес> с обозначением их зон охраны соответствующей штриховкой. Описания границ данных зон указанное Постановление не содержит. Факт отсутствия данных описаний установлен в ходе рассмотрения дела.

Из пояснений представителей Министерства культуры <адрес> следует, что данный план применяется для служебного пользования, содержащаяся в нем информация предоставляется заинтересованным лицам лишь при наличии соответствующих запросов. Наличие у ООО «Т-И» сведений об ограничениях строительства гостинично-ресторанного комплекса, что усматривается из переписки последнего с Министерством культуры <адрес>, также не свидетельствует о незаконности разрешения на строительство, поскольку добросовестность застройщика не является предметом оценки суда при проверке законности действий органа местного самоуправления, осуществившего свои полномочия по выдаче указанного разрешения.

Суд также полагает необоснованным довод заявителя о том, что разрешение на строительство -дг от ДД.ММ.ГГГГ выдано на основании проектной документации, на отдельные части которой в обязательном порядке не получено заключение государственной экспертизы, в силу следующего.

В соответствии с ч. 7 ст. 51 ГСК РФ в составе материалов, содержащихся в проектной документации и прилагаемых к заявлению на выдачу разрешения на строительство представляются: а) пояснительная записка; б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; г) схемы, отображающие архитектурные решения; д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; е) проект организации строительства объекта капитального строительства; ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей.

Однако, в соответствии с ч. 13 ст. 48 ГСК РФ состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на государственную экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 7 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», раздел 6 проектной документации («Проект организации строительства»), требования к содержанию которого устанавливаются пунктом 23 указанного Положения, разрабатываются в полном объеме для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов. Во всех остальных случаях необходимость и объем разработки указанных разделов определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование.

Таким образом, поскольку строительство гостинично-ресторанного комплекса по адресу: <адрес> не осуществляется за счет бюджетных средств, разработка и представление Проекта организации строительства на государственную экспертизу в составе проектной документации в данном случае не является обязательной. Отсутствие экспертного исследования данного раздела не свидетельствует о незаконности выданного ООО «Т-И» разрешения на строительство.

Довод о том, что альбом «Схема планировочной организации земельного участка. Раздел 2» шифр также не проходил государственную экспертизу, ошибочен, поскольку в положительном заключении государственной экспертизы указано, что в составе представленной на государственную экспертизу проектной документации был представлен, в том числе, и Раздел 2 «Схема планировочной организации земельного участка». Указанный в заключении государственной экспертизы шифр 04-08 ГП обозначен на внутренних листах Раздела 2 «Схема планировочной организации земельного участка».

Кроме того, допрошенный в судебном заседании архитектор Д.В.Ю. пояснил, что отсутствие полного указания на титульном листе раздела 2 «Схема планировочной организации земельного участка. Раздел 2» шифра обусловлено технической ошибкой, связанной с внесением исправлений в проектную документацию при устранении замечаний КГАУ «<адрес> краевая государственная экспертиза», возникших в ходе проведения государственной экспертизы. Наличие данных замечаний подтверждается соответствующим перечнем, представленным в материалы дела представителем КГАУ «<адрес> краевая государственная экспертиза», а также уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «Т-И» об устранении данных замечаний.

Из данного перечня следует, что согласно проектной документации, размещение проектируемой открытой автостоянки, являющейся неотъемлемой частью гостинично-ресторанного комплекса на основании СНиП 2.07.01-89* и лестницы главного входа, выполнено за границами отведенного земельного участка, что не соответствует требованиям ч. 1 ст. 48 ГСК РФ.

Однако, согласно пояснениям Д.В.Ю., данные нарушения, наряду с иными недостатками проектной документации, были устранены. Данное обстоятельство подтверждается Положительным заключением государственной экспертизы , вынесенным после устранения выявленных нарушений.

Не является основанием для удовлетворения заявленных требований и довод прокурора о месте нахождения сетей инженерно-технического обеспечения в силу следующего.

В связи с тем, что объект капитального строительства для его функционирования должен быть обеспечен необходимыми коммунальными ресурсами (отопление, холодное/горячее водоснабжение, водоотведение (канализация), электроэнергия), действующим законодательством закреплена система соответствующих мероприятий по подключению объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (п. 7 ч. 3 ст. 44, ч. 7 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, Постановление Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения», Постановление Правительства РФ от 09.06.2007 N 360 «Об утверждении Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры»).

Указанными нормативно-правовыми актами, в частности, предусмотрено, что по договору о подключении исполнитель (организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения) обязан осуществить действия по созданию (реконструкции) систем коммунальной инфраструктуры до точек подключения на границе земельного участка (пп. 1 п. 20 Постановления Правительства РФ от 09.06.2007 N 360).

В соответствии с ч. 7 ст. 48 ГСК РФ технические условия предоставляются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков.

Согласно градостроительному плану земельного участка № , выданному ООО «Т-И», в разделе не содержится информации о технических условиях подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, в связи с чем застройщик самостоятельно запросил и получил необходимые технические условия. Проектная документация была разработана в соответствии с техническими условиями, полученными ООО «Т-И» у организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.

Вместе с тем, из проектной документации следует, что точки подключения систем отопления, водоснабжения и электроэнергии расположены за границами предоставленного ООО «Т-И» земельного участка. Данное обстоятельство подтвердили допрошенные в ходе рассмотрения дела эксперты КГАУ «<адрес> краевая государственная экспертиза» П.Е.Д., М.Н.В. указавшие также, что данное обстоятельство не препятствовало им в выдаче положительного заключения на проектную документацию.

Однако, тот факт, что в нарушение действующего законодательства организации, осуществляющие эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, выдают технические условия подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения с точками подключения, находящимися за границами принадлежащего застройщику земельного участка, свидетельствует лишь о том, что исполнители тем самым перекладывают на застройщика бремя создания участка систем коммунальной инфраструктуры до точек подключения на границе земельного участка.

Данное обстоятельство при условии, что строительство объекта запроектировано в пределах границ выделенного земельного участка и в пределах красных линий, с учетом получения застройщиком соответствующих технических условий на вынос инженерных коммуникаций, может свидетельствовать лишь об ущемлении прав самого застройщика, а не о нарушении градостроительного плана, а также прав и законных интересов неопределенного круга лиц на доступ к объектам культурного наследия, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

Осуществление строительства за пределами границ земельного участка, выделенного под застройку, а также расположение мусороконтейнерной площадки во дворе соседнего дома без согласования с собственниками данного жилого дома не входит в предмет оценки законности действий администрации <адрес> по выдаче разрешения на строительство. Защита интересов неопределенного круга лиц в данной части может быть осуществлена с использованием иных способов защиты нарушенного права путем установления факта нарушения и лиц, их допустивших.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела оснований для признания незаконными действия Администрации <адрес> по выдаче ООО «Т-И» разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ гостинично-ресторанного комплекса по адресу: <адрес> и признании недействительным данного разрешения не установлено, в связи с чем суд полагает необходимым отказать прокурору <адрес> в заявленных требованиях.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ были приняты меры обеспечения требований прокурора в виде запрета ООО «Т-И» совершать действия по строительству гостинично-ресторанного комплекса на основании разрешения от ДД.ММ.ГГГГ-дг.

В связи с отказом заявителю в удовлетворении требований, суд полагает возможным одновременно отменить указанные меры.

Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований о признании незаконными действия Администрации <адрес> по выдаче разрешения на строительство, признании недействительным разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ гостинично-ресторанного комплекса по адресу: <адрес> - отказать.

Отменить запрет ООО «Т-И» совершать действия по строительству гостинично-ресторанного комплекса по адресу: <адрес> на основании разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ-

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд в течение десяти дней со дня вынесения судом решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.Н. Крюкова