ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-387/18 от 05.06.2018 Черемховского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 июня 2018 года г. Черемхово

Черемховский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Шуняевой Н.А., при секретаре Солоненко Ю.А., с участием истцов Лизунковой Т.Л., Бахтияровой С.А., представителя истца Юркиной О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-387/2018 по иску Лизункова АН, Лизунковой ТЛ, Бахтияровой СА, Лизункова ПА к Администрации муниципального образования «город Черемхово» о признании нуждающимися в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения и включении в список граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения,

установил:

Лизунков А.Н., Лизункова Т.Л., Бахтиярова С.А., Лизунков П.А. обратились в суд с иском к Администрации муниципального образования «город Черемхово» о признании нуждающимися в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения и включении в список граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, указав в обоснование своих требований с учетом уточнения в порядке ст. 39 ГПК РФ, что на основании ордера на жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ, Лизунков А.Н. является нанимателем жилого помещения находящегося по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Лизункова Т.Л. - жена, Бахтиярова (Лизункова) С.А. - дочь, Лизунков П.А. - сын, являются членами семьи нанимателя Лизункова А.Н. Они все вместе одной семьей проживали в квартире по адресу: <адрес>, <адрес><адрес><адрес><адрес> постепенно разрушался, стал приходить в непригодное для проживания состояние. В <адрес>, которая находилась на 1 этаже, было очень холодно, промерзали пол и стены, через оконные рамы и двери постоянно дул ветер. Жилое помещение невозможно было нагреть. Кроме того, в подъезде дома разрушался потолок, обрушались потолочные балки, с потолка лилась вода во время дождя, полы разрушены до такой степени, что невозможно было по ним пройти к своей квартире. На зимний период времени они всей семьей вынужденно выселялись из квартиры. Снимали другое, пригодное для проживания в зимний период жилье. В 2002 году данный жилой <адрес><адрес> в <адрес> снесли, как ветхий и аварийный, непригодный для проживания, на основании распоряжения администрации МО «<адрес>», как собственника жилого дома. Сотрудниками жилищного отдела администрации надлежащим образом не были оформлены документы в отношении них на переселение в установленном порядке. Они зарегистрированы и в настоящее время по несуществующему адресу: <адрес>, <адрес><адрес>. Решение о выселении их из жилого помещения по указанному адресу без предоставления им другого жилого помещения в установленном законом судебном порядке не принималось, утратившими право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, они не признавались. По формальным основаниям они не приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в порядке, установленном статьями 51, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, и не признаны относящимися к категории малоимущих граждан. В установленном законом порядке ими были поданы документы, подтверждающие, что они нуждаются в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В принятии документов на постановку на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляемых по договорам социального найма в соответствии с пунктами 2.6.1, 2.6.2 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Постановка на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» было отказано, так как заявление на получение вышеуказанной услуги представлено не по форме в соответствии с приложением № 1 и № 2 к вышеуказанному регламенту; не представлены документы на несовершеннолетних детей в соответствии с п. 2.6.2. и 2.6.3. вышеуказанного регламента, копии документов, высланные почтовой связью не заверены в установленном законом порядке. Между тем, в личном приеме документов в администрации МО «город Черемхово» им неоднократно было отказано по различным формальным причинам (отсутствие специалиста, нахождение его в отпуске, «кабинет закрыт»). Все документы согласно списку, ими были представлены в полном объеме. Полный пакет документов для постановки на учет был направлен посредством почтового отправления, в связи с невозможностью попасть на личный прием в каб. . Отказ в постановке их на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений считают незаконным и не обоснованным. О ветхости и аварийности жилого дома по адресу: <адрес>, <адрес>, а также о том, что указанный дом не отвечал критериям безопасности, свидетельствует тот факт, что он разрушился и в настоящее время, как объект недвижимости, не существует. Ответчик самостоятельно принял решение об исключении дома по адресу: <адрес>, <адрес>, из реестра муниципальной собственности, о чем свидетельствует справка АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», при этом не обеспечив их жилым помещением в установленном законом порядке. Вместе с тем, непризнание жилого помещения по адресу: <адрес>, <адрес> в установленном порядке непригодным для проживания не является основанием для ограничения их конституционного права на жилое помещение, в том числе и по причине бездействия органа местного самоуправления, длительное время уклонявшегося от проведения обследования разрушенного дома. Свой отказ в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении на имя <данные изъяты> Т.Л. ответчик связывает с тем, что якобы истец Лизунков <данные изъяты> Т.Л. имеют совокупный доход в размере 43550, 01 руб., превышающий необходимый для признания их и членов семьи нуждающимися в предоставлении жилого помещения. Указанные сведения не соответствуют действительности, т.к. доход в указанном размере указан без соответствующих вычетов в виде НДФЛ, т.е. не в «чистом» его виде и на всех членов семьи он не распространяется. Кроме того, сведения для постановки на учет в качестве нуждающихся подаются в администрации индивидуально, в отношении каждого из членов семьи <данные изъяты>.

<данные изъяты>.Н. являются лицами предпенсионного возраста, находятся в возрасте 53 и 55 лет, поэтому говорить о том, что они имеют доход, достаточный для приобретения жилья на коммерческих условиях, не представляется возможным. Лизунков П.А. вообще не имеет дохода, т.к. не трудоустроен, нигде не работает, однако и ему было устно отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Поскольку технический паспорт на квартиру в разрушенном жилом доме не может быть предоставлен, площадь жилого помещения определена по данным, содержащимся в справке АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», о том, что площадь квартиры по адресу: <адрес>, составляет 60,6 кв.м., жилая площадь 37,3 кв.м. Согласно отчету об оценке ИП Чернявского В.Г. от ДД.ММ.ГГГГ, средняя рыночная стоимость одного квадратного метра квартир, общей площадью более 60 кв.м., (по аналогии с площадью ранее занимаемого жилого помещения), составляет 19 128 руб. Таким образом, расчет стоимости квартиры площадью 60 кв.м., следующий и составляет 60 х 19 128 руб.=1 147 680 руб. Указанная сумма, с учетом получаемого ими дохода и необходимых ежемесячных расходов на приобретение продуктов питания, лекарственных средств и т.д., не может быть ими накоплена в течение трех лет.

В связи с чем истцы просили признать Лизункова А.Н., Лизункову Т.Л., Бахтиярову С.А., Лизункова П.А. гражданами, нуждающимися в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Признать незаконным отказ администрации МО «город Черемхово» от ДД.ММ.ГГГГ в постановке Лизункова А.Н., Лизунковой Т.Л., Бахтияровой С.А., Лизункова П.А. на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений. Обязать Администрацию МО «город Черемхово» включить Лизункова А.Н., Лизункову Т.Л., Бахтиярову С.А., Лизункова П.А. в список граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений на территории МО «город Черемхово».

В судебном заседании истец Лизункова Т.Л. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении, настаивала на их удовлетворении. Дополнительно пояснив, что она обращалась в администрацию муниципального образования «город Черемхово» по вопросу постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, где ей сказали, что их с мужем среднемесячный доход превышает прожиточный минимум, поэтому малоимущими они не являются. Больше она по данному вопросу в администрацию не обращалась, документы направила по почте, подлинники не приносила.

В судебном заседании истец Бахтиярова С.А. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении, настаивала на их удовлетворении. Дополнительно пояснив, что ей было отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, так как ею были представлены копии документов нотариально не заверенные.

Представитель истца Лизункова А.Н. - Юркина О.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении, настаивала на их удовлетворении.

Истцы Лизунков П.А., Лизунков А.Н. в судебное заседание не явились, хотя о слушании дела извещены надлежащим образом. Просят дело рассмотреть в их отсутствие. На исковых требованиях настаивают.

Представитель ответчика администрации муниципального образования «город Черемхово» Смирнова Е.С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась, хотя о слушании дела извещена надлежащим образом. Просит дело рассмотреть в отсутствие представителя ответчика.

Ранее в судебном заседании, исковые требования не признала, пояснив, что в адрес администрации по почте поступили заявления истцов о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, которые не соответствовали по форме, копии документов не были заверены нотариально, а также пакет документов, необходимый для постановки на учет, представлен не в полном объеме, в связи с чем, истцам было отказано в принятии документов на постановку на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Лично на прием истцы в администрацию не приходили, подлинники документов не приносили.

Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, выслушав истцов Лизункову Т.Л., Бахтиярову С.А., представителя истца Юркину О.Н., исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Статья 40 Конституции Российской Федерации гласит, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (ч.1).

В силу положений п. 1 ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

Согласно ст. 5 ФЗ № 189-ФЗ от 29.12.2004 «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Согласно ч. 1 ст. 50 ЖК РСФСР пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.

На основании ч. 1 ст. 53 ЖК РСФСР члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения. Совершеннолетние члены семьи несут солидарную с нанимателем имущественную ответственность по обязательствам, вытекающим из указанного договора.

Согласно ч. 2 ст. 53 ЖК РСФСР к членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство.

В соответствии с ч. 1 ст. 54 ЖК РСФСР наниматель вправе в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. На вселение к родителям их детей, не достигших совершеннолетия, не требуется согласия остальных членов семьи.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Исполнительным комитетом Черемховского горисполкома Совета народных депутатов Лизункову А.Н. был выдан ордер на жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес>, на семью, состоящую из четырех человек. В ордер в качестве членов семьи нанимателя включены: жена Лизункова Т.Л., дочь Лизункова С.А., сын Лизунков П.А.

Как видно из поквартирной карточки на жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>, в указанной квартире зарегистрированы: Лизунков А.Н. с ДД.ММ.ГГГГ, Лизункова Т.Л. с ДД.ММ.ГГГГ, Бахтиярова С.А. с ДД.ММ.ГГГГ, Лизунков П.А. с ДД.ММ.ГГГГ, Лизунков И.Р. с ДД.ММ.ГГГГ, Быгзуева Ю.А. с ДД.ММ.ГГГГ, Бахтиярова Т.Р. с ДД.ММ.ГГГГ.

По данным Черемховского производственного участка Иркутского отделения Восточно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» жилой <адрес><адрес> в <адрес> с 1959 г. находился на балансе Управления объединения «Востсибуголь» ККП-3. При расформировании «Востсибугля» все жилые дома передавались в реестр муниципальной собственности Муниципального образования «<адрес>».

Согласно справке Черемховского производственного участка Иркутского отделения АО «Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, собственник квартиры, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, не определен. Правоустанавливающие документы на неё в Черемховское отделение не предъявлены.

В реестре муниципальной собственности муниципального образования «город Черемхово» жилой дом по пер. Саянский, 1 в г. Черемхово не учтен по причине фактического отсутствия. Администрацией города Черемхово решение о сносе <адрес><адрес> в <адрес> не принималось, данный дом был разрушен ориентировочно в 2004 г. стихийно неизвестными лицами, о чем указано в ответе с администрации муниципального образования «город Черемхово» от ДД.ММ.ГГГГ.

Изменение фамилии Лизунковой С.А. на Бахтиярову подтверждено свидетельством о заключении брака, выданным отделом по Черемховскому району, г. Черемхово и г. Свирску управления службы ЗАГС Иркутской области ДД.ММ.ГГГГ

Брак между Бахтияровым Р.Р. и Бахтияровой С.А. прекращен ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о расторжении брака I-СТ , выданным отделом по Черемховскому району, г. Черемхово и г. Свирску в управлении государственной регистрации службы записи актов гражданского состояния Иркутской области ДД.ММ.ГГГГ.

Бахтиярова (Лизункова) С.А. является матерью несовершеннолетних Лизункова ИР, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Бахтияровой ТР, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении II-СТ , выданным Отделом по Черемховскому району, г. Черемхово и г. Свирску управления службы ЗАГС Иркутской области ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о рождении II-СТ , выданным Отделом по Черемховскому району, г. Черемхово и г. Свирску управления службы ЗАГС Иркутской области ДД.ММ.ГГГГ

Статьей 49 ЖК Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).

В статье 51 ЖК РФ определены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно части 1 статьи 52 ЖК Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.

К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 ЖК Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных документов органом, осуществляющим принятие на учет.

В соответствии со статьей 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается, в том числе, в случае если не представлены предусмотренные 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя (пункт 1 части 1).

Законом Иркутской области от 17.12.2008 № 127-ОЗ установлен порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» на территории муниципального образования «город Черемхово» ДД.ММ.ГГГГ утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Постановка на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

В соответствии с перечисленными нормативными актами, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Перечень необходимых документов, их форма, способ заверения их копий установлены Законом Иркутской области от 17.12.2008 № 127-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма», а также административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Постановка на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

В соответствии с п. 2.3 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Постановка на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», результатом предоставления муниципальной услуги является: постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; об отказе в постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В пункте 2.6.1 указанного административного регламента приведен исчерпывающий перечень необходимых документов для предоставления муниципальной услуги: заявление по форме, документы, удостоверяющие личность заявителя и членов его семьи, документы, подтверждающие принадлежность заявителя и членов его семьи к гражданству РФ, документы, подтверждающие правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, к членам его семьи, документы, подтверждающие право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма вне очереди, документы, подтверждающие правовые основания владения и пользования заявителем и членами его семьи жилым помещением, документы, в установленном порядке подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при признании граждан малоимущими в соответствии с законодательством Иркутской области за 12 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления. Документы, содержащие в соответствии с законодательством сведения о рыночной стоимости принадлежащего на праве собственности заявителю и членам его семьи имущества, подлежащего налогообложению.

В перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, которые находятся в распоряжении государственных и иных органов и организаций, входят: справка с места жительства о составе семьи, документы, выданные органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами, осуществляющими техническую инвентаризацию, подтверждающие наличие (отсутствие) жилых помещений в собственности заявителя и членов его семьи, документы, выданные органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств, подтверждающие наличие (отсутствие) транспортного средства в собственности заявителя и членов его семьи (п. 2.6.3 п.п. а, б, в Регламента). Документы, представленные в копиях, не заверенных в установленном порядке, предъявляются с предъявлением оригинала (п. 2.6.5 Регламента).

Как следует из возражений администрации муниципального образования «город Черемхово» и пояснений представителя ответчика Смирновой Е.С., в адрес администрации города ДД.ММ.ГГГГ почтовым отправлением поступило заявление от Лизункова П.А. о постановке на учет с приложением следующих документов: справка (подлинная) о том, что он на учете в качестве безработного не состоит и пособие по безработице не получает; справка (незаверенная копия) об отсутствии зарегистрированных транспортных средств на его имя; паспорт (незаверенная копия); ордер (незаверенная копия) на жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес> справка (незаверенная копия) о составе семьи; справка (незаверенная копия) об отсутствии приватизированной квартиры и частного домовладения; уведомление (незаверенная копия) об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений.

По результатам рассмотрения заявления Лизункову П.А. было отказано в предоставлении муниципальной услуги по постановке на учет в связи с тем, что заявление подано по неустановленной форме, копии документов не заверены нотариально, отсутствуют документы, подтверждающие отнесение заявителя к категории малоимущих граждан, т.е. его доходы, что подтверждается ответом от ДД.ММ.ГГГГ за . Повторно с пакетом документов Лизунков П.А. в администрацию МО «город Черемхово» не обращался.

Также, ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации города Черемхово почтовым отправлением поступило заявление от Бахтияровой С.А. о постановке на учет с приложением следующих документов: справка (незаверенная копия) об отсутствии приватизированной квартиры и частного домовладения; справка (незаверенная копия) об отсутствии зарегистрированных транспортных средств на ее имя; свидетельство (незаверенная копия) о рождении Бахтияровой Т.Р. (дочь); свидетельство (незаверенная копия) о рождении Лизункова И.Р. (сын); паспорт (незаверенная копия); свидетельство (незаверенная копия) о расторжении брака; свидетельство (незаверенная копия) о регистрации по месту жительства Бахтияровой Т.Р. (дочь); свидетельство (незаверенная копия) о регистрации по месту жительства Лизункова И.Р. (сын); справка (незаверенная копия) о составе семьи; ордер (незаверенная копия) на жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес> справка (незаверенная копия) об ее доходах за 2016 год; справка (незаверенная копия) об ее доходах за 2017 год; трудовая книжка (незаверенная копия).

По результатам рассмотрения заявления Бахтияровой С.А. отказано в предоставлении муниципальной услуги по постановке на учет в связи с тем, что заявление подано по неустановленной форме, копии документов не заверены нотариально, отсутствуют документы, указанные в п. 2.6.2, 2.6.3 административного регламента. Повторно с пакетом документов Бахтиярова С.А. не обращалась, что подтверждается ответом от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, в администрацию города Черемхово ДД.ММ.ГГГГ почтовым отправлением поступило заявление от Лизунковой Т.Л. о постановке на учет с приложением следующих документов: справка (не заверенная копия) об отсутствии приватизированной квартиры и частного домовладения у Лизункова А.Н.; справка (незаверенная копия) о составе семьи - 2 экз; ордер (незаверенная копия) на жилое помещение по адресу: <адрес> свидетельство (незаверенная копия) о рождении Лизункова П.А. (сын) - 2 экз.; свидетельство (незаверенная копия) о рождении Лизунковой С.А. (дочь) - 2 экз.; свидетельство (незаверенная копия) о заключении брака - 2 экз.; справка (незаверенная копия) о доходах Лизункова А.Н. за 2016 год; справка (незаверенная копия) о доходах Лизункова А.Н. за 2017 год; трудовая книжка (незаверенная копия) Лизункова А.Н.; паспорт (незаверенная копия) Лизункова А.Н.; уведомление (незаверенная копия) об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений на Лизункова А.Н.; справка (незаверенная копия) об отсутствии зарегистрированных транспортных средств на ее имя; справка (незаверенная копия) об отсутствии зарегистрированных транспортных средств на Лизункова А.Н.; справка (незаверенная копия) об ее доходах за 2017 год; справка (незаверенная копия) об ее доходах за 2016 год; уведомление (незаверенная копия) об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений на ее имя; справка (незаверенная копия) об отсутствии приватизированной квартиры и частного домовладения у нее; паспорт (незаверенная копия); трудовая книжка (незаверенная копия).

По результатам рассмотрения заявления Лизунковой Т.Л. отказано в предоставлении муниципальной услуги по постановке на учет в связи с тем, что заявление подано по неустановленной форме, копии документов не заверены нотариально, представленные документы о доходах не позволяют заявителя и ее мужа отнести к категории малоимущих граждан, что подтверждается ответом от ДД.ММ.ГГГГ. Повторно с пакетом документов Лизункова Т.Л. не обращалась.

Настаивая на удовлетворении исковых требований, истцы в исковом заявлении ссылаются на то, что в установленном законом порядке в администрацию муниципального образования «город Черемхово» ими были поданы документы, подтверждающие, что они нуждаются в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, в подтверждение чего ссылались на следующие доказательства.

Трудовой книжкой на имя Лизункова А.Н. подтверждено, что он работает в филиале «разрез «Черемховуголь» ООО «Компания «Востсибуголь» монтером пути 3 разряда.

Справкой о доходах физического лица подтверждены доходы Лизункова А.Н. за 2016- 2017 г.г.

Лизункова Т.Л. работает в ФГУП «Почта России» начальником 9 ОПС, что подтверждается трудовой книжкой.

Справкой о доходах физического лица подтверждены доходы Лизунковой Т.Л. за 2016- 2017 г.г.

Бахтиярова С.А. работает в ФГУП «Почта России» почтальоном, что подтверждается трудовой книжкой.

Справкой о доходах физического лица подтверждены доходы Бахтияровой С.А. за 2016- 2017 г.г.

Лизунков П.А. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в ОГКУ ЦЗН города Черемхово на учете в качестве безработного не состоит и пособие по безработице не получает, что подтверждается справкой с ОГКУ ЦЗН города Черемхово от ДД.ММ.ГГГГ.

Лизункова Т.Л., Бахтиярова С.А., Лизунков А.Н., Лизунков П.А. право однократной бесплатной приватизации муниципального и государственного жилого фонда на территории г. Черемхово Иркутской области не использовано. За ними не числится приватизированной квартиры и частного домовладения в г. Черемхово, что подтверждается справками с Черемховского производственного участка Иркутского отделения АО «Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ

Уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, подтверждено, что отсутствует информация о правах Лизункова А.Н., Лизункова П.А., Лизунковой Т.Л., на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимого имущества в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории Управления Росреестра по Иркутской области.

Согласно справкам РЭО ГИБДД МО МВД России «Черемховский» от ДД.ММ.ГГГГ, по сведениям «ФИС ГИБДД-М» на имя Бахтияровой С.А., Лизункова П.А., Лизункова А.Н., Лизунковой Т.Л. транспортных средств не зарегистрировано.

Согласно отчету об оценке НС от ДД.ММ.ГГГГ, средняя рыночная стоимость одного квадратного метра квартир, общей площадью 60,0 кв.м., расположенных в г. Черемхово составляет 19128 руб.

Основаниями для отказа в приеме заявления о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях является: несоответствие заявления на получение муниципальной услуги форме, утвержденной настоящим регламентом; в заявлении не указаны фамилия, имя, отчество и почтовый адрес заявителя, его подпись; документы в установленных законодательством случаях нотариально не удостоверены, имеют не подлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц; если при приеме заявления и прилагаемых к нему документов установлено, что с заявлением обратилось неуполномоченное лицо; имеются подчистки или приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, либо документы, исполнены карандашом; документы имеют серьезные повреждения, наличие которых не позволяет однозначно истолковать их содержание (п.2.7 Регламента).

Основаниями для отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма являются: непредставление документов, предусмотренных требованиями п. 2.6.2 настоящего регламента; представление документов, которые не подтверждают право заявителей состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях; не истек пятилетний срок с момента совершения намеренных действий заявителем муниципальной услуги и (или) членами его семьи, в результате которых такие заявители могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (п. 2.8 Регламента).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что заявления Лизунковой Т.Л., Бахтияровой С.А., Лизункова П.А. от ДД.ММ.ГГГГ, в которых они просят поставить на очередь в предоставлении жилого помещения, не соответствуют форме в соответствии с приложением к административному регламенту предоставления муниципальной услуги «Постановка на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», утвержденному постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, истцами не представлены заявления на обработку персональных данных по форме в соответствии с приложением указанного регламента.

Документы, направленные посредством почтовой связи, в администрацию МО «город Черемхово» для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, не были заверены в установленном порядке, а оригиналы документов в администрацию не представлены, кроме того, истцами был представлен не полный пакет документов, предусмотренный п.п. 2.6.2 и 2.6.3 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Постановка на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», утвержденному постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: Лизунковым П.А. не представлены сведения о доходах, а Бахтияровой С.А. документы на несовершеннолетних детей, в связи с чем, им было отказано в предоставлении муниципальной услуги по постановке на учет.

Сведений о том, что Лизунков А.Н. обращался в администрацию муниципального образования «города Черемхово» с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, материалы дела не содержат. В заявлении Лизунковой Т.Н. от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, не содержится просьба о включении в состав ее семьи супруга Лизункова А.Н.

В соответствии со ст. 2 ЖК Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.

Согласно п. п. 3, 3.1, 4, 5 ч. 1 ст. 14 ЖК Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

При этом в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет. Развивая названные конституционные положения, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац двенадцатый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (пункт 1 части 1 статьи 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.

Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 части 2) ЖК Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. N 1563-О-О).

В согласовании с изложенными нормами находится и часть 2 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, предусматривающая, что малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.

Порядок признания граждан малоимущими, порядок определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи в целях признания граждан малоимущими, порядок определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими утверждены постановлением мэра города Черемхово от ДД.ММ.ГГГГ, устанавливающий формулу размера денежных средств, которые члены семьи способны накопить в течение 3 лет, виды доходов, которые исчисляются для признания граждан малоимущими.

Учитывая отсутствие документов, подтверждающих доходы всех членов семьи, у администрации муниципального образования «город Черемхово» отсутствовала возможность установить размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, размер денежных средств, которые члены семьи способны накопить в течение 3 лет.

Анализируя представленные суду доказательства, в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что ответчиком решение об отказе в постановке истцов на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не принималось. По результатам рассмотрения документов, представленных истцами, Администрацией МО «город Черемхово» было отказано в принятии заявления и представленных документов о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Сам по себе отказ в принятии документов не препятствует истцам повторно подать полный пакет документов, предусмотренных и оформленных в соответствии с требованиями Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Постановка на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

Таким образом, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, по правилам ст. 67 ГРК РФ, суд приходит к выводу о том, что у администрации муниципального образования «город Черемхово» отсутствовали основания для принятия решения о постановке Лизункова А.Н., Лизунковой Т.Л., Бахтияровой С.А., Лизункова П.А. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Принимая во внимание вышеназванные нормы материального права, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Лизункова А.Н., Лизунковой Т.Л., Бахтияровой С.А., Лизункова П.А. к Администрации муниципального образования «город Черемхово» о признании нуждающимися в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения и включении в список граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Лизункова АН, Лизунковой ТЛ, Бахтияровой СА, Лизункова ПА к Администрации муниципального образования «город Черемхово» о признании нуждающимися в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения и включении в список граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Черемховский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.А. Шуняева