ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-387/2013 от 09.10.2013 Дербентского районного суда (Республика Дагестан)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дербентский районный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Сурхаева М.Р., при секретаре Мурадовой Э.З.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело ФИО1 к ФИО2, Филиалу ФГБУ Федеральной кадастровой палаты Росреестра по РД и Отделу кадастрового учета и третьему лицу ФИО3 о признании постановки на кадастровый учет земельного участка ФИО2 недействительным, аннулировании записи о государственном кадастровой регистрации участка и обязании постановки на кадастровый учет земельного участка и встречному иску ФИО2 к ФИО1, администрации ГО «г. Дербент», Управлению муниципальным имуществом, администрации г. Дербента, заинтересованным лицам: администрации Дербентского района, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РД в г. Дербенте о признании недействительными постановления администрации г. Дербента от 28 августа 2009 года № 83/6 «О предоставлении ФИО1 земель населенных пунктов в собственность», договора о безвозмездном предоставлении в собственность ФИО1, находящегося в муниципальной собственности земельного участка выданного управлением муниципального имущества г. Дербента № 1196 от 16 октября 2009 года, и аннулировании записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 16.11.2009 года ,

Установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к ФИО2, Филиалу ФГБУ Федеральной кадастровой палаты Росреестра по РД Отделу кадастрового учета о признании постановки на кадастровый учет земельного участка ФИО2 недействительным, аннулировании записи о государственной кадастровой регистрации участка и обязании постановки на кадастровый учет земельного участка.

Мотивируя доводы тем, что земельный участок площадью 900 кв. м. он получил на основании постановления администрации г. Дербента от 28 августа 2009 года № 83/6 «О предоставлении ФИО1 земель населенных пунктов в собственность», договора о безвозмездном представлении в собственность, заключенный с управлением муниципального имущества г. Дербента № 1196 от 16 октября 2009 года и зарегистрировал в установленном порядке, что подтверждается выданным свидетельством от 16 ноября 2009 года о праве собственности серией 05–АА № 246191 записью регистрации и имеющий кадастровый номер В момент представления ему земельного участка он находился на территории городского округа «город Дербент». В момент представления ему земельного участка между городским округом «город Дербент» и муниципальным образованием «Дербентский район» имелись разногласия по поводу прохождения границ. В связи, с чем в последующем на основании приказа от 09 октября 2009 года за №41 «О корректировке кадастрового деления Дербентского городского кадастрового района (05:42) и Дербентского кадастрового района (05:07) руководителем Управления Роснедвижимости по РД ФИО4 была произведена корректировка, в результате чего были ликвидированы в Дербентском городском кадастровом районе кадастровые квартала. Ликвидированным оказался и кадастровый район, в котором находится его участок. В пунктах 3:4:5 данного приказа указано, как и каким способом произвести включение ликвидированных кадастровых кварталов в Дербентском кадастровом районе с сохранением предыдущих номеров этих кварталов. Но этого сделано не было. При первичной постановке на кадастровый учет его земельного участка по вине кадастрового инженера ФИО5 неверно был составлен межевой план земельного участка, в результате чего его месторасположение оказалось на значительном расстоянии от оси канала «Самур-Дербент», который проходил, как основной ориентир. Решением Дербентского городского суда кадастрового инженера ФИО5 обязали составить новый межевой план земельного участка, с учетом места его расположения на основании правоустанавливающего документа на земельный участок с приложенным к нему ситуационным планом. После предоставления нового межевого плана для постановки на кадастровый учет, ему сперва приостановили, а за тем и отказал в проведении кадастрового учета со ссылкой на то, что происходит наложение на земельный участок ЗУ 05:07:000071:659, правообладателем которого проходит ФИО2. При получении выписки в Управлении Федеральной службы государственной регистрации и картографии по РД, им был установлен, что земельный участок ФИО2 прошел кадастровый учет с получением кадастрового номера – 15 апреля 2010 года и зарегистрированное его право собственности 27 мая 2010 записью в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок регистрации . Поскольку им учет земельного участка произведена раньше, и в тот период каких-либо наложений с кем-либо не имелись его требования должны быть удовлетворены. Кроме того, как смежный землепользователь с ним не были согласованы границы земельного участка.

ФИО2 не согласившись с исковыми требованиями ФИО1 обратился в суд со встречным иском ФИО1, администрации ГО «г. Дербент», Управлению муниципальным имуществом, администрации г. Дербента, заинтересованным лицам: Администрации Дербентского района, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РД в г. Дербенте, о признании недействительными всех правоустанавливающих документов на спорный земельный участок: постановления администрации г. Дербента от 28.08.2009 года № 83/6 «О предоставлении ФИО1 земель населенных пунктов в собственность»; договор о безвозмездном предоставлении в собственность ФИО1, находящегося в муниципальной собственности земельного участка, выданного Управлением муниципального имущества г. Дербента № 1196 от 16.10.2009 года; свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок от 16.11.2009 года, бланк 05-АА 246191 на имя ФИО1, и аннулировать запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 16.11.2009 года регистрация .

Мотивируя доводы тем, что данный земельный участок предоставлен ему постановлением администрации Дербентского района от 02 апреля 2008 года № 132. Договором от 29.04.2010 года № 447 заключенного между ним и администрацией Дербентского района, администрация Дербентского района передала ему в собственность земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 1200 кв.м., расположенный на территории сельского поселения <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства, бесплатно на основании постановления главы администрации Дербентского района от 02.04.2008 г. № 132. На земельный участок им получен кадастровый паспорт 07 ноября 2012 года , зарегистрировано право собственности и получено свидетельство о государственной регистрации права.

Земельный участок ФИО1 предоставлен постановлением администрации г. Дербента от 28.08.2009 года № 83/6 из земель населенных пунктов г. Дербента.

ФИО1 земельный участок предоставлен в 2009 году, для размещения и обслуживания индивидуального жилого дома площадью 900 кв.м., а ему участок предоставлен в 2008 году для ведения личного подсобного хозяйства площадью 1200 кв.м.

Его земельный участок расположен на территории Дербентского района, относится к землям Сабнавинского сельского поселения и никакого отношения к землям населенного пункта г. Дербента не имеет.

Администрация МО «город Дербент» не имела полномочий по распоряжению земельным участком расположенным на территории МР «Дербентский район», поскольку этот спорный земельный участок входил, и входит в состав земель Дербентского района, и распоряжаться ими могла только администрация Дербентского района, как собственник земельного участка.

В судебном заседании представитель ФИО1 по доверенности от 03.05.2011 года ФИО6 исковые требования поддержал и пояснил, что спорный земельный участок он использовал около 25 лет под выращивание сельхозпродукции, в период его работы в совхозе «Ленинский» Дербентского района и эти земли принадлежали этому же совхозу. В последующем он обратился в администрацию г. Дербента с заявление о представлении земельного участка его сыну ФИО1, так же он попросил кадастрового инженера ФИО5 изготовить ситуационный план, который и был приложен к Постановлению администрации г. Дербента от 28 августа 2009 года № 83/6 «О предоставлении ФИО1 земель населенных пунктов в собственность». Отвод земельного участка из администрации г. Дербента ему никто не производил, а ситуационный план кадастровым инженером ФИО5 был изготовлен по размерам земельного участка, который был указан им самим, и который как он пояснил, обрабатывался им и членами его семьи в течение двадцати пяти лет. Так же ФИО1 был получен кадастровый паспорт и свидетельство о праве собственности на земельный участок. Когда им был огорожен земельный участок забором, то ему стало известно, что на этот земельный участок имеются документы у ФИО2, посчитав, что кадастровый инженер неправильно составил межевой план, он обратился в суд и решением Дербентского городского суда от 24 августа 2011 года межевой план ФИО1 был признан недействительным.

В последующем, решением Дербентского городского суда от 23 января 2012 года обязали кадастрового инженера ФИО5 в законном порядке произвести межевание земельного участка ФИО1 с учетом реального места расположения земельного участка, согласно правоустанавливающих документов. Кадастровым инженером ФИО5 был составлен новый межевой план и в последующем его представили в филиал ФГБУ Федеральной кадастровой палаты Росреестра по РД Отделу кадастрового учета, где сначала приостановили, а затем отказали в проведении кадастрового учета со ссылкой, что происходит наложение с земельным участком правообладателем которого является ФИО2 в связи с чем был подан иск в суд.

Эти доводы в ходе судебного заседания подтвердили и представители ФИО1 по доверенности ФИО7, и по ордеру адвокат Пиров Х.М. которые, так же заявил ходатайство о пропуске сроков исковой давности по заявленным ФИО2 встречным исковым требованиям.

В судебном заседании ФИО2 и его представитель по ордеру адвокат Мурадов М.В. исковые требования ФИО1 не признали, просили в их удовлетворении отказать, исковые требования ФИО2 поддержали и просили их удовлетворить.

Пояснил, что земельный участок был предоставлен ФИО2 на основании, постановления администрация Дербентского района от 02 апреля 2008 года № 132, по договору от 29 апреля 2010 года № 447 заключенного между ним и администрацией Дербентского района, был передан в собственность земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 1200 кв.м., расположенный на территории сельского поселения <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства. На земельный участок им получен кадастровый паспорт 07 ноября 2012 года , зарегистрировано право собственности и получено свидетельство о государственной регистрации права.

ФИО2 пояснил также, что данным земельным участком он пользовался для выращивания сельхозпродуктов, с мая 1999 года, что подтверждается представленными им справкой от 27 мая 1999 года № 11 выданной Самур-Дербентским ГУЭОС и договором аренды от 27 мая 1999 года заключенным между начальником Самур-Дербентского ГУЭОС и им.

ФИО1 земельный участок был предоставлен постановлением администрации г. Дербента от 28 августа 2009 года № 83/6 из земель населенных пунктов г. Дербента. Земельный участок, принадлежащий ему расположен на территории Дербентского района и относиться к землям Сабнавинского сельского поселения и никакого отношения к землям г. Дербента не имеет. О том, что у ФИО1 имеются документы на земельный участок ему стало известно из предъявленного ФИО1 иска, после чего он подал иск о признании их недействительными. Сроки исковой давности по заявленным им исковым требованиям не пропущены.

Представитель филиала ФГБУ Федеральной кадастровой палаты Росреестра по РД отдела кадастрового учета ФИО8 с исковыми требованиями ФИО1 не согласился и пояснил, что к ним по поводу постановки на кадастровый учет земельного участка обратился ФИО1 в ходе рассмотрения заявления на кадастровый учет объекта недвижимости был обнаружен объект ЗУ 05:07:00071:659 в правообладателях ФИО2, в связи с чем было принято решение о приостановки кадастрового учета объекта недвижимости, а в последующем было отказано в постановке земельного участка на кадастровый учет.

Пояснил также, что ранее в виду технической ошибки допущенной в 2001 году в кадастровых картах Дербентского кадастрового района и Дербентского городского кадастрового района, был издан приказ № 41 от 09 октября 2009 года «О корректировки кадастрового деления Дербентского городского кадастрового района (05:42) и Дербентского кадастрового района (05:07)» в соответствии с которым были внесены в утвержденную приказом Государственного комитета РД по земельным ресурсам и землеустройству № 46х от 17 августа 2001 года схему расположения кадастровых районов на территории Дагестанского кадастрового квартала округа корректировки в части Дербентского городского кадастрового района (05:42) и Дербентского кадастрового района (05:07), согласно приложения № 1 и № 2, ликвидированы в Дербентском кадастровом районе (05:42) кадастровый квартал ……(кадастровый квартал, где ранее проходил кадастровый учет земельного участка ФИО1).

Спорный земельный участок находится на территории «Сабнавинского сельского поселения» и относится к Дербентскому району. При постановке на кадастровый учет земельных участков, как городским отделом кадастровой службы, так и районным отделом кадастровой службы наложение участков было невозможно в связи с тем, что эти участки накладывались на единую карту.

Представитель администрации Дербентского района по доверенности ФИО9 со встречными исковыми требования ФИО2 согласилась и их поддержала, пояснив, что постановление администрации г. Дербента от 28 августа 2009 года № 83/6 «О предоставлении ФИО1 земель населенных пунктов в собственность», является незаконным в связи с тем, что спорный земельный участок расположен в границах MP «Дербентский район» на территории сельского поселения «село Сабнава» в кадастровом квартале 05:07:000071.

Доводы ФИО1 о том, что на момент предоставления земельного участка находился на территории города Дербента, не обоснован, так как, несмотря на разногласия на тот момент между Дербентским районом и городом Дербентом по поводу прохождения границ, сами границы, установленные Законом Республики Дагестан «О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан» от 13 января 2005года № 6, и с тех пор не менялись. Администрация города Дербента в судебном порядке пыталась обжаловать указанный закон, но решениями судебных инстанций было отказано в изменениях границ между городом Дербент и Дербентским районом. Приказом Роснедвижимости от 09 октября 2009 года изменения вносились в границы кадастровых кварталов: Дербентского районного кадастрового квартала и Дербентского городского кадастрового квартала, а не по границам муниципальных образований. К тому же, согласно данному Приказу, городской квартал 05:42:000099, в котором якобы был расположен земельный участок ФИО1 был ликвидирован. Так же необоснованны доводы, что ранее до корректировки кадастрового деления между Дербентским районом и г. Дербентом, территория, на которой расположен спорный земельный участок, находился в ведении муниципального образования г. Дербент являются ошибочными и основаны на неверном толковании определения кадастрового деления и подменого понятия административно-территориального устройства субъекта РФ.

Так, в соответствии с Федеральным законом «О государственном земельном кадастре» от 02 января 2000года № 28-ФЗ и Правилами кадастрового деления территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06 сентября 2001года № 660, кадастровое деление территории кадастрового округа на кадастровые районы осуществляет территориальный орган Федеральной службы земельного кадастра России только в целях ведения государственного земельного кадастра и присвоения земельным участкам уникальных кадастровых номеров. В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются Законом субъекта РФ. Следовательно, кадастровое деление территории округа может не совпадать с административно-территориальным устройством субъекта РФ, что не противоречит законодательству.

Законом РД «О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан» с 13 января 2005 года установлены границы между Дербентским районом и г. Дербентом в соответствии с прилагаемым к нему описанием прохождения границ муниципальных образований.

Несогласие со стороны муниципального образования г. Дербент с установленным Законом административно-территориальным делением вызывало земельно-территориальные споры между муниципальными образованиями город Дербент и Дербентский район. В настоящее время данный территориальный спор окончательно разрешен Решением Верховного суда РД от 25 апреля 2011года, который подтвердил неизменность границ, установленных Законом Республики Дагестан «О статусе и границах муниципальных образований».

Представитель администрации городского округа «город Дербент» по доверенности ФИО10 с исковыми требованиями ФИО2 в части признания недействительным постановления администрации г. Дербента от 28 августа 2009 года № 83/6 «О предоставлении ФИО1 земель населенных пунктов в собственность» не согласился и пояснил, что границы земель г. Дербента определены и утверждены Указом Президиума Верховного Совета ДАССР от 29 августа 1964 года, приложениями № 4 и № 5 к нему, постановлением Совета министров ДАССР № 274 от 06 июля 1964 года и приложениями № 2, № 3 к нему. Площадь земель г. Дербента в рамках вышеуказанных границ и по состоянию на 01 января 2013 год составляет 7098 га.

Республики Дагестан № 355?Постановлением Правительства от 29 декабря 2007 года утверждена государственная кадастровая оценка этих земель – как земли г. Дербента, границы земель г. Дербента описаны в законе Республики Дагестан «О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан». В приложении к статье 44 указанного закона приведена схематическая карта муниципального образования «город Дербент», которая совпадает с границами земель, утвержденными Указом Президиума Верховного Совета ДАССР от 29 августа 1964 года. С 1964 года по настоящее время земли от города Дербент в установленном законом порядке не изымались и другим муниципальным образованиям не передавались.

Земельный участок, предоставленный ФИО1, расположен в административных границах земель г. Дербента на территории кадастрового квартала 05:42:000099, согласно кадастровому делению Дербентского городского кадастрового района. Указанные земли по учету входили в состав земель населенных пунктов города Дербента и одновременно не могли быть предоставленными гражданам администрацией Дербентского района.

В соответствие с п.1 ст. 17 Федерального закона от 21 июля 1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшем в месте издания таких актов на момент их издания. Принятое администрацией Дербентского района за №132 от 02 апреля 2008 года постановление о представлении земельного участка и выданное свидетельство государственной регистрации права собственности на землю противоречат нормам законодательства.

Представитель третьего лица ФИО3 по доверенности ФИО11, исковые требования ФИО1 не признал, пояснил, что земельный участок ее доверительницы расположен дальше земельного участка ФИО2, и его доверительница никакого отношения к рассматриваемому спору не имеет.

Представитель ответчика Управления муниципальным имуществом, администрации г. Дербента, представитель заинтересованной стороны Филиала ФГБУ Федеральной кадастровой палаты Росреестра по РД, будучи надлежаще извещенными о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, об уважительности причин своей неявки суду не сообщили.

Выслушав мнение сторон, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования ФИО2 не обоснованными и подлежащими отклонению, а встречные исковые требования ФИО2 обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Постановлением администрации Дербентского района от 02 апреля 2008 года № 132 земельный участок площадью 1200 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения был представлен ФИО2 по договору от 29 апреля 2010 года № 447, заключенному между ФИО2 и администрацией Дербентского района, он был передан в собственность. Спорный земельный участок расположен на территории сельского поселения «село Сабнава» Дербентского района и предоставлен для ведения личного подсобно хозяйства. На земельный участок выдан кадастровый паспорт 07 ноября 2012 года и свидетельство о государственной регистрации права.

Постановлением администрации г. Дербента от 28 августа 2009 года № 83/6 «О предоставлении ФИО1 земель населенных пунктов в собственность» ему был предоставлен земельный участок площадью 900 кв.м. из земель городского поселения.

На основании договора о безвозмездном представлении в собственность, заключенный с управлением муниципального имущества г. Дербента № 1196 от 16 октября 2009 года, данный земельный участок был предоставлен ФИО1 в собственность. В последующем им был получен кадастровый паспорт 10, и свидетельство о регистрации права собственности от 16 ноября 2009 года серии 05 – АА № 246191, с записью регистрации .

Согласно материалам межевания земельных участков, кадастровых паспортов, земельный участок, выделенный одновременно в 2008 году ФИО2 и в 2009 году ФИО1, находится в административно-территориальных границах Дербентского района, на территории Сабнавинского сельского поселения.

Допрошенный в качестве свидетеля кадастровый инженер ФИО5 пояснил, что к нему обратился ФИО12 для оформления земельного участка им по его просьбе, и в границах, указанных ФИО6, был составленный ситуационный план на земельный участок который в последующем, на основании Постановления администрации г. Дербента от 28 августа 2009 года № 83/6 «О предоставлении ФИО1 земель населенных пунктов в собственность» был ему предоставлен. Для постановки на кадастровый учет земельного участка, он обращался в городской кадастровый отдел, в последующем ФИО1 обращался в суд о признании недействительными кадастрового паспорта и межевого плана, и обязании составить новый межевой план на земельный участок, согласно правоустанавливающих документов. Во исполнение решения Дербентского городского суда от 24 августа 2011 года им был составлен новый межевой план и его представили филиалу ФГБУ Федеральной кадастровой палаты Росреестра по РД Отделу кадастрового учета.

Представитель филиала ФГБУ Федеральной кадастровой палаты Росреестра по РД отделу кадастрового учета ФИО8 пояснил, что согласно сведениям государственного кадастра недвижимости сведениям Дежурно кадастровой карты Дербентского района и в соответствии с приложением к Закону РД от 13.01.2005 года № 6 «О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан» в части описания границ Сабнавинского сельского поселения, данный земельный участок находится в административно-территориальных границах Дербентского района на территории Сабнавинского сельского поселения.

Доводы представителей ФИО1 по доверенности ФИО12 и адвоката Пирова Х.М. о том, что ранее, до корректировки кадастрового деления между Дербентским районом и гор. Дербентом, территория, на которой расположен предоставленный ФИО1 администрацией ГО «город Дербент» земельный участок, находилась в ведении муниципального образования гор. Дербент, суд считает не состоятельными.

В соответствии с п.10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» от 25 октября 2001года за №137, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, т.е. распоряжение земельными участками осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления муниципальных районов и городского округа в пределах границ соответствующих муниципальных районов и городского округа.

В соответствии со ст.85 ФЗ от 6 октября 2003года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» принят Закон РД «О статусе и границах муниципальных образований РД» от 13.01.2005года, которым установлены границы между Дербентским районом и городом Дербент в соответствии с прилагаемым к нему описанием прохождения границ муниципальных образований и схематическими картами муниципальных образований РД, подготовленные Управлением Роснедвижимости по РД совместно с органами местного самоуправления.

Согласно карте землепользователей Дербентского района, составленной на основании Закона РД «О статусе и границах муниципальных образований РД» от 13.01.2006 года и картографическому материалу, представленному Федеральной службы регистрации кадастра и картографии, земельный участок, предоставленный администрацией городского округа «город Дербент», расположен на территории МР «Дербентский район» сельского поселения «село Сабнава» с кадастровым номером 05:07:000071:855 на землях населенного пункта.

В соответствии с ФЗ «О государственном земельном кадастре» от 02.01.2000г. №28-ФЗ и Правилами кадастрового деления территории РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.2011года №660, кадастровое деление территории кадастрового округа на кадастровые районы осуществляет территориальный орган Федеральной службы земельного кадастра России только в целях ведения государственного земельного кадастра и присвоения земельным участкам уникальных кадастровых номеров. При этом в соответствии с ФЗ от 16.10.2003года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются законом субъекта РФ. Следовательно, кадастровое деление территории округа может не совпадать с административно-территориальным устройством субъекта РФ, что не противоречит законодательству.

Из приказа Управления Роснедвижимости по РД от 09.10.2009года за №41 усматривается, что в виду необходимости устранения технической ошибки, допущенной в 2001году в дежурных кадастровых картах Дербентского кадастрового района и Дербентского городского кадастрового района, приводившей к случаям двойного кадастрового учета земельных участков, в кадастровое деление Дербентского городского кадастрового района (05:42) и Дербентского кадастрового района (05:07) внесены корректировки в результате чего ряд кадастровых кварталов из Дербентского городского кадастрового района исключены и границы кадастровых делений приведены в соответствие с Законом РД «О статусе и границах муниципальных образований», т.е. с границами муниципальных образований.

Неизменность границ, установленных Законом РД «О статусе и границах муниципальных образований РД» с 13.01.2005 года подтвердил Верховный суд РД своим решением от 25 апреля 2011года, оставленным в силе определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда РФ от 20 июля 2011года.

Администрация городского округа «город Дербент», предоставляя в собственность ФИО1 земельный участок, не приняло во внимание то, что спорный земельный участок находится на территории Сабнавинской сельской администрации, которая в свою очередь находится в административном подчинении Дербентского района.

Судом установлено, что администрация муниципального образования городской округ «город Дербент» не имея полномочий по распоряжению земельными участками, расположенными на территории муниципального образования «Дербентский район», поскольку эти спорные земельные участки входили и входят в состав земель Дербентского района и распоряжаться ими могла только администрация Дербентского района, как собственник земельных участков.

Это же обстоятельство подтверждается ещё выпиской описания границ МО «село Сабнава» Дербентского района приложением к пункту 19 ст.12 Закона РД «О статусе и границах муниципальных образований РД», а также выкопировкой из электронной карты Республики Дагестан с указанием границ г. Дербента и Дербентского района из которых усматривается, что спорный земельный участок расположен на территории МО «Дербентский район».

Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства суд приходит к выводу, что представленные в суд представителем ФИО1 – ФИО12 приложение к постановлению администрации г. Дербент № 83/6 от 28 августа 2009 года план части земель поселений города Дербента расположенные в кадастровом квартале № 99, предоставленных в собственность ФИО1 соответственно для размещения и обслуживания индивидуального жилого дома, не отвечают критериям допустимости и достоверности.

Нормы ни гражданского, ни земельного законодательства, действовавшие как в период возникновения спорных правоотношений, так и в настоящее время, не допускали и не допускают возможность предоставления земельных участков в том порядке и условиях, которые имели место в данном случае, когда администрация ГО «г. Дербент» распорядилась земельным участком, принадлежащим администрации МО «Дербентский район».

Таким образом, материалами дела не подтверждаются права администрации ГО «г. Дербент» на спорный земельный участок, тогда как факт нахождения спорного участка в правомерном владении и пользовании администрации МР «Дербентский район» до 02 апреля 2008 года, а с 02 апреля 2008 года ФИО2 подтверждается исследованными судом доказательствами.

Судом установлено, что земельный участок из Дербентского района в установленном порядке не изымался, г. Дербенту не передавался, каких-либо допустимых доказательств обратного суду не представлено.

Ст. 12 ГК в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусматривает признание недействительными акта государственного органа и органа местного самоуправления.

В силу п.1 ч.2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц и создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем признания недействительными судебном порядке в соответствии со ст. 61 ЗК РФ не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления.

Ст. 61 ЗК РФ предусматривает, что ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт местного самоуправления, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающие права и охраняемые законом интересы и юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

Поэтому суд, что считает, администрация городского округа «г. Дербент» в 2009 году не законно предоставила в собственность ФИО1 спорный земельный участок, который уже в 2008 году администрацией Дербентского района был предоставлен в собственность ФИО2.

Таким образом, земельный участок администрацией городского округа «город Дербент» предоставлен с нарушением административно-территориальных границ МР «Дербентский район», установленных Законом РД «О статусе и границах муниципальных образований РД» от 13.01.2005 года, в связи с чем постановление администрации г. Дербента от 28 августа 2009 года № 83/6 «О предоставлении ФИО1 земель населенных пунктов в собственность»; договор о безвозмездном предоставлении в собственность ФИО1 находящегося в муниципальной собственности земельного участка, выданного управлением муниципального имущества г. Дербента № 1196 от 16 октября 2009 года, являются недействительными, и запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 16 ноября 2009 года подлежит аннулированию.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (ст.88 ГПК РФ).

К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе суммы подлежащие выплате экспертам и расходы на оплату услуг представителей (ст.94 ГПК РФ).

В соответствии со ст.100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

ФИО2 просит взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя в размере 15000 рублей. Как следует из материалов дела, ФИО2 оплатил услуги представителя в лице адвоката Мурадова М.В. деньгами в сумме 15000рублей. Это подтверждается квитанцией Дербентской районной коллегии адвокатов на сумму 15000 рублей.

Исходя из разумных пределов, суд считает возможным взыскать в пользу ФИО2 расходы на оплату услуг представителя в сумме 15000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-197, ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ФИО2, Филиалу ФГБУ Федеральной кадастровой палаты Россеестра по РД Отделу кадастрового учета о признании постановки на кадастровый учет земельного участка ФИО2 недействительным, аннулировании записи о государственной кадастровой регистрации участка и обязании постановки на кадастровый учет земельного участка отказать.

Встречные исковые требования ФИО2 удовлетворить

Признать недействительными: постановление администрации г. Дербента от 28 августа 2009 года № 83/6 «О предоставлении ФИО1 земель населенных пунктов в собственность»; договор о безвозмездном предоставлении в собственность ФИО1 находящегося в муниципальной собственности земельного участка, выданного управлением муниципального имущества г. Дербента № 1196 от 16 октября 2009 года, и аннулировать запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 16 ноября 2009 года №

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес>, в пользу ФИО2, проживающего по адресу: <адрес>, процессуальные издержки по оплате услуг представителя в сумме 15000 (Пятнадцать тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД через Дербентский районный суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 09.10.2013 г.

Судья М.Р. Сурхаев

Решение отпечатано на компьютере в совещательной комнате.