ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-387/2013 от 15.10.2013 Топчихинского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2-387/2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 октября 2013 г. с.Топчиха

Топчихинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Кернечишиной И.М.

при секретаре Выставкиной Е.А.,

с участием представителей истцов Голубцова В.Г., Ладыгиной Н.Е., представителей ответчиков Трусова Е.Д., Голубь А.А., представителя третьего лица Фёдоровой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Безъязычных В. А., Эльберг Е. И., Федорченко С. Н., Корнакова М. П., Алиференко И. А. в лице их представителя по доверенности Голубцова В. Г., Помыткина С. А., Горбуновой Н. П., Герт К. Е. к Администрации Топчихинского района о возложении обязанности предоставить в собственность земельные участки из земель фонда перераспределения, к Администрации Топчихинского района, Администрации Ключевского сельсовета о возложении обязанности определить местоположение земельных участков на территории Ключевского сельсовета,

у с т а н о в и л :

На основании свидетельств о государственной регистрации прав истцы являются участниками общей долевой собственности на земельный участок земельного массива реорганизованного колхоза «им.Крупской» Топчихинского района из земель сельскохозяйственного назначения площадью 9525 га, расположенного на землях на территории Чистюньского сельсовета в <адрес>, с условным номером: № (т.2 л.д.61-62), (согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 8 мая 2013 г., кадастровый (или условный) номер объекта – №, площадь: 35 430 784 кв.м), -

- Безъязычных В.А. – по свидетельству от 17 июля 2008 г., выданного на основании свидетельства о праве на наследство по закону после смерти супруга Безъязычных Н.А., умершего ДД.ММ.ГГ., – <данные изъяты> (т.1 л.д.29, 41, т.2 л.д.63),

- Эльберг Е.И. – по свидетельству от 14 августа 2008 г., выданного на основании свидетельств о праве на наследство по закону после смерти отца Колиниченко И.Г., умершего ДД.ММ.ГГ., и бабушки Карнаковой М.К., умершей ДД.ММ.ГГ., – <данные изъяты> (т.1 л.д.30, 82, 179, т.2 л.д.64, 65),

- Федорченко С.Н. – по свидетельству от 16 апреля 2008 г., выданного на основании свидетельства о праве на наследство по закону после смерти отца Федорченко Н.К., умершего ДД.ММ.ГГ., – <данные изъяты> (т.1 л.д.31-32, 86, т.2 л.д.66),

- Помыткин С.А. – по свидетельству от 26 августа 2008 г., выданного на основании свидетельств о праве на наследство по закону после смерти жены Помыткиной Г.А., умершей ДД.ММ.ГГ и матери Помыткиной Р.В., умершей ДД.ММ.ГГ., – <данные изъяты> (т.1 л.д.33, 98, 124, т.2 л.д.67, 68),

- Корнаков М.П. – по свидетельству от 15 апреля 2004 г., выданного на основании свидетельств о праве на наследство по закону после смерти родителей Карнакова П.М., умершего ДД.ММ.ГГ., и Карнаковой Г.И., умершей ДД.ММ.ГГ г., – <данные изъяты> (т.1 л.д.34, 99, т.2 л.д.69, 70),

- Горбунова Н.П. - по свидетельству от 14 апреля 2008 г., выданного на основании свидетельства о праве на наследство по закону после смерти супруга Горбунова И.И., умершего ДД.ММ.ГГ., – <данные изъяты> (т.1 л.д.35-36, 100, т.2 л.д.71),

- Герт К.Е. - по свидетельству от 15 февраля 2008 г., выданного на основании свидетельства о праве на наследство по закону после смерти отца Голубцова Е.М., умершего ДД.ММ.ГГ, – <данные изъяты> (т.1 л.д.37-38, 111, т.2 л.д.72),

- Алиференко И.А. - по свидетельству от 21 февраля 2008 г., выданного на основании свидетельства о праве на наследство по закону после смерти матери Гердт Э.А., умершей <данные изъяты> – <данные изъяты> (т.1 л.д.39-40, 125, т.2 л.д.73).

17 июня 2013 г. глава Администрации Топчихинского района на обращение Голубцова В.Г. по вопросу о возможности выделения в натуре земельных участков в счёт земельного пая, находящегося в собственности, сообщил, что в настоящее время свободных земель сельскохозяйственного назначения, подлежащих выделению в счёт доли в праве общей долевой собственности участникам бывшего колхоза «им.Крупской», на территории Чистюньского сельского совета не имеется (т.1 л.д.154).

1 июля 2013 г. Безъязычных В.А., Эльберг Е.И., Федорченко С.Н., Корнаков М.П., Алиференко И.А. через своего представителя по доверенности Голубцова В.Г., Помыткин С.А., Горбунова Н.П., Герт К.Е. обратились в суд с иском к Администрации Топчихинского района, Администрации Чистюньского сельсовета, СПК «Чистюнька-Плюс», требуя обязать Администрацию Топчихинского района предоставить им в собственность как участникам общей долевой собственности бесплатно земельный участок в счёт причитающейся земельной доли (пая) из земель фонда перераспределения, государственная собственность на которые не разграничена, расположенного в с.Чистюнька Топчихинского района Алтайского края (на землях на территории Чистюньского сельсовета), для выдела его в натуре.

В обоснование исковых требований они указали, что, желая определить земельные участки (поля) для выдела их в натуре в счёт своих земельных долей, обратились к кадастровому инженеру Тарнову С.И. через своего представителя Голубцова В.Г., и кадастровый инженер сообщил, что выдел в натуре земельного участка из земель бывшего колхоза «им. Крупской» не представляется возможным, т.к. свободной земли для бесплатной передачи в собственность гражданам нет. Направив заявление о выделении земельного надела в СПК «Чистюнька-плюс», они получили ответ, что выделение земельных наделов не в компетенции его руководства. Глава Администрации Топчихинского района Григорьев А.Н. также сообщил, что в настоящее время свободных земель сельскохозяйственного назначения, подлежащих выделению в счёт доли в праве общей долевой собственности участникам бывшего колхоза «им. Крупской», на территории Чистюньского сельского совета не имеется, и рекомендовал обратиться в суд.

Истцы полагали, что их личные имущественные права грубо нарушены как Администрацией Топчихинского района, так и Администрацией Чистюньского сельсовета и СПК «Чистюнька-плюс», в связи с тем, что они лишены возможности распоряжаться своим правом участников долевой собственности на выдел своей доли в натуре в соответствии с Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Согласно абз.3 п.6.8 Методических рекомендаций по составлению проектов территориального землеустройства, утверждённых Росземкадастром 26 января 2004 г., если в результате расчётов выявляется несоответствие имеющейся площади сельхозугодий требуемой по списку собственников долей, то недостающая площадь компенсируется из земель фонда перераспределения (при его наличии), решения по изменению фонда перераспределения согласовываются с органом местного самоуправления или органом исполнительной власти субъекта РФ. Поскольку земель в хозяйстве СПК «Чистюнька-плюс» не имеется, то восстановить их нарушенное право должна именно Администрация Топчихинского района. Поскольку фонд перераспределения создавался в соответствии с Указом Президента РФ № 323 от 27.12.1991, в соответствии с которым решения по перераспределению земель принимались органами местной администрации, которые действовали от имени государства, то требуемый ими земельный участок подлежит предоставлению из фонда перераспределения.

Определениями Топчихинского районного суда от 6 августа 2013 г. уточнено наименование ответчика СПК «Чистюнька плюс» вместо СПК «Чистюнька-Плюс», Администрация Чистюньского сельсовета устранена от участия в деле в качестве ответчика и привлечена к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчиков, кроме того, к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены главы крестьянских (фермерских) хозяйств индивидуальные предприниматели Кремлева О.В. и Кремлев М.Н.

В тот же день представитель истцов Безъязычных В.А., Эльберг Е.И., Федорченко С.Н., Корнакова М.П., Алиференко И.А. – Голубцов В.Г. и представитель истцов Помыткина С.А., Горбуновой Н.П., Герт К.Е. – Ладыгина Н.Е. подали в суд заявление об уточнении требований, в котором в качестве ответчика указали только Администрацию Топчихинского района и просили обязать её предоставить им в собственность как участникам общей долевой собственности бесплатно земельные участки в счёт причитающейся земельной доли (пая) из земель фонда перераспределения, государственная собственность на которые не разграничена, для выдела его в натуре.

В предварительном судебном заседании 19 августа 2013 г. представители истцов Ладыгина Н.Е. и Голубцов В.Г. уточнили, что просят обязать Администрацию Топчихинского района предоставить истцам в собственность земельные участки из фонда перераспределения не обязательно на территории Чистюньского сельсовета, а на территории Топчихинского района в целом, кроме того, согласны на выделение земельных участков соответствующей баллооценки и не единым массивом.

Определением Топчихинского районного суда от 19 августа 2013 г. СПК «Чистюнька плюс» был устранён от участия в деле в качестве ответчика и привлечён к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика.

В предварительном судебном заседании 17 сентября 2013 г. представители истцов Голубцов В.Г. и Ладыгина Н.Е. вновь уточнили исковые требования, подав заявление об уточнении (увеличении) требований к Администрации Топчихинского района и Администрации Ключевского сельсовета, просили обязать Администрацию Топчихинского района предоставить им в собственность как участникам общей долевой собственности бесплатно земельные участки в счёт причитающейся земельной доли (пая) из земель фонда перераспределения, государственная собственность на которые не разграничена, для выдела его в натуре. Обязать Администрацию Топчихинского района и Администрацию Ключевского сельсовета определить местоположение границ земельных участков на территории Ключевского сельсовета из невостребованных земельных долей.

Определением Топчихинского районного суда от 17 сентября 2013 г. Администрация Ключевского сельсовета была привлечена к участию в деле в качестве соответчика, ООО «Ключевское» - в качестве третьего лица на стороне ответчика.

В судебное заседание истцы, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела, не явились.

Безъязычных В.А. просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Представители истцов Ладыгина Н.Е. и Голубцов В.Г. в судебном заседании настаивали на исковых требованиях, изложенных в уточнённом заявлении от 17 сентября 2013 г., по основаниям, изложенным в первоначальном исковом заявлении. При этом Ладыгина Н.Е. пояснила, что, обращаясь в суд, они ошибочно полагали, что СПК «Чистюнька плюс» является правопреемником колхоза «им.Крупской». Обращение в суд с иском ко всем участникам общей долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения бывшего колхоза «им.Крупской» за перераспределением земельных участков они считают нереальным, поэтому полагают, что только Администрация Топчихинского района имеет возможность предоставить истцам земельные участки в натуре, поскольку в её ведении имеется фонд перераспределения. Истцам стало известно, что на территории Ключевского сельсовета имеются невостребованные земельные доли, поэтому они уточнили, что просят выделить земельные участки истцам именно там, хотя понимают, что никакого правового обоснования данному уточнению не имеется. В Администрации Топчихинского района им говорили, что судебное решение о выделении земельных участков из фонда перераспределения на территории Топчихинского района будет исполнено, поскольку истцы своим трудом в колхозе заработали своё право на землю.

При этом в предварительных судебных заседаниях представители истцов первоначально настаивали, что у них на основании свидетельств о государственной регистрации права на земельные доли имеется право на земельные участки из земель фонда перераспределения, которые переданы в аренду СПК «Чистюнька плюс», а лишь затем стали претендовать на невостребованные земельные доли на территории Ключевского сельсовета.

Голубцов В.Г. пояснял, что действует в интересах истцов, т.к. фактически скупил у них свидетельства о государственной регистрации права на земельные доли, хотел заняться фермерством или сдавать землю в аренду в СПК «Чистюнька плюс», однако найти землю, которую реально можно обрабатывать, не может.

Представители ответчиков – Администрации Топчихинского района - Трусов Е.Д. и Администрации Ключевского сельсовета – Голубь А.А. – исковые требования не признали.

По мнению Трусова Е.Д., Администрация Топчихинского района не является надлежащим ответчиком по данному делу, т.к. все обязательства перед истцами она исполнила в 1992 г., выделив землю в коллективно-долевую собственность коллективу колхоза им.Крупской. Свободную землю члены колхоза сами передали в фонд перераспределения, и с введением в действие Земельного кодекса Российской Федерации и Закона Алтайского края «О регулировании отдельных отношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения» Администрация Топчихинского района лишена возможности бесплатно передать земли из фонда перераспределения, которые находятся только в её ведении, истцам.

Голубь А.А. пояснил, что невостребованные земельные доли Администрация Ключевского сельсовета в судебном порядке признаёт муниципальной собственностью и намерена сдавать их в аренду; отдавать их бесплатно участникам иной долевой собственности – на территории другого муниципального образования – оснований нет.

Представитель третьего лица на стороне ответчика – Комитета по экономике и управлению муниципальным имуществом Администрации Топчихинского района - Фёдорова О.В. – в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать, поскольку требования истцов не основаны на действующем законодательстве, подтвердила объяснения, данные в предварительных судебных заседаниях, где пояснила, что во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 г. № 86 «О реорганизации колхозов и совхозов» Администрацией района было принято постановление от 28 декабря 1992 г. № 307 «О проекте внутрихозяйственного землеустройства (перераспределения земель) Топчихинского района». В соответствии с пунктом 2 названного постановления земельные массивы реорганизуемых хозяйств, колхозов, совхозов, были переданы в коллективно-долевую собственность бесплатно. Расчёт площади передаваемых земель был произведён в соответствии с материалами внутрихозяйственного землеустройства (перераспределения земель), представленными специалистами Алтайского предприятия ЗапСибНИИгипрозем и протоколами общих собраний реорганизуемых хозяйств, утверждающих списки лиц, имеющих право на земельный пай. Решение о том, кому именно предоставлять землю, было принято на общем собрании колхоза. У колхоза «им.Крупской» это 567 человек бывших членов колхоза. В фонд перераспределения колхозы передавали ту землю, которая, как они предполагали, им не понадобится.

В соответствии с расчётом среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность граждан и земельного пая в сельскохозяйственных предприятиях Топчихинского района по состоянию на 1992 год по колхозу «им. Крупской» площадь богарной пашни составила 5975 га, присвоена баллооценка 27 баллов (161 325 баллогектар); площадь орошаемой пашни 938 га, присвоена баллооценка 46 баллов (43 148 баллогектар). В соответствии с данным расчётом все граждане, согласно списку, утверждённому протоколом общего собрания, были наделены в равной мере земельным паем. Расчёт производил Комитет по земельным ресурсам. Согласно пункту 3 постановления Администрации района от 28 декабря 1992 г. № 307 был создан фонд перераспределения земель, определена площадь его земель в соответствии с экспликацией. В процессе производственной деятельности сельскохозяйственного предприятия реорганизованного колхоза «им.Крупской» использование орошаемой пашни со временем стало неэффективным, орошение перестало проводиться, орошаемые участки были списаны решением хозяйства, соответствующие данные были внесены в учёт земель, соответственно, и по баллооценке земли, но перерасчёт произведён не был, и в итоге гражданам надо было выделять по 6 га, а стали выделять по 11 га, т.к. Уразаев Н.М. - председатель Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Топчихинского района, который в то время уже работал в Роснедвижимости и знал о списании орошаемых земель, - выдавал гражданам, желающим получить свою земельную долю, справки о том, что на их баллогектары приходится по 11 га земли. Когда списали орошаемые земли, нужно было сделать переоценку земли, но пайщики не собрались и переоценку не произвели. Их было 567 человек, поэтому тем, кто выделялся первым, земли хватило, а последним – нет. В итоге площадь выбрали, и земли сельскохозяйственного назначения не осталось. Общая площадь земли, указанная в свидетельствах о праве собственности истцов - 9520 га – это все земли сельхозназначения, в которых и пашня, и пастбища, и сенокосы, а между всеми пайщиками нужно было распределить только пашню. В дальнейшем при выделении земельных участков в натуре участниками долевой собственности площадь реорганизованного колхоза «им.Крупской» была поставлена на кадастровый учёт, право собственности на земельные участки зарегистрировано. В отношении фонда перераспределения района были также проведены межевые работы, земельные участки поставлены на кадастровый учёт, предоставлены аренду СПК «Чистюнька плюс», крестьянским хозяйствам Кремлева М.Н., Кремлевой О.В. В отношении земли, которая на карте кадастрового квартала 22:49:020:015 – земли бывшего колхоза «им.Крупской» - ещё не имеет обозначения о землепользователе, межевые работы в настоящее время ведутся СПК «Чистюнька плюс», с которым заключён договор аренды на 49 лет. Договор аренды на эту землю ещё не зарегистрирован, но является действующим, СПК «Чистюнька плюс» эту землю обрабатывает и платит арендную плату.

Таким образом, фонд перераспределения района был образован до вступления в силу Земельного кодекса, в соответствии с которым, а также законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», законом Алтайского края «О регулировании отдельных отношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьёй 1 Закона Алтайского края «О регулировании отдельных отношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения» предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, производится с 1 января 2052 г. Принятие решения Администрацией района о предоставлении в собственность граждан земельного участка из земель фонда перераспределения, который является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, будет являться нарушением действующего законодательства. Земля фонда перераспределения находится только в распоряжении Администрации Топчихинского района, но передать её в собственность граждан Администрация Топчихинского района не может.

Истцы могли выделить свои земельные участки в натуре ещё в 2008 г., в частности в ноябре 2008 г. истцы Эльберг Е.И., Герт К.Е., а также наследодатель истца Безъязычных В.А. - Безъязычных Н.А. уже пытались в составе 14 человек выделить в натуре свои земельные доли. Для них был определён земельный участок в 138 га, однако в итоге они его по каким-то причинам так и не выделили. Вины Администрации района в этом нет.

Третьи лица – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, Администрация Чистюньского сельсовета, СПК «Чистюнька плюс», ООО «Ключевское», главы К(Ф)Х Кремлева О.В., Кремлев М.Н., надлежаще извещённые о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились; ФКП Росреестра, Администрация Чистюньского сельсовета просили рассмотреть дело в их отсутствие.

В предварительном судебном заседании представитель СПК «Чистюнька плюс» Тарасова Т.М. возражала против удовлетворения первоначальных исковых требований истцов по тем основаниям, что СПК «Чистюнька плюс» обрабатывает земли из фонда перераспределения на территории Чистюньского сельсовета на основании договоров аренды, платит арендную плату и несёт расходы, связанные с межеванием. Также она поясняла, что СПК «Чистюнька плюс» готово взять в аренду и земельные участки истцов, но не может купить у них одни свидетельства о праве собственности на баллогектары.

Кроме того, Тарасова Т.М. представила в суд документы и подтвердила, что орошаемые земли колхоза им.Крупской были списаны в 2000 г.

Кремлев М.Н. в предварительном судебном заседании пояснял, что не согласен, чтобы у него забрали арендуемую его крестьянским хозяйством в фонде перераспределения землю и передали её истцам, т.к. у него заключены договоры аренды на земли фонда перераспределения на 49 лет и на 10 лет. Он высказал предположение, что если сделать ревизию всей земли, то не оформленная земля, которой не хватает Голубцову В.Г., ещё найдётся.

Представитель Администрации Чистюньского сельсовета – её глава Некрасова Л.А. – в предварительном судебном заседании поясняла, что Администрация Чистюньского сельсовета не имеет никакого отношения к землям сельскохозяйственного назначения и к землям фонда перераспределения. Когда в 1992 г. была приватизация колхозной земли, именно собрание колхоза решало, кого наделять паями, а кого нет. В ведении Чистюньского сельсовета была земля только для развития личного подсобного хозяйства. В настоящее время в ведении Чистюньского сельсовета вообще нет земли. Истцы претендуют на ту землю, которая изначально была в фонде перераспределения. Также Некрасова Л.А. высказала предположение, что истцам не хватило земли потому, что в список пайщиков были включены те лица, которых изначально в этом списке не было.

Выслушав объяснения представителей сторон и представителя Комитета по экономике и управлению муниципальным имуществом администрации Топчихинского района; допросив свидетеля Тарнова С.И., работавшего в комитете по земельным ресурсам и землеустройству Топчихинского района, в настоящее время работающего кадастровым инженером, и подтвердившего в судебном заседании, что свободных земельных участков на территории Чистюньского сельсовета, которые могли бы быть выделены истцам, действительно нет, и по его мнению, вопрос о перераспределении земель мог быть решён Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству до 2001 г.; изучив материалы дела, суд полагает иск не подлежащим удовлетворению, поскольку в силу статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) суд осуществляет защиту только нарушенных или оспоренных прав, а истцы не доказали нарушение своих прав со стороны ответчиков – Администрации Топчихинского района и Администрации Ключевского сельсовета.

Согласно статье 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом и иными такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

По мнению истцов, обязанность Администрации Топчихинского района в предоставлении им бесплатно в счёт их земельных долей земельного участка (земельных участков) из фонда перераспределения, возникла из-за того, что на земельном массиве реорганизованного колхоза «им.Крупской», который был передан бывшим членам колхоза «им.Крупской», правом собственности на земельные доли в котором обладают истцы, им реально не хватило земли.

Суд полагает, что данное мнение является ошибочным.

Несмотря на то, что истцы обратились в суд с заявлением в исковом порядке, фактически правоотношения, в которых состоят истцы и Администрация Топчихинского района как орган местного самоуправления, являются публичными. Администрация района в пределах своей компетенции обязана принимать решения на основании действующего законодательства не только в отношении истцов, но и в отношении иных граждан и юридических лиц. При этом законом защищаются права не только собственников, но и владельцев, не являющихся собственниками (какими в данном случае являются арендаторы земельных участков из фонда перераспределения). В силу части 4 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в действующей редакции) глава местной администрации издаёт постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Согласно статье 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к ответственности.

Доказательств того, что того, что действия Администрации Топчихинского района повлекли указанные последствия, истцы суду не представили.

Право истцов на земельные доли возникло в результате приватизации на основании следующих нормативных актов:

- Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», в соответствии с которым осуществлялась приватизация земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и которым было установлено, что решения по перераспределению земель принимаются органами местной администрации по представлению комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам. Районным органам исполнительной власти совместно с комитетами по земельной реформе и земельным ресурсам было предписано установить среднерайонные нормы бесплатной передачи земли в собственность граждан с учётом качества земель; включить в фонды перераспределения земель участки, остающиеся после бесплатной передачи земель коллективам колхозов. Коллективам колхозов, использующих землю на праве бессрочного (постоянного) пользования, - до 1 марта 1992 г. принять решение о переходе к частной, коллективно-договорной и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР;

- Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 г. № 86 «О реорганизации колхозов и совхозов», согласно которому для приватизации земли и реорганизации хозяйств в каждом колхозе и совхозе создаются комиссии. Районным и внутрихозяйственным комиссиям предписано провести разграничение находящихся в пользовании колхозов и совхозов земель, выделив земли, остающиеся в государственной собственности и передаваемые гражданам в частную, индивидуальную и коллективно-долевую собственность;

- Указа Президента Российской Федерации от 2 марта 1992 г. № 213, которым было установлено, что при определении среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность вся площадь сельскохозяйственных угодий в пределах сельскохозяйственных предприятий района, за исключением земель, передаваемых в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, делится на суммарную численность лиц, работающих в сельском хозяйстве (включая пенсионеров, ранее работавших в сельском хозяйстве, а также лиц, занятых в социальной сфере на селе);

- Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 г. № 708, которым было установлено, что в каждом реорганизуемом колхозе и совхозе определяются индивидуальные имущественные паи и земельные доли. Трудовые коллективы реорганизуемых колхозов… принимают решение о выборе формы собственности на землю, предусмотренной Земельным кодексом Российской Федерации. С учётом принятого решения в районную комиссию по приватизации земель и реорганизации сельскохозяйственных предприятий подается заявка на предоставление земли в ту или иную форму собственности, а также на выкуп или аренду сельскохозяйственных угодий сверх причитающихся хозяйству бесплатно по среднерайонной норме. К заявке прилагаются списки лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1992 г. № 213. При определении земельной доли (пая) учитываются сельскохозяйственные угодья в границах сельскохозяйственных предприятий, за исключением земельных участков: переданных в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, в том чисел земель приусадебного фонда, участков, занятых сенокосами и пастбищами общественного пользования; включённых в фонд перераспределения земель; используемых сортоучастками для испытания новых сортов сельскохозяйственных культур; переданных данному хозяйству в аренду (пункты 4, 8-10). Решение о дополнительном выделении земельных угодий реорганизуемым хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства принимается местной администрацией по представлению районного комитета по земельной реформе и земельным ресурсам (пункт 12).

17 ноября 1992 г. общее собрание трудового коллектива колхоза им.Крупской Топчихинского района решило перейти на коллективно-долевую форму собственности на землю, просить районный Совет народных депутатов и администрацию Топчихинского района предоставить хозяйству причитающуюся по среднерайонному паю землю в коллективно-долевую собственность. Работников социальной сферы земельным паем не наделять. Утвердить списки на земельный пай – всего 567 человек (т.1 л.д.180).

В списки совладельцев на земельный пай в числе пенсионеров были включены наследодатели истцов Безъязычных Н.А., Голубцов Е.М., Карнакова М.К., Федорченко Н.К., а также истцы Безъязычных В.А., Горбунова Н.П. (т.1 л.д.184-188), в числе работающих – наследодатели истцов Горбунов И.И., Карнакова Г.И., Карнаков П.М., а также истцы Герт К.Е., Помыткин С.А., Федорченко С.Н., Эльберг Е.И. (т.1 л.д.189-197).

На основании решения собрания коллектива председатель колхоза обратился с заявлением на имя главы администрации Топчихинского района о передаче земли коллективу колхоза им.Крупской в коллективно-долевую собственность в расчёте на 567 человек, оставшуюся часть земли просил передать коллективу в аренду с правом выкупа (т.1 л.д.181).

14 декабря 1992 г. с районным комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам был согласован проект землеустройства (перераспределения земель) колхоза им.Крупской – план землепользований, составленный Алтайским предприятием ЗапСибНИИгипрозем, которое также произвело расчёт среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность граждан и земельного пая в сельскохозяйственных предприятиях Топчихинского района, и согласно которому среднерайонная норма бесплатной передачи земель по общей оценке составила 298 баллогектар или 13,1 га в среднем по району, 12,0 га – по колхозу им.Крупской (л.д.214).

Постановлением Администрации Топчихинского района от 28 декабря 1992 г. № 307 во исполнение Указа Президента Российской Федерации 27 декабря 1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», а также постановления Правительства «О реорганизации колхозов и совхозов» по материалам внутрихозяйственного землеустройства, представленных специалистами Алтайского предприятия ЗапСибНИИгипрозем коллективам колхозов и совхозов в коллективно-долевую собственность были переданы земли согласно приложению № 2, создан в районе фонд перераспределения земель и передан хозяйствам района в аренду с правом последующего выкупа согласно приложению № 3. Колхозу им.Крупской было передано 5610 га с/х угодий, в том числе 5585 га пашни и 25 га сенокосов. В фонд перераспределения района из земель колхоза им.Крупской было передано <данные изъяты> земли, в том числе в аренду с правом последующего выкупа – <данные изъяты>, осталось в фонде перераспределения – 1035 га (т.1 л.д.198-202).

Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» было установлено, что до принятия Основ земельного законодательства Российской Федерации, совершение сделок с земельными участками регулируется гражданским законодательством с учётом земельного, лесного, природоохранительного, иного специального законодательства и настоящего Указа. Граждане и юридические лица - собственники земельных участков имеют право продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать земельный участок или его часть в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями. Граждане и юридические лица могут образовывать общую совместную или общую долевую собственность путём добровольного объединения принадлежащих им земельных участков, земельных долей (паев).

Собственники земельных долей (паев) имеют право без согласия других сособственников на выдел земельного участка в натуре для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, сдачи в залог и аренду, расширения до установленной нормы участка, используемого под личное подсобное хозяйство и индивидуальное жилищное строительство, а также обменивать земельную долю (пай) на имущественный пай, передавать её по наследству, получать стоимостное выражение (стоимость) земельной доли в случае выкупа принадлежащего коллективу на праве общей совместной или общей долевой собственности земельного участка и на возмещение причинённых убытков, включая упущенную выгоду.

Собственники земельных долей (паев) без согласия других сособственников имеют право продавать земельные доли (паи) другим членам коллектива, а также иным гражданам и юридическим лицам для производства сельскохозяйственной продукции.

Выдел земельной доли (пая) в натуре производится с учетом требований по рациональной организации территории и компактного землепользования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 1995 г. № 96 «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев» были одобрены Рекомендации по подготовке и выдаче документов о праве на земельные доли и имущественные паи и Рекомендации о порядке распоряжения земельными долями и имущественными паями, в соответствии с которыми обязанность по организации проведения инвентаризации сельскохозяйственных угодий, по составлению (уточнению) списков лиц, имеющих право на получение земельных долей, по расчёту (уточнению) размеров земельных долей, по подготовке пакета документов (материалов) по выдаче свидетельств на право собственности на земельные доли, по организации выдачи подготовленных районными комитетами по земельным ресурсам и землеустройству свидетельств на право собственности на земельные доли, по объединению всех материалов по подготовке и выдаче документов по завершении работы в единый пакет и передаче их на хранение в органы местной администрации была возложена на внутрихозяйственные комиссии по приватизации земли и реорганизации сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий).

В случае если земельные доли и имущественные паи были рассчитаны ранее в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 г. № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» и утверждены в установленном порядке, их повторный перерасчёт не производится, а выдача свидетельств осуществляется по заявлениям собственников на основании прежних расчётов.

Высшие органы управления сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий) (общие собрания, собрания уполномоченных, администрация и т.п.) утверждают пакет документов (материалов) для выдачи свидетельств и представляют их в администрацию района (пункт 2 Рекомендаций по подготовке…).

Администрация района после получения указанных в пункте 2 настоящих Рекомендаций документов (материалов): в месячный срок принимает решение о передаче земель в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия) и о выдаче им свидетельств на право собственности на земельные доли; устанавливает сроки подготовки, оформления и выдачи свидетельств на право собственности на земельные доли (пункт 3 Рекомендаций по подготовке…).

Районный комитет по земельным ресурсам и землеустройству:

обеспечивает по заявке комиссии по приватизации земли и реорганизации хозяйства проведение инвентаризации сельскохозяйственных угодий, переданных в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия);

уточняет и наносит на планово-картографический материал границы земель, на которые установлены ограничения в использовании и которые обременены правами других лиц;

оформляет и выдаёт свидетельства на право собственности на земельные доли лицам, имеющим право на их получение, а также регистрирует эти свидетельства;

проводит необходимые землеустроительные работы по установлению площадей земельных участков, которые заняты объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры, передающимися на баланс местной администрации, а также земельных участков, передаваемых в собственность юридическим и физическим лицам при переходе права собственности на строения и сооружения в процессе реорганизации хозяйств (пункт 4 Рекомендаций по подготовке…).

Размер земельной доли рассчитывается:

в гектарах;

в балло-гектарах.

Размер земельной доли в гектарах рассчитывается путём деления общей площади сельскохозяйственных угодий, переданных в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия), на число лиц, имеющих право на получение в собственность земельных долей. Общая площадь сельскохозяйственных угодий определяется по данным инвентаризации, а при их отсутствии - по государственному акту (свидетельству).

Размер земельной доли в балло-гектарах рассчитывается путём деления суммы балло-гектаров всех сельскохозяйственных угодий, переданных в общую собственность участников (членов) указанной организации (предприятия), на число лиц, имеющих право на получение земельной доли (пункт 11 Рекомендаций по подготовке…).

Споры, связанные с правом на получение земельной доли и определением площади земель, находящихся в общей собственности, разрешаются судом (пункт 12 Рекомендаций по подготовке…).

Моментом возникновения права собственности на земельную долю является дата принятия администрацией района решения о передаче земли в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия) (пункт 18 Рекомендаций по подготовке…).

В соответствии с пунктами 23-33 Рекомендаций о порядке распоряжения земельными долями и имущественными паями собственник земельной доли или группа собственников земельных долей имеют право на выделение земельного участка в натуре на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Районный комитет по земельным ресурсам и землеустройству в месячный срок со дня получения протокола о выделении земельных участков или протокола внутрихозяйственного аукциона оформляет соответствующие документы на выделенные земельные участки.

Таким образом, до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации на администрацию муниципального района была возложена обязанность принять решение по перераспределению земель по представлению комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам, совместно с комитетами по земельной реформе и земельным ресурсам установить среднерайонные нормы бесплатной передачи земли в собственность граждан, обеспечить выдачу гражданам, ставшим собственниками земли, свидетельств на право собственности на землю. Решение о дополнительном выделении земельных угодий реорганизуемым хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства также могли быть приняты районной администрацией по представлению районного комитета по земельной реформе и земельным ресурсам.

Включение участков, остающихся после бесплатной передачи земель коллективам колхозов и других сельскохозяйственных предприятий, в фонд перераспределения земель было предусмотрено непосредственно Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 323.

Обязанность по разграничению и выделению земли, остающейся в государственной собственности и передаваемой гражданам в частную, индивидуальную и коллективно-долевую собственность, была возложена на районные и внутрихозяйственные комиссии, которые должны были быть созданы в каждом колхозе. На трудовые коллективы колхозов также была возложена обязанность по составлению списков лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно.

Таким образом, в приватизации земли от имени государства принимали участие комитеты по земельной реформе и земельным ресурсам, от имени граждан – колхозы и иные сельскохозяйственные предприятия, а органы местного самоуправления были обязаны принимать решения по представлению и с учётом мнения указанных сторон.

Оснований полагать, что Администрация Топчихинского района при вынесении решения от 28 декабря 1992 г. № 307 нарушила требования действовавшего в тот период времени законодательства, не имеется.

Истцы в обоснование своего заявления таких доводов и не приводят.

Таким образом, став участниками коллективно-долевой собственности, правопреемники истцов действительно не были лишены возможности своевременно реализовать своё право на выделение земельных участков в натуре, поскольку возможность владения, пользования и распоряжения общей долевой собственностью по согласию всех её участников и определения порядка владения, пользования и распоряжения в случае разногласия в судебном порядке была предусмотрена как статьёй 117 Гражданского кодекса РСФСР, действовавшего до 1 января 1995 г., так предусмотрена и статьями 246, 247 ГК РФ, введённого в действие с 1 января 1995 г.

О том, что истцам было известно о способах реализации своего права свидетельствуют выписки из ЕГРП, из которых видно, что Безъязычных В.А., Федорченко С.Н., Горбунова Н.П., Герт К.Е., Алиференко И.А. являются собственниками каждый по <данные изъяты> в праве общей долевой собственности на земельный участок, выделенный в натуре в счёт земельных долей, из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № в <адрес>; Эльберг Е.И. является собственником № в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № в <адрес>. Все они сдают указанные земельные участки в аренду.

Кроме того, из кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером № от 20 ноября 2008 г., составленной ведущим специалистом-экспертом Территориального отдела № 12 Управления Роснедвижимости по Алтайскому краю Уразаевым Н.М., видно, что наследодатель истца Безъязычных В.А. Безъязычных Н.А., истцы Герт К.Е. и Эльберг Е.И. в составе 13 собственников земельных долей пытались выделить в натуре также указанный земельный участок (т.2 л.д.28-33).

Колхоз «им.Крупской» на основании решения общего собрания от 17 декабря 1993 г. был реорганизован в ТОО им.Крупской (т.1 л.д.155), его правопреемник СПК «Чистюнька» ликвидирован вследствие банкротства 22 июля 2010 г. (т.1 л.д.242).

Сведений о том, что Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам Топчихинского района или его правопреемники вносили районной администрации представление о необходимости дополнительного выделения земельных угодий реорганизуемому колхозу «им.Крупской» суду представлено не было.

Следовательно, оснований для изменения размера земельного участка, переданного в коллективно-долевую собственность бывшим членам колхоза «им.Крупской», его увеличения за счёт фонда перераспределения у Администрации Топчихинского района не было.

30 октября 2001 г. был введён в действие Земельный кодекс Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

В соответствии с пунктом 11 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на день введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» фондах перераспределения земель.

Статьёй 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», введённой Федеральным законом от 17 апреля 2006 г. № 53-ФЗ, в целях разграничения государственной собственности на землю земельные участки отнесены к федеральной собственности, к собственности субъектов Российской Федерации, к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов.

Земельные участки государственного фонда перераспределения относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно абзацу 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» полномочия по распоряжению такими земельными участками возложены на органы местного самоуправления муниципальных районов.

Однако статьёй 1 Закона Алтайского края от 14 марта 2003 г. № 8-ЗС «О регулировании отдельных отношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения», который в соответствии с Конституцией Российской Федерации, ЗК РФ, Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» регулирует отдельные отношения в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Алтайского края, установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, производится с 1 января 2052 г.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предметом выдела могут являться земельные участки в счёт долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (статья 13), а не земли фонда перераспределения.

Таким образом, оснований, по которым Администрация Топчихинского района могла бы бесплатно предоставить истцам земли из фонда перераспределения, в настоящее время не имеется, тем более, что из кадастрового плана кадастрового квартала 22:49:020015, представляющего собой территорию Чистюньского сельсовета, видно, что практически все земельные участки фонда перераспределения на данной территории выделены реально, им присвоены кадастровые номера, и они имеют обременение в виде аренды. Изложенные обстоятельства истцами не оспариваются.

Частью 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, и по своему смыслу она предполагает, что участники соответствующих правоотношений должны иметь возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения, однако Администрация Топчихинского района не причастна к изданию тех нормативных актов, которые лишают её в настоящее время полномочий предоставить возможность истцам реализовать своё право собственности на землю, поэтому суд признаёт обоснованным мнение её представителя Трусова Е.Д., что она не является надлежащим ответчиком по данному делу, при этом в силу части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение только в пределах заявленных истцами требований.

Ссылка в исковом заявлении на Методические рекомендации по составлению проектов территориального землеустройства, утверждённые Росземкадастром 26 января 2004 г., не является основанием к удовлетворению настоящего иска, поскольку указанные рекомендации адресованы не органам местного самоуправления, а работникам, составляющим проекты территориального землеустройства, которые и должны согласовать решения по изменению фонда перераспределения с органом местного самоуправления или органом исполнительной власти субъекта РФ.

Оснований для удовлетворения требований истцов к Администрации Топчихинского района не имеется, и поскольку требование к Администрации Ключевского сельсовета является производным от первого требования, заявленного к Администрации Топчихинского района, оно также не может быть удовлетворено, тем более, что землепользователями на территории Ключевского сельсовета истцы и их наследодатели никогда не являлись, и земли на территории Ключевского сельсовета в любом случае не могли быть переданы им в результате приватизации.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Безъязычных В. А., Безъязычных В. А., Федорченко С. Н., Корнакову М. П., Алиференко И. А., Помыткину С. А., Горбуновой Н. П., Герт К. Е. в удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Топчихинский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 20 октября 2013 г.

Судья