Решение
Именем Российской Федерации
20 сентября 2013 года поселок Нижний Ингаш
Нижнеингашский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Смольской Т.С.,
при секретаре Парчевской О.В.,
с участием: заместителя прокурора Нижнеингашского района Красноярского края Алексеевич С.В.,
представителя заинтересованных лиц ФИО1, выступающей по доверенностям,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Нижнеингашского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействий администрации Нижнеингашского района и МБОУ «Стретенская средняя общеобразовательная школа» по непринятию мер, направленных на противодействие терроризму,
Установил:
Прокурор Нижнеингашского района Красноярского края обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц с просьбой (с учетом уточнения) признать бездействие администрации Нижнеингашского района и МБОУ «Стретенская средняя общеобразовательная школа» по непринятию мер, направленных на противодействие терроризму, а именно по не обеспечению пропускного режима учреждения соответствующим сотрудником, не оборудования помещения для охраны с установкой в нем системы видеонаблюдения и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или ситуационные центры «Службы 112» и обязать администрацию Нижнеингашского района и МБОУ «Стретенская средняя общеобразовательная школа» обеспечить пропускной режим учреждения соответствующим сотрудником, оборудовать помещение для охраны с установкой в нем системы видеонаблюдения и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или ситуационные центры «Службы 112», в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Свои требования мотивировал тем, что в мае 2013 года была проведена проверка антитеррористической защищенности МБОУ «Стретенская средняя общеобразовательная школа». В ходе проверки был выявлен ряд нарушений требований действующего законодательства. Так в образовательном учреждении не имеется помещения для сотрудников охраны и контрольно – пропускной режим осуществляет младший обслуживающий персонал школы. В здании не имеется системы видеонаблюдения и охранной сигнализации, канала передачи тревожных сообщений в ОВД. Согласно п. 1.3 Устава МБОУ «Стретенская СОШ» учредителем школы является муниципальное образование – Нижнеингашский район Красноярского края. По выявленным нарушениям действующего законодательства в Администрацию Нижнеингашского района в 2011 году было направлено представление об устранении нарушений, однако до настоящего времени нарушения МБОУ «Стретенская СОШ» не устранены. Таким образом, указанные в настоящем заявлении факты бездействия МБОУ «Стретенская СОШ» по несоблюдению требований действующего законодательства в части непринятия мер всего комплекса мер, направленных на противодействие террористической деятельности, подвергает безопасность детей и работников учреждения во время образовательного процесса риску для жизни и здоровья указанных лиц. Бездействие администрации Нижнеингашского района по не обеспечению финансирования мероприятий, направленных на противодействие терроризму, создают угрозу нарушения гарантированных Конституцией РФ прав и законных интересов неопределенного круга лиц – воспитанников школы, учителей, других работников школы, иных лиц, посещающих дошкольное учреждение (родителей, должностных лиц). Бездействие МБОУ «Стретенская СОШ», администрации Нижнеингашского района может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, привести к наступлению чрезвычайной ситуации в здании школы в дальнейшем.
В судебном заседании заместитель прокурора Нижнеингашского района Алексеевич С.В., заявленные требования (с учетом уточнения) поддержала в полном объеме, суду дала пояснения по сути заявления, просила суд требования удовлетворить и признать бездействие администрации Нижнеингашского района и МБОУ «Стретенская средняя общеобразовательная школа» по непринятию мер, направленных на противодействие терроризму, а именно по не обеспечению пропускного режима учреждения соответствующим сотрудником, не оборудования помещения для охраны с установкой в нем системы видеонаблюдения и системы охранной сигнализации, канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или ситуационные центры «Службы 112», а так же обязать администрацию Нижнеингашского района и МБОУ «Стретенская средняя общеобразовательная школа» обеспечить пропускной режим учреждения соответствующим сотрудником, оборудовать помещение для охраны с установкой в нем системы видеонаблюдения и системы охранной сигнализации, канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или ситуационные центры «Службы 112», в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель заинтересованных лиц – Администрация Нижнеингашского района, Управление образования администрации Нижнеингашского района – ФИО1, выступающая по доверенностям, с заявлением прокурора не согласна, просила суд в удовлетворении отказать в полном объеме, поскольку прямого указания на обязанность выполнения указанных требований не имеется в Законе, нормы Закона носят рекомендательный характер, кроме того выполнение указанных требований требует финансовых затрат, которые не заложены в бюджет 2013 года. Так же представила возражения, согласно которым учредителем школы является муниципальное образование Нижнеингашский район. Функции и полномочия учредителя возложены на администрацию района в лице управления образования. Учредитель является главным распорядителем бюджетных средств для муниципальных бюджетных учреждений. Администрация района на основании утвержденного бюджета производит финансирование главных распорядителей. Денежные средства на мероприятия по противодействию терроризма в виде установки в образовательных учреждениях систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и обеспечения возможности передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или в ситуационные центры «Службы 112» в бюджет района не закладывались, и предоставить их главному распорядителю в финансовом году невозможно. Кроме того, ни одна из перечисленных прокурором в обоснование заявленных требований норм материального права не содержит указаний на необходимость и обязанность выполнения образовательными учреждениями перечисленных выше мероприятий в рамках предупреждения террористических актов и чрезвычайных ситуаций не территории указанных учреждений (отсутствует прямое возложение обязанности). Меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, это не всегда меры финансового характера. В ходе проведения прокурором проверки директор школы представила пояснения, которые имеются в материалах гражданского дела, о соблюдении в школе мер комплексной безопасности и антитеррористической защищенности. Организован пропускной режим, установлена охранная и пожарная сигнализация. С сотрудниками проводится инструктаж по антитеррору, закрыты все чердачные помещения, имеется телефонный аппарат с определением номера, в ночное время осуществляется сторожевая охрана, территория школы ограждена и освещена. В данном вопросе школа не бездействует. Прокурор в своем заявлении не привел нормативный правовой акт, который бы содержал обязательное требование обеспечить надлежащий пропускной режим в школе. В связи с этим администрация района считает данное требование не основанное на законе. Администрация района не согласна с позицией прокурора в том, что отсутствие охраны, осуществляемой службами охранного предприятия в школе, системы видеонаблюдения и тревожной кнопки отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения. Данные мероприятия применяются лишь для усиления защиты объекта и оперативного реагирования. Применение указанных систем не является обязательным. Кроме того, меры по антитеррору, налагаемые на образовательное учреждение, являются неэффективными ввиду отдаленности органов внутренних дел от места расположения школы и поэтому установка охранной сигнализации и обеспечение возможности передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или в ситуационные центры «Службы 112» не приведет к быстрому реагированию на террористические проявления. Прочие доводы, изложенные в требованиях прокурора, сводятся к предположениям о том, что выполнение выше указанных мероприятий будет противодействовать терроризму и экстремизму, однако предположение не может явиться основанием для возложения на ответчиков обязанностей, необходимость выполнения которых не предусмотрена законом, и, вместе с тем, выполнение которых неизбежно потребует значительных затрат бюджетных средств.
Представитель заинтересованного лица – <данные изъяты> МБОУ «Стретенская СОШ» ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в своем заявлении просила суд рассмотреть заявление в ее отсутствие, с требованиями прокурора не согласна, по причине того, что прокурор не ссылается ни на один нормативный документ, обязывающий учреждение принимать данные меры. Все правовые нормы, на которые ссылается прокурор носят рекомендательный характер. Выполнение данных мероприятий требует значительных финансовых затрат.
Представитель заинтересованного лица – Отдел надзорной деятельности по Нижнеингашскому району, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Суд посчитал возможным рассмотреть заявленные требования в отсутствие не явившихся лиц, по имеющимся материалам дела.
Выслушав явившихся лиц, изучив представленные материалы дела, суд, приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
На основании пункта 1 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Согласно пункту 5.39 "СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения" утвержденного приказом Минрегиона от 1 сентября 2009 года N 390 для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры "Службы 112".
В силу пункта 1 части 2 статьи 32 Закона РФ "Об образовании" к компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 32 Закона РФ "Об образовании" образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Пункт 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относит участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
Согласно ч. 1 и ч. 7 ст. 51 Закона РФ "Об образовании" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.
Как видно из материалов дела и установлено судом, согласно Уставу МБОУ «Стретенская средняя общеобразовательная школа», утвержденному постановлением администрации Нижнеингашского района от 01.04.2011 года № 323, учреждение является юридическим лицом, муниципальным, бюджетным. Учредителем школы является муниципальное образование – Нижнеингашский район. Органом, осуществляющим функции и полномочия Учредителя школы, является администрация Нижнеингашского района.
По результатам прокурорской проверки выявлено, что МБОУ «Стретенская средняя общеобразовательная школа» не обеспечивает необходимые меры по противодействию терроризму, выявлен ряд нарушений требований действующего законодательства (с учетом уточнений требований), а именно, в здании школы не обеспечен пропускной режим учреждения соответствующим сотрудником (пропускной режим осуществляется уборщицей), не оборудовано помещение для охраны с установкой в нем системы видеонаблюдения и охранной сигнализации, канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или ситуационные центры «Службы 112».
Суд, считает, что имеются правовые основания для признания бездействия администрации Нижнеингашского района и МБОУ «Стретенская средняя общеобразовательная школа» по непринятию мер, направленных на противодействие терроризму, а именно по не обеспечению пропускного режима учреждения соответствующим сотрудником, не оборудования помещения для охраны с установкой в нем системы видеонаблюдения и охранной сигнализации, канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или ситуационные центры «Службы 112» и возложения на МБОУ «Стретенская средняя общеобразовательная школа» и администрацию Нижнеингашского района обязанности обеспечить пропускной режим учреждения соответствующим сотрудником, оборудовать помещение для охраны с установкой в нем системы видеонаблюдения и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или ситуационные центры «Службы 112».
Согласно пункту 4 части 1 статьи 31 Закона Российской Федерации "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.
В силу п. "д" ст. 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму (ст.5).
Учитывая изложенное у суда не имеется оснований для принятия доводов администрации Нижнеингашского района по поводу того, что перечисленные прокурором в обоснование заявленных требований норм материального права не содержит указаний на необходимость и обязанность выполнения образовательными учреждениями, что указанные нормы Закона носят рекомендательный характер. Поскольку выполнение указанных мероприятий необходимо для пресечения преступлений террористической направленности.
Кроме того за неопределенным кругом лиц и в первую очередь за детьми признано право на реализацию конституционного принципа приоритета интересов ребенка, его жизни и здоровья, путем обеспечения определенных мер безопасности. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
При таких обстоятельствах суд считает, что указанная обязанность должна быть возложена как на учебное заведение – МБОУ «Стретенская СОШ», так и на администрацию Нижнеингашского района, поскольку она, являясь органом местного самоуправления, субъектом антитеррористической деятельности, обеспечивает финансирование учебного учреждения.
Доводы представителя заинтересованных лиц об отсутствии финансовых средств на выполнение требований прокурора, так же не могут быть приняты во внимание, поскольку это обстоятельство не освобождает МБОУ "Стретенская средняя общеобразовательная школа» и администрацию Нижнеингашского района от исполнения предусмотренных действующим законодательством обязанностей, и не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В силу ст. ст. 139 и 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Что касается доводов заинтересованного лица - администрации Нижнеингашского района по поводу неэффективности мер по антитеррору, налагаемые на образовательное учреждение ввиду отдаленности органов внутренних дел от населенного пункта, где расположена школа, судом не могут быть приняты, поскольку для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует выполнять комплексный ряд мер направленный на обеспечение безопасности детей и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц, и установка пропускного режима, системы видеонаблюдения, охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в ОВД или ситуационные центры «Службы 112» является одной из комплекса профилактических мер, которая направлена на противодействие террористической деятельности не зависимо от отдаленности нахождения учреждения от органа внутренних дел.
Кроме того, суду не представлены доказательства того, что в образовательном учреждении, организован пропускной режим, установлена охранная и пожарная сигнализация, как изложено в возражениях заинтересованного лица – администрации Нижнеингашского района, в связи, с чем не может быть принято судом как выполнение требований прокурора.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 258 ГПК РФ, суд,
Решил:
Заявленные требования прокурора удовлетворить в полном объеме.
Признать бездействие администрации Нижнеингашского района и МБОУ «Стретенская средняя общеобразовательная школа» по не обеспечению пропускного режима учреждения соответствующим сотрудником, не оборудования помещения для охраны с установкой в нем системы видеонаблюдения и охранной сигнализации, канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или ситуационные центры «Службы 112», незаконным.
Обязать администрацию Нижнеингашского района и МБОУ «Стретенская средняя общеобразовательная школа» обеспечить пропускной режим учреждения соответствующим сотрудником, оборудовать помещение для охраны с установкой в нем системы видеонаблюдения и охранной сигнализации, канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или ситуационные центры «Службы 112», в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Нижнеингашский районный суд в месячный срок со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующая