Дело № 2-387/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Троицкое 28 сентября 2017 года
Троицкий районный суд Алтайского края в составе
Председательствующего судьи Зайцевой Л.Н.
При секретаре Штановой Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Троицком районе Алтайского края (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Троицком районе Алтайского края (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии.
В обоснование иска ФИО1 указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в порядке п.п.18 п.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением пенсионного органа в назначении досрочной страховой пенсии было отказано из-за отсутствия требуемого 25-летнего стажа на должностях Государственной противопожарной службы, при этом в стаж не зачтены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ инструктором пожарной профилактики в отряде ГПС по охране Троицкого района, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ водителем пожарного автомобиля по тем основанием, что отсутствует подтверждение льготного характера работы.
С решением пенсионного органа истец не согласен, так как в спорные периоды выполнял работу, предусмотренную Списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В судебном заседании ФИО1 исковые требования поддержал по доводам искового заявления, просил обязать ответчика зачесть в его специальный стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить досрочную страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика с иском не согласен по тем основаниям, что в период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должность истца указана как «инструктор пожарной профилактики», «инженер по противопожарной профилактике», тогда как Списком должностей работников Государственной противопожарной службы, имеющим право на досрочную пенсию, предусмотрены должности «инструктор по противопожарной профилактике», «Инженер пожарной охраны». Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготный стаж не зачтен, поскольку в названный период пожарно-спасательный отряд ГПС по охране Троицкого района относился к Управлению гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае и не являлся структурным подразделением МЧС России.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим частичному удовлетворению.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 цитируемого Федерального Закона, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Норма пенсионного обеспечения работников государственной противопожарной службы содержится в ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Согласно указанной статье работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
Списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.06.2002 года N 437, предусмотрены должности «Инженеры пожарной охраны (старшие) отряда пожарной части (команды), части пожарной охраны; инструкторы по противопожарной профилактике (старшие) отряда, пожарной части (команды), части пожарной охраны, отдельного поста и их помощники».
Согласно трудовой книжки ФИО1 работал в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ инструктором пожарной профилактики, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ инженером по противопожарной профилактике в отряде ГПС по охране Троицкого района.
Названные периоды подлежат включению в специальный стаж по следующим основаниям.
В соответствии со ст.5 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 29.07.2017 года) «О пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства.
В Государственную противопожарную службу входят:
федеральная противопожарная служба;
противопожарная служба субъектов Российской Федерации.
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке.
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при наличии стажа работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
Впоследствии в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 1995 года N 211-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О пожарной безопасности" установление пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста (пенсия за выслугу лет) лицам указанной категории было также закреплено в пункте "о" части первой статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал в государственной противопожарной службе в должностях, предусмотренных Списком, о чем свидетельствуют трудовая книжка истца, архивная справка ГУ МЧС РФ по Алтайскому краю, из которой следует, что отдел пожарной охраны УВД Алтайского крайисполкома переименован приказом УВД от ДД.ММ.ГГГГ в Противопожарную аварийно-спасательную службу УВД Алтайского края, которая приказом УВД Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ переименована в Управление государственной противопожарной службы Алтайского края, подразделения ПАСС УВД (пожарные части и отряды) переименованы в отряды ГПС УВД и части ГПС УВД приказом от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные обстоятельства подтверждают доводы истца о выполнении им в спорный период работы, предусмотренным Списком, в Государственной противопожарной службе.
При таких обстоятельствах, а также принимая во внимание невозможность истца представить иные необходимые документы, подтверждающие характер его труда, суд на основании собранных и исследованных по делу доказательств в их совокупности приходит к выводу о работе истца в спорный период в должности, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии.
Согласно записям в трудовой книжке ФИО1 работал шофером пожарного автомобиля с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отряде ГПС по охране Троицкого района, водителем пожарного автомобиля с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Троицкой ПСЧ ПСО ГПС по охране Троицкого района.
Период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчиком в специальный стаж не включен в связи с изменением ведомственной принадлежности пожарно-спасательного отряда (части).
Как было указано выше, противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Это полномочие корреспондирует другим предписаниям Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ), устанавливающим структуру государственной противопожарной службы. Так, в силу ч. ч. 2, 4 и 5 ст. 5 данного Федерального закона противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и не входит в структуру Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Как следует из приведенных норм права, досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 18 июня 2002 года N 437 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В то же время включение в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периода работы в противопожарной службе субъекта Российской Федерации не предусмотрено.
Из изложенного следует, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, которые проработали не менее 25 лет в должностях только Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
При этом учитывается, что отнесение категорий граждан, имеющих право на досрочное назначение пенсии, условия ее назначения, входит в компетенцию законодателя, суд не обладает такими полномочиями.
Таким образом, само по себе то обстоятельство, что в спорный период трудовые и функциональные обязанности истца соответствовали требованиям должностей, обозначенных в Списке, утвержденном постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 437, существенным для разрешения данного спора не является.
На основании приказа МЧС России от 26 октября 2004 года N 487 "О мероприятиях по созданию территориальных органов МЧС России - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации" с 01 мая 2005 года на территории Алтайского края создан территориальный орган - Главное управление МЧС России по Алтайскому краю.
Постановлением Администрации Алтайского края от 03.03.2005 N 116 "О создании краевого государственного учреждения "Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций пожарной безопасности в Алтайском крае" в целях распределения и осуществления полномочий между МЧС РФ и исполнительными органами государственной власти Алтайского края по вопросам организации тушения пожаров, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера в структуре исполнительных органов государственной власти Алтайского края на базе Управления ГПС МЧС России Алтайского края с 01.05.2005 было создано Краевое государственное учреждение "Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае".
Согласно приказа начальника управления по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае от 01.07.2005 года утверждены Положения о пожарно-спасательных отрядах Государственной противопожарной службы в Алтайском крае, в связи с чем изменилась ведомственная принадлежность учреждения.
С указанного времени истец являлся работником противопожарной службы субъекта РФ.
Постановлением администрации Алтайского края от 09 августа 2007 года N 355 "Об обеспечении деятельности краевого государственного учреждения "Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае" и приказом Главного управления МЧС России по Алтайскому краю от 09 июня 2007 года N 155 "О создании подразделений ГПС МЧС России по Алтайскому краю" с 01 августа 2007 года созданы территориальные подразделения Отряды Государственной противопожарной службы и Пожарные части ГПС МЧС России по Алтайскому краю, которые находились в подчинении Главного управления МЧС России по Алтайскому краю.
Таким образом, в результате структурных изменений пожарно-спасательные отряды в спорный период находились в ведении Краевого государственного учреждения "Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае" и в структуру МЧС РФ не входили.
Следовательно, вопреки доводам истца, пожарно-спасательный отряд, в котором работал истец в спорный период, был создан органами государственной власти субъекта Российской Федерации и относился к противопожарной службе субъекта Российской Федерации.
Ссылка истца на то, что в данный период времени характер его деятельности и обязанности не менялись, признается судом не состоятельной, поскольку, как было указано выше, определение категорий граждан, имеющих право на досрочное назначение пенсий, а также и условий их назначения, входит в компетенцию законодателя.
Указанное согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 29.09.2011 г. N 1172-О-О, а также с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 27.02.2008 г. "Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2007 года".
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 февраля 2009 года N 552-О-О, деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников других противопожарных служб, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Совокупность приведенных данных позволяет сделать вывод о том, что в спорный период пожарно-спасательный отряд ГПС по охране Троицкого района Алтайского края являлся структурным подразделением Управления по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае, подчинялся ему, то есть находился в составе противопожарной службы Алтайского края, финансировался из средств краевого бюджета и выполнял функции противопожарной службы субъекта РФ, работа в которой не дает право на досрочное назначение страховой пенсии.
При таких обстоятельствах, ввиду отсутствия доказательств, достоверно свидетельствующих о трудовой деятельности истца в федеральной противопожарной службе, пенсионный орган обоснованно отказал истцу во включении указанного периода в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.
Поскольку с учетом включенных пенсионным органом в специальный стаж периодов работы (21 год 4 месяца 11 дней) и зачтенного судом в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ специальный стаж истца составляет менее 25 лет, в назначении досрочной страховой пенсии истцу следует отказать.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Обязать Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Троицком районе Алтайского края (межрайонное) включить в специальный страховой стаж ФИО1 период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня его вынесения путем подачи жалобы через Троицкий районный суд.
Председательствующий Зайцева Л.Н.