ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-388(1)/2014 от 22.05.2014 Базарно-карабулакского районного суда (Саратовская область)

 Дело №2-388(1)/2014

 РЕШЕНИЕ

 именем Российской Федерации

 22 мая 2014 года рабочий поселок Базарный Карабулак

 Саратовская область

 Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Никулиной И.В.,

 при секретаре Логиновой М.Ю.,

 с участием истца Куделько Ю.Н. и ее представителя Давыдовой Л.Е., представителя ответчика - администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области, Митюревой Е.Г. по доверенности №3/13 от 15.07.2013 года,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Куделько Ю.Н. к администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области о признании протокола и решения комиссии администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области неправомерным и признании права на улучшение жилищных условий,

 установил:

 Куделько Ю.Н. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, мотивируя заявленные требования тем, что с 12.08.2008 года она и ее семья были включены в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» по Базарно-Карабулакскому муниципальному району. Она предоставила все необходимые документы в отдел архитектуры и строительства ЖКХ администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области, при этом ничего не скрывала по поводу своего недвижимого имущества, учетное дело неоднократно проверялось работниками отдел архитектуры и строительства ЖКХ администрации. Однако, уведомлением №57 от 13.03.2013 года она была извещена, что их семья снята с учета в качестве нуждающихся в жилье и улучшении жилищных условий без указания причин. В настоящее время она проживает в двухкомнатной квартире общей площадью 58,1 кв.м., по адресу: <адрес>. Совместно с ней в указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают: ее муж - ФИО1, ее дочь - ФИО5, мать мужа - ФИО3, сестра мужа - ФИО2. Данная квартира принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО3 (2/3 доли) и ФИО2 (1/3 доли). Иного жилья у истца, ее мужа и дочери не имеется. С решением снятие ее семьи с регистрационного учета в качестве нуждающийся в улучшении жилищных условий истец не согласна, считает, что данное решение является необоснованным и незаконным, так как ее семья была признана нуждающейся в жилом помещении и улучшении жилищных условий, а снятие с учета в данный момент нарушает права ее семьи. Просит признать решение комиссии администрации    Базарно-Карабулакского муниципального района от 14.03.2013 года №127 и протокол от 13.03.2013 года №57 неправомерными; признать за ней право на улучшение жилищных условий в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года».

 В судебном заседании истец Куделько Ю.Н. заявленные требования поддержала в полном объеме, пояснила, что после регистрации брака стала проживать совместно с мужем ФИО1 в квартире по адресу: р.<адрес> со свекровью ФИО3 и сестрой мужа ФИО2 Собрали пакет документов и 12.08.2008 года были поставлены были включены в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» по Базарно-Карабулакскому муниципальному району под номером 19, регистрационное учетное дело №616. Ежегодно обновляли документы, весной 2013 году узнали, что их семью сняли с учета в качестве нуждающихся в жилье и улучшении жилищных условий, не указав при этом никаких причин и каких либо объяснений. Считает, что действиями администрации нарушаются ее права на улучшение жилищных условий.

 Представитель истца Куделько Ю.Н. – Давыдова Л.Е. исковые требования поддержала, указав, что действиями ответчика нарушаются права истца на улучшение жилищных условий.

 Представитель ответчика - администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области Митюрева Е.Г. с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что действительно семья Куделько Ю.Н. с 2008 года состояла на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села». Муж истца Куделько Ю.Н. – ФИО1 непосредственно перед подачей заявления о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий произвел отчуждение принадлежащей ему доли в жилом помещении, а именно, подарил 1/3 доли в праве общей долевой собственности на двухкомнатную квартиру общей площадью 58,1 кв.м., по адресу: <адрес>, своей матери ФИО3 Кроме того, в этот же период времени по указанному адресу был зарегистрирован дядя ФИО1 - ФИО4, который на тот момент являлся собственником 1/3 доли жилого дома в <адрес>, то есть семья Куделько Ю.Н. заведомо ухудшила свои жилищные условия. После ФИО4 в квартире ФИО3 была зарегистрирована мать истца – ФИО6, которая по адресу регистрации не проживала. Таким образом, администрация Базарно-Карабулакского муниципального района была введена в заблуждение при постановке на учёт семьи Куделько Ю.Н. в августе 2008 года, указанные обстоятельства были выявлены в результате проверки личных дел по социальной выплате на предоставление жилья, что и послужило основанием для принятия решения о снятии семьи Куделько Ю.Н. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Уведомление о принятом решении было направлено в адрес Куделько Ю.Н., но было возвращено с отметкой об истечении срока хранения. Так как решение о снятии с учета семьи Куделько Ю.Н. принято в марте 2013 года, в суд Куделько Ю.Н. обратилась в марте 2014 года, считает, что Куделько Ю.Н. пропустила срок на обжалование решения органа местного самоуправления и ей в иске должно быть отказано.

 Суд, выслушав истца, представителей, свидетелей, ознакомившись с материалами дела, приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований должно быть отказано по следующим основаниям.

 Как установлено в судебном заседании семья истца Куделько Ю.Н. 12.08.2008 года была поставлена на учет по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» по Базарно-Карабулакскому муниципальному району Саратовской области (л.д. 103).

 На основании протокола жилищной комиссии администрации Базарно-Карабулакского муниципального района от 14.03.2013 года семья Куделько Ю.Н. была снята с учета в качестве нуждающихся в жилье и улучшении жилищных условий на основании статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (л.д. 72-73).

 Истец Куделько Ю.Н. полагает, что ее семья имеет право на участие в программе по улучшению жилищных условий, считает незаконным решение ответчика о снятии ее семьи с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

 Из искового заявления усматривается, что предметом иска является оспаривание протокола и решения жилищной комиссии администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области и признание права на улучшение жилищных условий (л.д. 7-13).

 В судебном заседании представитель ответчика Митюрева Е.Г., свидетели ФИО7 и ФИО8 пояснили, что по результатам заседания жилищной комиссии администрации Базарно-Карабулакского муниципального района принимается решение, которое оформляется в виде протокола, подписывается членами комиссии, копия протокола либо уведомление о его содержании направляется заинтересованным лицам. Какой-либо иной документ по результатам заседания комиссии не оформляется.

 Таким образом, суть требований истца сводится к оспариванию решения жилищной комиссии администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области, то есть органа местного самоуправления.

 В соответствии с положениями статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

 Статья 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

 Как пояснила в судебном заседании представитель ответчика Митюрева Е.Г., в результате проверки личных дел по социальной выплате на предоставление жилья было выявлено, что администрация Базарно-Карабулакского муниципального района была введена в заблуждение при постановке на учёт семьи Куделько Ю.Н. в августе 2008 года, а именно: муж истца Куделько Ю.Н. – ФИО1 непосредственно перед подачей заявления о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий подарил 1/3 доли в праве общей долевой собственности на двухкомнатную квартиру общей площадью 58,1 кв.м., по адресу: <адрес>, своей матери ФИО3 Кроме того, в этот же период времени по указанному адресу был зарегистрирован дядя ФИО1 - ФИО4, который на тот момент являлся собственником 1/3 доли жилого дома в <адрес>, то есть семья Куделько Ю.Н. заведомо ухудшила свои жилищные условия. После ФИО4 в квартире ФИО3 была зарегистрирована мать истца – ФИО6, которая по адресу регистрации не проживала. Указанные обстоятельства послужили основанием для принятия решения о снятии семьи Куделько Ю.Н. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Уведомление о принятом решении было своевременно направлено Куделько Ю.Н., но конверт был возвращен с отметкой об истечении срока хранения.

 Доводы представителя ответчика Митюревой Е.Г. подтвердила свидетель ФИО8

 Доводы истца о том, что она не была уведомлена о принятом решении, опровергаются показаниями свидетелей ФИО7 и ФИО8 и материалами дела (л.д. 75-77).

 В судебном заседании свидетели ФИО8, ФИО1 и ФИО2 показали, что о снятии семьи с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Куделько Ю.Н. узнала весной 2013 года, чуть позднее получила копию протокола заседания жилищной комиссии, что подтвердила истец Куделько Ю.Н.

 Доводы представителя истца Давыдовой Л.Е. о том, что протокол заседания жилищной комиссии от 14.03.2014 года не является законным, так как в нем отсутствуют подписи двух членов комиссии, не могут быть приняты судом во внимание, так как согласно пункту 5.8 Положения о жилищной комиссии, комиссия правомочна принимать решения при участии в заседании не менее половины списочного состава комиссии (л.д. 170-172)

 Согласно распоряжению от 16.01.2013 года №07-р (л.д. 167-168) в состав комиссии по проверке учетных дел граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий входят председатель, заместитель председателя, секретарь и семь членов комиссии, а всего 10 человек.

 В силу статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации функции по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях возложен на орган местного самоуправления.

 Свидетель ФИО7 показала, что она с 2012 года работает юристом в администрации Базарно-Карабулакского муниципального района. Она присутствовала на заседании жилищной комиссии по вопросу снятия с учета семьи Куделько Ю.Н., члены комиссии проголосовали «за» единогласно. Отсутствие подписи в протоколе заседания жилищной комиссии объяснила тем, что одновременно членами комиссии подписывалось несколько документов, и возможно протокол №57 она случайно пропустила. Указала на наличие кворума.

 Пункт 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

 Согласно пункту 26 Методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма (утв. Приказом Минрегиона РФ от 25.02.2005 года №18), решения о снятии с учета гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении должны содержать основания снятия с такого учета. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях рекомендуется выдавать или направлять гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

 На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что протокол №57 от 14.03.2014 года заседания жилищной комиссии администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области соответствует предъявляемым к подобным документам требованиям, ответчик принял обжалуемое решение в рамках своих полномочий, предпринял меры по уведомлению заинтересованных лиц о принятом решении, истцом Куделько Ю.Н. пропущен срок на обжалование решения органа местного самоуправления о снятии ее семьи с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, однако, пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является единственным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

 Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2 статьи 40). При этом предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 года №858 утверждена федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года»

 Согласно этой программе в целях улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности и не обладающих достаточными собственными средствами, предусмотрено формирование финансовых, организационных и кредитно-финансовых механизмов строительства (приобретения) жилья, включая механизмы ипотечного жилищного кредитования, создание механизмов, способствующих привлечению внебюджетных средств в жилищное строительство в сельской местности.

 Средства федерального бюджета в целях реализации этой программы выделяются на безвозвратной основе бюджетам субъектов Российской Федерации на условиях софинансирования, осуществляемого в порядке межбюджетных отношений.

 Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают выполнение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.

 Расходы на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих в сельской местности, осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год на реализацию областной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной Законом Саратовской области от 29.12.2006 года №152-ЗСО «Об областных целевых программах».

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2009 года №83 утверждено Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее – Типовое положение), согласно пунктам 3 и 4 которого право на улучшение жилищных условий с использованием средств социальных выплат предоставляется гражданам, молодым семьям и молодым специалистам один раз.

 Указанное право предоставляется в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия: а) постоянное проживание в сельской местности; б) наличие собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты, в порядке и на условиях, определяемых нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; в) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.

 При этом согласно пункту 5 указанного Типового положения, гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются граждане, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

 К членам семьи гражданина применительно к настоящему Типовому положению относятся постоянно проживающие совместно с ним его супруга (супруг), а также дети и родители. Другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи гражданина, если они вселены им в жилое помещение по месту его жительства в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи этого гражданина в судебном порядке.

 Из учетного дела Куделько Ю.Н. (л.д. 98-151) усматривается, что Куделько Ю.Н. обратилась в администрацию Базарно-Карабулакского муниципального района с заявлением о включении ее семьи в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» по Базарно-Карабулакскому муниципальному району. На основании представленных Куделько Ю.Н. документов 12.08.2008 года её семья была включена в состав участников.

 На момент подачи документов истец Куделько Ю.Н. была зарегистрирована и проживала в двухкомнатной квартире общей площадью 58,1 кв.м., по адресу: <адрес>. Совместно с ней в указанном жилом помещении были зарегистрированы и проживали: ее муж - ФИО1, мать мужа - ФИО3, сестра мужа - ФИО2, дядя мужа - ФИО4 Данная квартира принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО3 (2/3 доли) и ФИО2 (1/3 доли). Сведений о наличии иного жилья у истца и ее мужа в учетном деле не имеется.

 Свидетель ФИО8 в судебном заседании показала, что она работает главным специалистом отдела транспорта, энергетики и ЖКХ администрации Базарно-Карабулакского муниципального района. Гражданам, обратившимся вопросу участия в жилищных программах, разъясняются условия той или иной программы, которая им подходит, и предоставляется перечень документов, которые необходимы для постановки на учет. После предоставления пакета документов, граждан под роспись знакомят с условиями программы, и на основании их заявления жилищная комиссия принимает решение, о чем данная семья извещается.

 Доводы Куделько Ю.Н. о том, что при постановке на учет ее не ознакомили с условиями программы, опровергаются заявлением Куделько Ю.Н. от 12.08.2008 года (л.д. 98), где имеется указание на то, что она ознакомлена с условиями программы. Истец Куделько Ю.Н. подтвердила подлинность ее подписи на данном заявлении.

 В силу статьи 15 Закона Саратовской области от 28.04.2005 года №39-ЗСО (ред. от 03.03.2014 года) «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области», право на улучшение жилищных условий при реализации областных целевых программ, действующих до 1 января 2014 года, государственных программ области путем предоставления безвозмездной финансовой помощи (далее - социальная выплата) на приобретение (строительство) жилых помещений имеют постоянно проживающие на территории области граждане, если они проживают в жилых помещениях, размер которых не превышает 14 кв. метров общей площади на одного человека, и имеют возможность участвовать в финансировании своей доли расходов в случаях, предусмотренных соответствующими областными целевыми программами, государственными программами области. При этом предоставление социальной выплаты на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам осуществляется с учетом членов их семей, совместно проживающих с ними.

 Постановлением администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области от 13.12.2013 года №1240 установлена учетная норма жилой площади на территории Базарно-Карабулакского муниципального района, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере менее 14 кв. м общей площади на одного человека (л.д. 87).

 В судебном заседании стороны подтвердили, что размер учетной нормы жилой площади на момент постановки семьи Куделько Ю.Н. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий также составлял менее 14 кв.м общей площади на одного человека и до настоящего времени не изменялся.

 Из материалов дела усматривается, что общая площадь квартиры по адресу: <адрес>, составляет 58,1 кв.м. (л.д. 16).

 В судебном заседании свидетель ФИО3 показала, что ранее площадь ее квартиры по документам составляла 50,4 кв. м, однако, согласно последним техническим документам общая площадь квартиры составляет 58,1 кв.м, так как в общую площадь квартиры была включена площадь лоджии.

 Принимая во внимание, что на момент подачи документов в двухкомнатной квартире общей площадью 58,1 кв.м. по адресу: <адрес>, были зарегистрированы и проживали: истец Куделько Ю.Н., ее муж - ФИО1, мать мужа - ФИО3, сестра мужа - ФИО2, дядя мужа - ФИО4, размер общей площади на одного человека был менее 14 кв.м, в связи с чем жилищной комиссией администрации Базарно-Карабулакского муниципального района было принято решение о постановке семьи Куделько Ю.Н. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

 Однако, в судебном заседании было установлено, что регистрация ФИО4 в квартире по адресу: <адрес>, носила временный характер.

 Свидетель ФИО4 показал, что в квартире своей сестры ФИО3 он был зарегистрирован в 2008 году около 3-4 месяцев, так как он продал свой дом, служил в органах внутренних дел, и ему нужна была регистрация на территории Базарно-Карабулакского района. В квартире ФИО3 были некоторые его вещи, денег на проживание, оплату коммунальных услуг он сестре не давал, питался отдельно. Он не планировал постоянное проживание в квартире ФИО3

 В паспорте ФИО4 (л.д. 176-178) имеются отметки, согласно которым он был зарегистрирован по адресу: <адрес>, с 04.07.2008 года по 28.10.2008 года, то есть в течение короткого промежутка времени.

 Кратковременность регистрации ФИО4 в квартире ФИО3 подтвердили истец Куделько Ю.Н. и свидетели ФИО1, ФИО3, ФИО2, при этом истец и ее муж - свидетель ФИО1 однозначно показали, что ФИО4 членом их семьи не является.

 Принимая во внимание, что регистрация ФИО4 в квартире ФИО3 носила временный характер, цели постоянного проживания ФИО4 в квартире ни ФИО4, ни собственник квартиры ФИО3 не преследовали, членом семьи Куделько Ю.Н. и ФИО1 ФИО4 не являлся, он не должен был учитываться в качестве постоянно совместно проживающего члена семьи Куделько Ю.Н., и, как следствие, семья Куделько Ю.Н. на момент обращения не могла быть поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, имела размер общей площади на одного человека более 14 кв.м (58,1 кв.м. / 4 человек = 14,52 кв.м).

 Свидетель ФИО8 показала, что причиной снятия семьи Куделько Ю.Н. с учета послужило дарение ФИО1 своей доли в квартире ФИО3, а также факт регистрации в квартире ФИО4, который имел в собственности жилье. После ФИО4 в квартире была регистрирована мать Куделько Ю.Н. - ФИО6 Семья Куделько Ю.Н. в 2008 году была поставлена на учет неправильно.

 Свидетель ФИО6 показала, что в квартире ФИО3 она была зарегистрирована с 2009 по 2012 год. Она и ее супруг имеют в собственности квартиру на <адрес>. Квартира приобретена в период брака, но оформлена только на мужа. У нее сложились неприязненные отношения с мужем, и ей было тяжело проживать совместно с ним, поэтому она иногда ночевала в квартире ФИО3. Там находились некоторые ее вещи, она давала ФИО3 1000 рублей в месяц на оплату коммунальных услуг и питание. Сейчас она помирилась с мужем и проживает в своей квартире. Она никогда не планировала постоянно проживать в квартире ФИО3

 Свидетель ФИО3 показала, что в 2002 году по договору приватизации она и ее дети: ФИО1 и ФИО2, приобрели в общую долевую собственность (по 1/3 доли) <адрес>. В 2008 году ее сын ФИО1 подарил ей свою долю в квартире, так как это было удобнее для оплаты коммунальных услуг. В ее квартире в разное время были зарегистрированы и проживали: она, ее дочь ФИО2, ее сын ФИО1, ее брат ФИО4, ее внучка ФИО5, жена сына Куделько Ю.Н., мать Куделько Ю.Н. – ФИО6. При этом она, ее дочь ФИО2, ее сын ФИО1, ее внучка ФИО5 и жена сына Куделько Ю.Н. проживают в квартире постоянно. ФИО4 был зарегистрирован в ее квартире по его просьбе на несколько месяцев, так как он развелся с женой, продал свой дом, приобретал другое жилье, и регистрация была необходима ему для трудоустройства. ФИО6 была зарегистрирована с 2009 года по 2012 года, так как у нее с мужем были сложные взаимоотношения, они не могли жить совместно, и она часто оставалась ночевать в ее квартире.

 Свидетель ФИО1 показал, что в 2002 году по договору приватизации он, его мать ФИО3 и его сестра ФИО2 приобрели в общую долевую собственность (по 1/3 доли) <адрес>. В 2008 году он подарил ФИО3 свою долю в квартире, так как это было удобнее для оплаты коммунальных услуг. В ее квартире в разное время кроме него, матери, сестры, жены и дочери были зарегистрированы и проживали: его дядя ФИО4 и мать его жены ФИО6. ФИО4 был зарегистрирован в квартире по его просьбе на несколько месяцев, так как он развелся с женой, не имел постоянного жилья, и регистрация была необходима ему для трудоустройства. ФИО6 была зарегистрирована по семейным обстоятельствам. ФИО6 и ФИО4 проживали в квартире, хранили там часть своих вещей, но членами его семьи не являлись.

 Свидетель ФИО2 показала, что ФИО6 и ФИО4 были зарегистрированы в их квартире: ФИО6 - в связи с семейными проблемами, ФИО4 – для работы. ФИО6 была зарегистрирована около 4-5 лет, ФИО4 – несколько месяцев.

 Согласно паспорту (л.д. 179-181), ФИО6 была зарегистрирована по адресу: <адрес>, с 21.10.2009 года по 11.10.2012 года.

 Статья 20 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

 Судом установлено, что ФИО6, будучи зарегистрирована по адресу: <адрес>, не преследовала цель постоянного проживания в квартире, иногда приходила переночевать, в квартире находились только некоторые ее вещи, она имела иное жилье, в котором постоянно проживала ранее и постоянно проживает в настоящее время.

 Таким образом, судом установлено, что квартира по адресу: <адрес>, не являлась местом жительства ФИО6, так как отсутствуют признаки постоянного либо преимущественного проживания, следовательно, факт регистрации ФИО6 в квартире ФИО3 не влечет за собой возникновение права на улучшение жилищных условий для семьи истца Куделько Ю.Н.

 Рассматривая требования истца о признании за ней права на улучшение жилищных условий в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», суд также не находит их подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

 Согласно частей 3-5 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган.

 Истец Куделько Ю.Н. полагает, что в настоящее время ее семья имеет право на улучшение жилищных условий, так как в 2011 году у них родилась дочь ФИО5 (л.д. 107)

 Свидетель ФИО8 показала, что Куделько Ю.Н. обращалась с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях только в 2008 году. Каких-либо иных заявлений по жилищным вопросам от Куделько Ю.Н. они не получали. В случае подачи подобного заявления и предоставления необходимого пакета документов, оно будет рассмотрено в установленном законом порядке.

 Истец Куделько Ю.Н. подтвердила, что после снятия ее семьи с учета в качестве семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий она с заявлением о включении ее в число участников федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» к ответчику не обращалась.

 На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, так как Куделько Ю.Н. пропущен срок на обжалование решения органа местного самоуправления, семья Куделько Ю.Н. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий ошибочно, так как имела общую площадь жилого помещения более учетной нормы на одного человека, признание права гражданина на улучшение жилищных условий носит заявительный характер, но истец с подобным заявлением в компетентные органы не обращалась.

 Руководствуясь статьями 194-199, 254-258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 решил:

 в удовлетворении иска Куделько Ю.Н. к администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области о признании протокола и решения комиссии администрации Базарно-Карабулакского муниципального района неправомерным и признании права на улучшение жилищных условий отказать.

 Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Саратовского областного суда с подачей жалобы через Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с 27 мая 2014 года.

 Судья                  И.В. Никулина