Дело №2-3880/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(не вступило в законную силу)
председательствующего Грошковой В.В.
при секретаре Стадниченко К.Е.
с участием помощника Анапского межрайонного прокурора Губжоковой А.А.,
представителя ответчика ФИО1,
представителей третьего лица ФИО2 и ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Анапского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФБЛПУ «Санаторий «Эллада» о обязании провести мероприятия, направленные на повышение качества сточных вод до достижения нормативов водоотведения,
у с т а н о в и л:
Анапский межрайонный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ФБЛПУ «Санаторий «Эллада» о обязании провести мероприятия, направленные на повышение качества сточных вод до достижения нормативов водоотведения.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки исполнения законодательства об охране окружающей природной среды и природопользования при организации водоснабжения и водоотведения выявлены нарушения в деятельности Федерального бюджетного лечебно-профилактического учреждения «Санаторий «Эллада» Федеральной налоговой службы.
Установлено, что ответчик на основании договора холодного водоснабжения и водоотведения №235 от 01.01.2017 года, заключенного с ОАО «Анапа Водоканал», осуществляет сброс сточных вод в систему коммунальной канализации. В соответствии с актом отбора проб сточных вод №503 от 13.07.2017 года сброс сточных вод осуществляется через централизованную систему водоотведения водопроводно-канализационного хозяйства ОАО «Анапа Водоканал».
При этом согласно протоколу исследований (испытаний) и измерений №112 (выпуск №1) и №113 (выпуск №2) от 19.07.2017 года, составленному ОАО «Анапа Водоканал», в ФБЛПУ «Санаторий «Эллада» зафиксировано превышение максимальных допустимых значений концентрации по взвешенным веществам и БПК5.
Данные факты свидетельствуют о превышении предельно допустимых концентраций химических веществ в сточных водах, сбрасываемых ФБЛПУ «Санаторий «Эллада».
На основании изложенного Анапский межрайонный прокурор просит суд обязать Федеральное бюджетное лечебно-профилактическое учреждение «Санаторий «Эллада» Федеральной налоговой службы, юридический адрес: Пионерский проспект, 45, г. Анапа, провести мероприятия, направленные на повышение качества сточных вод на выпуске № 1 и № 2 до достижения нормативов водоотведения; согласно расчета размера платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения ОАО «Анапа-Водоканал» взыскать с Федерального бюджетного лечебно-профилактического учреждения «Санаторий «Эллада» Федеральной налоговой службы по выпуску № 1 и по выпуску № 2 - 269117,32 руб. в пользу ОАО «Анапа-Водоканал» за превышение максимальной допустимой концентрации по взвешенным веществам и БПК5, в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644.
В судебном заседании помощник Анапского межрайонного прокурора Губжокова А.А. не настаивала на удовлетворении заявленных требований, так как ответчиком ФБЛПУ «Санаторий «Эллада» после подачи в суд настоящего иска были устранены нарушения, выявленные в ходе прокурорской проверки.
Представитель ответчика ФБЛПУ «Санаторий «Эллада» - ФИО1, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям указанным в возражениях на иск. Одновременно указал, что плата за негативное воздействие внесена ответчиком в полном объеме.
В судебном заседании представители третьего лица ОАО «Анапа Водоканал» - ФИО3 и ФИО2, действующие на основании доверенностей, при рассмотрении заявленных требований полагались на усмотрение суда, при этом указали, что с ответчиком был согласован план по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод. Также указали, что размер платы, указанный в расчете за негативное воздействие на работу центральной системы водоотведения ответчиком уплачен в полном объеме.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Анапской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей природной среды и природопользовании при организации водоснабжения и водоотведения в отношении ФБЛПУ «Санаторий «Эллада».
Из материалов дела следует, что ФБЛПУ «Санаторий «Эллада» на основании договора холодного водоснабжения и водоотведения №235 от 01.01.2017 года, заключенного с ОАО «Анапа Водоканал», осуществляет сброс сточных вод в систему коммунальной канализации. В соответствии с актом отбора проб сточных вод №503 от 13.07.2017 года сброс сточных вод осуществляется через централизованную систему водоотведения водопроводно-канализационного хозяйства ОАО «Анапа Водоканал».
В ходе прокурорской проверки было установлено, что согласно протоколу исследований (испытаний) и измерений №112 (выпуск №1) и №113 (выпуск №2) от 19.07.2017 года, составленному ОАО «Анапа Водоканал», в ФБЛПУ «Санаторий «Эллада» зафиксировано превышение максимальных допустимых значений концентрации по взвешенным веществам и БПК5.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
На основании п. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц -природопользователей устанавливаются, в том числе, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Статьей 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст.ст. 34, 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В силу требований ст. 43.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167, нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации.
На основании п. 64 указанных Правил абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
Согласно п.п. 111, 114 постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения.
В соответствии с п. 7 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 28.05.2002 № 579, допустимые концентрации и временные условия приема загрязняющих веществ в сточных водах абонентов при сбросе их в системы канализации населенных пунктов разрабатываются на основе утвержденных в установленном порядке нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ непосредственно в водоемы для предприятий, эксплуатирующих системы канализации населенных пунктов. Заказчиком выступают предприятия, эксплуатирующие системы канализации населенных пунктов.
Из содержания искового заявления следует, что в ходе проведения прокурорской проверки было установлено, что ФБЛПУ «Санаторий «Эллада» были допущены нарушения требований экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
При рассмотрении заявленных требований судом принимается во внимание, что генеральным директором ФБЛПУ «Санаторий «Эллада» был утвержден план по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения с 01.01.2018 года по 31.12.2018 года. При этом судом учитывается, что данный план был согласован с генеральным директором ОАО «Анапа Водоканал», что подтверждается его подписью в данном плане и печатью указанной организации.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что ответчиком предприняты меры по проведению мероприятий, направленные на повышение качества сточных вод на выпуске №1 и №2.
Кроме того судом учитывается, что ответчиком ФБЛПУ «Санаторий «Эллада» в пользу ОАО «Анапа Водоканал» перечислена плата за превышение максимального допустимого значения показателя концентрации загрязненных веществ в сточные воды в размере 317 558 рублей 44 коп., что подтверждается платежными поручениями №808782 от 31.08.2017 года и №895986 от 26.10.2017 года.
Таким образом суд приходит к выводу о том, что исковые требования Анапского межрайонного прокурора не подлежат удовлетворению, поскольку в судебном заседании установлено, что на момент рассмотрения настоящего гражданского дела ответчиком устранены все ранее выявленные нарушения и плата за негативное воздействие на работу центральной системы водоотведения в размере, указанном в иске, оплачена ответчиком полностью.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении искового заявления Анапского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФБЛПУ «Санаторий «Эллада» о обязании провести мероприятия, направленные на повышение качества сточных вод до достижения нормативов водоотведения, – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда в течение месяца через Анапский городской суд.
Председательствующий :