Дело № 2-3881/19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 декабря 2019 г. г. Махачкала
Ленинский районный суд г. Махачкалы в составе:
председательствующего судьи Багандова Ш.Б.
при секретаре Яхьяеве А.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ФИО11 к ООО «Карготранс» и ООО «СЭК Глобал» о взыскании денежных средств,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к ООО «Карготранс» и ООО «СЭК Глобал» о взыскании денежных средств, указав на то, что 22 апреля 2019 г. он обратился в Центр приема заказов в г. Махачкале для заключения с ним договора перевозки груза (прибора) из г. Махачкалы в г. Екатеринбург. Его заказ был принят и согласно составленной ответчиком и выданной ему накладной за № ответчик обязался доставить данный груз в г.Екатеринбург в вручить его ФИО2 ФИО12. Но его груз вместо вручения ФИО2 ответчиком вручен другому лицу - ФИО3 ФИО13. После отказа ему в возбуждении уголовного дела по мошенничеству, он обратился в адрес ответчика с претензией о возмещении ему стоимости прибора или его возврате, на что получил ответ с извинениями, что возможны подобные ошибки и отказе ему в возмещении причиненного ущерба. В качестве основания отказа указано, что он после принятия груза к перевозке обратился по телефону и сам попросил сменить получателя груза, как ему сообщили, якобы звонили с его номера указанного в накладной (№) представились им и просили сменить получателя груза с ФИО2, указанного в качестве получателя груза в накладной, на другого - ФИО3, чего он не делал. Если даже допустить это, ответчик обязан был перепроверить и убедиться в том, что смена грузополучателя исходит именно от него - отправителя груза, чего ответчиком не было сделано.
Просит взыскать с ответчика в его пользу стоимость утерянного груза в размере 260 000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей и штраф в размере пятидесяти процентов от присужденной судом в его пользу суммы.
Определением суда от 24.10.2019 г. по делу в качестве соответчика привлечено ООО «СЭК Глобал».
От ответчика ООО «СЭК-Глобал» поступили возражения на иск, в котором указывают, что требования предъявлены к ненадлежащему ответчику.
В соответствии с п. 1.6. Договора, при осуществлении полномочий, установленных договором, Исполнитель вправе действовать как самостоятельно, так и с помощью привлечь лиц. В рамках указанной накладной ООО «СДЭК-Глобал» привлекалось в качестве привлеченного лица. Оплата услуг доставки производилась на месте и оплачивалась Истцом наличными непосредственно Ответчику ООО «Карготранс», осуществлявшему доставку отправлений в г.Екатеринбург. ООО «СДЭК-Глобал» не оказывало непосредственно Истцу услуги курьерской доставки отправлений, оплату за услуги доставки не получало. Привлечение ООО «СДЭК-Глобал» соответчиком по требованиям Истца о взыскании стоимости утраченного груза, штрафа и компенсации морального вреда необоснованно.
Услуги оказаны в соответствии с Регламентом возмездного оказания курьерских услуг. 22.04.2019 г. Истец обратился в пункт выдачи заказов в г. Махачкале для оформления заявки на доставку отправления из г. Махачкалы в г. Екатеринбург, в результате чего была оформлена накладная №. Вложением в накладной указан «прибор» без конкретизации описания, какого характера прибор, марки, производителя, названия и стоимости. Отправление по накладной № было доставлено в пункт назначения 26.04.2019 г. в сроки, соответствующие заявленному тарифу. 26.04.2019 г. звонком в колл-центр Ответчика Отправителем был изменен Получатель отправления. Данные изменения были приняты и отправления выданы новому получателю. Данные изменения допускаются, поскольку именно Отправитель в соответствии с условиями Договора и Регламента ответственен за заполнение накладной и предоставление достоверной информации об отправлении, так и о получателях (раздел 1, пункты 1.2., 2.1., 2.3.2., 9.11. Регламента).
Как следует из распечатки обращений в колл-центр, звонок производился с номера телефона, указанного в накладной: +№. Оснований полагать, что обращается не Отправитель, у Ответчика не было, из телефонного разговора также следует, что в компанию обращался Истец. Довод Истца о том, что услуги оказаны ненадлежащим образом, отправления утрачены, не соответствует фактическим обстоятельствам и не подтвержден.
Истцом не доказан размер стоимости утерянного Отправления. Как следует из товарной накладной №С0000001503 от 03.04.2018 г., стоимость прибора составляет 266 000 рублей, однако Истец предъявляет к возмещению сумму в 260 000 рублей, таким образом, данная товарная накладная не подтверждает стоимость Отправления, а также не подтверждает тот факт, что по накладной № был отправлен данный прибор.
Между Истцом и Ответчиком заключен не договор перевозки, а договор возмездного оказания курьерских услуг в соответствии со ст. 779 ГК РФ. Оформленная накладная № не соответствует форме транспортной накладной, утвержденной приложением N 4 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 272 от 15 апреля 2011 г.
Просит суд отказать ФИО1 во взыскании 260 000 рублей стоимости утраченного груза, 50 000 рублей компенсации морального вреда и штрафа в размере пятидесяти процентов присужденной судом суммы.
В судебном заседании представитель истца ФИО1- ФИО4 требования поддержал по изложенным в иске основаниям. Просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «Карготранс» - ФИО5 в судебном заседании от 24.10.2019г. пояснили, что не являются надлежащими ответчиками по делу.
Ответчик ООО «СЭК Глобал» извещенный о времени и месте рассмотрения дела в суд своего представителя не направили о причинах не явки не известили. В своих возражениях на иск, указывают, что требования предъявлены к ненадлежащему ответчику.
Выслушав явившихся исследовав письменные материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
Судом установлено, что истец обратился в Центр приема заказов в г. Махачкале для заключения с ним договора перевозки груза (прибора) из г. Махачкалы в г. Екатеринбург. Его заказ был принят и согласно составленной ответчиком и выданной ему накладной за № ответчик обязался доставить данный груз в г.Екатеринбург в вручить его ФИО2 ФИО14, однако товар был доставлен ФИО3 26.04.2019 г., о чем имеется его подпись в указанной накладной.
Из отслеживания отправления по накладной № усматривается, что груз, отправленный из г.Махачкалы в г.Екатеринбург был вручен ФИО3 ФИО15ДД.ММ.ГГГГ.
Из товарной накладной за № С0000001503 от 03.04.2018 г. усматривается, что прибор был приобретен за 266 000 рублей.
Согласно акту ООО «Модуль» проведения тестирования и выполненных ремонтных работ от 26.11.2018 г., проведен визуальный осмотр и тестирование коллиматора, согласно которому, прибор работает в штатном режиме.
02 мая 2019 года ФИО2 обратился с претензионным письмом на имя руководителя центра прием заказов Компании СДЭК о том, что посылка получена посторонним лицом, просит предоставить камеры видеонаблюдения и аудиозапись разговора о смене получателя товара.
Из письма ООО «Карготранс» на имя ФИО1 от 31.05.2019 г. усматривается, что последнему было отказано в компенсации на сумму 260 000 рублей, поскольку имеется запись диалога, подтверждающая обращение плательщика для смены получателя.
По факту обращения ФИО6, постановлением отказано в возбуждении уголовного дела.
ООО «СДЭК-Глобал» заключил с ООО «Карготранс» договор возмездного оказания услуг № РФЗ-1201 от 25.02.2019 г. на оказание за вознаграждение следующих услуг:
-курьерские услуги на территории места нахождения подразделений исполнителя (п. 1.1.1.);
-комплекс агентских услуг на территории России (п.1.1.2.);
-оказывать заказчику курьерские услуги на основании заявки, подаваемой Заказчиком посредством электронной связи (п.2.1.1.);
-в процессе исполнения обязательств, принятых по договору, немедленно сообщать заказчику обо всех возникающих трудностях в целях своевременного принятия для их преодоления (п.2.1.3.);
-осуществлять регистрацию накладных и заключаемых с клиентом договоров возмездного оказания курьерских услуг в специализированной программе ЭК4; (п. 2.2.1.) и другие услуги.
Из регламента возмездного оказания курьерских услуг от 15.02.2019 г. усматривается, что вручение отправлений осуществляется при выдаче отправлений, адресованных физическому лицу - при предъявлении документа, удостоверяющего личность и подписи получателя в ведомостях доставки/бумажной накладной исполнителя.
Оформление заявки на доставку отправления осуществляется, в том числе непосредственно в офисе исполнителя. Заявка должна содержать информацию: страна, город отправления, страна и город получения, адрес и контактные телефоны получателя и отправителя, общую характеристику отправления, вес, габариты упаковки, порядок оплаты.
Отправление доставляется исполнителем по адресу получателя, указанному в накладной клиентом путем его вручения физическому лицу, указанному в качестве получателя в накладной. При отсутствии иных прямых указаний клиента, или получателя, допускается выдача отправлений по адресу доставки иному лицу, при наличии оригиналов/копии документов, удостоверяющих личность получателя, указанного в накладной (п.2.2).
В случае утраты/повреждения отправления, исполнитель обязуется рассмотреть претензию клиента и принять решение не позднее 30 рабочих дней с момента предоставления клиентом всех документов, запрашиваемых исполнителем необходимых для определения размера причиненного ущерба (п.2.3.4.).
Согласно п. 2.2 генеральных условий перевозки и таможенного сопровождения экспресс-перевозчика ООО «СДЭК-Глобал» акцептом, в том числе при вывозе экспресс-груза (полным и безоговорочным принятием условий настоящей Публичной оферты и заключение договора перевозки экспресс-груза), а также согласие Клиента с настоящими условиями перевозки и таможенного сопровождения является любое из следующих действий Клиента:
-Подписание Клиентом индивидуальной накладной, проформы инвойса и иных необходимых коммерческих документов, и/или вручение экспресс-груза экспресс-перевозчику,
-Предоставление Клиентом своих персональных данных (в т.ч. копии удостоверения личности, адреса места жительства, телефона) через интернет-сайт контрагента Исполнителя, содержащий ссылку на данную оферту, и/или - Предоставление согласия на обработку персональных данных и согласия с настоящей офертой путем загрузки на сайте www.cdek.ru копии документа, удостоверяющего личность, проставления отметки «V» на странице passport. cdek.ru о принятии условий соглашения об обработке персональных данных и проставления отметки «V» на странице rb-pd.cdek.ru о принятии условий настоящей оферты.
Согласно п.10.1 условий, в случае возникновения со стороны Клиента претензий за утерю, повреждение или задержку товара, доставляемого экспресс-перевозчиком, или требований о возмещении других убытков, Клиент должен строго соблюдать правила Конвенции, подлежащей применению, и правила следующей процедуры, при несоблюдении которой Экспресс-перевозчик оставляет за собой право отказать Клиенту в рассмотрении претензии:
10.1.1.Клиент обязан известить Экспресс-перевозчика в письменном виде об утере, или задержке товара в течение 21 (двадцати одного) дня после доставки или с даты, когда товар, доставляемый экспресс-перевозчиком, должен был быть доставлен, или с даты, когда Клиент был оповещен об утрате, повреждении или задержке в доставке. Клиент должен предъявить все документы, касающиеся товара и/или его утери, повреждения или задержки. Экспресс-перевозчик не обязан предпринимать действия по удовлетворению претензии до тех пор, пока не будут оплачены услуги по перевозке. Клиент не имеет права удерживать сумму ущерба из суммы услуг по перевозке.
10.1.2. условий, при получении товара, доставляемого экспресс-перевозчиком, Клиент делает запись в доставочном листе о повреждении товара, в противном случае Экспресс-перевозчик считает, что доставил товар в надлежащем состоянии. Для рассмотрения претензии о повреждении товара, доставляемого экспресс-перевозчиком, Клиенты должны представить содержимое отправления и оригинальную упаковку для осмотра.
Согласно ст.785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
В соответствии со ст. 793 ГК РФ, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами, кодексами и иными законами, а также соглашением сторон.
В соответствии со ст.796 ГК РФ, перевозчик несет ответственность за не сохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:
в случае утраты или недостачи груза или багажа - в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;
в случае повреждения (порчи) груза или багажа - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа - в размере его стоимости;
в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости груза или багажа.
В силу ст. 797 ГК РФ, до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.
Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.
Согласно пп.5,6,78 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам.
Перевозчик несет ответственность за сохранность багажа с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи его лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам.
Перевозчик возмещает ущерб, причиненный при перевозке груза, багажа, в размере:
1) стоимости утраченных или недостающих груза, багажа в случае утраты или недостачи груза, багажа;
2) суммы, на которую понизилась стоимость груза, багажа, в случае повреждения (порчи) груза, багажа или стоимости груза, багажа в случае невозможности восстановления поврежденных (испорченных) груза, багажа;
3) доли объявленной стоимости груза, багажа, соответствующей недостающей или поврежденной (испорченной) части груза, багажа, в случае недостачи, повреждения (порчи) груза, багажа, сданных для перевозки с объявленной ценностью;
4) объявленной стоимости в случае утраты груза, багажа, а также невозможности восстановления груза, багажа, сданных для перевозки с объявленной ценностью и испорченных или поврежденных.
Стоимость груза, багажа определяется исходя из цены груза, багажа, указанной в счете продавца или предусмотренной договором перевозки груза, договором перевозки пассажира, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиям закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ст.310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно п.1,2,3 ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Таким образом, законом устанавливается регулирование ответственности перевозчика независимо от наличия или отсутствия его вины в нарушении исполнения обязательства. Единственным основанием освобождения перевозчика от ответственности за утрату груза является в соответствии с пунктом 1 статьи 796 ГК РФ наличие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Для освобождения от ответственности перевозчик в соответствии со статьей 401 ГК РФ должен доказать, что он проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась в целях надлежащего исполнения своих обязательств.
Доказательств, подтверждающих указание истца на смену получателя товара ФИО3, ответчиком не представлено. Содержащаяся в материалах дела, не заверенная статистика АТС от 26.04.2019 г. с указанием номера телефона истца № о входящем от него вызове в 12:47, 12:48 и 12:53 не доказывает факт внесения изменения в договор перевозки, оформленный накладной №, кроме того опровергается содержащейся в деле представленной истцом детализацией звонков с номера телефона №, согласно которой в указанный период времени звонки с этого номера не осуществились.
Довод ответчика о том, что в накладной не указана стоимость прибора, не может быть принят во внимание, поскольку регламентом возмездного оказания курьерских услуг от 15.02.2019 г. не предусмотрено указание стоимости отправления.
В материалы дела не представлено каких-либо доказательств, которые свидетельствовали бы о том, что перевозчик не мог преодолеть последствия утраты груза, действуя разумно.
Таким образом, приведенные в возражениях доводы ответчика, не могут относиться к обстоятельствам непреодолимой силы, поскольку не отвечают признакам чрезвычайности и объективной непредотвратимости, невозможности устранения последствий.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым взыскать с ответчиков в пользу истца, уплаченную за товар сумму 260 000 рублей.
В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50 процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Таким образом, размер штрафа составляет 130 000 рублей (50% от общей присужденной суммы в размере 260 000 рублей).
Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда 9ст. 15 Закона).
В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Определяя размер компенсации морального вреда, подлежащего взысканию с ответчика, суд принимает во внимание характер и длительность просрочки неисполнения ответчиком в добровольном порядке требований истца, то есть виновных действий ответчика, нарушающих права и законные интересы истца и полагает необходимым взыскать с ответчиков в пользу истца в счет компенсации морального вреда 1 000 рублей. Размер компенсации морального вреда соразмерен нравственным страданиям истца и отвечает требованиям разумности и справедливости.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Тем самым, с ответчиков подлежит взысканию госпошлина в доход бюджета в размере 5 800 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194 -198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 ФИО16 удовлетворить частично.
Взыскать солидарно с ООО «Карготранс» и ООО «СЭК Глобал» в пользу ФИО1 ФИО17 уплаченную за товар сумму 260 000 рублей, штраф в размере 50% от присужденной судом суммы в размере 130 000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей.
Взыскать солидарно с ООО «Карготранс» и ООО «СЭК Глобал» в пользу ФИО1 ФИО18 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 5 800 рублей.
В остальной части иска отказать.
Мотивированное решение составлено 17 декабря 2019 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Ш.Б. Багандов
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>