Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 декабря 2017 года <...>
Дзержинский районный суд <...> в составе председательствующего судьи Копыловой В.И.,
при секретаре Косточкиной А.С.,
с участием помощника прокурора Дзержинского рай она <...> ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению <...> в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Армада-авто» об обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
<...> в интересах неопределенного круга лиц в суд с вышеуказанным иском, указав, что <...> на основании поручения прокуратуры города проведена проверка соблюдения требований законодательства о защите прав инвалидов в деятельности ООО «Армада-авто». В ходе проверки установлено, что ООО «Армада-авто» ненадлежащим образом исполняет требования федерального законодательства о защите прав инвалидов. В своей деятельности ООО «Армада-авто» для размещения автовокзала использует помещение <Номер обезличен> общей площадью 797,3 кв. м. в здании ЦРМ, литер В12В13, по адресу <...> по договору безвозмездного пользования <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, а также 2 земельных участка по договорам безвозмездного пользования <Номер обезличен> от <Дата обезличена> и <Номер обезличен> от <Дата обезличена>. Согласно правоустанавливающим документам, собственником помещения и земельного участка является ИП ФИО3 В соответствии с п. 2.2. договора безвозмездного пользования нежилым помещением <Номер обезличен> от <Дата обезличена> ссудополучатель обязан содержать и эксплуатировать вышеуказанное помещение согласно установленным техническим правилам, правилам санитарной и противопожарной безопасности. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований законодательства ООО «Армада-авто» не составило паспорт доступности для пассажиров из числа инвалидов здание автовокзала. В нарушение пунктов 5.1.15, 6.1.5, 6.1.10, 6.1.6, 6.1.1. СП 59.13330.2016 пандус установлен с нарушениями (поручни не находятся в одной вертикальной плоскости), в проемах дверей, доступных для МГН, пороги высотой более 0, 014 м, отсутствуют тактильно-контрастные указатели, выполняющие функцию предупреждения на покрытии пешеходных путей, на прозрачных полотнах дверей нет ярких контрастных маркировок, нет кнопки вызова персонала. В нарушение п. 8.1.7. СП 59.13330.2016 поверхность низа окон касс, находится на высоте выше 0.85м.
В нарушение п. 6.3.1., 6.3.3., 6.3.6, 6.3.9 СП 59.13330.2016 и п. 5.3.9 СП 59.13330.2012 отдельное санитарно-гигиеническое помещение предусмотрено, но имеются нарушения:
- не установлены стационарные и откидные опорные поручни, поворотные или откидные сидения;
- не предусмотрены крючки для одежды, костылей и других принадлежностей;
- установленный унитаз, не имеет опоры для спины;
- у двери санитарно-бытового помещения, уборной не предусмотрены со стороны ручки информационные таблички помещения (выполненные рельефно-графическим и рельефно-точечным способом);
- нет системы тревожной сигнализации или системой двухсторонней громкоговорящей связи;
- ручное кнопочное управление, не расположено на боковой стене кабины, со стороны которой осуществляется пересадка с кресла-коляски на унитаз;
- не обеспечена доступность уборных общего пользования для людей с нарушением зрения.
Ненадлежащее проведение паспортизации объекта транспортной инфраструктуры и не обеспечение надлежащего доступа к объекту влечет нарушения прав инвалидов на пользование услугами в сфере транспорта.
Просит суд обязать ООО «Армада-авто» в течение месяца со дня вступления решения в законную силу разработать и утвердить в соответствие с требованиями законодательства паспорт доступности для инвалидов объекта транспортной инфраструктуры ООО «Армада-авто». Обязать ООО «Армада-авто» в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять меры к беспрепятственному доступу инвалидов, в том числе маломобильных групп населения в здание (автовокзала), расположенное по адресу: <...>, ул. <...> путем обустройства в соответствии с требованиями законодательства пандуса, порога входной двери, нанесения тактильных указателей выполняющих функцию предупреждения на покрытии пешеходных путей, на прозрачных полотнах дверей нанесение ярких контрастных маркировок, установки кнопки вызова персонала, переустройства оконных касс и обустроить в соответствие - техническими требованиями санитарно-гигиеническое помещение, а именно:
- установить стационарные и откидные опорные поручни, поворотные или откидные сидения;
- установить крючки для одежды, костылей и других принадлежностей;
- установить на унитаз опору для спины;
- у двери санитарно-бытового помещения, уборной установить со стороны ручки информационные таблички помещения (выполненные рельефно-графическим и рельефно-точечным способом);
установить систему тревожной сигнализации или системой 15% сторонней громкоговорящей связи;
- установить ручное кнопочное управление, на боковой стене кабины, со стороны которой осуществляется пересадка с кресла-коляски на унитаз.
- обеспечить доступность уборных общего пользования для людей с нарушением зрения.
Помощник прокурора <...> ФИО1, в судебном заседании поддержала заявленные требования, просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчика ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований указал, что нежилое помещение <Номер обезличен>, расположенное в здании по адресу: <...>, 1/6 используется ООО «Армада-авто» под размещение автовокзала на основании договора безвозмездного пользования нежилым помещением <Номер обезличен> от 01.01.2015г., прилегающая территория используется на основании договоров безвозмездного пользования <Номер обезличен> и <Номер обезличен> от <Дата обезличена> В указанном помещении решением <Номер обезличен> от <Дата обезличена> департаментом градостроительства и земельных отношений администрации <...> согласовано проведение перепланировки и переоборудование в соответствии с проектом и требованиями СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» для размещения автовокзала. В ходе перепланировки и переоборудования помещения выполнены работы необходимые для обеспечения доступа в помещение и на прилегающую территорию инвалидов-колясочников в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001, а также иные работы для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения. Перепланировка и переоборудование проведены в соответствии с требованиями законодательства. <Дата обезличена> утвержден акт приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию нежилого помещения после перепланировки и переоборудования. Результат перепланировки согласован с управлением социальной политики администрации <...> о чем свидетельствует подпись зам.начальника <ФИО>6. Помещение <Номер обезличен> соответствует требованиям, предъявляемым к зданиям и помещениям, обеспечивающим беспрепятственный доступ инвалидов и маломобильных групп населения.
Представитель третьего лица ООО "ТПГ Армада" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил пояснения к исковому заявлению, в которых указал, что собственником помещения <Номер обезличен> общей площадью 797,3 кв.м., расположенного на первом этаже, в здании по адресу: <...>, шоссе Шарлыкское, 1/6 является ФИО3 <ФИО>8. ООО «ТПГ «Армада» арендует вышеуказанное помещение у собственника на основании договора аренды недвижимости <Номер обезличен> от <Дата обезличена><Дата обезличена> ООО «ТПГ «Армада» передало помещение <Номер обезличен> по адресу: <...>, шоссе Шарлыкское, 1/6 в безвозмездное пользование ООО «Армада-авто» на основании договора <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.
Третье лицо ИП ФИО3 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела в их совокупности, приходит к следующему.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В силу ст. 2 ГК РФ, обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
В силу п. 8 Приказа Минтранса России от 01.12.2015 № 347 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи» владельцы объектов и перевозчики в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов, транспортных средств и предоставляемых услуг проводят обследование объектов, транспортных средств и предоставляемых услуг (далее обследование). По результатам указанного обследования составляются паспорта доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов, транспортных средств и предоставляемых услуг.
Во исполнение указанных норм Постановлением Правительства Оренбургской области от 09.06.2014 № 381-п «Об организации паспортизации и классификации объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения» на территории Оренбургской области утверждены соответствующие формы паспорта и приложений к нему.
Методика, позволяющая объектизировать и систематизировать доступность объектов, утверждена Приказом Минтруда России от <Дата обезличена><Номер обезличен>.
Приказом Минстроя России от 14.11.2016 № 798/пр утвержден СП 59.13330 СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605 утвержден Свод правил СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (59.13330.2012). Данный свод правил является обновленной редакцией ранее принятых СНиП 35-01-2001. Актуализация СНиП 35-01-2001 в формате свода правил проведена в рамках выполнения части 5 статьи 42 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЭ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Согласно пункту 41 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", установлен Перечень национальных стандартов и сводов правил I частей таких стандартов и правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", согласно которому СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" обязателен для исполнения.
Как следует из материалов дела, ООО «Армада-Авто» зарегистрировано <Дата обезличена> в Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы <Номер обезличен> по <...>.
ООО «Армада-Авто» поставлен на налоговый учет – <Дата обезличена>, что подтверждается свидетельством о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения серия 56 <Номер обезличен>.
Как следует из материалов дела, в своей деятельности ООО «Армада-авто» для размещения автовокзала использует помещение <Номер обезличен> общей площадью 797,3 кв. м. в здании ЦРМ, литер <Номер обезличен>, по адресу <...> по договору безвозмездного пользования <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, а также 2 земельных участка по договорам безвозмездного пользования <Номер обезличен> от <Дата обезличена> и <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.
Согласно правоустанавливающим документам, собственником помещения и земельного участка является ИП ФИО3
<Дата обезличена> между ООО «ТПГ «Армада» и ООО «Армада-авто» заключен договор безвозмездного пользования нежилым помещением <Номер обезличен>, по условиям которого ссудодатель обязуется передать в безвозмездное временное пользование ссудополучателю помещение <Номер обезличен>, общей площадью 797,3 кв.м., назначение: нежилое, расположенное в здании ЦРМ, литер В12В13, по адресу: <...>, в состоянии, пригодном для использования его для размещения автовокзала. По окончании действия договора ссудополучатель обязуется вернуть помещение в том состоянии, в каком он его получил, с учетом нормального износа (п. 1.1 договора).
В соответствии с п. 2.2 договора ссудополучатель обязуется:
- использовать помещение для размещения автовокзала;
- оплачивать коммунальные услуги;
- не чинить препятствий представителям ссудодателя которых он направил для проверки общего состояния помещения, порядка его эксплуатации и использовании ссудополучателем по целевому назначению;
- поддерживать помещение, полученное в безвозмездное пользование, в надлежащем состоянии;
- поддерживать противопожарный режим и соблюдать правила пожарной безопасности, обеспечивая противопожарную безопасность помещения;
- компенсировать затраты ссудодателя на оплату коммунальных услуг (электроэнергия, водоснабжение, водоотведение, водопотребление), потребленных ссудополучателем, путем перечисления суммы указанной в выставленном счете ссудодателя ссудополучателю, на расчетный счет ссудодателя в течении пяти календарных дней с момента выставления счета ссудополучателю;
- обеспечить в помещении установку и надлежащую эксплуатацию систем средств пожаротушения и пожарной сигнализации в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, иных нормативных актов и инструкций арендодателя, причем последние не могут превышать установленных нормативных требований, а также содержать и эксплуатировать помещение согласно установленным техническим правилам, правилам санитарной и противопожарной безопасности;
- соблюдать правила пользования зданием и прилегающей территорией.
<Дата обезличена> между ИП ФИО3 и ОО «Армада-Авто» заключен договор <Номер обезличен> безвозмездного пользования земельным участком, по условиям которого ссудодатель передает, а ссудополучатель принимает в безвозмездное временное пользование: часть земельного участка, площадью 1 708 кв.м., границы отмечены на плане синим цветом, который является неотъемлемой частью договора. Земельный участок, площадью 4600 кв.м., часть которого передается в безвозмездное временное пользование в соответствии с договором, с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположен по адресу: <...>, принадлежит ссудодателю на праве собственности (п. 1.1 договора).
Согласно договору <Номер обезличен> безвозмездного пользования земельным участком от <Дата обезличена>, заключенному между ИП ФИО3, ООО «ПроФинанс» и ООО «Армада-авто» - ссудодатели передают, а ссудополучатель принимает в безвозмездное временное пользование часть земельного участка, площадью 1 708 кв.м. Земельный участок, площадью 7 913 кв.м., часть которого передается в безвозмездное временное пользование в соответствии с договором, с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположен по адресу: <...> (п. 1.1 договора).
В соответствии с решением о проведении проверки от <Дата обезличена><Номер обезличен> было решено провести проверку в Автовокзале «Армада» на соблюдение законодательства о защите прав инвалидов на территории организации, паспорт доступности объекта.
В ходе проверки установлено, что в нарушение требований законодательства ООО «Армада-авто» не составило паспорт доступности для пассажиров из числа инвалидов здание автовокзала.
В нарушение пунктов 5.1.15, 6.1.5, 6.1.10, 6.1.6, 6.1.1. СП 59.13330.2016 пандус установлен с нарушениями (поручни не находятся в одной вертикальной плоскости), в проемах дверей, доступных для МГН, пороги высотой более 0, 014м, отсутствуют тактильно-контрастные указатели, выполняющие функцию предупреждения на покрытии пешеходных путей, на прозрачных полотнах дверей нет ярких контрастных маркировок, нет кнопки вызова персонала. В нарушение п. 8.1.7. СП 59.13330.2016 поверхность низа окон касс, находится на высоте выше 0.85м.
В нарушение п. 6.3.1., 6.3.3., 6.3.6, 6.3.9 СП 59.13330.2016 и п. 5.3.9 СП 59.13330.2012 отдельное санитарно-гигиеническое помещение предусмотрено, но имеются нарушения:
- не установлены стационарные и откидные опорные поручни, поворотные или откидные сидения;
- не предусмотрены крючки для одежды, костылей и других принадлежностей;
- установленный унитаз, не имеет опоры для спины;
- у двери санитарно-бытового помещения, уборной не предусмотрены со стороны ручки информационные таблички помещения (выполненные рельефно-графическим и рельефно-точечным способом);
- нет системы тревожной сигнализации или системой двухсторонней громкоговорящей связи;
- ручное кнопочное управление, не расположено на боковой стене кабины, со стороны которой осуществляется пересадка с кресла-коляски на унитаз;
- не обеспечена доступность уборных общего пользования для людей с нарушением зрения.
В судебном заседании был допрошен в качестве специалиста эксперт автономной некоммерческой организации «Экспертный центр паспортизации и сертификации «Доступная среда» - ФИО4, который пояснил, что
проверка проводилась по устному соглашению. В области доступная среда имеет термины структурно функциональная зона, санитарно-гигиеническая и т.д. проверка проводилась в ООО «Армада-авто». Пандус установлен на парковке рядом с автовокзалом. Были выявлены нарушения, на парковке пандус установлен в месте, недосягаемый для колясочников, нет разметки, поручни пандуса расположены не в одном плоскости. По движению по территории отсутствовали контрастные указатели для инвалидов-незрячих, на входной двери также не установлены контрастные указатели. В самом помещении в зал ожидания сама касса, расположение окна обслуживания высота не выше 85 см, там значительно выше, 1 метр 15 см. инвалид колясочник не смог бы получить услугу. Санитарно-гигиеническое помещение, возле двери имелась табличка с обозначением инвалида-колясочника, которое давало понять, что они могли бы воспользоваться услугами этого помещения. Но в данном помещении умывальник не оборудован поручнями, отсутствовали поручни вдоль стен, наличие стационарного поручня возле унитаза, одного откидного. Унитаз должен иметь опору для спины. Бочек установлен далеко. Должны быть оборудованы кнопка вызова персонала, на тот момент была только надпись, а кнопки самой не было. ФИО5 для одежды не было. Начиная от двери контрастные указатели должны были размещены в общем зале. Паспорт доступности - первый необходимый шаг к определению объекта и его доступности, в нем отражены акт обследования. Паспорт никто не представил, представитель сказал, что у него его нет и он ничего не знает. Данный паспорт доступности должен быть представлен общественной организации инвалидов, должен быть согласован. Согласования не было. Руководствовался рядом нормативных актов, а именно - свод правил СП 59 13330.2016, введен в действия с мая текущего года, свод правил СП 59 13330.2016, от 2012 года. Ряд моментов отменены, добавлены термины, но он тоже используется. ГОСТ 51261-99, где предъявляются требования к поручням.
В соответствии со ст. 695 ГК РФ ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.
Судом установлено, что ненадлежащее проведение паспортизации объекта транспортной инфраструктуры и не обеспечение надлежащего доступа к объекту влечет нарушения прав инвалидов на пользование услугами в сфере транспорта.
Таким образом, поскольку ООО «Армада-авто» ненадлежащим образом исполняет требования федерального законодательства о защите прав инвалидов, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора <...> в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Армада-авто» об обязании совершить определенные действия.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что при подаче искового заявления истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, суд, разрешив заявленный спор, считает необходимым взыскать с ООО «Армада-Авто» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования <...> в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Армада-авто» об обязании совершить определенные действия - удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Армада-авто» в течение месяца со дня вступления решения в законную силу разработать и утвердить в соответствие с требованиями законодательства паспорт доступности для инвалидов объекта транспортной инфраструктуры ООО «Армада-авто».
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Армада-авто» в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять меры к беспрепятственному доступу инвалидов, в том числе маломобильных групп населения в здание (автовокзала), расположенное по адресу: <...>, ул. <...> путем обустройства в соответствии с требованиями законодательства пандуса, порога входной двери, нанесения тактильных указателей выполняющих функцию предупреждения на покрытии пешеходных путей, на прозрачных полотнах дверей нанесение ярких контрастных маркировок, установки кнопки вызова персонала, переустройства оконных касс и обустроить в соответствие - техническими требованиями санитарно-гигиеническое помещение, а именно:
- установить стационарные и откидные опорные поручни, поворотные или откидные сидения;
- установить крючки для одежды, костылей и других принадлежностей;
- установить на унитаз опору для спины;
- у двери санитарно-бытового помещения, уборной установить со стороны ручки информационные таблички помещения (выполненные рельефно-графическим и рельефно-точечным способом);
установить систему тревожной сигнализации или системой 15% сторонней громкоговорящей связи;
- установить ручное кнопочное управление, на боковой стене кабины, со стороны которой осуществляется пересадка с кресла-коляски на унитаз.
- обеспечить доступность уборных общего пользования для людей с нарушением зрения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Армада-авто» в доход муниципального образования <...> государственную пошлину в сумме 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через суд <...> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья
Мотивированное решение изготовлено 15.12. 2017 года