ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3885/20 от 10.02.2021 Октябрьского районного суда г. Белгорода (Белгородская область)

УИД 31RS0022-01-2020-001769-93 дело № 2-70/2021

Решение

Именем Российской Федерации

10 февраля 2021 года город Белгород

Октябрьский районный суд города Белгорода в составе:

председательствующего судьи: Боровковой И.Н.,

при секретаре: Ольховик А.Р.,

с участием истца Капустина А.Н., представителя ответчика Доценко В.И. (по доверенности, по ордеру),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Капустина Александра Николаевича к Центрально-Черноземному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о признании незаконными действий конкурсной комиссии при проведении конкурсных процедур и отмене результатов на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, об обязании образовать конкурсную комиссию для проведения конкурса по замещению вакантных должностей государственной гражданской службы и проведении повторного конкурса,

установил:


Капустин А.Н. обратился в суд с иском к Центрально-Черноземному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о признании незаконными действий конкурсной комиссии при проведении конкурсных процедур и отмене результатов на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, об обязании образовать конкурсную комиссию для проведения конкурса по замещению вакантных должностей государственной гражданской службы и проведении повторного конкурса.

Требования мотивированы тем, что 15.01.2020 года в 10-00 часов (второй этап конкурса), в отдельной аудитории были собраны все участники конкурса (претенденты на замещение государственных должностей) члены комиссии (не в полном составе как узнал истец позже при проведении индивидуального собеседования) и председательствующий ФИО23. объявил о начале процедуры конкурса, но не огласил состав конкурсной комиссии и не зачитал приказ о проведении конкурса (с составом конкурсной комиссии и с приказом о проведении конкурса конкурсанты не были ознакомлены). Участники конкурса были разведены по разным кабинетам для проведения тестирования. Как стало известно истцу, на начало проведения конкурса (тестирования) комиссия была не в полном составе.

В обоснование заявленных требований (изложенных в заявлениях об уточнении исковых требований, отзывах на возражения ответчика, возражений на предоставленные ответчиком доказательства и устных пояснений), истец ссылается на нарушение ответчиком, при проведении конкурса, требований пункта 17 Указа Президента Российской Федерации от 01 февраля 2005 г. №112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» (отсутствовали представителей общественных советов, комиссия была не в полном составе, письмо Росприроднадзора от 24.03.2015 г., о приостановлении процедуры формирования новых составов общественных советов при территориальных органах Росприроднадзора, не имеет юридической силы), пункта 23 «Единой методики проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации» (далее Единой методики), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2018 г. № (присутствовал не член конкурсной комиссии ФИО24), пункта 24 Единой методики (не велась видео- и (или) аудиозапись либо стенограмма проведения соответствующих конкурсных процедур), пункта 20 Инструкции по проведению в государственном органе тестирования в целях определения соответствия гражданина Российской Федерации базовым квалифицированным требованиям (участники конкурса были рассредоточены по разным кабинетам и судить об объективности действий при прохождении тестирования конкурсантами не представлялось возможным), пункта 14 Единой методики (участники конкурса находились в разных кабинетах и какое программное обеспечение было установлено на их компьютерах неизвестно и какие задания и тесты они выполняли неизвестно), пункта 10 ст. 70 Федерального Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (комиссия не рассмотрела служебный спор в течение 10 календарных дней со дня письменного заявления), в работе конкурсной комиссии принимали участие не члены конкурсной комиссии (ФИО25.), в составе комиссии не принимали участие независимые эксперты, истца не включили в кадровый резерв, конкурсная комиссия создана в Управлении после проведения первого этапа оспариваемого конкурса (первый этап не имеет юридической силы), истца не включили в кадровый резерв как лица набравшего более 50% от максимального бала «5,0» (нарушен п.32 Единой методики), отсутствует один конкурсный бюллетень, при оформлении результатов конкурса приняты два решения вместо одного, конкурсная комиссия была не в полном составе (всего пять членов комиссии из одиннадцати).

В ходе рассмотрения дела Капустин А.Н. неоднократно уточнял и дополнял свои требования, в окончательной редакции исковых требований от 16.12.2020 и просит признать:

- действия конкурсной комиссии при проведении конкурсных процедур – проведение I этапа конкурса, проведенного с местоположением в г. Белгороде в период с 29.11.2019 г. по 19.12.2019 г., до выходя (подписания и регистрации) приказа от 30.12.2019 г. Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования «О создании конкурсной комиссии управления», по конкурсу, проведенному на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы с местоположением в г. Белгороде во исполнение приказа Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 21.11.2019 г. №145 «О проведении конкурса на замещение вакантных должностей в Центрально-Черноземном межрегиональном управлении Росприроднадзора» признать незаконными;

- действия конкурсной комиссии, при проведении конкурсных процедур – проведение II этапа конкурса, проведенного с местоположением в г. Белгороде 15.01.2020 г., созданной на основании приказа от 30.12.2019 г Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования «О создании конкурсной комиссии управления», по конкурсу на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы, проведенному с местоположением в г. Белгороде во исполнение приказа Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 21.11.2019 г. №145 «О проведении конкурса на замещение вакантных должностей в Центрально-Черноземном межрегиональном управлении Росприроднадзора» признать незаконными;

- решение конкурсной комиссии по итогам проведения индивидуального собеседования в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации в Центрально-Черноземном межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 15.01.2020 г. на замещение вакантной должности начальника отдела государственного экологического надзора по Белгородской области, созданной в соответствии с приказом от 30.12.2019 г. Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования «О создании конкурсной комиссии управления», по конкурсу на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы, проведенному с местоположением в г. Белгороде 15.01.2020 г. во исполнение приказа Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 21.11.2019 г. «О проведении конкурса на замещение вакантных должностей в Центрально-Черноземном межрегиональном управлении Росприроднадзора», признать недействительным и подлежащим отмене;

- решение конкурсной комиссии по итогам тестирования в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации в Центрально-Черноземном межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 15.01.2020 г. на замещение вакантной должности начальника отдела государственного экологического надзора по Белгородской области, созданной в соответствии с приказом от 30.12.2019 г. Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования «О создании конкурсной комиссии управления», по конкурсу на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы, проведенному с местоположением в г. Белгороде 15.01.2020 г. во исполнение приказа Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 21.11.2019 г. №145 «О проведении конкурса на замещение вакантных должностей в Центрально-Черноземном межрегиональном управлении Росприроднадзора», признать недействительным и подлежащим отмене;

- протокол заседания конкурсной комиссии по результатам конкурса на замещение вакантных должностей государственного органа Центрально-Черноземное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 15.01.2020 г. на замещение вакантных должностей государственного органа по следующей группе должностей государственной гражданской службы Российской Федерации – ведущая группа должностей, созданной в соответствии с приказом от 30.12.2019 г. Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования «О создании конкурсной комиссии управления», по конкурсу на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы, проведенному с местоположением в г. Белгороде 15.01.2020 г. во исполнение приказа Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 21.11.2019 г. «О проведении конкурса на замещение вакантных должностей в Центрально-Черноземном межрегиональном управлении Росприроднадзора», признать недействительным и подлежащим отмене;

- обязать ответчика образовать конкурсную комиссию для проведения конкурса по замещению вакантных должностей государственной гражданской службы и провести повторный конкурс в Центрально-Черноземном межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (местоположение в г. Белгороде) на должность начальника отдела государственного отдела государственного экологического надзора по Белгородской области учетом требований действующего законодательства Российской Федерации.

В судебном заседании истец Капустин А.Н. иск, с учетом его уточнения от 16.12.2020, поддержал в полном объеме по изложенным в иске и заявлении о его уточнении основаниям.

В судебном заседании представитель ответчика Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Доценко В.И. (по доверенности и по ордеру), с иском не согласился, поддержал доводы, изложенные в письменной позиции и возражениях на иск, просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Третьи лица Верскун П.Н., Василин Р.Н. извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Письменную позицию не представили.

Суд полагает возможным в порядке ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям для замещения должности гражданской службы.

Для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия (часть 7).

Частью 11 указанной нормы установлено, что претендент на замещение должности гражданской службы вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 69 указанного Закона индивидуальный служебный спор - неурегулированные между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров.

В силу ст. 70 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ индивидуальные служебные споры (далее - служебные споры) рассматриваются органами по рассмотрению индивидуальных служебных споров (далее - органы по рассмотрению служебных споров) в том числе и судом.

Порядок рассмотрения служебных споров в органах по рассмотрению служебных споров регулируется настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по служебным спорам в судах определяется также гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, что закреплено в ч. 2 ст. 70 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ.

Из материалов дела следует, что Капустиным А.Н. как лицом, претендующим на замещение вакантной должности государственной гражданской службы начальника отдела государственного экологического надзора по Белгородской области, заявлено об оспаривании действий и решения конкурсной комиссии при проведении I и II этапа конкурса, по итогам тестирования и индивидуального собеседования, их отмены.

Таким образом, между истцом и Центрально-Черноземным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования возник спор относительно проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы.

Согласно п. 2 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» конкурс в государственном органе объявляется по решению руководителя государственного органа либо представителя указанного руководителя, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (далее - представитель нанимателя), при наличии вакантной (не замещенной гражданским служащим) должности гражданской службы, замещение которой в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» может быть произведено на конкурсной основе.

Пунктом 6 вышеуказанного Положения установлено, что конкурс проводится в два этапа. На первом этапе на официальных сайтах государственного органа и государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет») размещается объявление о приеме документов для участия в конкурсе, а также следующая информация о конкурсе: наименование вакантной должности гражданской службы, квалификационные требования для замещения этой должности, условия прохождения гражданской службы, место и время приема документов, подлежащих представлению в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения, срок, до истечения которого принимаются указанные документы, предполагаемая дата проведения конкурса, место и порядок его проведения, другие информационные материалы. Объявление о приеме документов для участия в конкурсе и информация о конкурсе также могут публиковаться в периодическом печатном издании.

В соответствии с п. 12 Положения решение о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса принимается представителем нанимателя после проверки достоверности сведений, представленных претендентами на замещение вакантной должности гражданской службы, а также после оформления в случае необходимости допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну. Второй этап конкурса проводится не позднее чем через 30 календарных дней после дня завершения приема документов для участия в конкурсе, а в случае оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, срок проведения второго этапа конкурса определяется представителем нанимателя.

Государственный орган, не позднее чем за 15 календарных дней до начала второго этапа конкурса, размещает на своем официальном сайте и официальном сайте государственной информационной системы в области государственной службы в сети «Интернет» информацию о дате, месте и времени его проведения, список граждан (гражданских служащих), допущенных к участию в конкурсе (далее - кандидаты), и направляет кандидатам соответствующие сообщения в письменной форме, при этом кандидатам, которые представили документы для участия в конкурсе в электронном виде, - в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием указанной информационной системы. При проведении конкурса кандидатам гарантируется равенство прав в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (пункт 14).

В соответствии с п. 16 Положения, для проведения конкурса правовым актом государственного органа образуется конкурсная комиссия, действующая на постоянной основе. Состав конкурсной комиссии, сроки и порядок ее работы, а также методика проведения конкурса определяются правовым актом государственного органа.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что 21.11.2019 г., издан Приказ № 145 «О проведении конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в Центрально-Черноземном межрегиональном управлении Росприроднадзора, о проведении с 29.11.2019 г. по 19.12.2019 г. в Центрально-Черноземном межрегиональном управлении Росприроднадзора I этапа конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы.

Вакантные должности в отдел государственного экологического надзора по Белгородской области с местом нахождения в г. Белгороде включали: начальник отдела – 1 ед., главный специалист-эксперт – 2 ед., специалист-эксперт – 1 ед.

В соответствии с Приказом от 30.12.2019 г. «О создании конкурсной комиссии управления» создана конкурсная комиссия при Центрально-Черноземном межрегиональном управлении Росприроднадзора и утвержден ее состав, утверждено Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации (Приложение №2 к приказу) – далее Приложение №2.

Конкурс проводится в два этапа. На первом этапе Управление размещает объявление о приеме документов для участия в конкурсе в Единой информационной системе управления кадровым составом и на официальном сайте государственного органа – пункт 6 Приложения №2.

Гражданин Российской Федерации, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в государственный орган, документы, указанные в пункте 7.

Решение о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса принимается руководителем Управления после проверки достоверности сведений, представленных претендентами – п.12 Приложения №2.

Управление не позднее, чем за 15 календарных дней до начала второго этапа конкурса размещает на своем официальном сайте и официальном сайте государственной информационной системе в области государственной службы в сети «Интернет» информацию о дате, месте и времени его проведения, список граждан (гражданских служащих) допущенных к участию в конкурсе и направляет кандидатам соответствующие сообщения в письменной форме – п.15 Приложения №2.

Как следует из п.18 Приложения в состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу руководителя Управления в качестве независимых экспертов-специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

Конкурсная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии – п.19 Приложения

При проведении конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной гражданской службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы – п.20 Приложения

Заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа её членов. Решения конкурсной комиссии принимаются простым большинством голосов. При равенстве голосов, решающим является голос председателя конкурсной комиссии – п.21 Приложения

Сообщения о результатах конкурса в 7-дневный срок, со дня его завершения направляются кандидатам в письменной форме. Информация о результатах конкурса в этот же срок размещается на официальных сайтах государственного органа и указанной информационной системе в сети «Интернет» - п.25 Приложения

Оспаривая легитимность (полномочия) конкурсной комиссии при проведении I этапа конкурса, истец указывает на то, что конкурсная комиссия создана в Управлении уже позднее проведенного I этапа оспариваемого конкурса, в соответствии с Приказом №181 от 30.12.2019 г. «О создании конкурсной комиссии», пунктом 3 которого отменяется ранее действующий Приказ №184 от 30.10.2006 г. «О комиссии по проведению конкурса на замещение вакантных должностей Управления Росприроднадзора по Белгородской области», а согласно сведений ЕГРЮЛ, Управление Росприроднадзора по Белгородской области ликвидировано 14.10.2019 г., в форме присоединения к Центрально-Черноземному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, тем самым I этап конкурса не имеет юридической силы (не имеет законных оснований), так как выбор кандидатов для участия во II этапе конкурса, осуществлялся неправомочной комиссией.

Не соглашаясь с доводами истца, ответчик сослался на положения ст. ст. 57, 58 ГК РФ, выписки из ЕГРЮЛ в отношении Управления Росприроднадзора по Белгородской области и Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Приказы № от 29.11.2019 г., от 30.12.2019 г.

Как следует из содержания п.1 ст.57 ГК РФ, реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

Согласно п. 4. ст.57 ГК РФ, юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица – п. 2. ст.58 ГК РФ.

Из имеющейся в материалах дела выписки из ЕГРЮЛ, в отношении Управления Росприроднадзора по Белгородской области следует, что деятельность юридического лица прекращена 14.10.2019 г., путем реорганизации в форме присоединения к другому юридическому лицу.

Согласно Листа записи в ЕГРЮЛ от 14.10.2019 г. и выписки из ЕГРЮЛ в отношении Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ответчик является правопредшественником Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Белгородской области.

В соответствии с Приказом от 21.11.2019 г. «О проведении конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в Центрально-Черноземном межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования», I этапа конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в Центрально-Черноземном межрегиональном управлении Росприроднадзора, в отдел государственного экологического надзора по Белгородской области с местом нахождения в г. Белгороде, проводится с 29.11.2019 г. по 19.12.2019 г.

Приказ «О создании конкурсной комиссии управления» издан 30.12.2019 г. Ранее действующий Приказ от 30.10.2006 О комиссии по проведению конкурса замещение вакантных должностей Управления Росприроднадзора по Белгородской области», утратил силу (п.3).

17.12.2019 года Капустиным А.Н. подано заявление о допуске к участию в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы.

Документы гражданина РФ, изъявившего желание участвовать в конкурсе, представляются в государственный орган, в течение 21 дня со дня размещения объявления об их приеме – пункты 7,11 Приложения №2 (первый этап конкурса).

Решение о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса и допуске гражданина ко второму этапу конкурса, принимается руководителем Управления, после проверки представленных конкурсантами документов – пункты 12, 13 Приложения №2.

Таким образом, суд приходит к выводу, об отсутствии нарушений как самой процедуры проведения I этапа конкурса, так и образования конкурсной комиссии для проведения II этапа, а приведенные истцом доводы основаны на неверном понимании и толковании гражданского законодательства.

Указывая на нарушение ответчиком положений пункта 17 Указа Президента Российской Федерации от 01 февраля 2005 г. №112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации», истец мотивировал свой довод тем, что в составе конкурсной комиссии отсутствовали представители общественных советов, то есть комиссия была не в полном составе.

Ответчик в свою очередь указал, что Управление является территориальным органом федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в связи с чем образование общественного совета при нем не предусмотрено и в состав конкурсной комиссии их представители не включаются, сославшись на письмо Росприроднадзора от 24.03.2015 г. «О приостановлении формирования общественных советов при территориальных органах Росприроднадзора», согласно которого процедура формирования новых составов общественных советов при территориальных органах Росприроднадзора и направления в Росприроднадзор предложений о согласовании их председателей до особого распоряжения, приостановлена.

В данном случае суд находит заслуживающими внимания доводы представителя ответчика.

Требования к составу конкурсной комиссии установлены п. 17 Указа Президента №

Согласно ст.20 Федерального закона от 04.04.2005 г. №32-ФЗ «Об общественной палате Российской Федерации», общественная плата в соответствии с законодательством Российской Федерации принимает участие в формировании общественных советов при федеральных органах исполнительной власти, а также формирует общественные советы по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.

Для проведения конкурса правовым актом государственного органа образуется конкурсная комиссия, действующая на постоянной основе. Состав конкурсной комиссии, сроки и порядок ее работы, а также методика проведения конкурса определяются правовым актом государственного органа – пункт 16 Указа

Утверждение истца о рекомендательном характере письма № и не имеющим юридической силы, на том основании, что с момента издания письма прошло более пяти лет, и 05.07.2018 года был утвержден «Стандарт деятельности общественного совета при федеральном органе исполнительной власти» суд находит неубедительным.

Согласно Методики проведения конкурсов на замещение вакантных должностей Федерального государственной гражданской службы федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Приложение к приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 01 октября 2018 г. №395 «Об утверждении методики проведения конкурсов на замещение вакантных должностей Федерального государственной гражданской службы федеральной службы по надзору в сфере природопользования»), конкурсная комиссия в территориальных органах Росприроднадзора утверждается приказом соответствующего территориального органа Росприроднадзора, в состав конкурсной комиссии входят гражданские служащие из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы или включение в кадровый резерв – пункты 5,6.

Исходя из вышеизложенного, не участие представителей общественных советов в составе конкурсной комиссии не нарушает положения пункта 17 и не может являться основанием для оспаривания результатов конкурса.

Не нашли своего подтверждения в судебном заседании и доводы истца о нарушении ответчиком пункта 23 Единой методики. Истец, ссылаясь на нарушение правовой нормы указал, что во время проведения конкурса присутствовал не член конкурсной комиссии ФИО24.

Как пояснил представитель ответчика, ФИО24., является действующим сотрудником Управления и обеспечивала организационно-техническую работу конкурсной комиссии. Её нахождение в помещении с членами комиссии и конкурсантами не нарушает закон и права истца.

В судебном заседании 22.10.2020 года истец пояснил, что присутствие ФИО24. в помещении проведения конкурса, не нарушило его права.

Суд не может согласится и с утверждением истца о нарушении ответчиком пункта 24 Единой методики, по неведению видео- и (или) аудиозапись либо стенограмма.

Согласно п. 24 Единой методики, при выполнении кандидатами конкурсных заданий и проведении заседания конкурсной комиссии по решению представителя нанимателя ведется видео- и (или) аудиозапись либо стенограмма проведения соответствующих конкурсных процедур.

Из смысла данной нормы следует, что решение о применении технических средств относится к полномочиям представителя нанимателя.

Как пояснил представитель ответчика, в Управлении отсутствовала техническая возможность для ведения видео- и (или) аудиозаписи конкурсной процедуры. При этом, использованные в качестве методов оценки кандидатов, компьютерное тестирование и индивидуальное собеседование, позволило полно и объективно оценить уровень знаний кандидатов.

Действующее законодательство не устанавливает взаимосвязь между отсутствием технической возможности у представителя нанимателя по ведению видео- и (или) аудиозаписи либо стенограммы конкурсной процедуры и признанием результатов конкурса недействительными, в связи с чем суд отклоняет доводы истца об отмене результатов конкурса по этому основанию.

Несостоятельно и утверждение истца о нарушении его права по не включению в кадровый резерв, как лица, набравшего более 50% от максимального бала «5,0».

Согласно п.32 Единой методики, в кадровый резерв конкурсной комиссией могут рекомендоваться кандидаты из числа тех кандидатов, общая сумма набранных балов которых составляет не менее 50 процентов максимального бала.

Как следует из п.21 Указа Президента №, конкурсная комиссия вправе также принять решение, имеющее рекомендательный характер, о включении в кадровый резерв государственного органа кандидата, который не стал победителем конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, но профессиональные и личностные качества которого получили высокую оценку.

Анализ положения нормативных актов, позволяет сделать вывод, что включение в кадровый резерв лица, не ставшего победителем конкурса, является правом конкурсной комиссии и находится исключительно в ее компетенции.

При этом, необходимым условием, включения в кадровый резерв, является наличие высоких профессиональных и личностных качеств кандидата, которые также определяются конкурсной комиссией.

Тем самым конкурсная комиссия, действуя в пределах своих полномочий, пришла к выводу о не включении истца в кадровый резерв, как лица, не отвечающего необходимым требованиям и критериям.

Не нашли подтверждения и доводы истца о нарушении ответчиком пункта 20 «Инструкции по проведению в государственном органе тестирования в целях определения соответствия гражданина Российской Федерации базовым квалифицированным требованиям» (участники конкурса были рассредоточены по разным кабинетам и судить об объективности действий при прохождении тестирования конкурсантами не представлялось возможным), пункта 14 Единой методики (участники конкурса находились в разных кабинетах и какое программное обеспечение было установлено на их компьютерах неизвестно и какие задания и тесты они выполняли неизвестно).

Как пояснила сторона ответчика для оценки профессионального уровня кандидатов, было проведено тестирование конкурсантов, по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы. Тестирование осуществлялось на официальном сайте Госслужба <адрес>

По окончании тестирования, истец был ознакомлен с их результатами, о чем свидетельствует его подпись на бланке «Результата выполнения теста». Аналогичные результаты тестов представлены в материалы дела в отношении других конкурсантов.

Ссылка истца на п. 20 Инструкции, без ее идентификации как правового документа (отсутствует номер, дата и наименование органа его издавшего), пункт 14 Единой методики (данный пункт определяет порядок размещения информации о приеме документов, а не порядок проведения тестирования, как указал истец в иске), свидетельствует о надуманности доводов истца.

У суда нет оснований не доверять представленным доказательствам и пояснениям ответчика. Доказательств применения программного обеспечения не отвечающего установленным требованиям, а также несоблюдения порядка проведения теста, в материалы дела не представлено. Доводы истца основаны на его предположениях и лишены правового обоснования и не могут быть признаны судом состоятельными.

Оспаривая участие в комиссии независимых экспертов, истец указал, что приглашенные эксперты ФИО29. не являются экспертами в области государственной гражданской службы, так как ФИО30. является представителем органа власти и не может участвовать в составе комиссии, ФИО31. (его деятельность не связана с гражданской службой и он проголосовал против истца), ФИО32. (деятельность не связана с гражданской службой).

Данные доводы не могут быть приняты судом в силу следующих обстоятельств.

Как следует из п.17 Указа Президента №, в состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой, а также представители научных, образовательных и других организаций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

Для эффективного применения методов оценки необходимо обеспечить участие в работе конкурсной комиссии специалистов в области оценки персонала, а также специалистов в определенных областях и видах профессиональной служебной деятельности, соответствующих задачам и функциям государственного органа и его подразделений – пкнкт11 Единой методики.

При подготовке к проведению конкурсов подразделением государственного органа по вопросам государственной службы и кадров уточняется участие в составе конкурсной комиссии представителей научных, образовательных и других организаций, привлекаемых в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой (далее - независимые эксперты) – пункт 12 Единой методики.

В состав конкурсной комиссии, входят в том числе и независимые эксперты-специалисты по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов – пункт 18 Приложение №2.

Головков А.В. являлся – начальником управления воспроизводства окружающей среды Департамента агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды Белгородской области (государственный гражданский служащий).

ФИО31. – сотрудник кафедры «Теплогазоснабжения и вентиляции» ФГБОУ ВО «Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова».

ФИО34. – заместитель руководителя Белгородского филиала ФГУ «ЦЛАТИ» по ЦФО (центр лабораторного анализа и технических измерений по центральному Федеральному округу).

Материалы дела не содержат доказательств того, что приглашенные эксперты, профессионально не соответствуют предъявляемым к ним квалификационным требованиям и не могли принимать участие в конкурсной комиссии.

Ссылаясь на незаконное участие в работе конкурсной комиссии не членов конкурсной комиссии ФИО25., истец мотивировал свой вывод тем, что указанные лица входят в состав иной конкурсной комиссии, которая принимает участие только при проведении конкурсных процедур в г. Воронеже.

Как пояснил представитель ответчика, ФИО25., входят в состав конкурсной комиссии на основании Приказа № от 30.12.2019 г. (Приложение №1).

Председателем конкурсной комиссии при рассмотрении в городе Воронеже является ФИО37. В городах Липецке, Белгороде, Тамбове, Курске, ФИО37., участвует как член комиссии (заместитель председателя конкурсной комиссии).

Такими же полномочиями обладают ФИО39

ФИО40., является ведущим экспертом межрегионального отдела кадрового, правового обеспечения, профилактики коррупционных правонарушений.

Суд соглашается с доводами ответчика, они являются последовательными и не противоречивыми и подтверждаются представленными доказательствами.

В целях повышения объективности и независимости работы конкурсной комиссии по решению руководителя государственного органа проводится периодическое (как правило, ежегодно) обновление ее состава – п.10 Единой методики.

Состав конкурсной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения – п.18 Приложения №2.

Конкурсная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии – п. 19 Приложения №2.

Председателем конкурсной комиссии являлся ФИО23., заместителем председателя комиссии ФИО37 секретарем конкурсной комиссии ФИО43

Тем самым, довод истца о незаконном участии ФИО25., в составе конкурсной комиссии, откланяется судом.

Довод ответчика о нарушении пункта 10 ст. 70 Федерального Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (комиссия не рассмотрела служебный спор в течение 10 календарных дней со дня письменного заявления), на дату подачи иска 14.04.2020 г. истцом 05.04.2020 получен ответ только из Управления, а не комиссии по служебным спорам, суд находит необоснованным.

В материалах дела имеется ответ на жалобу истца, направленный в его адрес ответчиком.

Как следует из ответа, в Управлении отсутствует профсоюзный орган, комиссия по служебным спорам в Управлении не создавалась.

Иное понимание истцом положений ст. 70 Закона о государственной службе, не свидетельствует о нарушении его прав.

Не соглашается суд и с доводами истца, указавшего на отсутствие в материалах дела одного конкурсного бюллетеня, оформления результатов конкурса двумя решениями вместо одного, нарушения численного состава конкурсной комиссии (всего пять членов комиссии из одиннадцати).

В материалы стороной ответчика представлены 9 (девять) конкурсных бюллетеней из 10. Как пояснял представитель ответчика один бюллетень был утрачен, уже после проведения конкурса.

Результаты тестирования и собеседования отражены в решении и протоколе, подписанные всеми членами конкурсной комиссии.

Суд приходит к выводу, что отсутствие одного бюллетеня не может являться основанием для оспаривания результатов голосования членов комиссии, так как результаты конкурса оформлены в соответствии с законом, а его отсутствие не изменяет решение конкурсной комиссии. В решениях и протоколе отражены главные моменты конкурса и весь ход его проведения.

Не соглашается суд и с утверждением истца о том, что результаты голосования оформлены двумя решениями, что по мнению истца является незаконным (должно быть одно решение).

Результаты голосования конкурсной комиссии оформляются решением конкурсной комиссии по итогам конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы по форме согласно приложению №4 и протоколом конкурсной комиссии по результатам конкурса на включение в кадровый резерв по форме согласно приложению №5 – п.31 Единой методики.

Решения конкурсной комиссии приняты по результатам тестирования и индивидуального собеседования, то есть в виде двух решений. Окончательные результаты оформлены протоколом. Иное понимание истцом положений Единой методики, не основано на правовой норме.

Неверен и расчет истца численного состава конкурсной комиссии.

Поскольку в ходе рассмотрения дела не было установлено нарушений процедуры проведения конкурса, равно как не было установлено каких-либо нарушений со стороны членов комиссии и участников конкурса, суд, пришел к выводу о необоснованности требований истца, таким образом, основания для признания результатов конкурса недействительным, отсутствуют.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и требования действующего законодательства, регламентирующего вопросы поступления на государственную гражданскую службу, суд приходит к выводам, что порядок проведения конкурса нарушен не был, конкурс проведен в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 года № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ», «Единой методики проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2018 г. №397.

На основании изложенного в удовлетворении исковых требований Капустина А.Н. к Центрально-Черноземному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, отказать в полном объеме.


Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

Иск Капустина Александра Николаевича к Центрально-Черноземному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о признании незаконными действий конкурсной комиссии при проведении конкурсных процедур и отмене результатов на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, об обязании образовать конкурсную комиссию для проведения конкурса по замещению вакантных должностей государственной гражданской службы и проведении повторного конкурса признать необоснованным и в его удовлетворении отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Белгорода.

Судья подпись И.Н. Боровкова

Мотивированный текст изготовлен 17.02.2021г.

Решение17.02.2021