№2-3889/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Тюмень 20 мая 2019 г.
Ленинский районный суд города Тюмени в составе:
председательствующего судьи Кармацкой Я.В.,
при секретарях Ахметгареевой А.Р., Баталиной Е.А.,
с участием представителя истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Тюменской области в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Арсенал+Сервис» о прекращении противоправных действий,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по Тюменской области в интересах неопределенного круга лиц обратилось в суд с иском к ООО «Арсенал+Сервис» о прекращении противоправных действий, требования мотивируя тем, что управлением на основании распоряжения от 11.07.2018 №05-00346 в соответствии со ст.40 Закона РФ «О защите прав потребителей» проведена внеплановая проверка в отношении ответчика, поводом которой послужило обращение потребителя о нарушении его прав, предусмотренных ст.20 Закона. В рамках проверки от общества поступила информация о том, что информация о выполненных работах недоступна, т.к. работы выполнялись авторизированным сервисным центром производителя товара. Таким образом, потребителю не представлена информация в наглядной и доступной для него форме об использованных запасных частях (деталях, материалах), об устраненных недостатках (описании выполненных работ). По результатам выявленных в ходе проверки нарушений в отношении ответчика составлен административный протокол №87 от 10.08.2018 по ч.1 ст.14.8 КоАП РФ, ООО «Арсенал+Сервис» привлечен к административной ответственности, также ответчику выдано предписание об устранении выявленных нарушений №12 от 03.08.2018 со сроком исполнения до 24.08.2018. В установленный срок законное предписание органа не исполнено, в связи с чем, ООО «Арсенал+Сервис» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ. Просят суд, с учетом уточненных требований, признать противоправными бездействие ООО «Арсенал+Сервис» по не предоставлению необходимой и достоверной информации потребителям при выдаче товара после проведения гарантийного ремонта: с описанием недостатков, об использованных запасных частях (деталях, материалах) либо об отсутствии таковых, не соответствующей обязательным требованиям, в отношении неопределенного круга потребителей; обязать ООО «Арсенал+Сервис» довести до сведения потребителей решение суда через средства массовой информации.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал по указанным в иске основаниям, просил удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что в форме выписки из сервисного листа ООО «Арсенал+Сервис» графа перечень работ/использованные детали имеется, в дальнейшем исполнитель будет заполнять графы более подробно.
Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, руководствуясь требованиям закона, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Гражданского процессуального кодекса РФ, Управление вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с п.п.1, 3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Согласно ст.40 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, при осуществлении которого уполномоченный орган праве обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей, неопределенного круга лиц.
Постановлением Правительства РФ от 02.05.2012. №412 утверждено положение о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей, в соответствии с пп.ж п.10 которого должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 06.04.2004 №154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. На территории Тюменской области служба представлена Управлением. В соответствии с п.8.40 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области, утв. Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10.07.2012 №724, Управление имеет право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав неопределенного круга потребителей.
Согласно абз.1 ст.46 Закона РФ «О защите прав потребителей» орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
Судом установлено, что Управлением на основании распоряжения от 11.07.2018 №05-00346 в соответствии со ст.40 Закона РФ «О защите прав потребителей» проведена внеплановая проверка, в отношении ООО «Арсенал+Сервис», поводом которой послужило обращение потребителя о нарушении его прав (от 19.06.2018 по жалобе №3131-ж), предусмотренных ст.20 Закона РФ.
В рамках проверки от ООО «Арсенал+Сервис» поступила информация о том, что информация о выполненных работах недоступна, т.к. работы выполнялись авторизованным сервисным центра производителя товара. Также указано, что при первом обращении была выполнена доработка, рекомендованная производителем, при втором обращении произведена переустановка операционной системы.
В соответствии с п.3 ст.20 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» при выдаче товара изготовитель (продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан предоставить в письменной форме потребителю информацию: о дате обращения потребителя с требованием об устранении обнаруженных им недостатков товара; о дате передачи товара потребителем для устранения недостатков товара; о дате устранения недостатков товара с их описанием; об использованных запасных частях (деталях, материалах); о дате выдачи товара потребителю по окончании устранения недостатков товара.
Таким образом, законодателем установлено, что информацию, предусмотренной указанной выше нормой закона, обязано предоставить лицо, выдающее товар потребителю после устранения в нем недостатков, которым в данном случае является ООО «Арсенал+Сервис».
В представленной потребителем выписке из сервисного листа Т0300808 от 09.02.2018 отсутствуют сведения об использованных запасных частях (деталях, материалах), в вышеуказанном сервисном листе указано: «перечень работ/использованные детали», однако при буквальном прочтении сделать вывод, что в указанной строке могут быть сведения о запасных частях, не представляется возможным.
Отсутствует описание недостатков товара, так в сервисном листе Т0300808 от 09.02.2018, в строке «обнаруженная неисправность; описание выполненных работ» указано не включается/ исправлено в АСЦ. Однако при буквальном прочтении сделать вывод о том, что данная строка может содержать сведения об описании недостатков товара в отсутствии прямого указания на это (описание недостатков) не представляется возможным.
Таким образом, в сервисном листе Т0300808 от 09.02.2018 отсутствовала информация об описании недостатков товара и использованных запасных частях, при этом данная информация отсутствует как в этом сервисном листе, так и в целом ввиду имеющейся формулировки соответствующих записей. При этом данные выписки предоставляются ООО «Арсенал+Сервис», как следует из информации, размещенной в их преамбуле.
Согласно выписке из сервисного листа Т0305166 от 14.05.2018, при ее буквальном прочтении отсутствуют сведения (строки, записи) об описании недостатков, об использованных запасных частях.
Таким образом, потребителю не представлена информация в наглядной и доступной для него форме: об использованных запасных частях (деталях, материалах), об устраненных недостатках (описании выполненных работ).
Более того, вышеуказанные выписки из сервисных листов фактически не содержат записей, позволяющих сделать вывод о том, что в той или иной строке будут указаны сведения об описании недостатков товара.
Вышеуказанное свидетельствует о нарушении ООО «Арсенал+Сервис» обязательных требований установленных ст.8, п.3 ст.20 Закона РФ «О защите прав потребителей».
По результатам проверки в отношении ответчика составлен административный протокол № от ДД.ММ.ГГГГ по ч.1 ст.14.8 КоАП РФ, ООО «Арсенал+Сервис» привлечен к административной ответственности в виде штрафа, что подтверждается постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ№. Кроме того, по результатам проверки ООО «Арсенал+Сервис» выдано предписание об устранении выявленных нарушений № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком устранения до ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с реализацией полномочий по контролю за исполнением ранее выданного предписания № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Арсенал+Сервис» на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№ проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой установлено, что ООО «Арсенал+Сервис» не выполнил в установленный срок законное предписание об устранении нарушений требований законодательства о защите прав потребителей. Постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по делу №м ООО «Арсенал+Сервис» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.
В силу ст.8 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Указанная в п.1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с требованиями ст.8 Закона РФ «О защите прав потребителей» у потребителя имеется право на получение предусмотренного законом объема информации, при этом законодатель, учитывая специфику потребительских отношений, ввел обязательные принципы для предоставления указанной информации: полнота (предоставление объема информации, необходимой и достаточной для осуществления осознанного выбора самой необходимости получения потребителем услуги (работы, товара); достоверность (соответствие действительности, основанность на фактических данных); наглядность (доступность для глаз потребителя без применения специальных средств); доступность (возможность реализации беспрепятственного доступа к информации).
Таким образом, исходя из принципов предоставления информации потребителю (полнота, достоверность) информации о том, что запасные части не использовались, также должна быть указана. Данное требование связано с тем, чтобы потребитель, например при наступлении определенных обстоятельств мог доказать, что недостатки относятся к категории существенных, т.к. при их возникновении у потребителя возникает право на обмен технически сложного товара на новый товар или на отказ от договора и возврат денежных средств. Так, например отсутствие соответствующих запасных частей из-за их стоимости (половина стоимости нового товара), в совокупности с описанием недостатков будет свидетельствовать о наличии существенного недостатка или подмены имеющихся частей (деталей) на запасные части низкой производительности (без сообщения об этом потребителю - обман относительно произведенных работ).
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что имеются достаточные правовые основания для удовлетворения заявленных требований Управления Роспотребнадзора по Тюменской области о признании противоправными бездействие ООО «Арсенал+Сервис» по не предоставлению необходимой и достоверной информации потребителям при выдаче товара после проведения гарантийного ремонта: с описанием недостатков, об использованных запасных частях (деталях, материалах) либо об отсутствии таковых, не соответствующей обязательным требованиям, в отношении неопределенного круга потребителей.
В силу п.п.2 ст.46 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении иска в интересах неопределенного круга потребителей суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в сумме 6 000 рублей в доход муниципального образования городской округ город Тюмень.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Управления Роспотребнадзора по Тюменской области в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать противоправными бездействие Общества с ограниченной ответственностью «Арсенал+Сервис» по не предоставлению необходимой и достоверной информации потребителям при выдаче товара после проведения гарантийного ремонта: с описанием недостатков, об использованных запасных частях (деталях, материалах) либо об отсутствии таковых, не соответствующей обязательным требованиям, в отношении неопределенного круга потребителей.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Арсенал+Сервис» довести до сведения потребителей решение суда через средства массовой информации в 30-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Общество с ограниченной ответственностью «Арсенал+Сервис» в доход муниципального образования городской округ город Тюмень государственную пошлину в сумме 6 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы, в суд принявший решение.
Судья Кармацкая Я.В.
Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.