ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-388/13 от 21.02.2013 Центрального районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

№2-388/13

Строка№52

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«21» февраля 2013 года Центральный районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи Сахаровой Е.А.

при секретаре Водолазской К.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ГУ МВД России по Воронежской области о возложении обязанности произвести перерасчет выслуги лет в льготном исчислении, суд

У С Т А Н О В И Л :

Истец обратился в суд и указывает, что он проходит службу в органах внутренних дел в отделе по раскрытию преступлений против личности управления уголовного розыска ГУ МВД России по Воронежской области. При обращении к ответчику с заявлением о перерасчете выслуги лет, ему стало известно, что период сего службы по призыву с 26.04.1999г. по 25.04.2000г., с 26.04.2000г. по 4.11.2000г., с 27.07.2001г. по 22.10.2001г. включены в выслугу лет в календарном исчислении, что он считает не законным и просит суд обязать ответчика произвести перерасчет выслуги лет в льготном исчислении и зачесть период службы по призыву с 26.04.1999г. по 25.04.2000г. в ВВ МВД РФ из расчета один день военной службы за два дня государственной службы, период службы по призыву ВВ МВД РФ в составе в/ч 3642 в период участия в боевых действиях на территории Северо-Кавказского региона в г.Грозный с 26.04.2000г. по 4.11.2000г. в количестве 193 дня из расчета один месяц службы за три, период с 27.07.2001г. по 22.10.2001г. исходя из участия в контртеррористических операциях на территории Чеченской республики в количестве 88 дней из расчета один участия в операции за три дня службы.

Истец и представитель истца по доверенности Логачева Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержали и просили удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ МВД России по Воронежской области по доверенности Сорокина Д.А. иск не признала и представила суду возражения, приобщенные к материалам дела.

Суд, выслушав стороны, исследовав и оценив, представленные сторонами доказательства, находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

В соответствии с приказом ГУВД Воронежской области во исполнение Указа Президента РФ от 23.09.1999 года № 1255 «О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона» истец были направлены в командировку для выполнения служебно-боевых задач в составе Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ.

Фактическое участие истца в проведении контртеррористических операций за оспариваемые периоды подтверждается решением мирового судьи судебного участка № 2 Центрального района города Воронежа от 6.04.2005г., и справкой о праве на льготы, выданной командиром мобильного отряда МВД России в Чеченской Республике в соответствии с которым установлено, что истец фактически участвовал в боевых операциях и выполнял боевые задачи в периоды с 27.07.2001г. по 22.10.2001г.

В соответствии с Указом Президента РФ № 1054 от 07.06.2000г. и утратившим силу 09.07.2007г., который принимается судом согласно ч. 1 ст. 4 ГК РФ, с Постановлением Правительства РФ от 28.10.1999г. № 1197-68 «О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и сотрудникам уголовно-исполнительной системы, выполняющим задачи на территории Северо-Кавказского региона РФ и членам их семей» и согласно Постановлению Правительства РФ от 27.02.2001г. № 135-9 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и сотрудникам уголовно-исполнительной системы, выполняющим задачи на территории Северо-Кавказского региона РФ» было определено: засчитывать с 01 августа 1999г.военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел РФ, сотрудникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и сотрудника уголовно- исполнительной системы время непосредственного участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в срок военной службы (службы) в воинских (специальных) званиях на льготных условиях - один месяц военной службы (службы) за три месяца (в ред. Указов Президента РФ от 17.04.2003г. № 444 и от 16.03.2007г. № 359).

Согласно ст.12 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Ответчик в судебном заседании не представил доказательств опровергающий доводы истца в данной части.

В связи с изложенным в период с 27.07.2001г. по 22.10.2001г. ГУ МВД России по Воронежской области обязано произвести перерасчет выслуги лет в льготном исчислении, исходя из их участия в контртеррористических операциях на территории Чеченской Республики, из расчета: один день участия в операции за три дня службы.

В остальной части исковые требования не подлежат удовлетворению.

На основании пояснений истца, справки, копии военного билета, судом установлено, что период службы по призыву в ВВ МВД РФ с 26.04.1999г. по 25.04.2000г., с 26.04.2000г. по 4.11.2000г. в ВВ МВД РФ в составе в/ч 3642 в период участия в боевых действиях на территории Северо-Кавказского региона в г.Грозный в количестве 193 дня включены истцу в выслугу лет в календарном исчислении. С указанным истец не согласен, так как считает выслуга лет для назначения ему ответчиком исчислена не правильно. Однако, с доводами истца суд согласиться не может.

Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел осуществляется в порядке, предусмотренном Законом РФ от 12.02.1993г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Согласно ст.18 указанного ФЗ в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 настоящего Закона засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных. В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.

Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении.

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствие с ч.1 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 (ред. от 25.08.2012) "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитываются…военная служба (в том числе по призыву) в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки), органах внешней разведки, Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, других созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях Российской Федерации, бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств… В ст.3 указаны периоды службы, которые засчитываются в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать на льготных условиях, где отсутствует указание на зачет в льготном исчислении периода военной службы в ВС, за исключением службы в особых условиях. Указанное Постановление Правительства РФ содержит исчерпывающий перечень периодов, подлежащих зачету в выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел…

Ссылки истца на Указ Президента РФ от 7.06.2000г. №1054, п.3 ст.10 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» не могут быть приняты во внимание, так как служба в органах внутренних дел представляет собой особый вид государственный службы и порядок зачета в выслугу лет периодов службы определяется законодательством и не подлежит толкованию. Те нормативные акты и ФЗ на которые ссылается истец при исчислении выслуги лет для назначении пенсии не подлежат применению. Ст.10 ФЗ РФ от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 25.06.2012, с изм. от 15.10.2012) "О статусе военнослужащих" указывает, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы. Так же о государственных гражданской службе идет речь и в других нормативных актах, на которых основывает свои требования истец. В данном случае истец не является государственным гражданским служащим, а проходил службу в органах внутренних дел, которая по условиям службы приравнивается к военной службе. Такие понятия как «общий трудовой стаж» и «стаж работы по специальности» при исчислении истцу пенсии за выслугу лет как сотруднику органов внутренних дел не предусмотрены специальным законодательством, регулирующим пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел.

В силу части второй статьи 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993г. N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", на которую ссылается истец, военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца. Данная норма закона не правильно толкуется истцом и его представителем. Данный закон вопросы пенсионного обеспечения непосредственно не регулирует, а устанавливает лишь общее правило о льготном исчислении выслуги лет и трудового стажа всех военнослужащих, выполнявших задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах. Условия единой системы правовой и социальной защиты военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, конкретизированы в других нормативных правовых актах. Общее правило о льготном исчислении выслуги лет и трудового стажа всех военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, должно применяться дифференцированно, то есть в зависимости от того, проходила военная служба по контракту или по призыву. Военнослужащим, проходившим военную службу по контракту и выполнявшим задачи в условиях чрезвычайного положения, срок такой службы засчитывается в льготном исчислении в выслугу лет, а военнослужащим, выполнявшим аналогичные задачи по призыву, - в льготном исчислении в трудовой стаж. Изложенный вывод подтверждается содержанием статьи 37 Федерального закона от 6 февраля 1997г. N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации". Согласно частям второй и третьей названной статьи срок привлечения личного состава соединений и воинских частей (подразделений) внутренних войск к выполнению возложенных на них задач по обеспечению режима чрезвычайного положения не должен превышать три месяца. При этом: срок военной службы, засчитываемый в выслугу лет, дающую право на пенсию, военнослужащим внутренних войск, проходящим военную службу по контракту, исчисляется из расчета один месяц за три месяца; срок военной службы, засчитываемый в трудовой стаж для назначения пенсии, военнослужащим внутренних войск, проходящим военную службу по призыву, исчисляется из расчета один месяц за три месяца. Таким образом, федеральным законодателем специально оговорено, что военнослужащим внутренних войск, проходящим военную службу по призыву, срок военной службы по обеспечению режима чрезвычайного положения из расчета один месяц за три месяца засчитывается только в трудовой стаж для назначения пенсии, а не в выслугу лет. Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 17 июля 2003г. N 268-О высказал правовую позицию, заключающуюся в том, что установление такого рода льгот для военнослужащих, проходивших военную службу в особых условиях в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, и, соответственно, дифференциация в пенсионном обеспечении, в том числе в правилах исчисления выслуги лет в зависимости от того, осуществлялась ли военная служба на профессиональной, контрактной основе либо она проходила по призыву, не может рассматриваться как не согласующаяся с требованиями конституционного принципа равенства всех перед законом и судом и равенства прав и свобод человека и гражданина и нарушающая право на пенсионное обеспечение.

При указанных обстоятельствах, выслуга лет истцу исчислена в соответствии с действующим законодательством и оснований для удовлетворения исковых требований в указанной части не имеется.

Руководствуясь ст.ст.67,194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать ГУ МВД России по Воронежской области произвести ФИО7 перерасчет выслуги лет в льготном исчислении за период с 27.07.2001г. по 22.10.2001г. исходя из расчета 1 день участия в боевых действиях за три дня службы.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий: